Юридическая Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.03.2016
ISBN: 9785392205523
Язык:
Объем текста: 174 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Авторский коллектив

Введение

Глава I. Принципы обеспечения баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности и роль органов прокуратуры Российской Федерации

Глава II. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов при осуществлении надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности

Глава III. Баланс частных и публичных интересов в таможенной сфере и роль органов прокуратуры Российской Федерации в обеспечении такого баланса

Глава IV. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в суде при защите права частной собственности

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава IV. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в суде при защите права частной собственности


§ 1. Реализация прокурором своих полномочий в гражданском процессе


В ст. 118 Конституции Российской Федерации закреплены в качестве самостоятельных следующие виды судопроизводств: гражданское, уголовное, административное, конституционное.


Выделение видов судопроизводства основано на сочетании материально-правового и процессуального критериев.


Следует обратить внимание на то, что такое понятие, как «арбитражное судопроизводство», в Конституции Российской Федерации отсутствует. Это дает основание утверждать, что если основной закон не содержит положений об арбитражном судопроизводстве, но упоминает об арбитражных судах, то с точки зрения конституционных норм гражданское судопроизводство включает в себя не только гражданский процесс (деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел, определяемая нормами процессуального права), но и арбитражный процесс (деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их подведомственности экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности).


Таким образом, в системе действующего правового регулирования процессуальных форм осуществления правосудия в Российской Федерации гражданское судопроизводство включает в себя как гражданский процесс, так и арбитражный процесс, а его порядок определяется кодифицированными актами процессуального законодательства (ГПК РФ, АПК РФ).


Гражданское судопроизводство построено в виде системы процессуальных действий суда как органа государственной власти, осуществляющего властно-распорядительные полномочия, и процессуальных действий иных участников судебного разбирательства. При этом вся деятельность как суда, так и иных участников гражданского судопроизводства протекает в особой форме, называемой процессуальной.


Гражданская процессуальная форма – это порядок отправления правосудия по гражданским делам, который закреплен системой соответствующих процессуальных норм и институтов. Она определяет деятельность всех лиц, участвующих в деле, на любых стадиях производства по делу, является необходимой и достаточной гарантией справедливого отправления правосудия, реального обеспечения права на судебную защиту в отличие от иного порядка защиты нарушенных или оспариваемых прав, а равно отдельных юридических процедур, преследующих иные цели.


С точки зрения отраслевого разграничения гражданское процессуальное право и арбитражное процессуальное право относятся к отраслям публичного права. Тем не менее, по мнению большинства теоретиков, абсолютно «чистых» отраслей публичного или частного характера практически не существует. В любой отрасли публичного права присутствуют те или иные частноправовые элементы; в свою очередь, отрасли частного права содержат нормы, обеспечивающие защиту «публичных интересов».


Такое противопоставление частных и публичных начал базируется на существовании двух противоположных методов правового регулирования: императивного и диспозитивного.


Таким образом, именно интересы отражают субъективную направленность норм права и являются наиболее объективным критерием для разграничения частного и публичного.


Категория «интерес» является общенаучной, ее изучают социология, философия, юриспруденция, экономика и т.д. В юридической доктрине нет однозначного понимания данной категории. В то же время необходимо отметить, что не каждый интерес подлежит защите со стороны права. Интерес тогда приобретает юридический характер, когда находится в правовых рамках (так называемый охраняемый законом интерес).


В науке гражданского процессуального права охраняемые законом интересы – это социальные потребности, взятые законом под свою охрану не путем предоставления их носителям субъективных материальных прав, а путем предоставления им (или же другим лицам) права прибегнуть к судебной или иным формам защиты.


В теории гражданского процессуального права вопрос о сочетании частноправовых и публично-правовых интересов неоднократно затрагивался рядом исследователей в этой области.


В частности, В. В. Ярков отмечает такую тенденцию развития системы гражданской юрисдикции, как поиск оптимального соотношения частного и публичного в этой области. Отдельные авторы выделяют принцип разумного баланса частных и публичных интересов.


