|
ОглавлениеГлава 4. Не может быть? Бывает! Глава 6. Сверхудивительные персоны Глава 7. Разговорчивая флора и фауна Глава 9. Цирковые кумиры былых веков Глава 10. Ай да детки-малолетки! Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 1. Сильные духомВсем бедам вопрекиВо все времена существовали люди, лишенные конечностей. Зачастую они такими рождались, реже — становились в результате несчастного случая. Вид человеческого существа без рук и без ног для большинства людей шокирующий. Трудно даже представить, как можно жить без конечностей. Однако многие такие люди сделали ошеломляющую жизненную карьеру и, хотя это кажется невозможным, некоторые из них благодаря огромной стойкости и колоссальному упорству достигли вершин в различных областях человеческой деятельности. Калеки не всегда вызывали отрицательные эмоции у нормальных людей. Ассирийцы, например, верили, что рождение уродца — знак, имеющий последствия для окружающих и всего общества. Древние египтяне полагали, что дети-уроды являются отражением божеств Беса и Птаха, которые тоже имели уродливый вид. Тем самым признавалась их исключительность, что и подтверждается многочисленными примерами из прошлого и в настоящем. Люди с физическими недостатками нередко обладают таким оптимизмом и силой воли, что куют свое счастье собственными руками. Мы восхищаемся творениями безруких художников и музыкантов. Они создают свои шедевры с помощью губ и необычайно гибких пальцев стоп. Представляете? В конце XIX — начале XX в. мир буквально захлестнула волна талантливых художников, которые рисовали, держа кисть… в зубах. По иронии судьбы они родились безрукими, а иные — даже без рук и ног, но именно те, кого природа лишила конечностей, часто проявляли любовь к искусству и другим видам деятельности, требующим особой ловкости. Многочисленные рассказы с давних времен свидетельствуют о славе, достигнутой такими вот уникальными творцами. Этого талантливого безрукого художника звали Сезар Дукорнет. Он родился в 1806 г. во Франции. Директор Лилльской академии изящных искусств, пораженный мастерством, с которым были написаны картины Сезара, смог организовать учебу юноши в Париже. О признании таланта Дукорнета свидетельствует тот факт, что в год смерти художника, в 1856 г., его картины были выставлены в Лувре! Швейцарка Эме Рапин из Женевы родилась безрукой. Однако девочка уже в 4-летнем возрасте удивила свою мать: летом 1880 г. Эме очень ловко срывала ногами в саду цветы и составляла букет. Пораженная мать стала развивать таланты дочери, и очень скоро малышка научилась держать карандаш, а затем и кисть для рисования пальцами ног. Позже девушка стала самой способной студенткой на художественном факультете местного университета, а потом — одной из уникальных портретисток начала ХХ в. Мысль о том, что убогие на Руси — люди особые, стоящие «у Бога», в полной мере подтвердила судьба дореволюционного самарского художника Григория Журавлева. Не имея рук и ног, он начал писать картины волею редкого художественного дара, заставившего взять кисть в зубы. Позднее, когда врожденное увечье стало казаться еще тяжелее, художник начал писать иконы. За ним закрепилась слава талантливейшего иконописца, подарившего миру за 60 лет своей жизни немало работ. Умер Журавлев накануне Октябрьской революции, но и по сей день его иконы украшают храм Святой Троицы в родном мастеру селе Утевка, хранятся в Самарской духовной семинарии, областном краеведческом музее. Не менее поразительны истории безруких… музыкантов. Среди них — брюсселец Жан де Онро, который не только прекрасно рисовал, держа кисть пальцами ноги, но и был искусным игроком на мандолине. Саксонец Готфрид Дитце, тоже признанный портретист своей эпохи, виртуозно владел аккордеоном. Американцу Джеймсу Элрою судьба также отпустила множество талантов: он прекрасно рисовал и мастерски играл на рожке. Матиас Бухингер, человек-торс, родившийся в Германии в 1674 г., не только умел писать с помощью пера, зажатого в губах, но был чрезвычайно образован и разговаривал на четырех языках! Матиас мастерски показывал фокусы, умел играть на разных музыкальных инструментах и очень метко стрелял. В коллекции Британского музея до сих пор в экспозиции выставлен искусно сделанный веер, который Бухингер смастерил