Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.07.2014
ISBN: 9785392162789
Язык:
Объем текста: 316 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел 1. Политическая организация общества и право — феномены общечеловеческой культуры. Глава 1. Политическая организация общества и право в структуре социальной реальности

Глава 2. Развитие теоретических представлений о генезисе политической организации общества и права под влиянием прогресса исторического знания

Глава 3. Наиболее общие закономерности функционирования политической организации общества и права

Раздел 2. Генетически начальный тип политической организации общества и права. Глава 4. Общие закономерности функционирования политико-правовой системы и иных сторон древнейшего исторического типа общества

Глава 5. Специфические закономерности первоначального типа политической организации общества и права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ 1.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
И ПРАВО — ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ


Глава 1.
Политическая организация общества
и право в структуре социальной
реальности


Общеизвестно, что европейская политико-юридическая наука, охватившая своим влиянием по мере распространения европейской цивилизации на другие континенты практически все человечество, сложилась в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь оформилось ядро ее основополагающих понятий, которые в последующем обогащались на основе обновляющейся практики учеными различных народов мира. В частности, древнегреческие и древнеримские мыслители теоретически очертили рамки того, что вошло в политико-юридическую науку под названием политической организации общества и права.


При этом они вели речь о социальных явлениях, которые удобно характеризовать, используя взаимосвязанные понятия социальной организации и свойственных ей социальных норм, а также нормативного регулирования на основе последних. Относительно определения указанных понятий в их взаимной связи в европейском обществоведении присутствует давняя традиция, начало которой положил еще Марсилий Падуанский. Согласно ей любая социальная организация есть направленная на реализацию определенной потребности или группы потребностей ряда людей их комбинированная деятельность, упорядочивающаяся ее органами управления путем нормативного регулирования. Оно включает формулирование и проведение в жизнь управляющими структурами комбинированной деятельности ее правил, т. е. социальных норм, обязательных для участников деятельности. При таком понимании социальных организации, норм и нормативного регулирования исследованная древнегреческими и древнеримскими учеными реальность, за которой в политико-юридической науке утвердилось наименование «политическая организация общества» и «право», обнаруживает три ее основополагающих аспекта.


Прежде всего организацию, которая удовлетворяет систему потребностей своих членов и поэтому способна функционировать независимо от подобных объединений и действительно существует территориально и в иных отношениях отдельно от них, подчиняясь лишь собственным органам управления. Такая ассоциация включает в себя организации ее участников, нацеленные на реализацию их отдельных нужд и групп этих надобностей. Причем управляющие институты целостности реализуют присущие им функции как обращаясь непосредственно к охватываемым ею лицам, так и воздействуя на руководящие органы имеющихся в ней организаций.


Затем общеобязательное для членов целостности нормативное регулирование, формулирующее и реализующее общеобязательные социальные нормы. Оно осуществляется органами управления целостности и дополняет нормативное регулирование, идущее в каждом из ее сегментов в отношении норм, обязательных для соответствующего сегмента.


Наконец, результатом отмеченного упорядочения является социальная система, которой всегда свойственно противоречие между целями общеобязательного нормативного регулирования и тем, как они реализуются. С одной стороны, их воплощение в общеобязательных правилах неполно и неточно, с другой — и сами общеобязательные нормы претворяются в жизнь лишь частично и с искажениями.


В мышлении древних греков и римлян идеал полного и точного осуществления на практике целей общеобязательного нормативного регулирования обычно фиксировался в понятии социальной справедливости. Поэтому для древнегреческих и древнеримских мыслителей всякая реально существующая общественная система, удовлетворяющая совокупность потребностей своих членов с использованием общеобязательного нормативного регулирования и обнаруживающая противоречие между целями такого упорядочения и тем, как они осуществляются на практике, неизменно оказывалась несправедливой (правда, только лишь в некоторой степени, а не совершенно).


