Юридическая Исютин-Федотков Д.В. Основы криминалистического изучения личности. Монография

Основы криминалистического изучения личности. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 26.09.2018
ISBN: 9785392287017
Язык:
Объем текста: 279 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Исторические аспекты и современное состояние криминалистического изучения личности

Глава 2. Использование достижений естественных наук для криминалистического изучения личности

Глава 3. Использование достижений технических и иных наук для криминалистического изучения личности

Глава 4. Образцы для сравнительного исследования — объекты, отображающие свойства личности

Глава 5. Особенности криминалистического изучения личности в расследовании преступлений отдельных видов и групп (на примере преступлений, совершаемых в сфере публичных закупок)

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Исторические аспекты и современное состояние криминалистического изучения личности


1.1. Научные взгляды на личность человека как объект криминалистического изучения


В юридической литературе, а также уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве существует множество понятий, используемых применительно к проблеме изучения личности: «человек», «индивид», «лицо», «гражданин», «личность», «субъект». В русском языке личность может быть охарактеризована с помощью более 1500 слов, обозначающих ее различные свойства.


Проблема целесообразности и эффективности использования одного из указанных выше понятий в той или иной науке носит, на наш взгляд, философский характер. Применительно к криминалистике, именно в данном случае, важно не языковое обозначение объекта изучения, а смысловое наполнение. Речь идет о том, что объект криминалистического изучения можно называть как угодно из предлагаемых выше вариантов. Например, часто в юридической литературе встречаются термины «человек» или «личность». Личность — это «человек как носитель каких-нибудь свойств», а человек — «есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Таким образом, и личность и человек являются носителями определенных свойств, характеристик. Среди этих свойств есть набор необходимых и полезных характеристик с практической точки зрения для решения задач раскрытия и расследования преступлений. Очевидно, что установление перечня криминалистически значимых свойств и характеристик, а также границ и объема их исследования является для криминалистики более важной задачей, чем понимание того, как назвать в данном случае объект изучения.


Подход к наименованию объекта изучения через юридические статусы, указанные в нормативных правовых актах, на наш взгляд, имеет значение лишь при классификации объекта изучения с целью выработки типовых и индивидуальных приемов, методов его исследования. Кроме того, обозначение объекта изучения в криминалистике через призму законодательства может приводить к логическим и юридическим ошибкам. Связано это также с тем, что достижения криминалистики могут быть использованы в различных отраслях права, где те или иные участники могут называться по-разному.


Например, в литературе встречается мнение о том, что криминалистика должна изучать «лицо, совершившее преступление». По мнению Н. И. Малыхиной «в криминалистике термин “лицо, совершившее преступление” допустимо употреблять в двух случаях, определенных условно выделенными двумя ситуациями. Во-первых, ситуация, когда преступник неизвестен (не установлен). В данном случае термин “лицо, совершившее преступление” используется для обозначения динамической модели искомого преступника, создание которой осуществляется в процессе расследования конкретного преступления… Во-вторых, ситуация, когда преступник известен (установлен)». Мы считаем, что в ситуации, когда «лицо, совершившее преступление» может быть признано невменяемым либо не подлежать ответственности в силу возраста, то логично и юридически правильно говорить о лице, совершившем общественно опасное деяние.


Таким образом, для удобства и универсального понимания исследователями данной проблематики в нашей работе мы будем использовать термины «человек», «индивид», «лицо», «гражданин», «личность», «субъект» как разнозначные, а «личность», «человек» как наиболее оптимальные для обозначения объекта криминалистического изучения.


Для понимания перечня криминалистически значимых свойств и характеристик личности, а также границ и объема их исследования, важно определить, какие науки изучают человека, так как достижения иных наук могут быть полезными для нужд криминалистики. Очевидно, что изучение личности носит межнаучный характер. Человек изучается антропологией, психологией, философией, криминологией, социологией, другими науками. В юриспруденции личность изучается в нескольких направлениях и разными отраслями наук: криминологией, уголовным правом, уголовным процессом, теорией оперативно-розыскной деятельности, криминалистикой, судебной экспертизой. Каждая наука, в которой изучается личность, исходит из своих целей, задач, предмета и объектов исследования.


Например, в психологии под личностью понимается то, что «характеризует психику человека в целом». В юридической психологии личность рассматривают в виде совокупности биологически (темперамент, особенности психических процессов и состояний) и социально (мировоззрение, убеждения, стремления) обусловленных качеств личности, подструктуры приобретенных знаний и опыта, интеллектуальных и психологических особенностей изучаемой личности.


В социологии личность понимается как система социальных свойств индивида, как «совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». По мнению И. И. Аминова в понятии «личность» акцентируются только специфические социальные признаки. Личность — это «социальное лицо человека», то, кем он стал в процессе развития и жизни в обществе.