для одной из своих возлюбленных. Он, кстати, был женат 4 раза и оставил после себя 11 детей. Марко Газотте, родившийся в Венеции в 1741 г., впоследствии стал столь же известен, как Бухингер. Его руки были развиты только частично. Ладони росли непосредственно из плеч, а ступни — из очень коротких бедер, что сильно ограничивало его передвижение. На специально сделанном седле молодой Марко смог объехать Европу в обществе стражника, который показывал его на рынках за деньги. В возрасте 24 лет Марко решил, что наступило время жить самостоятельно. Он отправился в Париж, где стал известным как «Петит-Пепине», а впоследствии подвизался шутом при королевском дворе. Однако наибольшую известность Газотте принесли его амурные похождения. Говорят, что он был близок даже с любовницами короля, а также со многими придворными дамами. Умер «Петит-Пепине» февральским утром 1803 г. Удивительно сложилась судьба Карла Германа Хунтана, родившегося в Пруссии в 1848 г. Когда он появился на свет, потрясенная акушерка спросила у отца: может ей стоит нечаянно задушить новорожденного подушкой? Тот ответил: «Бог дал нам его таким, и мы его не бросим». Впоследствии старый Хунтан не раз имел повод гордиться сыном. Уже в возрасте одного года он научился ловко пользоваться ногами для приема пищи и игр. В 6 лет умел писать и опережал в развитии сверстников. Четыре года спустя умер брат Карла. Мальчик случайно подслушал разговор, что Господь призвал к себе не того из детей, кого следовало. Тогда он решил добиться невозможного в его положении — научиться играть на скрипке. В следующие два года Карл ежедневно тренировался до седьмого пота. Он помещал инструмент на подножке перед собой, пальцами правой ноги пробегал по грифу, а левой водил смычок. Пораженный отец отдал его в консерваторию. Карл стал настоящим виртуозом. Его концерты в Вюрцбурге имели огромный успех. Публике импонировала не только необычная манера исполнения, но и результат — прекрасная музыка. Сам король вальса Иоганн Штраус пригласил его в свой оркестр, выступавший в Вене в 1868 г. Хунтан прекрасно плавал и прыгал в воду. Он послужил прототипом главного героя нашумевшей в свое время повести «Атлантида», снимался в фильмах. При этом услугами дублеров в приключенческих эпизодах не пользовался. В Первую мировую войну Хунтан отправился на фронт. Он был ярким примером для немецких солдат, в особенности для тех из них, кто вследствие ранений утратил конечности. Сам кайзер Вильгельм наградил его орденом во время большого военного парада. Экономический кризис, разразившийся в Германии после войны, сделал Хунтана нищим. Но великий калека не пал духом. Он дал бенефисный концерт в Берлине и получил такой гонорар, который позволил ему жить безбедно до кончины, последовавшей на 82-м году жизни. Хунтан много гастролировал по миру, был он и в Петербурге, где с ним даже произошел такой случай. Как-то после концерта в комнату, где он отдыхал в антракте, пришел сам шеф полиции. Думая, что это ловкий трюк и музыкант прячет где-то подставное лицо, которое и играет вместо него на концерте, он решил тщательно обыскать и комнату, и театр. Каково же было удивление полицмейстера, когда Карл, чтобы доказать свою невиновность, вынул скрипку и сыграл государственный российский гимн! С годами этот неординарный человек поражал современников все больше. Он выучился играть на рожке, кларнете, показывать фокусы с картами, печатать на машинке, стрелять. В 1883 г. в Праге он был представлен двум сестрам-певицам, с которыми потом стал гастролировать. На одной из них — Антонии — он вскоре женился. В гастрольном турне по Америке Карл Хунтан познакомился с немецким писателем Герхардом Гауптманом. Знакомство со столь необычным человеком, каким был Карл, настолько поразило писателя, что он написал книгу «Атлантида», главным героем которой вывел Хунтана. Когда же в 1913 г. по повести снимался фильм, Хунтан сыграл в нем самого себя. Снялся он и в еще одном художественном фильме под названием «Человек без рук». Умер этот человек-феномен в 1929 г. Хунтан не является исключением. Записи выступлений безрукого Томми Джекобсена до сих пор время от времени транслируют по Би-би-си. Его карьера музыканта началась в 1941 г. в возрасте 20 лет. Сначала он освоил саксофон, затем