Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Платон: агатофилософия. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2015
ISBN: 9785392168866
Язык:
Объем текста: 195 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Жизненный путь Платона (427–347 гг. до н. э.)

Глава 1. Раннее благо

Глава 2. Небытие и утверждение блага

Глава 3. Русский завет с платонизмом?

Заключение, или «Темного хаоса светлая дочь»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3. Русский завет с платонизмом?


Не в силе Бог, а в правде.


Св. Александр Невский


О близости русской души с платоническим выбором и ценностями, о завете русской философии с платонизмом (а не с аристотелизмом — выбором Запада!) писали многие авторы — Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн, И. А. Ильин, из современных — А. И. Абрамов, А. Г. Тихолаз и другие.


Но как понять этот, безусловно, реальный феномен?


Что, казалось бы, может быть общего между жителями суровой северной страны и мудрецом прекрасного Юга?


Что может роднить народ, который веками выживал в холодной стране с неблагоприятными климатом и почвой, — с человеком, жившим в стране оливков и южного солнца, да еще и в основном космично?


Что может быть общего между простотой славянского народа и глубокомыслием эллина царского происхождения?


Как мог народ, который веками терпел авторитарное правление, жил почти в рабском состоянии, согласиться с идеями свободного и утонченного древнегреческого мыслителя?


Почему народ с душевной мягкостью и отзывчивостью поверил по-европейски рациональному, а иногда и не слишком доброму метафизику?


Этот народ, народ славянский и человечный, со своим бесхитростным православием и незападным мирочувствием, не мог согласиться с творцом языческой мифологии и рационалистическим человеком Запада. Платон должен был показаться чужим — как этнически (психология, менталитет), так и культурно (в том числе религиозно).


Но народ согласился и принял. Притом, что едва ли не до девятнадцатого века и знать не знал о философе Платоне! За этим скрываются глубокие уровни сходства, которые все-таки более значимы, чем уровни несходства.


§ 3.1. Религиозный уровень


Платону и славянам присущ скорее культоцентризм, а не культуроцентризм. Так полагал, причем доказательно, П. А. Флоренский.


Культоцентризм — это бытийственное Единое-Благо у Платона и это непрекращающаяся вера в Бога и надежда на Бога — у славян, особенно русских. Надежда на заступничество Пресвятой Богородицы, на помощь Господа Бога Иисуса Христа и почитаемых святых. У русских, как пишет Н. А. Бердяев, «…всегда есть устремленность к чему-то бесконечному. У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть. Эсхатологическая устремленность принадлежит к структуре русской души». При этом средняя область культуры остается недооцененной и не обустроенной.


Ясно, что Платон в чем-то существенно — «русский». Начиная с понимания философии как «умирания и приготовления к смерти» (а «там» добродетельного человека ждет только хорошее) и до мифов о потусторонних мирах и «Островах блаженных», перекликающихся с Царствием Небесным. Бесконечен и прекрасен мир Идей Платона, этих «малых обликов горних основ жизни» (П. А. Флоренский). Явственно богопознание философа и его бесконечное недовольство этим «пещерным» миром и его обитателями.


Пещерным жителям противостоят герои духа — философы (но не жрецы эллинских храмов!). А в русском православии и в русском мирочувствии героями духа оказались прежде всего святые. Наше богопознание произрастало не только социокультурно (прежде всего, церковно), но и менталитетно, из глубинных установок души. Отсюда же — мечта о правде и справедливости, о мудром устройстве жизни и спасении. На этом стоѝт, согласно Бердяеву, и русский мессианизм. Но в центре русского богопознания, несомненно, — живая вера в Бога и духовная любовь.


Онтологизм в одинаковой мере присущ философии Платона и русскому национальному мировоззрению. Как его понимать? Можно в духе В. Ф. Эрна — как «благодать существенного усвоения Слова». Самое теоретическое мировоззрение в России — русская философия — с очевидностью «субстанциально пронизано религией Слова» (В. Ф. Эрн). А Платон — великий философ Логоса и признанный предтеча «религии Слова».


Освальд Шпенглер в «Закате Европы» по-своему отметил этот феномен: есть особая душа религий откровения (иудаизма, христианства, ислама) — магическая душа. В этой душе — дуализм «загадочных субстанций — духа и души». В православной душе это особенно заметно. Но его почти нет в античной и западной душе. Западной душе, согласно В. Ф. Эрну, присущ даже противоположный смысл — меонический рационализм, с непониманием своей духовной нищеты.


Однако в античной душе Платона с очевидностью нашлось место духу — как устремленности к Благу, Эйдосам, Единому. А субстанция русской души в свою очередь может открываться совершенно определенно, как она открылась Л. Н. Толстому: русский народ — «кроткий, мудрый, святой», с «великой духовной силой». Очевиден ноуменальный онтологизм этой души, общающейся с Богом и остро переживающей свою греховность. Очевиден, причем во все исторические времена, нравственный поиск и богообщение народа. Это заметно даже у, казалось бы, внерелигиозных или противоречиво религиозных гениев России (Пушкина, Толстого, Чехова, Шолохова и других). Они — «гениальное цветение русского духа из корней Православия». И это правда уже в том смысле, что гении — этнически русские или русские по духу. Кроме того, святые отцы замечали в людях нечто парадоксальное: «Вера же есть внутреннее благо души (выделено нами. — В.К.), которое бывает обычно и у тех, кои не уверовали еще в Бога».


Об этом же по-своему говорит Н. А. Бердяев: «Русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. …Русские атеизм, нигилизм, материализм приобретали религиозную окраску (выделено нами. — В.К.)». Речь, конечно, о «глубинной православной основе русской души» (Н. А. Бердяев), способной к аскезе и жертвенности. И национальную русскую идею, и русский мессианизм Бердяев, небесспорно, понимает в том же духе: это не идея культуры, империи, а идея Царства Божьего. Здесь много правды — это показал, например, столь верующий путь к коммунизму и колоссальная жертвенность на этом и других путях.




Платон: агатофилософия. Монография

Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В ней представлены глубина и разносторонность осмысления Платоном добра и зла в человеке и мире, а также онтологические, религиозные и другие аспекты философской системы Платона. Выявлена перекличка платонизма и христианства; платонизма и русского национального мировоззрения.<br /> Книга представляет интерес для специалистов в области философии и гуманитарных наук, а также для всех любителей мировой философии.

129
Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Философия Курабцев В.Л. Платон: агатофилософия. Монография

Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В ней представлены глубина и разносторонность осмысления Платоном добра и зла в человеке и мире, а также онтологические, религиозные и другие аспекты философской системы Платона. Выявлена перекличка платонизма и христианства; платонизма и русского национального мировоззрения.<br /> Книга представляет интерес для специалистов в области философии и гуманитарных наук, а также для всех любителей мировой философии.

Внимание! Авторские права на книгу "Платон: агатофилософия. Монография" (Курабцев В.Л.) охраняются законодательством!