Юридическая Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.03.2016
ISBN: 9785392205523
Язык:
Объем текста: 174 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Авторский коллектив

Введение

Глава I. Принципы обеспечения баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности и роль органов прокуратуры Российской Федерации

Глава II. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов при осуществлении надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности

Глава III. Баланс частных и публичных интересов в таможенной сфере и роль органов прокуратуры Российской Федерации в обеспечении такого баланса

Глава IV. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в суде при защите права частной собственности

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава II. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов при осуществлении надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности


§ 1. Свобода экономической деятельности как выражение баланса частного и публичного интересов


Проблемы определения сущности свободы, ее значения для государства, общества и отдельной личности, а также обеспечения баланса публичных и частных интересов в процессе ее реализации постоянно привлекали к себе внимание специалистов в области философии, политологии, социологии, а также юриспруденции. Все крупнейшие представители философско-правовой мысли исторических периодов развития человеческого общества в той или иной степени затрагивали различные аспекты данного понятия (философские, нравственные, психологические, правовые, социологические и др.), хотя и трактовали его по-разному, в соответствии с особенностями исторических условий, представлениями конкретной исторической эпохи, своеобразием методологических подходов и мировоззренческих установок.


Явление, обозначаемое понятием «свобода экономической деятельности», весьма неоднородно и многопланово. Но первое, что можно отметить, анализируя различные его интерпретации, – это то, что уже в самом понятии свободы заложен принцип баланса частного и публичного интересов. Кроме того, достижение баланса публичных и частных интересов является основным условием реализации свободы в обществе.


Так, свобода проявляется, с одной стороны, как состояние независимости, а с другой – как действие субъекта по своему усмотрению. Таким образом, свобода есть синтез независимости и действия. Однако независимость, взятая как отсутствие зависимости и понимаемая как отсутствие ограничений для проявлений частного интереса, является свободой лишь формально, зачастую превращаясь в произвол и анархию. Свобода экономической деятельности индивида как члена общества состоит в первую очередь в способности непротиворечиво сочетать свой частный интерес с публичным интересом.


Особо следует подчеркнуть, что в основе свободы экономической деятельности любого субъекта, будь то индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество, государство, лежит экономический интерес, который может быть как публичным, так и частным. Субъектами интересов являются человек, коллектив, общество, государство, а экономический интерес рассматривается как стимул и мотивация их хозяйственной деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает достижение разумного компромисса или баланса экономических интересов, которые могут быть как частными, так и публичными, поскольку их носителями являются производители, потребители, инвесторы, акционеры и иные участники хозяйственных обществ, а также общество и государство.


Поскольку отношение акционер – инвестор – производитель – потребитель – общество – государство всегда заключает в себе определенные противоречия, насущной представляется проблема сочетания разнонаправленных интересов через правовую категорию публичные интересы как охраняемые правом общественные и государственные интересы.


Необходимость достижения баланса частного и публичного интересов в процессе реализации свободы экономической деятельности требует наличия в обществе конкретных механизмов, основным из которых является наличие единой, объективной и равной меры для всех носителей свободы.


Свойствами такой меры обладает только право. И не случайно многими учеными и философами подчеркивалось, что свобода как действие, совершаемое индивидом по своему желанию, как возможность реального выбора, на уровне государства может реализовываться только в праве индивида делать то, что дозволено законом. Так определяли свободу Цицерон, Макиавелли, Г. Гроций, Ринуччини, Гоббс, Локк, Монтескье, Беккариа, Милль, Гобхаус и др. Многие мыслители свободу действия рассматривали как общую совокупность прав индивида в государстве (гражданские свободы – свободы слова, печати и т.д.), возможность индивида беспрепятственно распоряжаться своим имуществом и т.д. Так, Локк писал о свободе вероисповедания, Мильтон – о свободе слова, Пуффендорф и французские просветители – об «естественных правах» личности, Констан, Гизо и Смит – об экономической свободе.


Первым же ученым, определившим свободу как право делать все, что не запрещено законом, стал Т. Гоббс, который сформулировал главный принцип правового государства. Под свободой Т. Гоббс понимал «отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку правом власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом».


Право, по Канту, – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Идея права подразумевает у Канта идею свободы.


Идею свободы и права развил в рамках философии духа выдающийся мыслитель Г.В.Ф. Гегель. Право в его работах предстает как наличное бытие свободы, которая развертывается в мир государства. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея». Право, по Гегелю, есть способ воплощения свободы как субъективной категории, субъективного состояния человека в объективную реальность, в частности в общественные отношения. «Свободу, – полагает он, – всегда понимают превратно, признавая ее лишь в формальном, субъективном смысле, не принимая в расчет ее существенных предметов и целей; таким образом, ограничение влечения, вожделения, страсти, принадлежащей лишь частному лицу как таковому, ограничение произвола принимается за ограничение свободы. Наоборот, такое ограничение является просто условием, делающим возможным освобождение, а общество и государство являются такими состояниями, в которых осуществляется свобода».


Несомненной заслугой Гегеля, как абсолютно справедливо полагает В.С. Нерсесянц, является то, что, начиная с него, теоретическое осмысление любой свободы тесно связывается с общими принципами функционирования государства, с политической организацией общества и, прежде всего, с проблемой демократии и отражением этих принципов в основополагающих юридических законах, т.е. в праве.


Понятие свободы имело значение основной категории теории права также в трудах крупнейших русских юристов.