фортепиано. Это был известный и талантливый пианист. Он также умел писать каллиграфически и имитировать любой почерк. Высокоодаренные личности встречаются и среди безногих. Острый приступ ревматизма отнял ноги у жившего в XVII в. француза Скаррона. Прикованный к инвалидной коляске, он не пал духом и занялся литературой. Вскоре Скаррон стал одним из лучших поэтов Франции. Увечье не помешало ему жениться на первой красавице Парижа мадам де Ментенон. После его смерти мадам вторично вышла замуж… за короля Людовика XIV. Такую же силу духа проявила и другая бедолага, современница Скаррона, — Катарина Мадзина. Она родилась безногой и к тому же гермафродиткой. Эго не помешало ей стать талантливой скрипачкой, слава которой докатилась до нашего времени. Большой известности добились и люди, родившиеся или ставшие безногими в результате болезни или увечья. Это цирковые артисты Эли Боуен и Джон Эккерт, номера которых заставляли говорить об их исполнителях не одно десятилетие. Известным «человеком-торсом» был Николай Васильевич Кобелков. Родившись в 1851 г. в сибирском городе Троицке, Кобелков стал семнадцатым ребенком в семье. Весть о рождении необычного ребенка привлекла к его колыбели многочисленных специалистов-медиков, желающих обследовать малыша, прозванного Кляксой. К огромному удивлению окружающих дитя было физически сильным и полным жизни. Из его правого плеча торчала коротенькая культя, которая к концу жизни достигла длины 20 см. У Николая было безоблачное детство, омраченное лишь тем, что, когда мать возила его в тележке на прогулку, прохожие осеняли себя крестным знамением и перебегали на другую сторону улицы. Директор школы в Троицке научил Николая писать, помещая ему перо между культей и подбородком. У него выработался выразительный и приятный почерк, а в возрасте 17 лет юноша получил должность бухгалтера в горной компании, где работал его отец. В 1871 г. импрессарио Дж. Берг, прослышав о «человеке-торсе», пригласил его в свой театр в Петербурге, где Кобелков выступал два года. К этому времени он научился не только писать и рисовать, но даже вдевать нитку в иголку и заряжать пистолет. Он мог самостоятельно слезать с кресла, подниматься и спускаться по ступенькам. Николай отличался большой физической силой — своей культей он даже ухитрился поднять взрослого мужчину! Этот уникальный человек демонстрировал на сцене развязывание узлов и открывание замков. Наибольшее впечатление на зрителей производило его освобождение из клетки. Популярность Кобелкова не знала границ, ему аплодировали в Швеции, Норвегии, Германии, Австрии, Италии, Америке, которые он посетил в 1872 г. Наиболее памятными были выступления Николая Васильевича в 1875 г. в Вене. Там он встречался с королем Саксонии Альбертом I. Король представил Кобелкова женщине, которая позже вышла за него замуж, — Анне Вилферт, дочери придворного землемера. Брак они заключили в Будапеште на следующий год после знакомства. Церемония бракосочетания была весьма необычной. Новобрачная медленно подошла к алтарю, неся избранника на руках, а потом поставила его на подушку рядом с собой. В конце церемонии Кобелков зубами надел своей жене на палец обручальное кольцо, а она положила кольцо в кожаный кошелек, который он носил на шее. В июне 1876 г. у этой пары родился первенец. А всего они произвели на свет 11 детей. Кобелков преуспел и в бизнесе. Когда изобрели кинокамеру, он очень быстро понял ее великое будущее и утверждал, что вскоре фильмы вытеснят все иные формы искусства. Николай Васильевич организовал съемочную группу, которая вместе с ним в 1898 г. объехала всю Европу. Кинобизнес принес ему богатство. Кобелков умер в 1932 г. в возрасте 82 лет. Некоторые из калек нашли себя в цирковом искусстве. Примечательна судьба Джона Эккерта, родившегося в 1910 г. в Балтиморе. Он появился на свет без бедер. Это не помешало ему быть балагуром и весельчаком. В 14 лет Джонни создал свое цирковое представление, в котором он жонглировал, плавал, нырял. Шоу пользовалось в США огромной популярностью. Джонни снимался во многих фильмах, в том числе в ставшем классикой «Калеки». Этот фильм принес ему мировую известность. Он также был виртуозным саксофонистом, пианистом, кларнетистом и дирижером. Вообще всем одаренным, но родившимся с