Исследования по данной тематике основаны на ст. 1 Протокола № 1 (1952 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., устанавливающей необходимость соблюдения государством при ограничении или ином вмешательстве в право собственности, требования разумного баланса публичного и частного интересов. Данное требование является одним из центральных принципов, лежащих в основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.


В гражданском процессе участие прокурора осуществляется в соответствии с основополагающими принципами, закрепленными в Рекомендации СМ/Rес(2012)11 Комитета министров государствами – членам Совета Европы «О роли прокуроров вне системы уголовного правосудия» (принята Комитетом министров 19 сентября 2012 г. на 1151-м заседании на уровне заместителей министров (далее – Рекомендация).


В частности, в Рекомендации закреплено, что «там, где в национальной правовой системе прокуроры наделены обязанностями и полномочиями вне системы уголовного правосудия, их задачи должны состоять в том, чтобы представлять общие или публичные интересы, защищать права и основные свободы человека и поддерживать верховенство закона».


Принятию указанной Рекомендации предшествовала долгая и кропотливая работа, цель которой состояла в том, чтобы как можно полнее раскрыть на международном уровне содержание всей деятельности прокуратуры Российской Федерации как ценного института по защите прав человека и публичных интересов, доказать, что этот институт не противоречит концепции демократического государства, и по возможности выработать международные стандарты прокурорской деятельности вне уголовно-правовой сферы.


Пределы и объем полномочий прокуратуры вне уголовно-правовой сферы зависят от исторически сложившихся правовых традиций государств. Вместе с тем есть одно общее свойство – во всех правовых системах прокуратура призвана быть органом защиты прав и свобод человека и гражданина.


Участие в гражданском и арбитражном процессе – это одна из функций прокуратуры вне уголовно-правовой сферы. Так, в ст. 35 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.


Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре). Правовым основанием для участия прокурора в суде общей юрисдикции служит ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).


Следует отметить, что участие прокурора в гражданском судопроизводстве всегда вызывало различные дискуссии, в ходе которых высказываются различные точки зрения по данному вопросу. Одни настаивают на необходимости расширения полномочий прокурора в этой сфере его деятельности. Другие предлагают исключить прокурора из числа участников гражданского процесса или ограничить его участие в рассмотрении и разрешении судами гражданских дел, так как в противном случае, по их мнению, нарушаются принципы состязательности, диспозитивности, равенства сторон в гражданском процессе.


Не вдаваясь в оценку изложенных мнений, полагаем, что все споры об объеме полномочий прокурора в гражданском процессе перестали быть актуальными в связи с закреплением на международном уровне принципов деятельности прокуроров вне системы уголовного правосудия.


В частности, в приведенной Рекомендации закреплено, что «обязанности и полномочия прокуроров вне системы уголовного правосудия должны во всех случаях быть установлены законом и четко определены, чтобы избежать какой-либо двусмысленности».


Реализуя указанный принцип, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.


Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.


Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:


трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;


защиты семьи, материнства, отцовства и детства;


социальной защиты, включая социальное обеспечение;


обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;


охраны здоровья, включая медицинскую помощь;


обеспечения права на благоприятную окружающую среду;


образования.


В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных как ГПК РФ, так и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.


Итак, несмотря на то что ст. 45 ГПК РФ, регламентирующая участие в деле прокурора, является отсылочной, в ней четко определены две формы участия прокурора в гражданском процессе:


1) обращение в суд с иском (заявлением);


2) вступление в дело в любой стадии процесса в целях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.


Условия допустимости прокурорского вмешательства (критерии или основания), содержащиеся в ст. 45 ГПК РФ, должны соблюдаться как при подготовке и обращении прокурора с заявлением в суд, так и при вступлении его в процесс и дачи заключения по делу.




Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

В монографии на основе анализа общепризнанных принципов и норм международного права, а также российского законодательства, научной литературы рассматривается роль органов прокуратуры России в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности в Российской Федерации.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также практических работников органов прокуратуры.

319
 Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

В монографии на основе анализа общепризнанных принципов и норм международного права, а также российского законодательства, научной литературы рассматривается роль органов прокуратуры России в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности в Российской Федерации.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также практических работников органов прокуратуры.

Внимание! Авторские права на книгу "Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография" (Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др.) охраняются законодательством!