Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.07.2014
ISBN: 9785392162789
Язык:
Объем текста: 316 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел 1. Политическая организация общества и право — феномены общечеловеческой культуры. Глава 1. Политическая организация общества и право в структуре социальной реальности

Глава 2. Развитие теоретических представлений о генезисе политической организации общества и права под влиянием прогресса исторического знания

Глава 3. Наиболее общие закономерности функционирования политической организации общества и права

Раздел 2. Генетически начальный тип политической организации общества и права. Глава 4. Общие закономерности функционирования политико-правовой системы и иных сторон древнейшего исторического типа общества

Глава 5. Специфические закономерности первоначального типа политической организации общества и права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Специфические закономерности
первоначального типа политической
организации общества и права


Максимальная политическая организация кочующих охотников-собирателей конституируется в силу различий между ними, делающих невозможным или неэффективным для каждого индивида удовлетворение своих потребностей без взаимодействия с другими лицами. Речь идет о половой и возрастной дифференциации, а также иных неодинаковых у разных людей характеристиках, обусловливающих выполнение ими конкретных видов деятельности более или менее успешно. Политическое тело складывается как объединение столь отличных друг от друга лиц в систему разделения и кооперации их трудовой и иной деятельности на основе совместного обитания в пределах одного участка территории, физического родства и брачных союзов, а также товарищеских связей между ними.


Если не считать саморегулирования каждым индивидом своих действий, то согласно довольно распространенному среди специалистов мнению структура политической организации общества обычно включает три иерархических уровня упорядочения человеческого поведения, представленных так называемыми «резиденциальными» или «корпоративными» объединениями. Отмеченными терминами в специальной литературе нередко обозначаются многоцелевые организации, в которых люди проводят свою жизнь. К данной категории у низших охотников-собирателей относятся семья, затем «группировка семей, которые остаются вместе более часто, чем с другими» в локальной группе, и, наконец, сама полития. Из них первая и последняя решают большую часть задач по упорядочению общественной жизни, в то время как роль в этом деле внутриполитийной группы семей относительно невелика. Во многих случаях локальная группа как целостность непосредственно воздействует на составляющие ее семьи, а последние — на эту группу, обходясь без посредствующего звена. Может быть, причина здесь в том, что само политическое тело — очень небольшое объединение семей.


Кроме резиденциальных организаций, в обществах кочующих охотников-собирателей есть и ассоциации, являющиеся одноцелевыми. Их члены — как лица, принадлежащие к одной корпорации любого из указанных трех уровней, так и индивиды из разных общин, семей, а также внутриполитийных резиденциальных объединений, больших, чем семья. Например, несколько мужчин локальной группы могут организовывать совместные охотничьи экспедиции, а женщины из тех же либо других семей — регулярно встречаться, скажем, чтобы играть в какую-нибудь азартную игру. Отдельные члены многих общин зачастую объединяются в дарообменные партнерства, посредством которых определенные виды вещей иногда доставляются, через многие руки, за сотни километров от места их изготовления. Подобные ассоциации исследователи подчас именуют «братствами», подчеркивая, что эти организации имеют «тенденцию пересекать членство резиденциальных групп».


В результате максимальная политическая организация как целостность выступает в виде совокупности корпораций и «братств» в ее пределах. Причем, так как членство в политии не рвет «братские» отношения, локальная группа оказывается связанной многообразными контактами со многими другими политиями, независимо от наличия или отсутствия взаимодействия между всеми этими всеобъемлющими политическими организациями на уровне общеполитийных органов управления.


Согласование усилий людей в рамках каждой из перечисленных организаций предполагает нормативное регулирование. Оно осуществляется с участием имеющихся в ассоциации руководящих институтов на основе свойственных ей правил поведения. Социальные нормы предстают в виде запечатленных в сознании всякого отдельного участника комбинированной деятельности, являющейся организацией, обобщенных или типичных моделей его взаимодействий с иными членами ассоциации. Любая такая типичная модель — идеальное явление, формирующееся на базе обобщения конкретных моделей отмеченных взаимодействий. Разумеется, при условии, что рассматриваемые взаимодействия относятся к одному типу и неоднократно имели место, каждый раз моделируясь в сознании участников.