физическими недостатками или покалеченным людям судьба, как правило, отпускает долгую жизнь. Например, безрукий Чарльз Тримп, проживший 84 года, умел очень быстро одеваться и раздеваться, плотничал, виртуозно играл в карты, открывал бутылки. Но самую большую известность ему принесла работа в качестве циркового артиста. Номер на велосипеде, который он исполнял с безногим коллегой, пользовался бешеным успехом у зрителей!.. При взрыве мины, подложенной вьетнамскими партизанами, американец Джим Брюнетт потерял обе ноги и ладонь левой руки. Джим не спился, не ушел в себя и не пытался покончить с собой. Он не уставал повторять, что Бог не ставит перед нами проблем, которые нельзя было бы преодолеть. Джим занялся сельским хозяйством. Сам обрабатывал 150 га своего ранчо. Для этого ему приходилось по 7–8 часов проводить в седле лошади и ездить на специально оборудованном автомобиле. Женился он на молодой журналистке, которая пришла к нему за интервью. Наверное, для человека нет ничего невозможного. И эти люди, очень обиженные судьбой, стали символом надежды для тысяч других покалеченных. Они убедительно доказали, что Бог никогда не ставит перед человеком невыполнимых задач. Вот я и хочу доказать, что человек может все. Пусть не каждый и не всегда. Это ведь не столь и важно. Вполне достаточно хотя бы одного убедительно доказанного случая, чтобы утихомирить тех, кому все кажется невозможным или выдуманным. Северная Америка. 18 июня 1899 г. Канадец Говард Блэкберн, еще в молодости переселившийся в американский штат Массачусетс, отплывает в Англию. Один. На собственноручно построенной лодке «Грейт Вестерн». Казалось бы, что тут такого? Конечно, рискованно, но за последующие 100 лет множество одиночек пересекало Атлантику. Удалось плавание и Говарду. Через 2 месяца он причалил в Глостере, что на реке Северн в Англии. Однако встречавшие моряка люди были поражены до глубины души — у Блэкберна вместо всех пальцев рук были культяшки. За многие годы до этого, в 1883 г., 25-летний тогда моряк во время плавания на рыболовецкой шхуне оказался с напарником на вспомогательной лодке-плоскодонке, отрезанным от остальной команды из-за резкой перемены ветра. Там Говард остался без рукавиц, их случайно выбросил за борт напарник, вычерпывая воду. Сначала они гребли вдвоем, Говард — голыми руками. Потом напарник умер от холода. Почти через трое суток Блэкберн причалил к берегу и добрался до небольшого поселка Литтл-Ривер. Пальцы он отморозил и на руках, и на ногах. Их ампутировали. Моряк не сдавался, пробовал плотничать. Научился. Нанимался на Аляску. Сначала не осилил пути — сломал ногу и вернулся из Сан-Франциско в городок Глостер, штат Массачусетс, по железной дороге. И вновь не сдался. А в конце концов Говард сам построил парусную лодку 9-метровой длины. И доплыл до города-тезки в Англии. Подлинность этой истории никогда и никем не оспаривалась. Пресса рубежа позапрошлого и прошлого столетий прославила храбреца. А он в Англии построил, опять своими изувеченными руками, новую лодку, которую назвал «Великая республика». И отплыл на ней, решив в одиночку преодолеть коварный Бискайский залив. Преодолел. Через 38 дней причалил в гавани Лиссабона. Посетил, выходит, еще и Португалию. Позднее, по возвращении в США, Говард попробовал было пуститься в дальнее плавание на плоскодонке, но она дважды перевернулась еще вблизи американских берегов. И моряк решил больше не искушать судьбу. Так что он вовсе не был сторонником бездумного риска. А умер он 70-летним в своей постели… Летчик-ас, герой Советского Союза, Алексей Петрович Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Его мужество стало примером для сотен и тысяч людей, оказавшихся в тяжелом положении, потерявших здоровье и вынужденных жить в условиях, необычных для полноценного человека. Часто обстоятельства складываются даже сложнее, чем это можно себе представить. В аналогичной ситуации оказался и наш современник, гражданин Франции Филипп Круазон. Но он не пал духом, найдя в себе силы жить полноценной жизнью и заставив многих здоровых и сильных мужчин задуматься над вопросом: «Почему мы существуем так инертно и однообразно, капитулируя перед натиском самых банальных бытовых невзгод?» Француз Филипп Круазон не такой, он — настоящий человек, о