Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.08.2015
ISBN: 9785392189465
Язык:
Объем текста: 231 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел 1. Аксиолого-этические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 2. Социологические подходы к анализу межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 3. Политическая коммуникация в условиях глобализации

Раздел 4. Религиозная и этноконфессиональная коммуникация в условиях глобализации

Раздел 5. Конфликтологические проблемы межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 6. Геополитические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 7. Дипломатическая специфика межкультурных аспектов коммуникации в условиях глобализации

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел 5. Конфликтологические проблемы межкультурной коммуникации в условиях глобализации


Тема 5.1. Конфликтологический подход к исследованию культуры и межкультурной коммуникации в условиях глобализации



Это интересно


…Конфликт — это ситуация, в которой два человека стремятся достичь целей, которые они считают достижимыми одним или другим, но не обоими.


Росс Стагнер



Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Актуальность анализа конфликтологических проблем вытекает из тех социальных процессов, которые в настоящее время происходят в обществе во всех без исключения его жизненно важных сферах и социальных институтах и которые то и дело приобретают остро конфликтный характер. Практический опыт наглядно демонстрирует, какая острая борьба за статус и ресурсы, права и влияние ведется ныне самыми разными социальными субъектами: политическими и интеллектуальными элитами, регионами и отраслями, предпринимателями и трудовыми коллективами, профсоюзами, партиями и общественными движениями, крупными и малыми национальными общностями, социальными группами и личностями. Также вполне очевидно усиление конфликтного фона в российском обществе эпохи перемен. Вместе с тем конфликт конфликту рознь, они могут нести как позитивные, так и деструктивные функции, приводя, например, к подъему или к разрушению государства, социально-политической системы, общественного института, жизнеспособного коллектива.


Отсюда и возникает тот интерес к проблемам происхождения, развертывания, регулирования и разрешения разного рода конфликтных ситуаций в обществе, который в систематической форме представлен в конфликтологии, как особом междисциплинарном направлении. В отечественной науке оно сложилось почти три десятилетия назад, хотя его появлению предшествовал продолжительный период вызревания теорий конфликта в мировой и российской науке, в также накопления многообразной посреднической практики.


Процесс становления конфликтологической парадигмы в современном обществознании развернулся преимущественно после Второй мировой войны. Его во многом стимулировали кризисные тенденции послевоенного времени, столкновения между западными ВПК и антивоенными движениями, борьба двух общественных систем, рост национально-освободительной борьбы и радикальных политических течений.



Это интересно


Чтобы космос обрел форму, требуются «любовь и вражда», силы притяжения и отталкивания; точно так же и обществу необходимо определенное соотношение гармонии и дисгармонии, ассоциации и конкуренции, доброжелательности и противостояния, в противном случае оно не оформится как общество.


Г. Зиммель



Некоторые из оснований сегодняшней конфликтологической парадигмы возникли в недрах диалектико-исторической мысли еще в XIX столетии: в гегелевско-марксистской традиции, которая обозначила глубокую внутреннюю противоречивость социального бытия, наличие в нем действующих социальных субъектов с несовместимыми или противоположными целями. Как известно, этот подход в историческом материализме вылился во всеобъемлющее учение о классовой борьбе. Один из крупнейших западных социологов Л. Козер в связи с этим по праву обозначил Маркса, как «классического теоретика конфликта». Определенный вклад в предысторию сегодняшней научной парадигмы внесли и такие крупные социологи, как Г. Зиммель и М. Вебер. Последний показал, что общество состоит из групп с различным социальным статусом и вследствие этого их интересы расходятся, порождая конфликты. Однако некоторая часть интересов этих групп обычно совпадает, что создает возможность не только для развития противостояний, но и для относительного консенсуса. Г. Зиммель сходным образом выявил, что области пересечения и совпадения групповых интересов смягчают протекание конфликтов и тем самым создают почву для функционирования демократических институтов. В других категориях эту же идею в наши дни поддержал политический философ и социолог Р. Дарендорф, который отметил, что взаимозависимость антагонистических групп и взаимное пересечение конфликтов в обществах выполняют функцию склеивания социальной системы и тем самым предотвращают дезинтеграцию по основной линии раскола.



Это интересно


Конфликты неистребимы — они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти… Конфликты — это норма жизни. Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс.