Всякий из них обычно расценивает предоставленные ему в таких случавшихся ранее ситуациях совместной деятельности нескольких индивидов возможности поведения ради удовлетворения собственных потребностей вполне определенным образом. А именно как то, на что он может рассчитывать и в последующем, когда будет участвовать во взаимодействиях этого типа, иными словами, как свои права в них. Но он сознает, что в будущих взаимодействиях подобного рода ему придется, как и в аналогичных ситуациях в прошлом, удовлетворять личные нужды постольку, поскольку он будет и активно действовать или воздерживаться от действий в целях реализации нужд других участников совместной деятельности. Естественно, что отмеченные обременения в предстоящих взаимодействиях анализируемого типа он воспринимает в качестве своих обязанностей.


В итоге социальные нормы складываются в сознании членов организации как типичные связи их прав и обязанностей в более или менее обширных категориях сходных одна с другой ситуаций комбинированной деятельности. Такие правила поведения активируются в умах участников согласованного поведения ряда лиц всякий раз, когда они попадают во взаимодействие, относящееся к какой-либо из отмеченных категорий.


Об упорядочении человеческих взаимоотношений на основе такого рода норм в коллективах бродячих охотников-собирателей сообщают многие специалисты. Они указывают на регламентированность в целом социальной жизни в объединениях этого уровня социального развития посредством сложной системы правил поведения, предусматривающих разнообразные права и обязанности конкретных лиц, характеризуют отличающиеся друг от друга формы социальных норм и регулирования на их основе поведения людей. Наконец, ученые выделяют общие черты нормативного упорядочения общественных отношений, равно как и самих регламентирующих их правил.


В частности, в специальной литературе, посвященной кочующим охотникам-собирателям, у них выявлены известные и на более поздних этапах развития общества три способа нормативного регулирования: обязывание конкретных лиц совершать акты положительного поведения, установление запрета для адресатов норм осуществлять определенные действия, а также предоставление им возможности действовать самостоятельно в пределах, очерченных предписаниями и запретами. В последнем случае речь идет как о выборе этими индивидами варианта собственных активных действий или бездействия из ряда альтернатив, так и об обращении адресатов норм к иным лицам и органам, обязанным совершать акты положительного поведения в интересах первых.


При этом число альтернатив иногда весьма значительно, что в конкретных ситуациях специалисты объясняют условиями жизни бродячих доземледельческих групп. Например, размышляя о том, почему нормы послебрачной резиденции, счета происхождения и заключения брака у низших охотников-собирателей, как правило, характеризуются многовариантностью, приводящей к текучести в составе их группировок, Д.Н. Андерсон отмечает следующее: «Наличие сферы, в которой можно выбирать при решении проблемы наилучшего удовлетворения потребностей в любое время, может быть рассмотрено как положительный фактор. Сдвигающиеся устройства, базирующиеся на наилучших выборах в пределах основных линий социальных правил... (насколько это возможно) могут наиболее эффективно связать... население с краткосрочными изменениями в ресурсах и условиях жизни... Социальная гибкость дает возможность оптимальной эксплуатации предпочитаемых эффективных ресурсов всем населением, включая как больных и престарелых, так и взрослых и сильных... Поддержание широких серий взаимно подтверждаемых... связей с родственниками, свойственниками, друзьями, партнерами и т. п. определенно дает самую полную безопасность в обстоятельствах, которые склонны постоянно изменяться. Там, где альтернативы для доступа к тому, что необходимо, меняются не только с переменой в ресурсах, но также и с изменениями в демографии социального объединения, трудно планировать вперед. Но что может быть лучшей безопасностью для будущего, чем держать широкую сферу стратегических социальных связей работающей?». В качестве вывода из приведенного рассуждения Д.Н. Андерсон постулирует: если бы правила послебрачной резиденции, счета происхождения и заключения брака не давали возможности выбора между многочисленными вариантами поведения, то бродячие доаграрные коллективы неизбежно столкнулись бы с серьезными трудностями.


