Отечественная история. Учебное пособие
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
История |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
22.10.2013 |
ISBN: |
9785392133956 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
197 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Предисловие. Познание истории: ключ к прошлому, настоящему, будущему
Глава 1. Различные подходы к постижению истории
Глава 2. Наше отечество и древнейшая история
Глава 3. Отечественная история и Древний мир
Глава 4. Средневековье. От Руси к России
Глава 5. Россия на пути к индустриальному обществу. Становление цивилизаций нового времени
Глава 6. Отечество и мир в начале XX в.
Глава 7. Особенности развития отечества и зарубежных стран в период между двумя мировыми войнами XX в.
Глава 8. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. — Важнейшая составная часть Второй мировой войны
Глава 9. Россия и мир во второй половине XX — начале XXI в.
Тесты
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
ГЛАВА 4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ОТ РУСИ К РОССИИ
Проблема хронологических границ становления средневековых цивилизаций. Античность и средневековье как цивилизационная пара: общее и особенное. Фазы Средневековья и особенности их прохождения различными народами мира. Значимость черт средневековой цивилизации для современного развития нашего Отечества.
Цивилизации Средневековья выступают в качестве завершающих цивилизаций третьей цивилизационной пары (античность — Средневековье). Поэтому ряд цивилизаций железного века находит свое дальнейшее развитие в Средние века. Продолжая археологическую периодизацию, для обозначения Средневековья можно использовать термин «стальной век». Так же как и в античности, основными видами хозяйственной деятельности человека являлись земледелие и скотоводство, причем в том и другом случае производство было основано на ручном труде. Основной формой организации общества была община, но в античном мире доминировала городская, а в Средневековье — сельская.
В недрах античности при господстве политеизма (многобожия) зарождается духовная система средневековых цивилизаций — монотеизм (однобожие). Например, в христианстве (I в. н.э.), одной из мировых религий, фигура Иисуса Христа в определенном смысле сопоставима с античными полубожественными героями. Как и у последних, у Иисуса один из родителей был богом, другой — человеком.
Подобно другим цивилизационным парам, античности и Средневековью присуще различие в характере труда. Если для античного мира как для авангардной цивилизации был характерен труд свободных людей с дополнением рабского, то средневековые цивилизации как завершающие цивилизационную пару отличались трудом зависимых крестьян и опутанных цеховыми нормами ремесленников.
Яркой разграничительной линией античности и Средневековья, как и других цивилизаций, является мироощущение человека. Говоря об определенной непреодолимости этой границы, например, О. Шпенглер употреблял термины «аполлоновское» и «фаустовское» восприятие мира.
Мироощущение человека античности во многом отличалось от мироощущения человека Средних веков. Так, процесс движения в античности понимался как многогранное изменение, а в Средневековье — как целенаправленное продвижение к бесконечному. «Аполлоновской» душе было чуждо чувство одиночества, она находилась в постоянном общении и близости с себе подобными. Главное же чувство «фаустовской» души — одиночество. Для людей железного века божество есть высший образ, а для людей стального — высшая сила. Античный политеизм благосклонно относился к чужим богам. В алтарях греческих храмов были надписи «неведомым богам». Это боги, которых греки не знали, но которым платили дань уважения. Средневековый же монотеизм был нетерпим к другим религиозным конфессиям, что выражалось даже в религиозных войнах. Для человека античной цивилизации «любить» значило «желать», а для человека средневековой цивилизации — «любить» значило «жертвовать собой».
Таким образом, Средневековье, получив импульс развития от античности, создало качественно иную цивилизацию.
Говоря о формировании средневековых цивилизаций, необходимо учитывать степень воздействия на них цивилизаций античности, ибо они в совокупности составляют одну цивилизационную пару. В науке существует точка зрения, что чем больше степень такого воздействия античности на формирование средневековых цивилизаций, тем раньше вызревают последние.
Так, например, античная греко-римская цивилизация оказала разное влияние на соседние регионы. Территория Западной Европы была подвергнута более интенсивному воздействию, чем территория Восточной Европы. Западная Европа получила в наследство от греко-римской цивилизации города, дороги, мосты, подготовленные к обработке поля. Поэтому на территории Западной Европы сложились благоприятные условия для вызревания средневековых обществ, развитие которых началось в VIII в.