Само по себе распространенное у греко-римских авторов воззрение на описанные социальные целостности как на несправедливые глубоко закономерно, поскольку любой исследователь изучал их с целью улучшения. Естественно поэтому, что в итоге проведенного научного анализа он предлагал теоретическую модель, отличающуюся от действительного положения, и стремился материализовать сформулированную концепцию. Необходимым условием реализации выдвинутых идей и выступало объявление существующей практики несправедливой. Причем, разумеется, каждый ученый констатировал меру ее несправедливости относительно собственного идеала справедливого социального организма, обслуживающего систему нужд людей с помощью конструирования и проведения в жизнь общеобязательных правил. Например, Аристотель считал, что его теория распределяющей и уравнивающей справедливости повсюду, где имеет место общеобязательное нормативное регулирование, осуществляется не целиком: органы, занимающиеся формулированием и принудительной реализацией общеобязательных социальных норм, не относятся к руководимым ими индивидам и организациям полностью справедливо, поскольку не ставят управляемых в одинаковое положение применительно к удовлетворению потребностей. Поэтому справедливое общество (согласно представлениям Аристотеля, такое, в котором каждый его трудоспособный член равен всем остальным способным в работе в том, что потребляет вместе со своей семьей столько жизненных благ, сколько производит сам, не живя за счет других способных к труду людей и не позволяя им жить за свой счет) является лишь отчасти реализуемым идеалом, отличающимся от действительного положения.


Те же самые три аспекта социальной реальности, которые исследовали основоположники политической науки и юриспруденции в Древней Греции и Древнем Риме, стали предметом теоретического анализа всех крупнейших авторитетов политико-юридической мысли, создавших свои произведения после древних греков и римлян, а именно — Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка, С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, И. Бентама, Д. Остина, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Спенсера и др.. Закономерным продолжением отмеченной многовековой традиции явились концепции политической организации общества и права, получившие признание политологов и правоведов нашего времени. Многие из них придерживаются мнения, согласно которому политической организацией общества (или, как ее еще называют, всеобъемлющей, максимальной либо суммарной политической организацией, а также государством, политией, политическим телом, режимом, политической системой и т. д.) выступает реализующее совокупность потребностей своих членов общественное объединение, которое складывается из социальных организаций, удовлетворяющих отдельные нужды этих людей. В нем органы управления целостности осуществляют нормативное регулирование, общеобязательное для всех ее участников, путем формулирования и проведения в жизнь общеобязательных норм. Такие упорядочивающие усилия дополняют и корректируют нормативное регулирование, предпринимаемое в каждом сегменте целостности его руководящими институтами на основе норм, обязательных лишь для членов данного сегмента. Причем вся указанная управленческая деятельность не обеспечивает очерченной общественной системе претворения в жизнь идеала полной и точной реализации целей общеобязательного нормативного регулирования, который оказался воспринятым рядом исследователей современной эпохи в форме представлений о материальной и формальной справедливости.


Политологи наших дней, как и их коллеги в прошлом, отнюдь не всегда используют перечисленные наименования «политическая организация общества», «государство», «полития» и т. п. для выделения только что охарактеризованной реальности, являющейся предметом политико-юридической науки, из окружающей действительности. Иногда в них вкладывается и иной, более узкий, смысл. Речь идет, в частности, о присутствующих в политологической литературе многочисленных примерах определения как политической организации общества, а также как государства, не любой общественной системы, удовлетворяющей совокупность потребностей объединенных в нее людей с помощью общеобязательного нормативного регулирования, а лишь такой, которая реализует идеи о социальной справедливости, разделяемые авторами соответствующих дефиниций. Однако отказа от научного анализа традиционной для политологических исследований сферы познания это не влечет. Вся она без каких-либо исключений не только категориально оформляется, но и тщательно изучается теми учеными, которые придерживаются описанного «узкого» понимания политической организации общества и синонимичных ей слов и выражений.


Для обозначения общественного объединения, удовлетворяющего совокупность нужд своих членов и поэтому существующего территориально и в иных отношениях отдельно и независимо от подобных социальных целостностей, наиболее широко в современных политологии и юриспруденции употребляется термин «государство». В этом значении само «слово “государство” (и его эквиваленты в других языках) было введено в европейский словарь ассоциаций... в XVI веке». В сложившейся с тех пор теории государства оно обычно характеризуется путем указания на его четыре специфических черты — население, территорию и время функционирования, а также общеобязательное нормативное регулирование. К населению государства относятся объединенные в него люди. Занимаемая государством территория представляет собой не только ограниченную государственными границами часть земной и водной поверхности, но и пространство под и над ней. Население государства распоряжается разнообразными природными объектами, которые здесь находятся. В связи с тем, что государственная организация не имеет вневременного существования, время функционирования государства характеризует его не в меньшей мере, чем занимаемая им территория. Наконец, государству присущи нацеленные на удовлетворение совокупности потребностей его населения общеобязательные социальные нормы. «И точно так же, как существование любого государства в пространстве есть пространственная сфера их действия, существование государства во времени есть временная сфера действия этих правил». Если же вслед за М. Вебером «мы зададим вопрос, что в эмпирической действительности соответствует идее “государства”, то обнаружим бесконечное множество диффузных и дискретных действий... либо единичных по своему характеру, либо регулярно повторяющихся».


