Юридическая Гейнеман А.А. Право в индустрии моды

Право в индустрии моды

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 14.11.2017
ISBN: 9785392266005
Язык:
Объем текста: 156 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

I. Право в индустрии моды. Fashion Law

II. Разрешение правовых вопросов, возникающих в системе fashion-ритейла

III. Правовая охрана и защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в модной индустрии

IV. Особенности судебной практики по делам о защите прав творческих личностей в индустрии моды

Приложение. Формы документов

Словарь понятий, используемых в праве индустрии моды



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



III. Правовая охрана и защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в модной индустрии


1. Проблемы правовой охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в модной индустрии


В юридической литературе различают понятия охраны и защиты прав. Так, под охраной понимается установление нормами права общего режима ценностей, в силу которого носитель права может извлекать выгоды при его осуществлении. Под защитой — меры, применяемые против нарушителей субъективного права.


Право на защиту является правомочием, входящим в содержание субъективного гражданского права, и представляет собой возможность применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия.


По общему правилу споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.


Защита интеллектуальных прав в установленных законом случаях может быть осуществлена в административном порядке федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (в отношении секретных изобретений) (п. 2 ст. 1248 ГК РФ).


Применительно к защите интеллектуальных прав законодателем не сделано исключений из общих положений об условиях гражданско-правовой ответственности. По общему правилу, меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя. Вместе с тем к лицу, нарушившему исключительное право при осуществлении предпринимательской деятельности, ряд мер ответственности (возмещение убытков, вызванных нарушением исключительного права, и компенсация за нарушение указанного права), по общему правилу, могут быть применены независимо от его вины (п. 3 ст. 1250 ГК РФ).


В свою очередь, способы защиты гражданских прав подразделяются на меры государственно-принудительного порядка, обладающие признаками мер гражданско-правовой ответственности, и на меры защиты в узком смысле слова, не обладающие такими признаками.


Так, к мерам гражданско-правовой ответственности относятся возмещение убытков, взыскание неустойки, имущественная компенсация морального вреда. В отличие от них меры защиты в узком смысле слова обладают превентивной и пресекательной функциями и применяются в связи с оспариваемым или нарушаемым субъективным правом. По словам В. С. Ема, при применении мер защиты «правонарушитель юридически теряет то, что по праву ему не принадлежит, и никаких других юридически обязательных обременительных имущественных последствий у него не возникает», в то время как применение мер ответственности означает для правонарушителя «претерпевание юридически обязательных обременений имущественного характера».


В. О. Калятин отмечает, что меры защиты применяются без учета вины лица, нарушающего исключительное право (например, признание права, различные способы защиты права) (см. об этом далее), в то время как меры ответственности представляют собой возложение дополнительного бремени на виновного нарушителя исключительного права.


Не следует также отождествлять понятия санкции и ответственности. Под гражданско-правовыми санкциями понимаются предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые судом к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения. Таким образом, всякая ответственность есть санкция, но не всякая санкция есть ответственность.


В целом гражданско-правовая ответственность характеризуется, как правило, тремя признаками: государственным принуждением, отрицательными неблагоприятными последствиями на стороне правонарушителя, осуждением правонарушения и его субъекта.


На национальном уровне вопрос правовой охраны произведений дизайна решается по-разному. В одних странах предусмотрена возможность только патентно-правовой охраны (США, Канада). В других допускается одновременное применение авторско-правового и патентно-правового режима (Франция, Германия), в-третьих, предусматривается выбор одного из указанных режимов (Италия, Великобритания).


Рассмотрим более подробно практику правовой охраны дизайна одежды некоторых зарубежных стран, а именно США, Европейского союза и Китая. Выбор указанных стран для анализа связан с различными правовыми подходами к регулированию охраны дизайна в общем и дизайна одежды, в частности.


Дизайн одежды может охраняться в рамках как авторского, так и патентного права. Законодательство США ориентировано на патентно-правовую охрану дизайна одежды. Несмотря на то, что прямого запрета в законодательстве на авторско-правовую охрану дизайна не предусмотрено, ее предоставление представляется крайне затруднительным по следующим причинам.


Согласно Закону об авторском праве США 1976 г. (17. U.S. C. § 101 et seq.) 154 в качестве объектов авторского права охраняются оригинальные 154 Закон США «Об авторском праве» 1976 г., 17. U.S. C. § 101 et seq.