Как отмечали Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, И.В. Михайловский и другие, свобода лежит в основе права. Но свобода лица, указывает В.С. Соловьев, превращается в право лишь тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. «Правовое начало, – отмечает В.С. Соловьев, – может рассматриваться отвлеченно, в нормальной воле субъекта, и тогда оно есть лишь прямое выражение справедливости: я утверждаю мою свободу как право, поскольку уважаю свободу других как их право».


Из метафизического и этического начала свободы И.В. Михайловский выводил идею права, которую рассматривал как часть мирового этического порядка, существующего объективно, независимо от того, сознают ли его люди или нет. Это и есть, по теории И.В. Михайловского, абсолютная идея права – синтез общественного порядка и личной свободы. Абсолютная идея права не допускает ни превращения личности в средство для общественных целей, ни превращения общества в средство для благополучия личности. «Право создает вокруг личности определенную сферу, где личность является центром, где все и каждый обязаны уважать ее волю, не могут посягать на ее свободу, подчиняются ее власти. А это в результате дает энергичного, крепкого духом человека, готового бороться и за свое право, и за право вообще, а вместе с тем уважающего чужое право».


Большой интерес для выяснения соотношений права и свободы экономической деятельности представляет трактовка права Б.Н. Чичериным, по определению которого право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Все содержание юридического законодательства состоит в определении прав и обязанностей лиц, следовательно, их свободы с ее границами и вытекающими отсюда отношениями. Корень всякого права есть свобода лица.


Современные ученые также трактуют право как форму проявления любой свободы, как равную меру свободы, которая не может быть реальной, если не имеет правовой формы. По словам В.С. Нарсесянца, «право – это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях». Право не просто всеобщий масштаб и равная мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и, прежде всего, свободы индивидов. Располагая широкими возможностями влиять на поведение людей, право организует общественные отношения таким образом, чтобы каждый имел возможность удовлетворить свои потребности и интересы, в том числе обусловливающие свободу экономической деятельности.


Поэтому свобода экономической деятельности как определенное социальное состояние общества, как познанная и осознанная необходимость получает свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она реализуется, материализуется, объективируется, отливается в конкретные правовые формы, принципы, институты.


Ограничивая пространство свободы экономической деятельности, право тем самым определяет степень выраженной в нем свободы. В связи с этим полагаем, что чем шире пространство свободы экономической деятельности внутри правовых ограничений, тем выше степень свободы экономической деятельности, т.е. мера свободы выступает в качестве критерия истинности права и закона. Важно отметить, что не только свобода служит критерием развития правовых отношений, но и право выполняет роль меры свободы. Действительно, если в обществе нет права, то нет и реальной возможности защитить свободу экономической деятельности, придать ей такую форму, благодаря которой она может превратиться из возможности в реальную действительность.


Таким образом, несмотря на определенную специфику рассмотрения категории «свобода» в ее соотношении с правом в классических западноевропейских и русских политико-правовых и философско-правовых учениях, для всех было свойственно считать, что свобода является основополагающей для формулировки понятия «право».


И только баланс публичного и частного права позволяет в полной мере реализовать любую из свобод индивида. Полагаем, что анализ соотношения свободы экономической деятельности с правом не будет полным без учета разделения права на частное и публичное. Государство, как известно, зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, на противоречии между общими и частными интересами. И пока существует это противоречие, остается обоснованным деление права на публичное и частное.


На первый взгляд, свобода экономической деятельности относится к сфере частного права, где, как считал Н.К. Ренненкампф, «преимущественно и с особенной резкостью выступают понятия об отдельном лице и его интересе, о моем и твоем, о праве, не соединенном с обязанностью непременно пользоваться им». Частное право имеет задачу определить тот круг деятельности отдельных лиц, в котором они могут достигать целей своей личной природы. Потому-то частное право есть преимущественная сфера прав субъективных, частного господства. Некоторые обоснованно называют частное право областью свободы и самоопределения – в противоположность праву публичному, отличающемуся началом власти и необходимости. По мнению автора, сфера частного права является не только сферой частных интересов, но прежде всего сферой приоритета частных интересов перед публичными. Публичный интерес не «изгоняется» из сферы частного права, а подлежит учету, что переносит центр тяжести проблемы на взаимодействие частного и публичного начал. При этом повышенное значение публичного интереса обусловливается тем, что он обеспечивает устои общества и государства и одновременно гарантирует удовлетворение частных интересов. Поэтому мы абсолютно согласны с позицией В.И. Крусса, согласно которой правовое регулирование экономической деятельности не поддается отраслевой кодификации, поскольку предпринимательство в его юридическом выражении есть сложный комплекс правоотношений публичного, частного и смешанного характера. Соответствующее законодательство является комплексом всех видов нормативных правовых актов материального и процессуального характера, всех уровней публичного властвования и корпоративного самоопределения.




Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

В монографии на основе анализа общепризнанных принципов и норм международного права, а также российского законодательства, научной литературы рассматривается роль органов прокуратуры России в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности в Российской Федерации.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также практических работников органов прокуратуры.

319
 Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография

В монографии на основе анализа общепризнанных принципов и норм международного права, а также российского законодательства, научной литературы рассматривается роль органов прокуратуры России в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности в Российской Федерации.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также практических работников органов прокуратуры.

Внимание! Авторские права на книгу "Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности. Монография" (Александрова Л.И., Бут Н.Д., Диканова Т.А. и др.) охраняются законодательством!