Еще более благоприятные условия формирования Средневековой цивилизации сложились в бассейне реки Хуанхэ. В этом регионе мира центры античной цивилизации и формировавшегося средневекового общества территориально совпали. Это явилось, вероятно, одной из причин, по которой развитие китайской цивилизации стального века, перенявшей опыт цивилизации железного века, началось еще ранее, чем в Западной Европе. Это произошло в V в.
Говоря о формировании отечественного Средневековья, необходимо отметить сложную картину данного процесса. С одной стороны, самобытные отечественные античные цивилизации передавали свой цивилизационный опыт средневековым. С другой стороны, на определенном этапе до их территории докатился из Средиземноморья мощный цивилизационный поток, исходящий от Восточной Римской империи (Византии). В результате на территории Русской равнины средневековая цивилизация сформировалась как итог сложных взаимодействий местных цивилизационных процессов и цивилизационного воздействия средиземноморской античности.
В связи с хронологическим расхождением в начальной точке отсчета западноевропейская, китайская и отечественная средневековые цивилизации проходили одни и те же ступени в разное время.
При рассмотрении истории средневековых цивилизаций можно опираться на идеи Л.Н. Гумилева о пяти 300-летних фазах развития, каждой из которых характерна своя специфика социально-экономических, культурных и ментальных отношений. Для анализа каждого такого 300-летнего витка истории целесообразно использовать данные о средневековых цивилизациях разных регионов мира. Это представляется особенно актуальным, так как далеко не все народы мира успели пройти 300-летние этапы 1500-летнего срока эволюции средневековых цивилизаций к тому моменту, когда им на смену пришли цивилизации Нового времени.
Можно указать приблизительно хронологические рамки первого 300-летнего Средневековья (которое Л.Н. Гумилев назвал фазой подъема), например, для китайского общества: конец V — конец VIII вв.; для западноевропейского общества: начало VIII — начало XI вв.; для отечественного общества: начало XI — начало XIV вв. Примечательно, что наиболее яркими начальными событиями первого 300-летнего Средневековья в любой стране выступают реформы. Нам известны такие крупные реформаторы, как Тоба Хун в Китае, Карл Молот в Западной Европе, Ярослав Мудрый в России.
Одним из основных механизмов, определяющих социальную структуру общества первого 300-летия средневековых цивилизаций, являлись семейно-родовые отношения. Эти отношения принципиально отличались от родовых отношений предшествующих эпох. Они формировались прежде всего не путем заключения брачно-семейных уз, а принесением верноподданнических клятвенных обещаний. Так в основном складывалась ведущая социальная группа средневековых обществ — «дворянство клятвы».
Этот поначалу очень немногочисленный социальный слой группируется вокруг военно-политических лидеров в виде дружины последних. Стороны приносят одна другой клятвы, заключающиеся во взаимных обязательствах. Из числа дружинников все больше рекрутируются управители городов и областей (в Западной Европе — графы), осуществляющие на местах власть своего высокопоставленного господина. В России Х!—ХШ вв. аналогом западноевропейских графов являлись княжеские посадники. Вступление в должность посадника сопровождалось, по всей видимости, устной христианской присягой с целованием креста. В отличие от ряда (письменного договора о хозяйственных обязательствах) или роты (понимаемой как языческая присяга) крестоцелование являлось своеобразной формой закрепления семейно-родовых отношений в первой фазе отечественного Средневековья.
Отечественная история. Учебное пособие
Использованы архивные материалы, труды известных российских и зарубежных исследователей истории. Описаны как формационный, так и цивилизационный подходы к постижению исторического процесса, что в совокупности позволяет читателю составить объективное представление о прошлом России. Каждая глава содержит хрестоматийные материалы и инструментарий для работы с ними. В приложении даны тестовые задания.<br />
Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных специальностей, а также читателей, интересующихся проблемами отечественной истории.
Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие
Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие
Использованы архивные материалы, труды известных российских и зарубежных исследователей истории. Описаны как формационный, так и цивилизационный подходы к постижению исторического процесса, что в совокупности позволяет читателю составить объективное представление о прошлом России. Каждая глава содержит хрестоматийные материалы и инструментарий для работы с ними. В приложении даны тестовые задания.<br />
Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных специальностей, а также читателей, интересующихся проблемами отечественной истории.
Внимание! Авторские права на книгу "Отечественная история. Учебное пособие" (Михайлова Н.В.) охраняются законодательством!
|