Английское право не знает деления на промышленные образцы и произведения, используя во всех случаях понятие дизайна. Различают три вида прав на объекты, объединенные этим понятием.


1. Авторские права на проекты, чертежи, образцы изделий. По общему правилу авторское право не препятствует третьим лицам, которые воспроизводят соответствующий дизайн. Исключением являются художественные произведения. Если чертеж содержит художественные элементы, третьи лица не вправе производить изделия с такими элементами. На дизайн изделий, которые производятся каким-либо промышленным способом, установлен сокращенный срок действия авторских прав — 25 лет с момента первого введения в оборот изделий, в которых воспроизведен дизайн. По истечении 25 лет дизайн переходит в общественное достояние в части его использования для промышленного производства изделий. При этом исключительное право на другие способы использования сохраняется.


2. Право на зарегистрированный дизайн, режим которого близок к промышленным образцам в России. Охраняется дизайн, определяющий внешний вид изделий. Исключительное право позволяет запрещать использовать в коммерческих целях дизайн, производящий на информированного потребителя такое же общее впечатление, что и зарегистрированный объект. Срок действия права составляет 5 лет, но может неоднократно продлеваться, максимально до 25 лет с момента регистрации.


3. Право на незарегистрированный дизайн, который может относиться не только к внешнему виду изделия. На незарегистрированный дизайн возникают права sui generis, которые в законодательстве поименованы design rights. Исключительное право позволяет запрещать производить и использовать в коммерческих целях изделия, воспроизводящие незарегистрированный дизайн. Срок действия права составляет 10 лет с момента первого введения изделия в оборот, но не более 15 лет с момента создания дизайна.


Каково соотношение между указанными видами прав? С одной стороны, допускается кумулятивная охрана дизайна авторским правом в качестве зарегистрированного образца. С другой стороны, в целях гармонизации правового режима двух объектов авторские права ограничены. Во-первых, введено ограничение по сроку действия права в части использования произведения способами, пересекающимися со способами использования зарегистрированного дизайна. Впрочем, несмотря на установление 25-летнего срока, начало его течения связывается с равными моментами (регистрация и первое ведение в оборот), т.е. сроки охраны гармонизированы лишь частично. Во-вторых, авторские права ограничены в интересах добросовестных третьих лиц. Не является нарушением авторских прав использование дизайна на основании лицензии правообладателя зарегистрированного дизайна, даже если дизайн зарегистрирован с нарушением авторских прав.


Результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в определенной материальной форме, позволяющей осуществлять воспроизведение, копирование, переработку этих результатов. Кроме этого, применяется требование «отдельного существования», т.е. дизайн должен представлять собой изобразительную, скульптурную или графическую работу, которая может рассматриваться отдельно от утилитарной составляющей изделия. Выполненный дизайнером рисунок одежды признается объектом авторского права, что нельзя сказать о дизайне, воплощенном в изделии.


Указанное требование является отражением так называемой «доктрины полезного изделия». Согласно положениям данное доктрины утилитарные предметы не могут охраняться авторским правом. Под охрану подпадают только те элементы изделия, которые могут быть отделены от утилитарной составляющей и использованы независимо от нее.


Выделяют физическую и концептуальную отделимость. Под физической отделимостью понимают случаи, когда возможно физическое выделение части изделия, содержащей лишь эстетические признаки. Однако такое требование выполняется крайне редко, поскольку современный дизайн характеризуется тесным переплетением эстетических и утилитарных черт, что согласно требованиям законодательства США приводит к исключению большинства дизайнерских разработок из сферы авторского права.


Единого понимания концептуальной отделимости в правоприменительной практике не выработано. Согласно данной концепции элемент изделия будет признан охраноспособным в рамках авторского права, если возможно самостоятельное существование эстетических элементов. При этом концептуальная разделимость имеет место, если спорный элемент внешнего вида изделия «отражает художественное мышление автора, независимое от утилитарной составляющей».


Патентно-правовая охрана дизайна одежды может быть предоставлена при соответствии следующим условиям охраноспособности: новизне, неочевидности, оригинальности и декоративности.