В обществах низших охотников-собирателей социальные нормы не фиксируются письменно. Зачастую они воспринимаются людьми на примерах: и поведения тех, кто действует правильно, и выпадающего на долю таких лиц одобрения со стороны их коллективов, и негативных последствий, испытываемых нарушителями существующей регламентации. Имеется также специальное обучение нормативным знаниям старшими младших, опытными членами соответствующих организаций новичков. В подобных ситуациях нормы передаются «как в процессе практического действия, в виде наглядных форм и образцов действий, так и в виде вербальных формул, запретов, предписаний, символов, содержащих указание на то, как следует поступать».


Во всех случаях человеческая память выступает резервуаром, из которого правила поведения черпаются при необходимости. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с обычаями и традициями. При необходимости принять решение в споре вспоминаются прецеденты.


Такое положение не гарантирует единообразного воспроизведения норм лицами, подпадающими под их действие. Особенно это касается правил, применяемых сравнительно редко. В какой-то мере острота проблемы снимается тем, что правила поведения вплетаются в фольклорные сказания, известные большинству членов социальных общностей, в которых фольклор циркулирует. С целью придания возможно большей определенности самым важным нормам они интегрируются в повествования, исполняемые в форме песен, где точности передачи правил способствуют применяемые ритмы и мелодии.


Низшие охотники-собиратели оказываются способными модифицировать действующие в их ассоциациях правила поведения. Причем использование обычаев и традиций, а также прецедентов в качестве источников общественных норм у бродячих доземледельческих групп отнюдь не означает отсутствия в их социальных системах возможностей для радикальных изменений основ жизни людей посредством нормативного регулирования.


Многочисленные примеры более или менее быстрой общественной трансформации с использованием нормативных средств, приводимые исследователями низших охотников-собирателей, обусловили появление в специальной литературе выводов, подобных сделанному В.Р. Кабо относительно австралийских аборигенов. Он гласит: «Нормы первобытного общества не являются незыблемыми, они дают возможность обществу приспосабливаться к меняющейся ситуации, закрепляя затем нововведения как новые нормы. И это было свойственно первобытному обществу всегда: иначе его развитие прекратилось бы, оно попросту не смогло бы выжить». Иными словами, тенденция к обновлению традиций, в том числе глубокому, является у низших охотников-собирателей твердо укоренившейся.


В работах некоторых специалистов сообщается о механизме ее действия. Инициаторами процесса нормативной инновации весьма часто являются члены организаций, заметившие неэффективность норм, которые действуют в их объединениях, и считающие, что в состоянии предложить лучшие правила. Предполагаемые изменения в нормах выносятся ими на рассмотрение коллег по соответствующей организации и прежде всего ее руководителей (нередко сами инициаторы нововведений — руководители в своих ассоциациях). Члены организации обсуждают все созревшие в их среде варианты обновления правил и приходят к определенному решению. Если нововведение одобряется, нередко после предварительного апробирования, то оно вводится в качестве действующего правила. Когда проходит 5—6 поколений и изобретатель нормы забывается, она может оказаться одним из действующих в ассоциации безымянных обычаев, приписанных предкам вообще.


Система правил поведения, действующих в политии низших охотников-собирателей, складывается из совокупностей норм имеющихся здесь организаций. Поскольку некоторые из последних принадлежат сразу нескольким общинам, входя частично в каждую из них, то нормы политического тела необходимо распадаются на правила внутри- и межобщинных отношений.


Системы норм, свойственные братствам, включающим лиц из разных политий, составляют одну часть межполитийных правил. А поскольку максимальные политические организации как целостности заинтересованы в выгодности для своих членов межполитийных контактов, то они в целях регулирования этих связей поддерживают отношения на уровне своих руководящих органов. Соответствующие правила взаимоотношений политий как таковых — все остальные характерные для кочующих обществ с присваивающим хозяйством межобщинные нормы. В результате целые блоки локальных групп низших охотников-собирателей в обширных районах их обитания оказываются связанными разнообразными принятыми в их среде межполитийными правилами. В частности, как отмечает Д.Х. Тернер относительно аборигенной Австралии, всю ее объединяет «общий кодекс», позволяющий как взаимное понимание различными общинами друг друга, так и регулирование противоречий между ними.


