|
ОглавлениеГлава 4. Не может быть? Бывает! Глава 6. Сверхудивительные персоны Глава 7. Разговорчивая флора и фауна Глава 9. Цирковые кумиры былых веков Глава 10. Ай да детки-малолетки! Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 3. Что человек может?ОгнеходцыИскусство хождения по огню известно на всех континентах земного шара. О людях, способных к этому, писал Платон (427–347 гг. до н. э.). Еще в древней Италии во время ежегодных торжеств во славу Аполлона, принеся традиционную жертву, горожане отправлялись на «огненную прогулку». Такие праздники описывал римский поэт Вергилий, живший в 70–19 гг. до н. э. Что заставляло обычных граждан разгуливать по огню? Некоторые историки считают, что, возложив жертвенное животное на алтарь божества, люди испытывали религиозный экстаз и впадали в особое состояние, в котором не чувствовали физической боли и не получали ожогов. Не исключено, что хождение по угольям было своеобразным тестом — если жар не причинял человеку вреда, значит, его жертва была угодна Аполлону. Считается, что раньше всего — около трех с половиной тысяч лет назад — этот феномен появился в Индии и имел ритуальный смысл внутреннего очищения и возрождения человека. Рассказы о людях, противостоящих огню, дошли до нас в многочисленных старинных хрониках: так, в 155 г. святого Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна, привязали к столбу для сожжения на костре, но пламя изогнулась вокруг него, и он остался невредимым. Во Франции в XVIII в. во время восстания гугенотов был приговорен к сожжению на костре один из его зачинщиков, некто Клари. Несмотря на то, что огонь охватил его со всех сторон, он остался в живых. Во многих уголках земли сохранился до наших дней странный танец… на горящих углях или головнях. Его можно увидеть и в Индии, и в Испании, и в Болгарии, и на далеких тихоокеанских островах Фиджи и на Цейлоне (Шри Ланка). Известный антрополог Стивен Кейн, подвергший исследованию невероятные способности людей без вреда для себя ходить по горячим углям и камням, выдвинул предположение, что все формы «укрощения огня» представляют собой классические примеры преобладания силы внушения над нервными и возбудительными процессами. Он считает, что сосудистая система человека «сжимается», и это приводит к сокращению кровеобмена, а одновременно к подавлению активности вещества, известного под названием брадикинин, который влияет на раздражительные процессы. Тем не менее известный немецкий ученый, сотрудник Института плазменной физики имени Макса Планка Фридберт Каргер готов был поспорить с Кейном. Он так сильно заинтересовался «физической» стороной странного ритуала, что в 1974 г. отправился на остров Мабинга, входящий в архипелаг Фиджи, и заснял там на пленку «прогулку» по раскаленным камням двадцати аборигенов. Многие туристы, этнологи, медики приезжают на остров, чтобы поглядеть на совершение ритуала, связанного с поклонением духу огня. Вот как это происходит. Ровную площадку диаметром в несколько метров углубляют, а затем выравнивают, заполняя булыжниками размером с футбольный мяч. Камни накрывают дровами и хворостом и поджигают. Костер полыхает всю ночь. При этом камни раскаляются до того, что начинают с треском лопаться. Брошенные на них зеленые ветки мгновенно вспыхивают, словно сухая солома. В ожидании нужного часа участники ритуала находятся в отдельной хижине и ведут беседу с духом огня. К утру подается особый сигнал. Участники обряда выходят из хижины в специальных одеяниях, изготовленных для этого случая из свежих листьев различных растений. Без тени страха и колебания, не оглядываясь по сторонам, они вступают босыми ногами в круг тлеющего костра. Среди воцаряющейся мертвой тишины они медленно и спокойно делают круги, твердо ступая на раскаленную поверхность камней. Через некоторое время служители обряда начинают бросать на раскаленные камни зеленую листву. Все окутывается клубами дыма, слышатся звуки, похожие на шипение змей. Это очередной сигнал для участников «шествия»: они берут друг друга за руки и совершают ритуальный танец, повторяя при этом слова священного гимна. Окончив танец, они поливают камни особым