Охрану исследуемого результата интеллектуальной деятельности в ЕС следует рассматривать спозиции авторского и патентного права. Согласно положениям Директив ЕС — Директивы 91/250/EEC о правовой охране компьютерных программ (заменена Директивой 2009/24/ЕС), Директивы 96/9 о правовой охране баз данных, Директивы 2001/29/ЕС о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном сообществе, посвященных вопросам авторского права, возможность предоставления правовой охраны дизайна отнесена к компетенции стран-участниц. Таким образом, именно страны-участницы определяют круг произведений, охраняемых авторским правом, а также продолжительность охраны и условия ее приобретения. Рассматривая возможность охраны дизайна одежды нормами авторского права, необходимо обращаться к национальному законодательству стран ЕС.


В Великобритании Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. предусматривает закрытый перечень объектов, подлежащих охране. Дизайн одежды может быть отнесен к категории гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе» (принята в г. Брюсселе 22.05.2001) / World Organization «художественные ремесла». При анализе правоприменительной практики можно встретить различное понимание художественности изделия. Одни судьи характеризуют такие произведения как созданные вручную, исключая возможность промышленного тиражирования, другие указывают на особое предназначение – например, только для показа на подиуме.


Однако в большинстве случаев суд отказывает в охране в рамках авторского права дизайну одежды. В деле Guild против Escandar, рассмотренном в 2001 г., истец настаивала, что ответчик нарушает авторское право на дизайн свитера, кардигана и мужской рубашки, но суд указал, что спорные результаты интеллектуальной деятельности подлежат охране в рамках промышленного образца, а не авторского права, и отказал в иске.


Во Франции, традиционно внимательно относящейся к правовой охране дизайна одежды, который прямо закреплен среди объектов авторского права в ст. L. 112-2 Кодекса интеллектуальной собственности Франции.


Среди перечня произведений, подлежащих охране, упоминаются результаты творческой деятельности, созданные в рамках сезонных отраслей промышленности, к ним относят одежду и сопутствующим изделиям (например, аксессуары).


В п. 1 ст. 2 Закона об авторском праве Германии от 09.09.1965 находится открытый перечень произведений науки, литературы и искусства. Прямо произведения в перечне не указаны, однако приведены произведения прикладного искусства. Таким образом, можно сделать вывод о возможности авторско-правовой охраны дизайна одежды в рамках авторского права. Доктрина авторского права Германии исходит из того, что при создании традиционных произведений литературы и искусства автор неограничен в выражении своего творческого замысла, что исключает независимое повторение результата и позволяет предоставить автоматическую охрану по факту создания. Произведениям декоративно-прикладного искусства и дизайна ввиду определенной ограниченности реализации творческого потенциала автора различного рода требованиями необходимы особые условия выявления творческой составляющей вещи для предоставления правовой охраны. В связи с этим суды Германии предъявляют повышенные требования к оригинальности произведения по сравнению с обыкновенной технической работой, которые может выполнить средний специалист в данной области, что позволяет сделать вывод о том, что в рамках авторского права могут получить лишь отдельные произведения дизайна одежды, например модели высокой моды.


Отношения, связанные с охраной промышленного образца в ЕС, регулируются Директивой № 98/71/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 13.10.1998 «О правовой охране промышленных образцов» и Регламентом № 6/2002 Совета Европейского союза от 12 декабря 2001 г. «О промышленных образцах ЕС».


Принятие указанных правовых актов в рамках ЕС направлено на гармонизацию отношений, связанных с правовой охраной дизайна. В основу охраны промышленного дизайна в ЕС положен патентно-правовой способ охраны, но с определенными особенностями, учитывающими положительные черты авторского права, что проявилось в незарегистрированном образце. Такой выбор был обусловлен разнообразием подходов стран ЕС к регулированию отношений, связанных с охраной дизайна.


Разработчики Регламента и Директивы по промышленным образцам указывали на то, что ввиду двойственной природы промышленного образца требуется специальный подход, который сочетал бы в себе положительные черты как авторского, так и патентного права.


Результатом реализации такой позиции стала существующая система промышленных образцов, включающая зарегистрированный и незарегистрированный образцы.


Сообщества. Незарегистрированный образец — это попытка использовать такое преимущество авторского права, как отсутствие регистрации. Под промышленным образцом в ст. 1 Директивы ЕС и ст. 3 Регламента ЕС понимается внешний вид изделия или его части, являющийся результатом особенностей изделия, в частности линий, контуров, цветов, формы, текстуры и/или материалов самого изделия и/или его украшения.