Сказанное об организациях и нормативном регулировании в обществе низших охотников-собирателей позволяет легко выделить для анализа их политическое тело — самостоятельно функционирующий среди подобных социальных образований и потому самоуправляющийся общественный организм, целью которого в силу самой его «отделенности» от организаций такого же рода является удовлетворение системы потребностей входящих в него людей. Что же касается общеобязательных для этой политии нормативного регулирования и правил поведения, то их вычленение для изучения осложняется тем, что речь идет о формировании и реализации в поведении людей явления общественного сознания, сосуществующего здесь с иными правилами, которым подчинена жизнь низших охотников-собирателей. Тем более, что в социальной системе кочующих локальных групп с присваивающим хозяйством материальная фиксация всяких действующих в них норм, в том числе общеобязательных, происходит лишь в мозгу людей, ими руководствующихся, и в поведении упомянутых индивидов. Как известно, в цивилизованных политиях с наличием письменности дела обстоят иначе. Здесь, чтобы отделить общеобязательные нормы от иных правил поведения, целесообразно прежде всего сосредоточить внимание на являющихся плодами труда общеполитийных органов управления официальных бумагах, в частности, на правовых нормативных актах, помня, разумеется, что сами по себе общеобязательные нормы присутствуют не на бумаге, а в сознании людей, реализующих их в своих действиях. В официальных же актах общеполитийных органов управления лишь фиксируется информация об обязательных для граждан государства правилах.


В дописьменных политиях, в частности в кочующих общинах с присваивающим хозяйством, такого пути получения информации об общеобязательных нормах нет. Но действие упоминавшихся способов приобретения нормативных знаний в локальных группах низших охотников-собирателей приводит здесь к тому, что, по словам П.Б. Хэменда, «практически каждый знает почти все правила и может отличить социально безвредное отклонение от обычая от нарушения права».


Как указывается в этнографической литературе, люди в максимальных политических организациях кочующих охотников-собирателей прежде всего прекрасно осознают то, какие действия в каждой из ассоциаций, где они участвуют, являются обязательными для исполнения и какие — запрещенными под угрозой санкций со стороны руководящих структур соответствующей ассоциации, равно как и виды таких санкций в конкретных обстоятельствах. Затем — какие споры в организации требуют участия в их разрешении органов управления объединения и конкретные правила, применяемые в подобных случаях. Далее, они знают об условиях, при которых руководящие структуры организации включаются в согласование совместных действий ее членов и в распределение продукта общих усилий, а также осведомлены о специфике этих координации и распределения. Наконец, они представляют себе вырисовывающиеся в итоге рамки свободного усмотрения участников каждой ассоциации, предоставляемого последним ее органами управления.


Указанная информация, будучи тем, на основе чего члены всякой организации в социальной системе низших охотников-собирателей действуют, для охватываемых ассоциацией людей выступает ее правилами. В частности, общеобязательными нормами для всех лиц, объединенных в политию кочующих охотников-собирателей, оказываются следующие осознаваемые самими этими людьми положения.


Во-первых, чтобы пользоваться правами члена общины, надо подчиняться решениям ее общеполитийных органов управления, предписывающим одни виды действий и запрещающим другие под угрозой разнообразных санкций, применяемых к нарушителям в конкретных ситуациях. К предписаниям такого рода в разных локальных группах относятся: охотиться и собирать пищу на том участке территории максимальной политической организации, который определен данным лицам на текущий временной промежуток руководством общины; отдавать общеполитийным органам управления локальной группы для распределения среди ее членов и для подарков, предназначенных иным политиям, убитых больших животных либо самим добытчикам распределять туши согласно установленному общегрупповыми руководящими структурами порядку; участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный входящему в политическое тело лицу, и т. п. Запрещены общеполитийными органами управления в конкретных изученных этнографами локальных группах некоторые нарушения разделения функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство, в том числе индивида из другой политии; телесное повреждение, каннибализм, кровосмешение, колдовство, похищение женщин и детей, недозволенное применение оружия на стоянке, воровство, нарушение правил заключения супружеского союза, в том числе эквивалентности между общинами при обмене женщинами для брака, а также совершение мужчиной обрезания мальчику из другой локальной группы, но отказ его предоставить невесту этому мальчику; систематическая ложь, нарушение супружеской верности, соблазнение чужих жен и т. д. Санкциями являются общегрупповое порицание, избиение, остракизм (изгнание из группы), нанесение телесного повреждения, смертная казнь, конфискация имущества и др. Причем наказания «нефизической» природы встречаются на практике гораздо чаще, чем предполагающие физическое воздействие на правонарушителя. Например, в некоторых локальных группах эскимосов нунамиут в качестве наказания за преступление правонарушителю могли дать унижающее имя. Если, скажем, человек крал каяк, то по постановлению общеполитийного руководства все члены локальной группы именовали преступника не иначе как «Каяк», так что со временем его настоящее имя забывалось. «Каждый раз, когда использовалось унижающее имя, вору публичным и позорящим способом напоминалось о его преступлении».