Ч. Ликсон



Современные теории конфликта в целом обязаны своим развитием Марксу и Зиммелю более чем кому-либо. Хотя Маркс и Зиммель считали конфликт широко распространенной и неотъемлемой чертой всех социальных систем, их подходы относительно природы общества существенно отличались друг от друга: Маркс подчеркивал антагонистический характер конфликтов, а Зиммель — его интегративные последствия. Если первый изучал крупнейшие макроконфликты — войны и революции, то исследования последнего по преимуществу сосредоточены на менее острых противостояниях и на их значении для стабилизации и упорядоченности социальных изменений. Иными словами Г. Зиммель, облегчая свою задачу, рассматривал лишь те ситуации, при которых система способна к урегулированию конфликта.


Тем не менее после основоположников марксизма Г. Зиммель был, вероятно, первым среди классиков социологии, кто все же попытался великую диалектическую идею о борьбе как источнике развития приложить к институциональным процессам. Это позволило ему, рассматривая борьбу как «социологический позитив», выявить следующие особенности социальных конфликтов: «Не служит ли борьба сама по себе, независимо от ее последствий и сопутствующих ей явлений, одной из форм образования общества? — Такая постановка вопроса показалась бы большинству парадоксальной. На первый взгляд, это действительно вопрос праздный, в лучшем случае чисто формальный. С одной стороны, если всякое взаимодействие между людьми объединяет их в общество, то борьба, один из самых энергичных видов взаимодействия, должна считаться важнейшим фактором ассоциации: борьба в одиночку, без оппонента, просто немыслима. С другой стороны, причины борьбы — это все то, что разъединяет общество: ненависть и зависть, нужда и вожделение. Но, может быть, возбужденная ими борьба служит своего рода лекарством, разрядкой раздирающего общество противостояния? Может быть, борьба — своеобразный путь к достижению единства, пусть даже ценой уничтожения одной из сторон конфликта? Так усугубление симптомов болезни часто свидетельствует о том, что организм пытается преодолеть пагубную для него заразу. Я не хочу повторять банальное “Хочешь мира — готовься к войне”. Я имею в виду общую закономерность, частным случаем которой будет этот римский афоризм. Борьба сама уже есть разрядка напряжения между противоположностями, она разрешается миром, но это лишь частное, наиболее заметное проявление того, что она — синтез элементов. Противостояние и сотрудничество — два подвида одного более общего понятия».


Итак, в отличие от Марксова понимания взрывной роли социальных противоборств, ведущих к революционным переменам, Зиммель настаивает на том, что конфликт приводит по преимуществу к дальнейшей интеграции более широкой социальной системы, в которой происходят события. В связи с этим западный исследователь Дж. Тернер констатирует, что под влиянием этих различий в подходах указанных ученых в современной социологической теории сложились два основных направления, которые вдохновлялись либо Марксом, либо Зиммелем: 1) диалектическая теория конфликта и 2) конфликтный функционализм.


Первая половина ХХ в. была отмечена господством структурного функционализма, который, абсолютизируя равновесие и стабильность, относился негативно к конфликтам как факторам дестабилизации. Эту позицию позднее подвергли критической переоценке именно основатели конфликтологии, хотя часть из них, опиравшаяся на Г. Зиммеля, удержала некоторые элементы критикуемых воззрений в своих собственных теориях.


Среди создателей новой дисциплины наибольший вклад в разработку современной теории конфликта (которая оформилась первоначально в 1950–70-х гг.) внесли такие ведущие западные конфликтологи, как Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Й. Галтунг, Л. Крисберг и Дж. Бертон. Первый из них — Л. Козер ввел в первую очередь представление о позитивной, созидательной функции конфликтов. Реабилитируя последние, Л. Козер с большим основанием продемонстрировал, что без них бы царил застой и был немыслим общественный прогресс.



Это интересно


Конфликты рождаются в точках пересечения векторов интересов.


Ю. Татаркин



От «естественной, органичной борьбы» подобного рода он отличал крупные социальные конфликты, подрывающие те ценности, на которых базируется легитимность социальной системы и которые влекут опасность ее распада. Такие конфликты могут нести в себе значительный деструктивный потенциал. Однако этому аспекту своей концепции Л. Козер не уделил значительного внимания. Поэтому многие специалисты с основанием критиковали Л. Козера за преувеличение положительных, адаптивных или интегративных функций конфликта.



