Юридическая Чучаев А.И., Филиппова О.В. Нотариальная деятельность как субъект уголовно-правовой охраны. Монография

Нотариальная деятельность как субъект уголовно-правовой охраны. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.07.2013
ISBN: 9785392107247
Язык:
Объем текста: 150 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Социально-правовая обусловленность криминализации нарушения порядка совершения нотариальных действий

Глава II. Злоупотребление полномочиями частным нотариусом

Глава III. Злоупотребление полномочиями государственными нотариусами и иными лицами, уполномоченными на осуществление нотариальных действий

Глава IV. Проблемы совершенствования уголовно-правового обеспечения нотариальной деятельности

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава IV.
Проблемы совершенствования уголовно-правового обеспечения нотариальной деятельности


Как уже говорилось, нотариальная деятельность является самодостаточной для ее признания самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны. Это обусловливает необходимость определения, хотя бы в общем виде, круга деяний, совершаемых в сфере нотариальной деятельности, криминализация которых социально обусловлена и целесообразна.


Общественные отношения, характеризующие порядок производства нотариальных действий, в зависимости от механизма их нарушения и характера общественно опасного деяния, могут претерпевать неблагоприятное воздействие «изнутри» или извне. В первом случае исполнителем деяния является лицо, которое совершает нотариальное действие, разглашает нотариальную тайну и т. д.; во втором - любое лицо, которое преследует цель нарушения содержания, формы и последовательности совершения нотариального действия, принуждает нотариуса совершить нотариальное действие либо отказаться от его совершения.


За основу формирования системы норм о первой группе общественно опасных деяний следует взять два критерия: нотариальные действия как вид нотариальной деятельности, а также соблюдение иных требований законодательства о нотариате (например, о нотариальной тайне) и специального субъекта, уполномоченного на совершение указанных действий или обязанного соблюдать в своей деятельности нормативно закрепленные требования.


Исходя из этого в первую очередь следует выделить «традиционные» общественно опасные деяния по службе: 1) злоупотребление полномочиями нотариуса; 2) превышение полномочий нотариуса; 3) неисполнение или ненадлежащее исполнение нотариусом своих обязанностей.


При совершении некоторых нотариальных действий соответствующие лица имеют особые полномочия по отношению к наследственному имуществу. За утрату, недостачу или повреждение этого имущества, если оно было вверено конкретному лицу, ответственность по УК РФ наступает как за преступление против собственности, что искажает, как уже указывалось, социальную направленность деяния и его общественную опасность. Данные деяния также следует криминализировать самостоятельно как незаконные действия в отношении наследственного имущества, подвергнутого описи и переданного на хранение (см. предыдущую главу).


В рамках принятия мер к охране наследственного имущества лицо, выполняющее это нотариальное действие, может заключить договор доверительного управления указанным имуществом. Злоупотребления, допускаемые при этом, должны оцениваться как самостоятельное преступление.


Как уже говорилось, в законодательстве ряда зарубежных стран нотариальная тайна признана самостоятельным предметом уголовно-правовой охраны. Этот опыт целесообразно перенять и нам, объявив преступным разглашение сведений, составляющих нотариальную тайну, которые были доверены нотариусу в связи с совершением нотариального действия, или лицу, уполномоченному на совершение нотариальных действий, либо стали известны по службе (см. об этом подробно § 2 этой главы).


Формирование второй группы норм следует производить с учетом конкретных форм нарушения интересов нотариальной деятельности.


Во-первых, необходимо уголовно-правовыми средствами обеспечить неприкосновенность личности нотариуса и лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Это предполагает, по крайней мере, самостоятельную кримиализацию двух деяний: посягательства на их жизнь в связи с выполнением обязанностей по осуществлению нотариальных действий и причинение вреда его здоровью по тому же мотиву и с той же целью.


Во-вторых, исходя из роли нотариата в гражданском обороте и иных общественных отношениях, социально обусловлены и целесообразны следующие уголовно-правовые запреты: а) вмешательство в нотариальную деятельность; б) принуждение нотариуса или лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий, к совершению нотариального действия или отказу от его совершения.


В-третьих, необходимо уголовно-правовое обеспечение реализации законных распоряжений нотариуса. В первую очередь речь идет об исполнительной надписи, которая в исполнительном производстве имеет то же значение, что и судебный акт (см. об этом подробно § 1 этой главы). Воспрепятствование ее реализации или неисполнение причиняет материальный и моральный вред, который по свои характеристикам сопоставим с последствиями неисполнения судебного решения.


Лицами, интересы которых в сфере нотариальной деятельности требуют особой уголовно-правовой охраны, должны признаваться несовершеннолетние, недееспособные, ограниченно дееспособные и страдающие психическим расстройством.


Кроме того, в качестве квалифицирующего признака могут выступать тяжкие последствия.


В действующем Уголовном кодексе (без изменения его структуры) нормы об указанных деяниях модно включить в гл. 30; при создании нового уголовного кодекса их следует интегрировать в самостоятельную главу «Преступления против интересов нотариальной деятельности» и поместить ее после главы о преступлениях против правосудия.


Разумеется, реализация указанных предложений требует дополнительного обсуждения, глубокой системной проработки, однако криминализация двух деяний - реализации исполнительной надписи и охраны нотариальной тайны, на наш взгляд, необходима уже сейчас.