За отдельные отступления от норм общеполитийные органы управления максимальной политической организации низших охотников-собирателей могут применить одну из альтернативных санкций, нередко учитывая, совершено правонарушение впервые или повторно, и назначая рецидивистам более суровые наказания. Так, среди аборигенов Австралии за убийство члена другой политии убийца либо карался смертью, либо получал телесное повреждение, либо инициировал мальчика в группе убитого и в последующем предоставлял юноше в жены девушку из своих родственниц, либо сразу же обязывался отдать женщину из своей семьи в жены какому-либо мужчине из группы потерпевшего. Разумеется, избираемая для применения альтернатива определялась по согласованию с руководством политии, понесшей вред.


Во-вторых, общеобязательной нормой для всех лиц и ассоциаций в пределах общины низших охотников-собирателей является положение, согласно которому решение споров, которые не могут быть урегулированы усилиями органов управления внутриполитийных организаций и ставят под угрозу единство и целостность локальной группы как таковой, — прерогатива общеполитийных руководящих структур. Для урегулирования подобных конфликтов применяются специальные процедуры (песенные дуэли, состязания по борьбе, боксу и боданию головой у эскимосов, копьебросательные поединки у австралийских аборигенов и т. п.). В случае серьезного раздора между людьми из разных политий должно иметь место совместное обсуждение дела и вынесение решения общеполитийными органами управления соответствующих общин. При этом также используются особые процессуальные средства. Примером может служить процессуальный порядок копара в аборигенной Австралии.


В-третьих, общеобязательная норма в общинах — то, что согласование действий составляющих локальную группу коллективов является компетенцией общеполитийных органов управления. Именно они определяют перераспределяемую на их уровне долю материальных благ из имеющихся в общине, оставляя распределение оставшегося, согласно устанавливаемому ими в основных чертах порядку, руководству внутриполитийных объединений. Все общегрупповые мероприятия также регулируются общеполитийными управляющими структурами (охотничьи и военные экспедиции, оборонительные усилия при агрессивных действиях со стороны враждебных политий, церемонии и празднества, рассредоточение внутриполитийных корпораций по местности и время и место их сбора, образование единого лагеря общины и маршрут его передвижения по территории и т. п.). Кроме того, только общеполитийные руководящие органы вступают в переговоры с аналогичными структурами иных политий, если у локальной группы есть потребность в совместных с ними действиях. Как правило, речь идет о большемасштабных охотах, празднествах и церемониях, включающих иногда по нескольку сотен человек.


В-четвертых, к рангу общеобязательных правил в общинах кочующих охотников-собирателей относится то, что в установленных изложенными общеполитийными предписаниями и запретами рамках органы управления всей локальной группой не вмешиваются в дела охватываемых ею индивидов. Здесь сфера нормативного регулирования разнообразных внутриполитийных организаций, правила которых формулируются и проводятся в жизнь управляющими системами этих ассоциаций, а отнюдь не общеполитийными руководящими структурами. Естественно, что нарушения подобных необщеобязательных норм, хотя обычно и не остаются безнаказанными, все же не влекут санкций со стороны органов управления общиной как целостностью.




Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права.<br> Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politicheskaya_organizatsiya_obshchestva_i_pravo_kak_yavleniya_sotsialnoy_evolyutsii_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

179
Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права.<br> Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politicheskaya_organizatsiya_obshchestva_i_pravo_kak_yavleniya_sotsialnoy_evolyutsii_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" (Дробышевский С. А.) охраняются законодательством!