Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.08.2015
ISBN: 9785392189465
Язык:
Объем текста: 231 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел 1. Аксиолого-этические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 2. Социологические подходы к анализу межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 3. Политическая коммуникация в условиях глобализации

Раздел 4. Религиозная и этноконфессиональная коммуникация в условиях глобализации

Раздел 5. Конфликтологические проблемы межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 6. Геополитические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Раздел 7. Дипломатическая специфика межкультурных аспектов коммуникации в условиях глобализации

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел 4. Религиозная и этноконфессиональная коммуникация в условиях глобализации


В современной религиозной жизни на первый план выходит организационная структура и деятельность разнообразных коллективных конфессиональных акторов: церкви, общины, секты (закрытого и полузакрытого типов), движения с более или мене оформленной структурой. Они взаимодействуют друг с другом на основе идейного сходства позиций, опыта исторического сосуществования, создававшего почву для различных союзов (устойчивых или нестабильных). Ряд из них сложился на предыдущих этапах межкультурных и межцивилизационных процессов, условно обозначаемых как буддийская, античная, христианская и мусульманская глобализации.



Это интересно


Традиции международной деятельности церковных организаций существуют десятки столетий. Соответствующий опыт культурной и политической дипломатии, передавался от поколения к поколению священнослужителей, обобщался, анализировался и корректировался в центрах культовой деятельности мировых религий.



Наличие этих структур и соответствующего опыта облегчает приобщение к глобализационным межкультурным коммуникациям тем группам представителей церковных иерархий, которые участвуют в этой деятельности в соответствии со своим статусом, интересами религиозных структур и их объективным положением в различных регионах. При этом Римско-католическая церковь, на сегодняшний день имеющая епископства на всех континентах Земли, кроме Антарктиды, осуществляет скоординированную культурно-религиозную политику, учитывающую своеобразие традиций, умонастроения и религиозные настроения своих прихожан, отличающиеся, как известно, исключительным разнообразием.


Русская православная церковь имеет, конечно, более узкие возможности диверсификации своей культурно-религиозной деятельности в силу сравнительно ограниченного числа своих последователей в большинстве стран мира (за исключением России, Украины, Белоруссии). Правда, приходы и епископства РПЦ существуют в ряде других стран мира. Возможности международной культурно-религиозной деятельности РПЦ значительно возросли в настоящее время благодаря реализации соглашения о ее объединении с Русской православной церковью за рубежом. Дополнительные возможности в том же направлении открывает заметная активизация деятельности Российского Императорского Палестинского общества Может, ИППО, обретшего второе дыхание после 1988 г. Здесь существует ряд традиционных и новых возможностей диалога с другими православными церквями, представленными на Святой Земле, а также с религиозными центрами католицизма, Армянской григорианской церковью, соответствующими структурами ислама и иудаизма.


Параллельно Русская православная церковь осуществляет систематическое каноническое и культурно-религиозное сотрудничество с автокефальными православными церквами Европы и Ближнего Востока. Наконец, участие Ватикана в качестве наблюдателя в работе Всемирного Совета Церквей и определенный интерес руководства РПЦ к экуменическим усилиям этой международной структуры, объединившей более трехсот протестантских церквей всего мира также является одним из каналов мониторинга и возможного включения в межконфессиональное взаимодействие, которое данная организация осуществляет с середины 1940-х гг.



Это интересно


Таким образом, к проблематике глобализации, резко обострившейся во второй половине (и особенно к концу) XX столетия христианские организации пришли с определенными организационными возможностями многоуровневых и многосторонних контактов и направлений.



Хотя, в отличие от католицизма и православия, ислам в силу ряда исторических причин не имеет единого центра иерархии, политика Организации исламского сотрудничества, насчитывающую 57 стран — участниц, способствует координации международных усилий исламских центров и структур. Материальные возможности этой деятельности обеспечиваются не только нефтью стран Персидского залива, но и обязательностью предоставления каждым мусульманином ежегодно одной десятой части всех своих доходов в распоряжение общины (закят).


Имеет место и финансирование религиозно-образовательных, строительных и иных проектов руководством мусульманских стран в целях усиления их политического присутствия в современном международном сообществе. Мусульманские университеты в арабском мире, продолжая традиции исламского теологического образования, сложившиеся еще во времена арабского халифата, заметно расширили подготовку религиозно-образованных специалистов практически во всех областях современного гуманитарного, а также медицинского знания.


