Правовая охрана изобретений и полезных моделей. Учебное пособие для магистров
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
17.10.2016 |
ISBN: |
9785392232253 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
221 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Предисловие
Введение
Глава 1. История патентной охраны изобретений и полезных моделей
Глава 2. Теории легитимации исключительных прав на изобретения и полезные модели. Назначение исключительных прав на данные объекты
Глава 3. Изобретение: понятие и критерии патентоспособности
Глава 4. Полезная модель: понятие и критерии патентоспособности
Глава 5. Патентование изобретений и полезных моделей
Глава 6. Патентные права на изобретения и полезные модели: система и содержание
Глава 7. Границы и пределы осуществления исключительного права на изобретение / полезную модель
Глава 8. Правовой режим служебных патентоохраняемых объектов
Глава 9. Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным
Глава 10. Защита нарушенных исключительных прав на изобретения и полезные модели
Судебная практика
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 7. ГРАНИЦЫ И ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ИЗОБРЕТЕНИЕ / ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
7.1. Границы и пределы осуществления исключительного права на изобретение / полезную модель: постановка проблемы
Основополагающим принципом патентного права выступает принцип баланса частных и общественных интересов. Согласно ст. 7 ТРИПС, охрана и обеспечение интеллектуальных прав должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний.
Как было отмечено в отношении данной нормы в информационном справочнике ТРИПС: «Соглашение не предназначено только для защиты интересов правообладателей. Оно служит установлению баланса интересов, что способствует социально-экономическому благосостоянию».
Статья 8 ТРИПС, в свою очередь, закрепила возможность сторон применять меры, необходимые для: а) охраны здоровья населения и питания, содействия общественным интересам в жизненно важных для их социально-экономического и технического развития секторах; б) предотвращения злоупотреблений правами интеллектуальной собственности.
Между тем обеспечение подобного баланса является крайне сложной задачей. Патентоохраняемые объекты, напротив, зачастую оказываются точкой столкновения разнонаправленных частных и общественных интересов, что связано с их имманентными характеристиками.
В зарубежной доктрине выделяют два основанных признака патентоохраняемх объектов: неконкурирующее потребление (non-rivalrous consumption) и неисключительность (non-excludability).
Объект признается неконкурирующим, если его использование одним индивидом не лишает всех иных лиц доступа к нему, не умаляет их возможностей по его использованию. Свойство неисключительности, в свою очередь, характеризует крайнюю сложность (или даже невозможность) обеспечить использование патентоохраняемого объекта конкретным лицом без предоставления подобной возможности всем и каждому, добиться «исключительного использования объекта».
В дополнение к отмеченным имманентным признакам важно обозначить функциональные характеристики таких объектов. Как отмечалось еще в советской доктрине, изобретение представляет собой «продукт специфической творческой деятельности, обычно служащий тем потребностям общества, которые не могут быть удовлетворены уже известными или очевидными средствами», «новое, повышающее уровень современной техники творческое разрешение технической проблемы».
Создание таких объектов выступает, как правило, ответом на актуализированные потребности в производственной, экологической, медицинской и иных значимых для социально-экономического развития сферах; решением сложных общественных задач. Так, в Европейском союзе технологические разработки были названы институтом, «обеспечивающим постоянный экономический рост и решение глобальных проблем континента». Преобладающая часть предметов, без которых социум не представляет своего существования, были в свое время зарегистрированы в качестве изобретений, промышленных образцов и т. д.
Таким образом, патентоохраняемые объекты могут служить удовлетворению значимых потребностей неограниченного круга лиц. В связи с чем с их свободным использованием сопряжен существенный публичный интерес. Установление на нормативном уровне режима исключительного использования таких объектов в любом случае редуцирует возможный общественно-полезный эффект от создания инновационной разработки. Правообладатель получает возможность контролировать использование патентоохраняемого объекта, отказывать всем иным лицам в доступе к инновационной разработке. В таком случае для общества на первый взгляд максимально выгодной ситуацией является отсутствие исключительных прав на изобретения и полезные модели.
