|
ОглавлениеРаздел 1. Система научного знания Предмет социологии и политологии Exit-Poll: вы уже проголосовали? История социологии и политологии Раздел 2. Социальные институты. Сущность и функционирование социальных институтов Агенты и инструменты социального контроля Распределение ролей и лидерство в семье Раздел 3. Социальная структура и стратификация Исторические типы стратификации Стратификационный профиль и профиль стратификации Социальное расслоение в России Правящий класс и элита общества Средний класс и «новые бедные» Миграционная картина современной России Раздел 4. Власть и государство Классификация легитимной власти Традиционная и легальная власть Признаки и функции государства Причины возникновения государства Территориальная организация государства Правовое государство и гражданское общество Взаимосвязь государства и общества Раздел 5. Политические партии и выборы Политическая программа и политическая философия Демократические принципы голосования Мажоритарная или пропорциональная? Процедура голосования: вручную или на компьютере? Интернет и компьютер в голосовании Последние выборы — первые надежды Изнанка выборов: ошибки и фальсификации Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуИстория социологии и политологииМыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и механизмами взаимодействия двух и более человек. Но социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX века. Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения — человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад. Хотя человеческий род возник более 2 млн лет назад. Не скрыт ли здесь какой-то парадокс? Первое и достаточно полное представление о строении общества и государства дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеций, И. Кант и многие др.), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и государстве. Наконец, в XIX веке рождаются собственно социология и политология (не следует путать две даты: появление термина «политология» и зарождение самой политической науки), вобравшие в себя лучшие достижения человеческой мысли и, благодаря применению конкретно-научных методов, продвинувшие наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии и политологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории этих наук. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта — Платон и Аристотель. Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов. Платон (427—347 до н. э.). Первым в истории трудом по «общей социологии и политологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию социальной и политической стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению государством следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аскетичный образ жизни и не предаваться земным утехам. У воинов должны быть общие жены, а дети воспитываются не в семье, а государством. Наилучшей формой правления Платон считал аристократию — власть избранных. По нисходящей располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырастает тирания — наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа. В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном — над всеми стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства. Аристотель (384—322 до н. э.). У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель различает два вида справедливости: уравнительную и распределительную. Первая является простым, «арифметическим равенством», она действует в области гражданско-правовых сделок (возмещение ущерба). Вторая является «геометрическим равенством», она предполагает распределение благ пропорционально вкладу в общее дело (от каждого по способностям, каждому — по труду). Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них — любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей, оно ведет к возмущениям и переворотам. Аристотель считает лучшим общество, в котором средний класс сильнее всех других. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав гражданина Аристотель критиковал Платона, полагая, что предлагаемое им обобществление имущества, жен и детей ведет к уничтожению государства. Так же как и Платон, Аристотель худшими формами правления считал олигархию, демократию и тиранию. Никколо Макиавелли (1469—1527), итальянский политик и дипломат. Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые государственно-политические вопросы вывел из-под сферы влияния религии и морали. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали науками о поведении людей. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами). Первый закон гласит: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям). Внимание! Авторские права на книгу "Основы социологии и политологии" (Кравченко А.И.) охраняются законодательством! |