Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Платон: агатофилософия. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2015
ISBN: 9785392168866
Язык:
Объем текста: 195 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Жизненный путь Платона (427–347 гг. до н. э.)

Глава 1. Раннее благо

Глава 2. Небытие и утверждение блага

Глава 3. Русский завет с платонизмом?

Заключение, или «Темного хаоса светлая дочь»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Заключение, или «Темного хаоса светлая дочь»


Личность и творчество Платона, без сомнения, оказали колоссальное влияние на духовную культуру, историю и судьбу не только России, но и Европы, всего мира. Как написал американский профессор Р. Левинсон, идеи Платона «проникли в самую сердцевину» западной культуры. Они оказались в центре гуманитарного образования, в толще философской проблематики. Их влияние шло также через идеологию христианства, философию Ренессанса, немецкую классическую философию, искусство. Влияние было настолько глубоким, что «Уайтхед прямо считал всю западную философию примечанием к Платону, а Эгал Виллер, еще более того, понимает новую западную философию как примечание к «Пармениду» Платона».


Русские философы тоже по-своему соглашались с такой высокой оценкой. Например, П. А. Флоренский написал: «Европейская философия вышла из рук Платона». И продолжил: «Разве христиане не бывали рождены языческими родителями? Так и мы — сыны древнего Пророка Аттики».


И это во многом истинно — ведь философия Платона, по мнению многих исследователей, — «высший пункт развития греческой философии». А сама философия — родоначальница всей европейской мысли. Именно философия Платона к тому же помогла «раскрыть и привести в стройную систему христианское мировоззрение» и многих язычников направить к ценностям новой религии. В Италии, в период Ренессанса, «имя Платона… чествовали наряду с именами святых, а в самой философии его видели наиболее совершенную форму выражения в языческом мире первобытного откровения». Не забывали о Платоне и в православном мире. Многие святые отцы были платониками и неоплатониками; другие — обращались к Платону. На входе в известный монастырь Ватопед на св. Афоне имелось (и имеется) изображение не только святых, но и Платона (без нимба).


Вероятно, в еще большей степени идеи мыслителя проникли в культуру и философию России. В частности, без платонизма немыслима оригинальная русская философия — славянофилов, философов всеединства, софиологов, Ф. М. Достоевского и других. Знаменитое изречение Достоевского — «Красота спасет мир» — нельзя понимать без представления о православном и одновременно платоническом духе писателя. В заметках к роману «Бесы» сказано: «Дух Святый есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней (выделено нами. — В.К.)». Напомним, что именно Платон призывал человека стремиться к «вечному обладанию благом» (Пир 206 а), к «прекрасному самому по себе» (Пир 211 d), к совершенству и духовной красоте человека.


Действительно, личность и творчество Платона прекрасны и чарующи. Платон — символ предельной честности и благородства в поиске истины. Платон — символ классического пути Добра, Истины и Красоты. Платон — это начало пути духовности и обóжения. Платон — это дерзновение философа перед лицом величия и непостижимости Универсума. Платон — это певец Любви и Творчества. Платон — это символ неимоверного богатства мыслей, предположений, догадок, открытий, новых путей.


И он же — убийственная антиперсоналистичность. Он же — многобожие и доверие «всем благим богам и даймонам», которые к тому же безлики. Он же — идеализированное мужеложство как благородная, «небесная» любовь. Он же — жесткая государственность и законность как «категорические императивы» жизни и деятельности человека и общества. Он же — родоначальник идеологии тоталитаризма и ряда других амбивалентных социально-политических идей.


Поэтому реальны многоуровневые и неоднозначные стороны его личности и сочинений. И не слишком погрешили против истины А. Ф. Лосев и А. А. Тахо-Годи, сделав такой вывод: «Платон — это одна из самых сложных и мучительно противоречивых проблем в истории философии, одно из наиболее трудно понимаемых историко-философских самопротиворечий».


Действительно, для Ямвлиха Халкидского, Олимпиодора и других платоников и неоплатоников он по преимуществу — символ величайшего гения, каждое слово которого священно, демиургично и даже теургично. Например, Олимпиодор в «Жизни Платона» пишет: «Я же, приступая к философии Платона, скорее бы сказал, что все люди стремятся к философии Платона, жаждут черпать благо из его источника, спешат опьяниться его влагою и преисполниться платонической боговдохновенностью. Четыре раза в четырех диалогах говорит Платон боговдохновенно». Это «Тимей», где звучит «речь творца к небесным силам», это «Государство», где Платон размышляет от имени Муз, это «Федр», где он вещает «об Эросе, обуянный нимфами», и это «Теэтет», в котором звучит речь от имени Философа-умосозерцателя.




Платон: агатофилософия. Монография

Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В ней представлены глубина и разносторонность осмысления Платоном добра и зла в человеке и мире, а также онтологические, религиозные и другие аспекты философской системы Платона. Выявлена перекличка платонизма и христианства; платонизма и русского национального мировоззрения.<br /> Книга представляет интерес для специалистов в области философии и гуманитарных наук, а также для всех любителей мировой философии.

129
Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В ней представлены глубина и разносторонность осмысления Платоном добра и зла в человеке и мире, а также онтологические, религиозные и другие аспекты философской системы Платона. Выявлена перекличка платонизма и христианства; платонизма и русского национального мировоззрения.<br /> Книга представляет интерес для специалистов в области философии и гуманитарных наук, а также для всех любителей мировой философии.

Внимание! Авторские права на книгу "Платон: агатофилософия. Монография" (Курабцев В.Л.) охраняются законодательством!