Для получения охраны в качестве зарегистрированного промышленного образца дизайн одежды должен соответствовать условиям охраноспособности, т.е. новизны и индивидуального характера.


Дизайн признается новым, если на дату подачи заявки на регистрацию или на дату приоритета никакой идентичный промышленный образец не был доведен до всеобщего сведения. При этом промышленные образцы считаются идентичными, если их особенности отличаются только незначительными деталями (ст. 4 Директивы № 98/71, ст. 5 Регламента 6/2002).


Промышленный образец должен считаться обладающим индивидуальным характером, если общее впечатление, которое он производит на информированного потребителя, отличается от общего впечатления, производимого на такого потребителя любым промышленным образцом, который стал общедоступным. При оценке общего впечатления в унификации и гармонизации правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в ЕС во внимание должна быть принята степень свободы творчества дизайнера (ст. 5 Директивы № 98/71, ст. 6 Регламента 6/2002).


Так, в решении по делу Kwang Yang Motor Co Ltd. v. OHIM суд указал, что степень различий дизайна, выступающая основой для формирования другого общего впечатления на информированного пользователя, пропорциональна степени свободы дизайнера. Иными словами, небольшие различия не могут генерировать иное общее впечатление, однако если степень свободы ограничена, то их может быть достаточно.


Важной особенностью индивидуального характера промышленного образца выступает оценка с точки зрения информированного потребителя, которая в настоящее время также воспринята российским законодательством.


Согласно законодательству ЕС оценка оригинальности проводится с точки зрения информированного потребителя, а не с точки зрения специалиста, как сложилось в правоприменительной практике Германии. Такая ориентация законодателя связана со снижением детализации при сравнении промышленного образца с противопоставленным спорным результатом, что приводит к расширению круга результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под охрану. Но в то же время законодателем предусмотрен определенный уровень специализированной оценки, позволяющий избежать предоставления охраны сходному дизайну.


Одним из преимуществ правовой охраны промышленного образца в законодательстве ЕС, которое может иметь важное значение для дизайна одежды, является отсрочка публикации.


В ст. 50 Регламента Совета ЕС предусмотрена возможность отсрочки публикации промышленного образца в течение 30 месяцев с даты подачи заявки или с даты приоритета. Указанная возможность позволяет правообладателю, не раскрывая сущности, выбрать определенную тактику поведения с выведением товара на рынок.


В рамках законодательства ЕС предусмотрена возможность подачи многовидовой заявки (ст. 37 Регламента ЕС), под которой следует понимать размещение любого количества промышленных образцов. Указанные в ней образцы должны относиться к одному классу согласно Локарнскому соглашению об учреждении Международной классификации промышленных образцов от 8 сентября 1968 г.


При этом каждый промышленный образец заявки может рассматриваться отдельно, а именно может стать предметом уступки, лицензирования, продления срока действия, признания недействительным.


Таким образом, при уплате дополнительной пошлины дизайнер имеет возможность зарегистрировать всю свою коллекцию, включая обувь и аксессуары, что в сфере одежды, на наш взгляд, важно, поскольку дизайнер часто создает образ в целом, состоящий не только из одежды и обуви, но и из аксессуаров.


В российском законодательстве такая возможность не предусмотрена.


Отдаленно можно провести аналогию с положениями ст. 1377 ГК РФ, предусматривающими возможность указания в заявке сразу нескольких промышленных образцов, объединенных одним творческим замыслом, что также называется законодателем требованием единства промышленного образца (п. 9.6 Административного регламента по промышленным образцам).


Законодательство ЕС не предусматривает проведения экспертизы по существу, что позволяет сделать процедуру дешевле и короче. Данная черта важна для дизайна одежды. Кроме того, охрана предоставляется во всех странах ЕС, что также экономит время и сокращает финансовые затраты.


Кроме того, в рамках указанного выше Регламента и Директивы предусмотрена правовая охрана незарегистрированного промышленного образца. Если дизайн соответствует требованиям оригинальности и новизны, то возможна охрана в качестве незарегистрированного промышленного образца в течение трех лет с момента обнародования на территории Европейского сообщества.


Таким образом, данный институт не предусматривает регистрации в патентном ведомстве, что исключает финансовые затраты и более оперативно предоставляет охрану по сравнению с зарегистрированным промышленным образцом. Однако данный вид охраны защищает только от копирования, нарушение путем создания общего впечатления с точки зрения незарегистрированного промышленного образца не признается нарушением. Кроме того, если третье лицо докажет независимое создание дизайна, правообладатель не сможет воспрепятствовать ему в использовании спорного дизайна.


