Юридическая Фадеев В.И. Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. Монография

Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 25.10.2016
ISBN: 9785392187768
Язык:
Объем текста: 180 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Прерванный полет мысли…

Введение

Раздел I. Идея народного представительства: истоки зарождения. Глава 1. Теоретические основы народного представительства

Глава 2. Институты власти древней греции и древнего рима и идея народного представительства

Глава 3. Сословное представительство средневековья — преддверие народного представительства



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Сословное представительство средневековья — преддверие народного представительства


История народов и государств современной Европы начиналась в эпоху, условно определяемую в исторической литературе как «средневековье». Для средних веков характерно господство феодальных отношений, основывающихся на монопольном распоряжении основным средством производства и основным видом богатства, каковыми являлась земля, крупным землевладельцем — феодалом, который отдавал землю крестьянам в держание. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и сеньором (государем), в руках которого находились суд, администрация, военная сила. Монарх средневекового государства есть глава князей, король феодалов, а государство вследствие этого представляет собой союз князей, господ, свободных городов, то есть привилегированных.


Государство в жизни средневекового общества имело такие характерные черты, которые дают основание некоторым ученым утверждать: средневековое государство есть поместье; публичное право там отсутствует, и все отношения имеют частноправовой характер, в их основе лежит договорное начало. Некоторые историки прямо заявляли: идеи государства в средние века вообще не было. По мнению Т. Н. Грановского «феодализм отрицал государство; мы бываем часто вынуждены употреблять выражение: феодальное государство, но в сущности этого государства не было». В этих суждениях отражаются и верные наблюдения, но и содержится много спорного, с чем нельзя согласиться. Надо учитывать, что государство феодального периода в своем развитии проходит разные этапы, которые имеют свои особенности: это и раннефеодальное государство, обладающее ограниченными властными возможностями, это и попытки образования крупных, но непрочных имперских объединений (подобно империи Карла Великого); в X–XII вв. власть сосредотачивается в руках крупных земельных собственников, объединенных слабой королевской властью. В дальнейшем происходит образование централизованных государств, возникает новая форма феодальной монархии с органами сословного представительства.


Общественно-политическую жизнь средневекового государства характеризовали корпоративные начала, отражающиеся на социальной структуре, которую отличало сложное переплетение классового и сословного деления. Принадлежность человека к определенной корпорации — сословию — определяла его социальный и юридический статус в обществе. Дворянство, духовенство и горожане — основные корпоративные общественные силы — занимают привилегированное положение в государстве, добиваясь своих прав и привилегий, закрепляемых в хартиях. Во главе иерархической феодальной структуры стоял король (монарх), который считался верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном.


Наряду с крупными землевладельцами (дворянством) господствующее положение в средневековом обществе занимало духовенство в силу того, что церковь обладала не только духовным авторитетом, но экономической и политико-правовой властью. Церковь выступала в качестве самостоятельного субъекта в системе феодальных отношений, являясь по существу феодалом между феодалами, с которыми она боролась за первенство власти.


Кроме того, в социально-правовой жизни средневекового общества, начиная с XII–XIII вв., особое место занимали города, в которых зарождалась новая ведущая сила — буржуазия. Города создавали новые особые формы культуры и духовной жизни, вырабатывая новую систему ценностей, в которой место человека уже не определялось исключительно его наследственной принадлежностью к привилегированным сословиям. Город — бессословная община, построенная на началах автономии и господства права. Освобождаясь от феодалов, завоевывая или покупая вольности и привилегии, города, обращаясь к демократическим идеалам времен Римской республики, утверждали принципы выборности своих органов самоуправления. Городское право, постепенно формируясь, выходит за пределы одного города: города обмениваются юридическим опытом; общие вопросы рассматриваются на съездах, что способствовало сближению городов, образованию правовых систем огромной территориальной протяженности, например магдебурского права. В силу указанных причин города выходят далеко за пределы средневекового строя, являясь введением в Новое время.


Именно широко развитая корпоративная жизнь средневекового государства (в отличие от античного) создавала необходимые социальные предпосылки для возникновения представительных органов.