§ 1. Исполнительная надпись: сущность, значение, проблемы уголовно-правового обеспечения реализации


В уголовном праве исполнительная надпись практически никогда не была предметом исследования.


Согласно ст. 89 Основ законодательства о нотариате «для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность.


В случае неисполнения залогодателем соглашения об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке нотариус совершает исполнительную надпись на договоре о залоге или, если права залогодержателя удостоверены закладной, исполнительная надпись совершается на закладной».


Само понятие «исполнительная надпись» в литературе в целом раскрывается одинаково. Так, указывается, что «исполнительная надпись представляет собой распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной суммы или какого-либо имущества»; «распоряжение нотариуса или уполномоченного должностного лица консульских учреждений о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной суммы денег или имущества, учиненное на подлинном долговом документе»; «исполнительная надпись — имеющее силу исполнительного документа распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной суммы денег или имущества, учиненное на подлинном долговом документе»; «исполнительной надписью мы называем распоряжение нотариального органа о принудительном исполнении обязательства уплаты определенной суммы денег или передачи имущества»; «исполнительная надпись — вид исполнительного документа».


Р. И. Вергасова дает более развернутое определение рассматриваемого понятия. Она пишет: «Исполнительные надписи являются документами, выдаваемыми нотариусами, а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений для обеспечения возможности исполнения через Федеральную службу судебных приставов и иные органы и организации в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязанности по передаче одними физическими или юридическими лицами денежных средств и иного имущества другим физическим или юридическим лицам».


Таким образом, в приведенных определениях различие заключается только в одном: признавать исполнительную надпись распоряжением (или распоряжением, имеющим силу документа) либо документом. На наш взгляд, корректнее вести речь о распоряжении, так как какого-либо отдельного документа при совершении данного нотариального действия нотариус не готовит и не выдает.


В теории и на практике обсуждается вопрос о конституционности нормы об исполнительной надписи. Так, судебный пристав-исполнитель отказался совершить исполнительные действия по исполнительной надписи нотариуса о взыскании в пользу ОАО «Ижевский радиозавод» задолженности по квартплате и коммунальным услугам. В связи с этим завод обратился с жалобой на действия пристава-исполнителя в Октябрьский районный суд г. Ижевска.


Придя к выводу, что принудительное взыскание денежной суммы задолженности на основании исполнительной надписи нотариуса нарушает требования ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, приостановив производство по делу, указанный суд обратился в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности, в частности, п. 13 ст. 35, ст. 89 и 93 Основ законодательства о нотариате, которые предоставляют право нотариусу совершать на документах, устанавливающих задолженность, исполнительную надпись и взыскивать на ее основании в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для исполнения судебных решений, денежные суммы или истребовать имущество от должника.


Отказав в принятии указанного запроса к рассмотрению, Конституционный Суд РФ в определении указал: «Нотариус совершает на документах, подтверждающих бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем, исполнительную надпись для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника, руководствуясь при этом Конституцией РФ, данными Основами, другими законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами».




Нотариальная деятельность как субъект уголовно-правовой охраны. Монография

В работе впервые в российской юридической литературе нотариальная деятельность рассматривается как самостоятельный объект уголовно-правовой охраны. В частности, подвергнуты анализу институциональная характеристика и социально-правовая ценность нотариата, эволюция уголовно-правового обеспечения порядка совершения нотариальных действий, вопросы охраны нотариальной деятельности в зарубежных странах, раскрыто содержание признаков, характеризующих злоупотребление полномочиями частным нотариусом и злоупотребление полномочиями государственными нотариусами и иными лицами,уполномоченными на осуществление нотариальных действий, показаны проблемы уголовно-правового обеспечения нотариальной деятельности и намечены пути их решения. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для практикующих юристов, в том числе нотариусов и лиц, осуществляющих нотариальную деятельность.

179
 Чучаев А.И., Филиппова О.В. Нотариальная деятельность как субъект уголовно-правовой охраны. Монография

Чучаев А.И., Филиппова О.В. Нотариальная деятельность как субъект уголовно-правовой охраны. Монография

Чучаев А.И., Филиппова О.В. Нотариальная деятельность как субъект уголовно-правовой охраны. Монография

В работе впервые в российской юридической литературе нотариальная деятельность рассматривается как самостоятельный объект уголовно-правовой охраны. В частности, подвергнуты анализу институциональная характеристика и социально-правовая ценность нотариата, эволюция уголовно-правового обеспечения порядка совершения нотариальных действий, вопросы охраны нотариальной деятельности в зарубежных странах, раскрыто содержание признаков, характеризующих злоупотребление полномочиями частным нотариусом и злоупотребление полномочиями государственными нотариусами и иными лицами,уполномоченными на осуществление нотариальных действий, показаны проблемы уголовно-правового обеспечения нотариальной деятельности и намечены пути их решения. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для практикующих юристов, в том числе нотариусов и лиц, осуществляющих нотариальную деятельность.

Внимание! Авторские права на книгу "Нотариальная деятельность как субъект уголовно-правовой охраны. Монография" (Чучаев А.И., Филиппова О.В.) охраняются законодательством!