Между тем в действительности ситуация обстоит иным образом. В отсутствие исключительных прав существенным образом снизились бы стимулы к инновационной деятельности. Свободное использование созданной разработки не позволит инноваторам не только получить справедливую прибыль от коммерческого использования созданного патентоохраняемого объекта, распоряжения правами на них, но и покрыть произведенные ими расходы. В связи с чем значителен риск того, что они откажутся вкладывать средства на создание и коммерциализацию новых технических решений. В отсутствие исключительных прав изобретения и полезные модели невозможно было бы вовлечь в имущественный оборот, превратить их рыночный актив.
Таким образом, в случае с патентоохраняемыми объектами удовлетворение общественных интересов требует обеспечения, с одной стороны, доступа к инновационным разработкам широкого круга лиц, с другой стороны, господства над их использованием патентообладателя.
Целям обеспечения балансов разнонаправленных частных и общественных интересов в такой ситуации служит установление границ и пределов осуществления исключительного патентного права. В данном случае действует следующий алгоритм. Законодатель гарантирует патентообладателю эксклюзивное использование его разработки, что позволяет ему компенсировать вложения в научно-технический прогресс, служит стимулом для дальнейшей инновационной деятельности. В то же время устанавливаются границы осуществления такого права, которые позволяют иным лицам использовать патентоохраняемый объект в строго определенных целях. Пределы осуществления исключительных прав позволяют государству воздействовать (прежде всего через суд) на правореализационный процесс: обеспечивать осуществление исключительного права в соответствии с его институциональным назначением, пресекать практики, существенным образом нарушающие публичные интересы.
7.2. Границы исключительного права на изобретение / полезную модель
Границы субъективного права представляют собой «установленные действующим законодательством абсолютно-определенные (императивные) предписания, четко регламентирующие меру свободы управомоченного лица», за рамками которых субъект перестает действовать на основании права. В большинстве своем подобные границы служат обеспечению баланса частных и общественных интересов, связанных с патентоохраняемыми объектами.
Применительно к исключительным правам патентообладателя необходимо вести речь о следующих границах.
1) Временные границы
Установлен срок действия исключительного права (ст. 1230, 1363 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1363 ГК РФ, исключительные права на изобретение и полезную модель действуют в течение 20 лет и 10 лет соответственно. Данные границы непосредственным образом служат обеспечению общественного интереса в доступе к инновационной разработке неограниченного круга лиц. Предполагается, что за обозначенный период времени патентообладатели успеют обеспечить эффективную коммерциализацию своей разработки, получить прибыль от эксклюзивного ее использования, что обеспечит должный стимул для инновационной деятельности. По истечении обозначенных сроков изобретения и полезные модели переходят во всеобщее достояние. Любой субъект может их использовать без риска нарушить чужие интеллектуальные права.
Важное положение содержится в п. 2 ст. 1363 ГК РФ. Предусматривается возможность продления срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к таким продуктам, как лекарственное средство, пестицид или агрохимикат, для применения которых требуется получение разрешения, при условии, что с даты подачи патентной заявки до дня получения указанного разрешения прошло более пяти лет. Чтобы реализовать данное право, патентообладатель должен обратиться с соответствующим заявлением в Роспатент. Срок продлевается на время, прошедшее с даты подачи заявки на выдачу патента на изобретение до дня получения первого разрешения на применение продукта, за вычетом пяти лет, но не более чем на пять лет.
Особую значимость данное положение представляет прежде всего для фармацевтических компаний. Выход на рынок с новым препаратом представляет собой длительный процесс. Регистрации лекарственного средства предшествуют клинические испытания, экспертиза. При этом фарминдустрии присущи крайне высокие затраты на создание и коммерциализацию изобретений. По данным журнала Forbes, ведущие фармацевтические компании тратят как минимум $ 4–5 млрд на разработку нового лекарственного препарата. Но затраты могут быть в 2–3 раза выше. Вероятна ситуация, когда большую часть патентного срока компания будет осуществлять только подготовительные действия к выходу на рынок. Времени для того, чтобы компенсировать затраты, в условиях эксклюзивного использования у нее останется мало. Чтобы обеспечить в данном случае частный интерес подобных патентообладателей, законодатель и закрепил п. 2 ст. 1363 ГК РФ.
Прежняя редакция предписывала, что патент на такое изобретение продлевается Роспатентом по заявлению правообладателя, если со дня подачи заявки на выдачу патента до получения первого разрешения на применение лекарственного средства прошло более пяти лет. Действующая редакция предусмотрела необходимость получения для подобного продления дополнительного патента. Формула такого патента должна содержать совокупность признаков запатентованного изобретения, характеризующего продукт, на применение которого получено разрешение.
