Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации и доказывания. Учебное пособие

Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации и доказывания. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 03.08.2015
ISBN: 9785392191048
Язык:
Объем текста: 200 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Общая характеристика преступности, связанной с организацией экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ)

2. Уголовно-правовой анализ организации экстремистского сообщества

3. Обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию по делам об организации экстремистского сообщества

4. Прокурорский надзор за исполнением законов при выявлении и расследовании фактов организации экстремистского сообщества

5. Особенности поддержания государственного обвинения при рассмотрении уголовных дел об организации экстремистского сообщества в судах

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



2. Уголовно-правовой анализ организации экстремистского сообщества


Объект преступления. Объектом рассматриваемого преступления выступают отдельные основы конституционного строя, а именно общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, определяющими конституционные основы межличностных отношений, а также устанавливающими запреты на осуществление экстремистской деятельности. В ч. 1 ст. 3 Конституции РФ указано, что носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – ее многонациональный народ, в ст. 19 Основного закона РФ закреплен принцип равенства граждан, а также содержится запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Это и есть базовые основы межличностных отношений. С ними имманентно связаны соответствующие конституционные запреты на осуществление противоречащей данным основам деятельности. В частности, согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ установлен запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Согласно п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ одно из обстоятельств, подлежащих доказыванию, – это характер вреда, причиненного преступлением, что в первую очередь относится к материальным составам преступлений, т. е. тем, которые предусматривают в качестве обязательного признака наступление определенных общественно опасных последствий. Однако это применимо и к преступлениям с формальным составом, поскольку именно правильно определив характер причиненного вреда, можно точно установить объект соответствующего преступления. Кроме того, в рассматриваемом случае четкое определение социальной вредоносности деяния имеет ключевое значение для квалификации в связи с тем, что экстремистское сообщество – не единственное криминальное формирование, организация и участие в котором образуют самостоятельный состав преступления. Поэтому отграничение экстремистского сообщества от иных таких формирований осуществляется во многом по признакам объекта преступления, о чем подробнее будет сказано ниже.


Оценивая преступную деятельность организованной группы для признания ее экстремистским сообществом и доказывания признаков последнего, необходимо установить, что такая деятельность причинила вред именно тем общественным отношениям, которые складывались в соответствии с конституционными основами межличностных отношений, вследствие чего были нарушены установленные Конституцией РФ запреты на осуществление экстремистской деятельности.


Объективная сторона преступления. В ч. 1 ст. 2821 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение следующих деяний:


• создание экстремистского сообщества;


• руководство экстремистским сообществом;


• руководство частью экстремистского сообщества или входящими в такое сообщество структурными подразделениями;


• создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений экстремистского сообщества.


Под экстремистским сообществом следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. При этом экстремистское сообщество может состоять из структурных подразделений (частей). Для признания организованной группы экстремистским сообществом не требуется предварительного судебного решения о запрете либо ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11)).


Как видно, указывая традиционные признаки организованной группы, разновидностью которой и является экстремистское сообщество, высший судебный орган страны тем самым не обозначает экстремистское сообщество как вид преступного сообщества (преступной организации), хотя такие мнения в теории высказывались неоднократно.


Данная позиция Пленума Верховного Суда РФ представляется правильной, ибо допущенная законодателем терминологическая небрежность, выразившаяся в использовании в двух статьях Особенной части УК РФ (ст. 2821 и ст. 210) одного и того же термина «сообщество», не дает оснований считать, что экстремистское сообщество – разновидность сообщества преступного.


Надлежит, однако, принять во внимание тот факт, что отождествление экстремистского и преступного сообществ в специальной литературе осуществлялось преимущественно при сопоставлении ст. 2821 УК РФ с прежней редакцией ч. 4 ст. 35 УК РФ, согласно которой преступление признавалось совершенным преступным сообществом, если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях. Такое законодательное описание сводило все отличия организованной группы и преступного сообщества, по сути, к двум признакам – сплоченности и специальной цели сообщества. Возможно, именно столь зыбкие критерии разграничения и способствовали рассмотрению экстремистского сообщества через призму признаков сообщества преступного.


Федеральным законом от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ были изменены, и теперь обязательные признаки преступного сообщества – это структурированность (или наличие объединения организованных групп) и цель совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Действующая редакция ст. 35 УК РФ дает больше возможностей для разграничения организованной группы с преступным сообществом, что, в свою очередь, имеет важное значение при квалификации преступлений, предусмотренных ст. 2821 и ст. 210 УК РФ, при наличии конкуренции соответствующих норм.


Создание экстремистского сообщества выступает основной формой совершения рассматриваемого преступления, поскольку без выполнения соответствующих организационных действий невозможно осуществление иных, предусмотренных в ст. 2821 УК РФ, общественно опасных посягательств. Акцентируя внимание на этом обстоятельстве, некоторые авторы предлагают даже изменить наименование данного преступления на «Создание организованной группы для совершения преступлений экстремистской направленности».