Примером из практики о споре в отношении дизайна изделия, может служить, дело, связанное с известным модным дизайнером и основателем итальянского бренда Aquazzura Эдгардо Осорио, который подал в суд на другого дизайнера Стива Мэддена, владельца товарного знака Steve Madden. Он обвиняет Steve Madden в полном копировании дизайна трех популярных моделей босоножек. При этом босоножки от Steve Madden продаются за 129 долл., а босоножки Aquazzura стоят 785 долл. и прекрасно продаются: Эдгардо Осорио требует материальной компенсации и остановки выпуска скопированных моделей обуви. До этого он обвинил в нарушении своих прав Иванку Трамп, дочь Дональда Трампа. Представитель Трампа заявил, что спорные «босоножки представляют собой модные тенденции этого сезона и не подлежат защите интеллектуальной собственности».


Помимо выше упомянутого, стоит уделить особое внимание высокой процентной составляющей на рынке по продаже подделок/плагиата, т.е. так называемых fake-вещей. Почему же не ведется борьба с массовым поступлением в продажу подделок и не предоставляется защита законно осуществляющим свою деятельность дизайнерам и брендовых торговым компаниям?


Исходя из сложившейся ситуации на рынке, Закон дает возможность свободно и легко наносить удары по Моде, творцы которой надлежащим образом осуществили регистрацию своих прав, но в действительности так и не получила свою правовую охрану.


По какой причине не устраивается массовое сожжение китайских сумок от Michael Kors или туфель от Christian Louboutin? Кто таким образом, страдает, а кто выигрывает от ситуации незащищенности интеллектуальной собственности в моде?


Репутация является обязательной составляющей гудвилл, причем необходимо принимать во внимание, что учету подлежит как корпоративная репутация (создаваемая собственно компанией), так и личная репутация, а значит профессионализм (известность имени, бренда), отражающая его качественные характеристики и показатели.


Несомненно, можно выделить и ряд положительных моментов, складывающихся на практике применения дизайнерами в своих индивидуальных дизайнерских решениях. Дизайнеры могут пользоваться моделями других модельеров, национальных костюмов или эпох. Это приводит к бóльшей креативности среди дизайнеров, ведь они вольны использовать любые материалы, орнаменты и формы.




Право в индустрии моды

В книге рассматриваются проблемы развития и правовой поддержки модной индустрии, отсутствие регистрации результатов творческого труда как объектов интеллектуальной собственности, незакрепленность или искажение в договорных отношениях известных понятий в отрасли моды, придается значимость и необходимость в создании в Российской Федерации нового правового сектора, известного в мире как «Право в индустрии моды» – «Fashion Law» на основе накопленного зарубежного опыта и выявленных на практике отечественных проблем.<br /> В книге нашли отражение распространенные вопросы, с которыми дизайнеры, модели, стилисты и торговые организации сталкиваются в своей профессиональной и повседневной работе.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Книга может быть полезна лицам, чья деятельность связана с индустрией моды, а также специалистам в области интеллектуальной собственности, студентам, аспирантам, преподавателям, торговым организациям.

139
 Гейнеман А.А. Право в индустрии моды

Гейнеман А.А. Право в индустрии моды

Гейнеман А.А. Право в индустрии моды

В книге рассматриваются проблемы развития и правовой поддержки модной индустрии, отсутствие регистрации результатов творческого труда как объектов интеллектуальной собственности, незакрепленность или искажение в договорных отношениях известных понятий в отрасли моды, придается значимость и необходимость в создании в Российской Федерации нового правового сектора, известного в мире как «Право в индустрии моды» – «Fashion Law» на основе накопленного зарубежного опыта и выявленных на практике отечественных проблем.<br /> В книге нашли отражение распространенные вопросы, с которыми дизайнеры, модели, стилисты и торговые организации сталкиваются в своей профессиональной и повседневной работе.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Книга может быть полезна лицам, чья деятельность связана с индустрией моды, а также специалистам в области интеллектуальной собственности, студентам, аспирантам, преподавателям, торговым организациям.

Внимание! Авторские права на книгу "Право в индустрии моды" (Гейнеман А.А.) охраняются законодательством!