Криминолог А. Б. Сахаров под личностью преступника понимал «совокупность социальных и социально значимых свойств, признаков, связей и отношений, характеризующих лицо, виновно нарушающее уголовный закон».


Такое разнообразие определения понятия личности требует, как мы уже упоминали, определения перечня и объема характеристик и свойств структуры личности, необходимых для ее практического использования в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Очевидно, что основной целью криминалистического изучения личности является решение задач раскрытия и расследования преступлений. Нет сомнений, что для криминалистики особое значение имеет изучение личности человека, совершившего общественно опасное деяние (или личность преступника, как чаще всего ее называют в юридической литературе). Из определений понятий личности человека в различных науках уже можно сделать вывод о том, что в ее структуре выделяют биологические, социальные свойства, а также интеллектуальные и психологические особенности.


С нашей точки зрения, простое заимствование определения личности преступника из какой-либо науки представляется неверным. По справедливому мнению Ю. М. Антоняна, «криминалистика не может ограничиваться изучением сугубо личностных характеристик, а должна обращаться и к исследованию биологических, соматических свойств и качеств, таких как пол, возраст, физические особенности». Речь идет о том, что человек представляет собой сложноорганизованную целостную систему. В этой связи необходимо согласится с мнением О. Г. Каразея о том, что важной задачей криминалистики в изучении личности является определение ее структуры.


Изучение личности в криминалистической литературе зачастую происходит в рамках исследования научной категории «личность преступника», ее определения, структуры, значения и т. д.. По мнению Г. А. Зорина, «криминалистика стала наукой, центрированной на личность. Все, что в криминалистике исследуется и описывается, все это центрировано на личность, проходит через личность, связано с личностью. Тема “личность преступника” образует ядро, ставшее центром криминалистической науки». Такого же мнения о месте и роли личности преступника в криминалистике придерживаются С. Н. Абельцев, Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов, Н. Н. Демидов, В. Н. Игошин, В. И. Комиссаров, Е. В. Лялина, Г. Н. Мухин, А. Б. Сахаров и другие ученые.


Становление учения о методах и средствах изучения личности в отечественной криминалистике началось в XVIII веке, когда И. Т. Посошков в 1724 году обратил внимание на необходимость учитывать психологию в тактике допроса обвиняемых и свидетелей, в том числе лиц, дающих ложные показания.


Я. И. Баршев в 1841 году отмечал, что домашний обыск должен быть производим неожиданно, со всею внимательностью и наблюдением над действиями лиц, живущих в обыскиваемом доме; в допросе наилучшим должно почесть тот образ допроса, в котором делается переход от более общих вопросов к наиболее частным, чтобы таким образом дать обвиняемому повод высказать себя и обстоятельства преступления; при описании личного осмотра преступления и следов его должно быть настолько подробным и точным, чтобы те, которые должны воспользоваться этим актом, могли получить посредством его столь ясное и полное представление о предмете осмотра, как будто б они сами произвели его.


Известно, что криминалистика как наука возникла и развивалась на основе исследования биологических свойств человека. Первоначально антропологический метод регистрации А. Бертильона, а затем дактилоскопический метод Ф. Гальтона долгое время являлись единственными направлениями криминалистического изучения личности.


Родоначальник современной криминалистики Г. Гросс обращал внимание на личность преступника в широком смысле, изучая ее психологические, социальные и биологические свойства. По мнению ученого «важным условием “точной” деятельности судебного следователя является основательное знание человека как главного материала предварительного следствия». Г. Гросс выделял два направления в расследовании, в которых «знание человека» имеет большое значение: работа со следами, оставленными на месте преступления, и работа с допрашиваемыми, умение установить с ними контакт и получить правдивые показания.


Немецкий ученый Г. Тард особое внимание уделял изучению преступников с точки зрения «социальной категории, к которой они принадлежат» и разделял горожан и деревенских в зависимости от видов совершаемых преступлений.


На начальном этапе становления советской криминалистики ученые-криминалисты в своих работах упор делали на биологические свойства человека: папиллярные узоры, различного рода следы-отображения, черты внешности, и т. п. В дальнейшем эти труды легли в основу разделов криминалистической техники и стали учитываться при разработке тактики некоторых следственных действий — следственного осмотра, следственного эксперимента, предъявления для опознания. Социальные и психологические свойства, выделяемые в структуре личности, позднее использовали при изучении вопросов криминалистической тактики, а также в ходе исследования объектов, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия.


В 60–70-х годах прошлого века в отечественной криминалистике началось формирование отдельного направления изучения личности преступника с пониманием необходимости исследования различных аспектов человека: криминалистических, криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных. Формирование указанного направления связано с проведенными Н. Т. Ведерниковым, Ф. В. Глазыриным, М. Г. Коршиком, С. С. Степичевым, П. П. Цветковым и другими учеными исследованиями, посвященными изучению личности обвиняемого. Именно в тот период предприняты попытки формирования криминалистического учения о личности. В 1973 году Ф. В. Глазырин предложил рассматривать криминалистическое изучение личности преступника в качестве самостоятельной частной криминалистической теории. В трудах ученых-криминалистов исследованию подвергнуты социальные и психологические характеристики личности преступника.