напитком и забрасывают их землей. Медицинское обследование участников танцев не выявило никаких изменений или ожогов на кожном покрове их ступней. Каргер до начала обряда нанес на подошвы одного из танцоров слой краски-индикатора, чувствительной к температурным изменениям: при достижении определенной температуры она изменяет цвет. Этой же краской он покрыл куски базальта, по которым должны были ходить участники церемонии. По цветовым изменениям индикатора Каргеру удалось установить, что температура базальта в местах соприкосновения с кожей аборигенов составляла 330 °C, а кожи ног — 83 °C! Получалось, что раскаленные камни охлаждались под ступнями огнеходцев. И все это притом, что на камнях не было золы, которая могла бы послужить изолятором. Сразу после эксперимента Каргер положил на один из камней кусочек затвердевшей кожи, срезанной с подошвы аборигена-танцовщика, и он почти моментально обуглился. По мнению ученого, это явление едва ли можно объяснить известными физическими процессами. А теперь перенесемся на Апеннинский полуостров. Ежегодный праздник в честь святого Константина и святой Елены, проходящий в греческой деревне Айя-Элени, достигает кульминации с наступлением ночи. То, что здесь происходит, мало похоже на обычный религиозный обряд. С десяток мужчин и женщин, именуемых астенаридами, несколько часов подряд в экстазе танцуют под аккомпанемент трехструнной фракийской лиры. Затем, высоко подняв над собой иконы, они подходят к свежему пепелищу огромного костра и ступают босыми ногами на раскаленные угли. Несколько тысяч любопытных наблюдают за тем, как находящиеся в состоянии экзальтации танцоры, поднимая мириады искр, пляшут и прыгают по углям до тех пор, пока не останется одна зола. О подобном представлении в иной части света рассказывал российский дипломат Владимир Яковлев. Зрелище, потрясшее его, происходило во время пребывания на острове Шри-Ланка в деревне Катарагама весной 2013 г. Катарагама — место для индуистов священное. По преданию, здесь праздновал свою свадьбу могучий герой Сканда после того, как разгромил войско демонов-асуров, долгие годы терроризировавших людей. С тех пор в честь великой победы в деревне справляют праздник Перахера. Он длится 15 дней и начинается в июле с зарождением новой луны. Перахера празднуется ежедневно в 7 вечера и длится 2–3 часа. В последнюю ночь — в полнолуние — совершается церемония хождения по огню — заключительная и самая торжественная часть праздника. «Около полуночи на площадке перед храмом Сканды, — рассказывал В. Яковлев, — служители начали сооружать огромный костер из сухих бревен. Вокруг прямо на земле разместились зрители. Примерно в полночь костер разожгли. Жрец бросил в огонь несколько пригоршней благовоний и покропил святой водой. Огонь разгорался. В свете устремившегося к небу пламени было видно, что группа паломников уже готовится к церемонии. Они нервно приплясывали, впадая в транс. По рядам зрителей пробежало волнение, раздался клич “Харо-Хара”! Группу повел опытный огнеходец Муттукуда. Он двигался медленно и степенно. За ним устремились остальные — кто бегом, кто спокойным шагом. Они по щиколотки проваливались в раскаленные угли. Среди огнеходцев выделялась женщина в белом сари с зеленой веткой священного дерева бо в руках. Гордо подняв голову, она под одобряющие возгласы медленно прошла вперед. Огромные черные глаза, устремленные в одну точку, светились фанатичным блеском. Вслед за ней пробежали несколько мужчин. “Очищенные священным огнем”, они обнимали друг друга, дико вращая совершенно безумными глазами. Их тела лоснились от пота. Потом на дорожке появился мужчина в белой набедренной повязке и с копьем в виде трезубца. Он спокойно прошел по огню, затем вернулся на исходную позицию и, потрясая копьем, проделал тот же путь вторично и в третий раз, после чего с невозмутимым видом присоединился к группе, не прекращавшей свой бешеный ритуальный танец». По мнению В. Яковлева, религиозный экстаз был той внутренней силой, которая притупила чувство физической боли у людей — участников ритуального действия. Удивительным кажется тот факт, что ступни ног практически не страдают