Как результат организационной деятельности создание экстремистского сообщества предполагает образование группы, обладающей признаками, указанными в ч. 3 ст. 35 и ст. 282­1 УК РФ, т. е. устойчивой группы лиц, заранее объединившихся для подготовки либо совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности. Это означает, что суд при вынесении приговора по ст. 2821 УК РФ должен установить в отношении каждого подсудимого, что он был информирован о целях создания и функционирования такого сообщества экстремистской направленности.


К числу действий, направленных на создание экстремистского сообщества, можно отнести приискание участников, распределение ролей, определение структуры сообщества, направлений его деятельности и идеологии последней, материальное обеспечение и т. п.


Так, Шаров, Сутула и Петров создали экстремистское сообщество «Белгородский национальный корпус» для совершения преступлений по мотивам расовой, национальной ненависти и вражды. Деятельность преступной группы была основана на идеологии движения «скинхедов». В нем выделялись орган управления и два структурных подразделения, которые организовывались по территориальному принципу, в целях облегчения управления участниками и должны были состоять из отдельных групп «десяток». Лидерами сообщества определялась система подчиненности лиц, входящих в организованную группу, материальная основа для решения ее текущих нужд, место и порядок сбора членов организации, правила проведения силовых акций – преступных посягательств с целью избиения и причинения телесных повреждений. На собраниях членов сообщества Шаров, Сутула и Петров сообщили о необходимости подготовки и проведения силовой акции в отношении лиц цыганской национальности, проживающих по конкретному адресу, в целях их избиения с применением предметов, используемых в качестве оружия и причинения тяжкого вреда здоровью. Впоследствии данные намерения были реализованы. Действия виновных были квалифицированы судом по ст. 2821 УК РФ как организация экстремистского сообщества.


Под руководством экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями следует понимать осуществление управленческих функций в отношении экстремистского сообщества, его части или структурных подразделений, а также отдельных его участников как при совершении конкретных преступлений экстремистской направленности, так и при обеспечении деятельности экстремистского сообщества. Такое руководство может выражаться, в частности, в разработке общих планов деятельности экстремистского сообщества, в подготовке к совершению конкретных преступлений экстремистской направленности, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных экстремистским сообществом или входящими в его структуру подразделениями при их создании (например, в распределении ролей между членами сообщества, в организации материально-технического обеспечения, в разработке способов совершения преступлений, в принятии мер безопасности в отношении членов экстремистского сообщества) (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11).


Кроме этого, руководство может выражаться в таких действиях, как принятие решений о разрешении участвовать в сообществе лицам, желающим вступить в него, принятие у таких лиц присяги и проведение иных аналогичных ритуалов, постановка задач и контроль за их исполнением, принятие определяющих решений и дача указаний членам сообщества, вовлечение новых участников, поддержание внутригрупповой дисциплины и т. д.).


Так, признавая Мельника руководителем экстремистского сообщества, суд указал, что он единолично возглавил созданное им экстремистское сообщество «Мэд Крауд», приняв на себя функции организатора запланированных преступлений и руководителя подчиненных ему лиц. Руководя экстремистским сообществом, Мельник разрабатывал планы преступной деятельности, распределял обязанности между его членами. Осуществляя руководство данным экстремистским сообществом, Мельник регулярно в период с сентября 2002 г. по август 2003 г. организовывал в различных местах г. Санкт-Петербург сборы членов сообщества для совершения нападений на выходцев из районов Кавказа, Азии, Африки, а также для проведения тренировок – групповых драк с членами других молодежных группировок.


В ходе данных сборов Мельник, имея умысел на возбуждение расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды, пропагандируя исключительность и превосходство русской национальности, а также неполноценность выходцев с Кавказа, Азии и Африки с целью укрепления националистических и расистских идей у членов экстремистского сообщества «Мэд Крауд» и вовлечения в возглавляемую им организованную группу лиц, приглашаемых им на эти сборы, умышленно в личных беседах и публичных выступлениях высказывал националистические и расистские идеи.




Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации и доказывания. Учебное пособие

В пособии на основе действующего законодательства и правоприменительной практики проведен уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ, рассмотрены обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию по делам об организации экстремистского сообщества, а также особенности прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении и расследовании фактов организации экстремистского сообщества и поддержания государственного обвинения при рассмотрении соответствующей категории уголовных дел.<br /> Для прокурорских и следственных работников, научных сотрудников, а также студентов, преподавателей юридических учебных заведений, практикующих юристов и лиц, интересующихся проблемами противодействия экстремистской деятельности.

179
Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации и доказывания. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации и доказывания. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации и доказывания. Учебное пособие

В пособии на основе действующего законодательства и правоприменительной практики проведен уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ, рассмотрены обстоятельства, подлежащие исследованию и доказыванию по делам об организации экстремистского сообщества, а также особенности прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении и расследовании фактов организации экстремистского сообщества и поддержания государственного обвинения при рассмотрении соответствующей категории уголовных дел.<br /> Для прокурорских и следственных работников, научных сотрудников, а также студентов, преподавателей юридических учебных заведений, практикующих юристов и лиц, интересующихся проблемами противодействия экстремистской деятельности.

Внимание! Авторские права на книгу "Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации и доказывания. Учебное пособие" (Под ред. Меркурьева В.В.) охраняются законодательством!