В основе политической организации власти средневекового государства находили свое отражение три древнейших института государственного права, а именно: институт королевской власти, совета старейшин и народного собрания. Типичные для родового общества, эти основные государственно-правовые институты, по мнению Э. Аннерса, были «характерны, и для европейского государственного права вплоть до возникновения парламентской демократии, которая наконец-то устранит королевскую власть как самостоятельный фактор в государственной жизни». Именно эти институты, преобразуясь и развиваясь в соответствии с требованиями времени, приобретая новые и утрачивая прежние свои черты и качества, создавали организационно-правовые предпосылки для формирования сословно-представительного строя средневекового государства и, несмотря на своеобразие отдельных государств, обусловливали общность их первоначальных оснований общественной и государственной жизни.


Формы участия сословий в государственных делах рано выработались в государствах германских и латинских: в большей или меньшей степени, вся Западная Европа испытала на себе влияние германских учреждений, принесенных в области павшей Римской империи ее завоевателями и наследниками. «Коренясь в древне-германском обычае, в силу которого важные, касающиеся всей народной общины дела не должны были решаться без согласия войска, сословное государство, — делает вывод Г. Еллинек, — объединяет различные политические власти в единое замкнутое целое, противостоящее королевской или княжеской власти».


Так как с течением времени народные собрания становятся невозможными, а дуализм короля и народа, никогда не исчезавший совершенно, требовал представительство последнего в сношениях с королем, то это представительства начинает развиваться на основе королевских советов, в которых заседали духовные и светские феодалы, представляя лишь самих себя и являя собой «смесь аристократии с монархией» (Монтескье). Но по мере того как устанавливается обычай давать освободительные грамоты, осуществляется рост городов и возрастает их экономическая и политическая свобода, созревают условия и возникает необходимость привлечения представителей городов к участию в королевских советах. Монарх и народ (который в средневековом государстве выступает уже как совокупность привилегированных, наделенных функциями управления корпораций) первоначально противостоят друг другу в качестве самостоятельных субъектов прав, взаимные отношения которых основываются на соглашениях и договорах, а по мере развития сословного государства более тесно взаимодействуют друг с другом, при этом более могущественной силой в одних случаях выступает монарх, в других — сословная корпорация.


Сословно-представительная система возникает с того момента, когда представители третьего сословия (зарождавшейся буржуазии), представители городов допускаются к участию в работе королевских советов, к решению общегосударственных вопросов наряду с высшим духовенством и дворянством. В дальнейшем власть королей, прерогативы знати и духовенства, гражданская свобода народа, как пишет Монтескье, «были так хорошо согласованы, что я не знаю, было ли когда-нибудь на земле правление, столь хорошо уравновешенное, как то, которым пользовались все части Европы в то время, когда оно существовало».


3.1. Возникновение сословно-представительных органов


Процесс централизации в средневековых государствах, усиление королевской власти, в чем были заинтересованы и феодалы в целом, и городское сословие, а также свободное крестьянство, создавали условия возникновения феодальной монархии с сословным представительством. Этот процесс имел общие черты, а также свои отличия и особенности в разных европейских государствах.




Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. Монография

Данное издание представляет собой неоконченное при жизни В. И. Фадеева исследование становления и развития института народного представительства, в котором автор обращается к истокам представительной демократии, чему и посвящена книга, именуемая «Народное представительство. Часть первая. Историко-теоретические корни». Автор исследует теоретические основы народного представительства, подробно рассматривает институты власти античной демократии и сословное представительство средневековья, явившееся преддверием народного представительства в его современном понимании.

139
 Фадеев В.И. Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. Монография

Фадеев В.И. Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. Монография

Фадеев В.И. Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. Монография

Данное издание представляет собой неоконченное при жизни В. И. Фадеева исследование становления и развития института народного представительства, в котором автор обращается к истокам представительной демократии, чему и посвящена книга, именуемая «Народное представительство. Часть первая. Историко-теоретические корни». Автор исследует теоретические основы народного представительства, подробно рассматривает институты власти античной демократии и сословное представительство средневековья, явившееся преддверием народного представительства в его современном понимании.

Внимание! Авторские права на книгу "Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. Монография" (Фадеев В.И.) охраняются законодательством!