котором приятно говорить и писать. Филипп стал первым в мире человеком, лишенным рук и ног в результате несчастного случая, которому удалось переплыть через пролив Ла-Манш. 42-летний инвалид остается верен данному всем и себе обещанию: «Я решил жить». Он совершил сложный для инвалида эксперимент: прыжок с самолета на парашюте. А потом Филипп взял барьер, который давно уже служит мерилом силы и мужества человеческого тела и его несломленного духа: покорил Ла-Манш. В 1994 г., когда Филиппу было всего 26 лет, он жил в Лилле, трудился на металлургическом заводе в качестве рабочего. Жизнь текла по-обывательски размеренно и спокойно. Он хорошо зарабатывал и даже скопил денег на новый дом. И кто бы мог подумать, что такое радостное событие, как переезд в новенький собственный дом, станет печальнейшей трагедией для жизни Филиппа и всей его семьи? «Переезд равен двум пожарам» — говорят в народе. У Филиппа же получилось много хуже. Этот переезд, а точнее, вызванные переездом хлопоты, искалечили — в прямом смысле этого слова — всю его жизнь и тело. Чтобы снять дорогую телевизионную антенну, Филиппу пришлось подняться на крышу своего старого дома. А там над самой крышей проходила высоковольтная линия электропередачи. И случилось самое страшное. Буквально на долю секунды Филипп потерял равновесие и вынужден был схватиться за электропровод, чтобы не упасть с крыши. Сквозь его тело тогда прошел электрический разряд в 20 тысяч вольт. Не всякий человек выживет после такого. Доктора более недели боролись за жизнь Филиппа. Смерть удалось отогнать, но при этом врачи были вынуждены ампутировать своему пациенту обе руки и обе ноги. Только представьте себе на секунду, каково это очнуться после нескольких дней глубокого забытья и обнаружить, что у тебя нет ни рук, ни ног? С Филиппом вышло именно так. Жить не хотелось. А зачем, если у тебя нет будущего? Смотреть как твои родственники, жалея, мучаются с тобой изо дня в день? Смерть в такие моменты кажется лучшим избавлением от предстоящих мук. К счастью, к Филиппу в госпитале направили опытного и доброжелательного психолога, который ежедневно навещал его, вел с ним терпеливые беседы. Так, в конце концов, Филипп смирился с суровой действительностью и решил испить всю горькую чашу жизни, приготовленную ему безжалостной судьбой. Для начала необходимо было заказать специальные протезы, которыми еще надо было научиться пользоваться, превозмогая адскую боль. Одним словом, все как в повести Бориса Полевого. За этими занятиями и пытками прошли годы. Теперь Филипп даже пытается у себя в саду играть в футбол. А до этого он научился прыгать с парашютом, что часто не под силу даже абсолютно здоровым людям. Сейчас прыжки с самолета для Филиппа — обыденное дело, можно сказать, рутина. А два года назад ему пришла в голову идея о взятии Ла-Манша. Поначалу Филипп с трудом проплывал несколько десятков метров, но стал тренироваться по 30 часов в неделю. К тому же для него составили специальный комплекс упражнений, которые помогали ему разрабатывать отдельные группы мышц. Итак, подготовительный этап закончился с впечатляющими результатами. На это ушло два года. Специально сделанные новые протезы тоже прошли все испытания, не вызвав ни у врачей, ни у Филиппа каких бы то ни было нареканий. В день старта море выдалось спокойным. Стоял почти абсолютный штиль. Лишь легкий ветерок бегал по мелкой волне. Так что с погодой ему повезло. Поначалу все думали, что на заплыв уйдет гораздо больше времени — чуть ли не сутки. Но Филипп пробыл в воде чуть больше 13 часов. Планировалось, что заплыв будет проходить в ровном темпе, чтобы сердечный пульс не превышал 120 ударов в минуту. На самом деле пульс доходил до 150, потому что пловец регулярно прибавлял ходу, так как хотел добиться хорошего спортивного результата. Среди тех, кто помогал Филиппу Круазону вернуться к полноценной жизни и совершить спортивный подвиг, он сам выделяет родных, друзей и, конечно же, жену и сына. Отец Филиппа Жерар, вытирая слезы, сказал: «Это большое событие для всех нас, и оно полностью принадлежит Филиппу. В этом поступке весь его характер, его сила духа». Внимание! Авторские права на книгу "Очень удивительные люди, или Человек может всё" ( Ищенко Е.П. ) охраняются законодательством! |