Все исследования личности преступника, начиная с этого периода, условно делятся на четыре направления:


• работы, в которых изучаются социальные и психологические характеристики личности преступника без исследования биологических свойств человека. Некоторыми учеными такой же подход в исследовании структуры личности преступника использовался и в более позднее время;


• работы, в которых рассматривается личность преступника как совокупность биологических (морфологических) и социальных (социально-демографических, социально-ролевых) свойств;


• работы, в которых личность преступника изучается как совокупность биологических (физических, соматических, анатомических), психологических (психических, нравственно-психологических) и социальных (социально-демографических, социально-ролевых) свойств;


• работы, в которых личность преступника определяется как совокупность биологических, психологических, социальных свойств с выделением криминологических признаков и криминалистических сведений.


В 80–90-е годы прошлого века появились работы, в которых Г. А. Густов В. Е. Корноухов, М. В. Салтевский, Ш. Н. Хазиев, и другие ученые-криминалисты акцентировали внимание на проблемах установления личности неизвестного преступника. В этот период В. А. Жбанков разработал концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике и заложил фундаментальные основы исследования проблем изучения неизвестного преступника.


Некоторые ученые обращают внимание не только на изучение личности преступника. Например, проблемами криминалистического изучения потерпевших занимались В. С. Бурданова, В. М. Быков, В. В. Вандышев, А. А. Джуманбетова, С. П. Зеленковский, Н. Е. Неволина, Д. А. Сорокотягина, Д. А. Турчин, Л. В. Франк, Е. Е. Центров, В. И. Шиканов и другие ученые. Так, Е. Е. Центров разработал основы криминалистического учения о потерпевшем, В. В. Вандышев посвятил исследование теоретическим и практическим аспектам взаимосвязи криминалистики и виктимологии. Д. А. Сорокотягина разработала рекомендации по собиранию сведений о личности потерпевшего для расследования преступлений, изучила методы, источники и средства получения данных о потерпевшем на предварительном следствии и при производстве отдельных следственных действий, предприняла попытку сформулировать теоретические основы криминалистического изучения личности потерпевшего и выявить некоторые закономерности, характеризующие личностные качества и его поведение.


Кроме криминалистического изучения личности преступника и потерпевшего в специальной литературе также исследуются проблемы изучения личности других субъектов уголовного процесса. Так, практический интерес представляют вопросы криминалистического исследования личности свидетеля. Данные вопросы рассматриваются в исследованиях проблем тактики различных следственных действий, проводимых с участием свидетелей либо методики расследования преступлений отдельных видов и групп. Очевидно, что подготовка и проведение процессуальных действий требует учета особенностей личности свидетелей, но данная проблематика не рассматривалась комплексно в криминалистических исследованиях.


На наш взгляд, актуальным направлением может быть изучение личности эксперта и (или) специалиста, участвующих в уголовном процессе. В соответствии с законодательством, экспертом и (или) специалистом может стать любой человек, обладающий специальными знаниями. Вместе с тем, в криминалистике комплексно не исследована проблема участия такого участника в уголовном процессе с точки зрения изучения личности, способности следователя профессионально общаться с ним, исходя из особенностей личности эксперта и (или) специалиста с целью для эффективного и квалифицированного применения имеющихся знаний, навыков и умений. Нет сомнений, что некоторые названные проблемы рассматривались в работах, посвященных взаимодействию органов предварительного расследования и экспертных подразделений.




Основы криминалистического изучения личности. Монография

В монографии представлены основные научные и практические положения криминалистического изучения личности. Автор показывает, что использование достижений естественных, технических и иных наук в раскрытии и расследовании преступлений является ключевым направлением для эффективного изучения личности в криминалистике.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Издание предназначено для научных работников, сотрудников следственных, оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов, а также курсантов, студентов и слушателей учреждений образования юридического профиля.

239
 Исютин-Федотков Д.В. Основы криминалистического изучения личности. Монография

Исютин-Федотков Д.В. Основы криминалистического изучения личности. Монография

Исютин-Федотков Д.В. Основы криминалистического изучения личности. Монография

В монографии представлены основные научные и практические положения криминалистического изучения личности. Автор показывает, что использование достижений естественных, технических и иных наук в раскрытии и расследовании преступлений является ключевым направлением для эффективного изучения личности в криминалистике.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Издание предназначено для научных работников, сотрудников следственных, оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов, а также курсантов, студентов и слушателей учреждений образования юридического профиля.

Внимание! Авторские права на книгу "Основы криминалистического изучения личности. Монография" ( Исютин-Федотков Д.В. ) охраняются законодательством!