от пламени. Люди, никогда воочию не видевшие искусства огнеходцев, в большинстве своем считают это ловким фокусом или, в крайнем случае, массовой галлюцинацией. Ведь если бы ткани человеческого тела могли противостоять огню, то число жертв инквизиции было бы значительно меньшим. Однако ни один человек, обвиняемый в колдовстве, не мог выйти из огня невредимым. В чем же заключается секрет огнеходцев? Уже в наши дни подобные обряды совершают африканские шаманы и индийские йоги. Адепты огнеходства есть в Китае, Японии, на Филиппинах, Фиджи, в Мавритании, Полинезии, Северной Америке. Одна из европейских стран, где до сих пор культивируется это чудо-умение, — Болгария. Многие праздники в Болгарии немыслимы без нестинартства (так на местном наречии называется хождение по углям). Обычно на деревенской площади разжигают костер из дров, а как только стемнеет, раскатывают угли, создавая огромный огнедышащий ковер. И начинается магический ритуал. Одни быстро переступают на углях голыми ногами, пританцовывая, другие, как циркачи, ходят на руках, третьи берут на руки маленьких детей и проходят несколько раз по всему мерцающему ковру (считается, что больные дети при этом выздоравливают). Невосприимчивость к огню достигается разными способами. Автор книги «Пятьдесят лет физических исследований» Гарри Прайсон еще в 1939 г. предположил, что секрет «фокуса» заключается в низкой теплопроводности горящего дерева и непродолжительности контакта ног с углями. Индийцы, выполняя ритуальные танцы в яме, заполненной раскаленными камнями или углями, пребывают в состоянии транса. Однако многие известные «огнеходцы» демонстрировали эту способность, будучи в обычном состоянии. Некоторым людям, принимающим участие в ритуале, нужна специальная подготовка, включающая пение и танцы, другим же такая подготовка ни к чему. Журнал «Тру» за март 1950 г. описывал церемонию хождения по раскаленным камням, при которой люди, ходившие по ним, пребывали в состоянии экстаза. Однако когда сразу после церемонии один из любопытных туристов осмотрел их ступни и попытался прижечь их сигаретой, аборигены с криком отдергивали ноги. В Японии в Средние века на основе буддизма, даосизма и местных верований зародилось течение сюгендо — «путь овладения сверхъестественными силами». Его последователи обладали способностью свободно парить в воздухе, надолго задерживать дыхание под водой, приготавливать эликсир бессмертия и ходить по огню. И сегодня в Стране восходящего солнца, на горе Такао в окрестностях Токио, проходит ежегодный фестиваль любителей хождения по углям. Десятки тысяч людей ежегодно собираются там, утверждая, что огнеходство — это не только очищение и возрождение человека, но и укрепление духовной силы. Литературовед Э. Г. Стефенсон присутствовал в одном из храмов Токио на церемонии хождения по раскаленным камням, которые были уложены в яму длиной 30 м. Неожиданно он почувствовал, что тоже хочет принять участие в ритуале. Тогда один из жрецов отвел Стефенсона в соседний храм и посыпал ему голову солью. После этого он шел по горячим камням, ощущая в ступнях лишь слабое покалывание. Сотрудник Британского музея У. Т. Бригэм видел, как маги «прогуливались» по раскаленной лаве извергающегося вулкана. Неожиданно маги велели ему разуться, объяснив, что защита бога Кахуны распространяется лишь на ноги, но не на сапоги. Ученый отказался, не собираясь идти на лаву. Тогда маги неожиданно толкнули его, и он побежал по истекающей лаве к другому краю потока. Выбравшись в безопасное место, Бригэм обнаружил, что сапоги сгорели, а кожа на ступнях ничуть не пострадала. А теперь перенесемся на родные просторы, где сюжеты бывали и покруче. В 70-х гг. XIX в. на острове Вайгач, омываемом водами Карского и Баренцева морей появились люди, во всех отношениях необычные. Поселившись в двух землянках, на удивление быстро выкопанных, по ночам жгли костры, устраивая возле них долгие стояния, чем озадачивали немногочисленных коренных жителей, начавших вскоре роптать. Встревожился и местный управитель Иван Никифорович Сторожильцев, хотя знал, что пришельцы, промышляющие ловлей, солением и копчением рыбы, относятся к секте