Таким образом, дополнительный патент выдается непосредственно на то активное соединение или комбинацию активных соединений или фармацевтическую композицию, которые проходили клинические испытания и на применение которых в качестве лекарственного средства получено регистрационное удостоверение.
Как справедливо было замечено А. Пиличевой, «заявитель может получить широкий основной патент, структурная формула которого будет охватывать несколько активных веществ, однако выдача дополнительного патента будет возможна только в отношении того ингредиента или их комбинации, которые указаны в разрешении на применение».
Подобные изменения лишили правообладателей возможности растягивать патентную защиту на те элементы формулы, которые не были воплощены в конкретные лекарственные препараты, что отвечает общественным интересам и соответствует зарубежному опыту. Вместе с тем радикальных изменений в сфере патентной охраны лекарственных препаратов не произошло.
2) Территориальные границы: установление территориального принципа защиты исключительных прав
На территории Российской Федерации признаются и защищаются лишь исключительные права на патентоохраняемые объекты, которые удостоверены патентами, выданными Роспатентом, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации (ст. 1346 ГК РФ). Иными словами, если иностранная компания или гражданин хотят получить защиту своих прав на изобретение или полезную модель на территории Российской Федерации, возможность пресекать попытки его использования российскими производителями, они должны обратиться в Роспатент за выдачей российского патента либо подать международную заявку. Последнее, однако, не отменяет того факта, что правовая охрана на территории Российской Федерации будет все равно предоставляться Роспатентом (при переходе к национальной фазе). При этом выданный российским ведомством патент и удостоверяемое им исключительное право действуют только на территории Российской Федерации. Экстерриториальным действием обладают лишь патенты, выданные в соответствии с международным договором. При этом речь идет о региональных патентах (Евразийский патент), а не о едином международном.
Правовая охрана изобретений и полезных моделей. Учебное пособие для магистров
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Магистр права в сфере интеллектуальной собственности» кафедры интеллектуальных прав Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). Автором рассмотрены основные проблемы, связанные с правовой охраной изобретений и полезных моделей. Особое внимание уделено вопросам защиты нарушенных исключительных прав на данные объекты, правовому режиму служебных изобретений и полезных моделей, условиям и порядку оспаривания действительности патентов, патентным злоупотреблениям.<br />
Материал изложен на основе законодательства, актуального на июль 2016 г., с привлечением правоприменительной практики. По большинству из заявленных вопросов представлены теоретические воззрения ученых.<br />
Учебное пособие подготовлено с учетом новых правовых тенденций с широким применением современной методологии: сравнительно-правового метода, экономического анализа права, институционального подхода и др.<br />
Адресовано в первую очередь магистрантам и аспирантам юридических вузов, но будет интересно также студентам бакалавриата, практикующим юристам, преподавателям юридических вузов, а также всем, кто интересуется вопросами осуществления и защиты патентных прав.
Юридическая Ворожевич А.С. Правовая охрана изобретений и полезных моделей. Учебное пособие для магистров
Юридическая Ворожевич А.С. Правовая охрана изобретений и полезных моделей. Учебное пособие для магистров
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Магистр права в сфере интеллектуальной собственности» кафедры интеллектуальных прав Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). Автором рассмотрены основные проблемы, связанные с правовой охраной изобретений и полезных моделей. Особое внимание уделено вопросам защиты нарушенных исключительных прав на данные объекты, правовому режиму служебных изобретений и полезных моделей, условиям и порядку оспаривания действительности патентов, патентным злоупотреблениям.<br />
Материал изложен на основе законодательства, актуального на июль 2016 г., с привлечением правоприменительной практики. По большинству из заявленных вопросов представлены теоретические воззрения ученых.<br />
Учебное пособие подготовлено с учетом новых правовых тенденций с широким применением современной методологии: сравнительно-правового метода, экономического анализа права, институционального подхода и др.<br />
Адресовано в первую очередь магистрантам и аспирантам юридических вузов, но будет интересно также студентам бакалавриата, практикующим юристам, преподавателям юридических вузов, а также всем, кто интересуется вопросами осуществления и защиты патентных прав.
|