Это интересно


Не только в социальной жизни, но и везде, где есть жизнь, существует конфликт. …Все, что относится к творческим способностям, инновации и развитию в жизни индивида, его группы и общества, в немалой степени обязано действию конфликтов.


Р. Дарендорф



Диалектическую альтернативу теории Л. Козера выдвинул Р. Дарендорф, крупнейший немецкий исследователь социальных истоков конфликтов. Он как никто другой детально проследил их динамику в своих работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957) и «Современный социальный конфликт» (1988). Дарендорф активно использовал категорию классовой борьбы, хотя наполнил ее иным содержанием, нежели основоположники марксизма. Согласно его точке зрения, классы различаются участием или неучастием в господстве и основной конфликт в обществе, определяется борьбой за распределение власти и авторитета. Немецкий ученый также выявил почти универсальную последовательность фаз социального противоборства, которые он свел к пяти стадиям (рис).



Рис. Универсальнаяю последовательность фаз социального противоборства по Дарендорфу


Р. Дарендорф утверждал также что, поскольку общество немыслимо без конфликтующих групп и конфликты полностью не устранимы, следует говорить лишь об урегулировании конфликтов, но не об их разрешении или устранении. При этом регулирование конфликтов не имеет ничего общего с идеей подавления социального конфликта. Дарендорф полагал, что идея о подавлении социального конфликта «социологически бессодержательна», а «эффективное подавление конфликта в долговременной перспективе невозможно».


Во многих отношениях позиции Р. Дарендорфа оказались близки к Марксу. Оба они показывают, что отношения господства и подчинения ведут к объективной противоположности интересов и при определенных условиях происходит осознание угнетенными этой внутренней противоположности интересов.



Это интересно


Война самым резким образом противоречит тем психическим установкам, к которым нас принуждает культурный процесс.


З. Фрейд



Проблема конфликта явилась также центральной для метапсихологии Зигмунда Фрейда и его последователей. Фрейд рассматривал человека как существо, переполненное внутренними конфликтами. Оно находится в глубоком противоречии с культурой и в постоянной борьбе с самим собой. Более того, значительная часть межличностных и даже социальных конфликтов, по Фрейду, гнездясь в глубинах бессознательного, принципиально не может быть устранена, хотя их напряженность и формы протекания могут регулироваться. С его точки зрения, в лучшем случае речь может идти лишь об их смягчении средствами терапии и социальной организации. В связи с этим Фрейд исследовал роль харизматического лидерства, в том числе феномена массовой идентификации с политическим лидером как эффективного инструмента переключения социально-психологической энергии в интересах соответствующих институтов.


Если в творчестве самого создателя психоанализа основное внимание уделялось внутриличностным конфликтам, то в концепции Э. Фромма был сделан акцент на социально-психологические, в том числе внутри- и межгрупповые противостояния, которые были поставлены в связь с социально-экономическим отчуждением. Ученый сформулировал оригинальную концепцию и типологию социального характера, который, воплощая в себе сущность той или иной социальной системы, может накладывать свой отпечаток на поведение крупных социальных общностей в определенные эпохи.



Это интересно


Любовь к другим позволит вам любить себя и не упасть в эгоизм. К тому же предохранит от конфликтов.




Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Издание, подготовленное авторами МГИМО, посвящено исследованию межкультурной коммуникации в условиях глобализации. В книге на интересных и актуальных примерах рассматривается международный опыт современной политики и дипломатии. Особое внимание уделяется проблемам конфликтологии — возникновению и урегулированию конфликтных ситуаций с помощью диалога.<br /> Учебное пособие будет полезно широкому кругу специалистов-международников: политологам, журналистам, лингвистам-переводчикам, юристам, экономистам, работникам в сфере международного туризма.

199
Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Издание, подготовленное авторами МГИМО, посвящено исследованию межкультурной коммуникации в условиях глобализации. В книге на интересных и актуальных примерах рассматривается международный опыт современной политики и дипломатии. Особое внимание уделяется проблемам конфликтологии — возникновению и урегулированию конфликтных ситуаций с помощью диалога.<br /> Учебное пособие будет полезно широкому кругу специалистов-международников: политологам, журналистам, лингвистам-переводчикам, юристам, экономистам, работникам в сфере международного туризма.

Внимание! Авторские права на книгу "Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие" (ред.-сост. Глаголев В.С.) охраняются законодательством!