духовных христиан — молокан, не признающих священников и церквей, отправляющих религиозные обряды в любом уединенном помещении. Не знал он только главного, того, что вновь прибывшие числят себя молоканами-прыгунами, верящими в то, что дыхание Всевышнего — есть любой огонь, пылает ли он в пароходной топке, буйствует ли безжалостным пожаром. Раз так, огню следует поклоняться, возле огня и даже в огне молиться. Но открыл эту тайну Сторожильцев после того, как наставник сектантов, старец Ефим Гречанин, был принужден его — представителя власти — допустить к святому огненному действу. Наверняка решительности и смелости управителю было не занимать, ибо он решился проделать то, что в экстазе проделывали сектанты, о чем повествуется в книге «Чудеса суеверной России», изданной в Москве в 1906 г. Чтобы почувствовать колорит канувшей в Лету «огненной ночи», обратимся к воспоминаниям управителя: «На задворки землянок явился, как сговорились, засветло. Старец предупредил, что, если я откажусь участвовать в приготовлениях, то стану уязвимым. Не зная, что вообразить, носил наравне с другими множество валунов, укладывая поблизости от горящего костра. В него бросали дерево, больше — корабельный слом. Был к тому же устроен глубокий раскоп в форме креста. Выпало по погоде, что ветра не задували, не моросило. В пламя костра каждый бросал свои камни, сопровождая труд плаксивыми молитвами. Когда огонь поутих, валуны лесинами задвинули в раскоп. Образовался жаркий крест. Что эти люди выделывали? Сперва, выкрикивая слова, взывающие к Господу, вприпрыжку пробегали по тлеющим углям кострища. Потом каждому старец завязывал глаза, чтобы он медленно, наощупь, держа перед собою Евангелие, босыми ногами прошелся по раскаленным валунам. Старец все вопил: “Господь с огнем, Господь с огнем!” Когда прошлись все общинники, предложили пройтись мне. Началось псалмопение. Меня раззадорило, я скощунствовал и, ослепленный плотной повязкой, держа в руках железное распятие, пошел. Я не чувствовал боли, даже тепла не чувствовал. Кровь ударила в голову. Опьянел без вина. Когда исходил крест несколько раз, убедился: ноги-то мои не касались жарких валунов, наверняка я парил над ними. Старец Гречанин, когда приблизился к нему, трижды осенил крестным знамением. Тут я ахнул. На земле он не стоял. Он вознесся довольно высоко и пребывал в этом странном положении. Люди его начали наполнять рты горящими угольями. При дыхании образовывались языки пламени. Им ничего не вредило. Но зачем они вытворяли это? От них я узнал, что если огнем не подышать, старец никогда твердо не встанет на землю, суждено будет ему 7 дней летать. По прошествии лет, после разрешения деятельности сектантов, могу признаться, что проделанное со мною является обрядом воссоединения с молоканами — прыгунами и огнеходцами. Серьезно я к этому не отношусь. Серьезно отношусь совсем к другому — к увиденному, прочувствованному, к тому, что по желанию умею обезопаситься от любого жара. Старец Гречанин предупреждал, что так оно будет. Это не лукавый сказ, а чистая правда»… Инженер-металлург Алексей Зеркальцев в той же книге «Чудеса суеверной России» приводит десяток случаев огнехождения, которые он «не только созерцал, но изучал». Один из них уникален тем, что трое мастеровых из старообрядцев, без ущерба для здоровья, сколь угодно долго могли ходить по расплавленному чугуну. Вот как это было. «Уральские заводы полны чудесниками, проделывающими невероятное, ссылаясь на покровительство и защиту Всевышнего, — пишет он. — Чтобы удивить меня, мастер Михайло Рябушкин попросил троих молодцев, работавших на получении чугуна, поплясать на металле — там, где он в жидком виде, в сборнике. Одному грузному работнику разрешил башмаков не жалеть, посулив новые. Что же? Кудесники попросили нас молчать, не сбивать их с шага. Двое скинули толстенную, с тройной бычьей подошвой, обувку и как-то боком ступили в разводистый огонь. Что ощущали они, их сосредоточенно-умиротворенные лица не выказывали. Они могли передвигаться как угодно: и быстро, и медлительно. Иногда даже замирали по местам. Во время демонстрации я заметил, что башмаки на ногах верзилы