В XVIII в. в Европе, за исключением Великобритании, получило распространение и понимание государства как системы органов в политическом теле, формулирующих и обеспечивающих реализацию общеобязательных социальных норм. При такой интерпретации понятия государства оно оказалось лишенным большей части традиционно вкладывавшегося в него содержания. В частности, государством не охватывалось так называемое «гражданское общество» — совокупность организаций политии, занимающих промежуточное положение между ее общеполитийными руководящими структурами, т. е. органами, осуществляющими общеобязательное нормативное регулирование, с одной стороны, и отдельными людьми — с другой. С тех пор вот уже два века в политологии и юриспруденции интенсивно применяются широкая и узкая трактовки государства. Они соотносятся как целое и его часть. Причем только первая из них выражает тот факт, что «“ткань государственного бытия” слагается из... жизни всех его граждан», что «государство не есть какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданами», а «состоит из народа».


Небезынтересен вопрос, почему «узкое» понимание государства распространилось в Европе XVIII в. не повсеместно. При ответе на него, возможно, надо иметь в виду, что в XVIII в. в континентальных европейских странах с абсолютистскими политическими режимами внешние по отношению к государственному аппарату «нажимы» на него при формулировании им и проведении в жизнь общеобязательных социальных норм реально имели на порядок меньшее значение, чем в Великобритании. Иными словами, системы органов абсолютистских европейских государств функционировали гораздо более автономно от сил «гражданского общества», чем государственный механизм Великобритании. Такое обстоятельство не могло не учитываться государствоведами и юристами соответствующих стран, отражавшими его в своих определениях рамок политической жизни общества, его политической организации и, естественно, государства как политической организации общества.


Совокупность взаимодействий между людьми в политическом теле, содержанием которых является формулирование общеобязательных для его членов норм и их реализация, в научной литературе нередко трактуется как политика. Согласно этой теоретической позиции, разделяемой рядом политологов XX в., политика по сути представляет собой процесс общеобязательного нормативного регулирования (по выражению Г. Хеллера, «искусство преобразовывать общественные тенденции в правовые формы») и свойственна социальным организациям, где этот процесс имеет место. Выдающиеся мыслители, которые создали европейскую политическую науку и обеспечили ее развитие вплоть до современной эпохи, понимали политику именно так. Однако в интерпретации некоторых обществоведов нашего времени политика по существу предстает как нормативное регулирование, проводимое органами управления любой человеческой ассоциации.


То, что объект их изучения действительно находится в поле политологического анализа, не вызывает сомнения. Всякая общественная организация функционирует в сфере действия общеобязательного нормативного регулирования, являясь элементом социального организма, реализующего систему нужд его членов посредством конституирования и проведения в жизнь общеобязательных правил поведения. Но само по себе рассмотрение политики как нормативного регулирования, не имеющего общеобязательного характера, нарушает устоявшуюся в течение 2,5 тыс. лет традицию понимания под политикой именно общеобязательного нормативного регулирования и поэтому едва ли оправданно. Для политологии необщеобязательное нормативное регулирование представляет интерес только в его связи с общеобязательным нормативным регулированием, а не как самостоятельный предмет познания.




Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права.<br> Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politicheskaya_organizatsiya_obshchestva_i_pravo_kak_yavleniya_sotsialnoy_evolyutsii_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

179
Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Юридическая Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права.<br> Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politicheskaya_organizatsiya_obshchestva_i_pravo_kak_yavleniya_sotsialnoy_evolyutsii_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" (Дробышевский С. А.) охраняются законодательством!