начали тлеть. Тут он подпрыгнул, и остатки обувки мгновенно сгорели в расплаве. Я понял, в чем фокус. Босые люди, идучи по тому, по чему невозможно идти, не касались поверхности чугуна. Между ступнями ходоков и разжиженным металлом существовала воздушная прослойка, если вглядываться, незаметная. Мы с мастером осмотрели ноги сошедших с чугуна смельчаков. Ступни не имели ожогов. Их температура была ощутимо выше обычной жизненной температуры человека. На вопрос, что чувствуют кудесники, когда идут, ответили, что их ноги делаются холодны, что не идут они вовсе, а проскальзывают над огнем так, как было с Господом, ходящим по воде, словно посуху». Как ни странно, ученые, серьезно изучавшие феномен хождения по огню, долгое время не обращали внимания на то, что в подавляющем большинстве случаев никак контактов с раскаленными поверхностями не существовало. Первым это сделал наш соотечественник, известный физиолог М. В. Скрябин: «Буду гостем индуистского храма в Малайзии, воспользовавшись биноклем, я выявил действие так называемой левитации. Жрецы не соприкасались с губительным жаром. Они летали над ним. То же я наблюдал у факиров Полинезии, колдунов Японии, шаманов Забайкалья — отмечал Марк Владимиров в дневнике, который вел в 1912 г. — Я уверен: длительное соприкосновение живой плоти с непомерно разогретыми предметами обязательно приводит к шоку, к смерти. Фокусник защищает себя только полетом, в чем тайна непостижимая и, по крайней мере, безопасная». Пусть так. Пусть огнеходцев от ожогов и гибели спасает левитация. В мемуарах знаменитого в начале прошлого столетия артиста цирка, одессита Бориса Баренбаума, находим прямо противоположное мнение. Продемонстрировав на арене искусство танца и лежания на раскаленном противне, он, обращаясь к публике, сказал: «Я не сверхчеловек. Обретаю некоторые его свойства, когда возникает угроза обуглиться. Очень хочется жить, и тогда противень превращается в теплый лежак». В 1816 г. стала знаменитой итальянка Жозефина Жираделли, которую прозвали «королева огня». Девушка обладала необъяснимыми огнеупорными свойствами. Она наливала себе в рот расплавленное олово. Раскаляла докрасна железную кочергу и брала ее голыми руками, прикладывая к щекам и шее, предлагала сделать то же любому желающему. Среди ее удивительных подвигов значатся: варка яйца вкрутую в кипящем масле, которое находилось у нее в ладонях, ходьба по раскаленному металлическому листу. Жозефина говорила, что ее успех состоит из любви к цирку и божьего дара… В 50-х гг. XVIII в. была очень известна француженка Мари Сонэ. Эта женщина даже получила прозвище «несгораемая». Завернутая в простыню, она могла долго лежать над разведенным под ней огнем, опираясь головой и ногами на спинки стульев. Кроме того, она могла сунуть ноги в чулках и туфлях в жаровню с углями и держать их там до тех пор, пока чулки не сгорали дотла… В книге В. Леруа «Люди-саламандры» описан уникальный случай, свидетелем которого стал сам автор. В индийском городе Мадрас он наблюдал церемонию прохождения по огню целого духового оркестра! Распорядителем церемонии был мусульманин, который передавал касанием руки всем, кто должен был пройти сквозь пламя, невосприимчивость к огню. Одни шли в огонь добровольно, других он толкал насильно… Музыканты шли по огню, трубя в трубы и ударяя в барабаны. Языки пламени лизали их лица и инструменты, но никто из участников ни разу не получил ожогов. В 1922 г. один исламский мистик демонстрировал свои нестинарские способности перед магараджей. При этом присутствовал французский епископ. Позже епископ записал в своем дневнике: «Самым невероятным мне показалось, что факир может передавать свою силу другим людям. Пройдясь по красным от жара угольям, он сделал приглашающий жест, и весь оркестр магараджи зашагал вслед за ним. Ни один из оркестрантов не почувствовал боли, ни один не обжегся»… Однако как только магараджа объявил об окончании церемонии, мусульманин упал на землю, корчась от боли. Считается, что он принимает все ожоги на себя. Внимание! Авторские права на книгу "Очень удивительные люди, или Человек может всё" ( Ищенко Е.П. ) охраняются законодательством! |