Расширение системы религиозного образования отмечено и в буддизме. В последнее время эта тенденция коснулась буддийских центров — Китая, Монголии, а также России (Бурятия). Наряду с изучением философско-религиозной традиции учащиеся буддийских школ осваивают знания фармакопии и традиционной буддийской медицины (Агинский и Иволгинский дацаны в Бурятии).


Интеграционные процессы в современном мире, обусловленные глобализацией, не застали врасплох лидеров и активистов мировых религий, располагающих разнообразными центрами и структурами культурно-религиозной деятельности, обеспечивающими адаптацию проповеди и культа к дифференцированным и динамично изменяющимся социокультурным ситуациям различных регионов. Параллельно перечисленные религиозные структуры занимали и продолжают занимать позиции идейной конфронтации и организационной закрытости к тем конфессиональным образованиям, в отношении которых накоплены в прошлом обширные претензии доктринального и конкурентного порядка. В значительной мере «завалы» этих претензий определяют конфигурацию современных взаимоотношений широкого спектра религиозных организаций наших дней.


Последние десятилетия отмечены заметным поворотом к нуждам и интересам рядовых верующих централизованных христианских церквей. Это проявилось в реализации установок Второго Ватиканского Собора 1959–1963 гг., в популяризации Русской православной церковью «Основ» ее социальной доктрины, в аналогичных шагах некоторых крупных православных церквей, действующих за пределами России. Наряду с этим наблюдается пассионарность протестантизма (прежде всего, американского), консолидация ортодоксального иудаизма (не только в Израиле, но и в ряде других регионов, где существуют крупные общины последователей этой религии). Особой международной проблемой стала экстремистская активность сетевых исламистских организаций, лидеры которых провозгласили джихад против Запада и не оставляют усилий по подрыву социально-политической стабильности в ряде стран мира.


Тема 4.1. Амбивалентность религиозных и этноконфессиональных коммуникаций


Многофакторная деятельность религиозных структур протекает одновременно на уровнях идеологического и психологического влияния как на собственных адептов, так и на представителей окружающей их национально-культурной и религиозной среды. По отношению к последней осуществляется, с одной стороны, тактика размывания, ослабления противостояния и, как следствие, перетягивание в свои ряды групп иноверцев, обнаруживших духовно-психологическую неустойчивость. С другой стороны, осуществляется тактика дискредитации центральных структур, официальных и реальных лидеров иноверческих организаций (в том числе, путем утверждения исключительных возможностей и преимуществ собственной религиозной доктрины и культовой практики). Таким образом, коммуникационные процессы во взаимоотношениях современных религиозных структур отличаются исключительной сложностью, многоплановостью, динамичностью и многовекторностью.


Вместе с тем специфика религиозной коммуникации состоит в том, что в ней осуществляется, по представлениям ее адептов и аналитиков, общение верующих со сверхъестественным началом и друг с другом на основе религиозных представлений, учений и убеждений. Данный комплекс является следствием исторически сложившейся религиозной практики, накопившей за тысячелетия своего развертывания исключительное богатство вербальных и невербальных, прямых и косвенных средств и способов взаимодействия с сотнями поколений верующих. Архетипы, сложившиеся в ходе этой практики, отличаются исключительной устойчивостью в силу того, что они символически отразили сложности и противоречия становления истории культуры, а следовательно, и дифференциацию самосознания людей разных эпох, поколений, возрастных и гендерных групп и т. д.



Это интересно


Комплекс религиозных архетипов отличается универсальным характером для тех социумных образований, в рамках которых они вырабатываются, укореняются и транслируются.



Освоение этих стереотипов современными средствами коммуникации (начиная с аудиозаписи и видеорядов) способствует их популяризации в среде, склонной их принимать по ряду оснований: этнокультурных, национальных, этноконфессиональных, нравственно-философских, бытовых и т. д. Вместе с тем суггестивные возможности и глобальные масштабы влияния современных коммуникационных систем создают бесчисленные ситуации конфронтации религиозных идей и стереотипов не только в вирутальном пространстве масс-медиа, но и в душах тех, кто принимает их по убеждению или по инерции привычки.


Конфронтационность религиозных полей коммуникации обусловлена не только ситуациями противостояния и конкуренции религиозных структур и центров, но и непосредственным характером религиозных переживаний, свойственных обыденному сознанию, в котором религиозная компонента занимает по-прежнему устойчивые позиции. Чрезвычайно деликатным является вопрос о том, в какой мере общение верующих со сверхъественным началом происходит в действительности, а в какой мере оно остается индивидуальной и коллективной иллюзией носителей и выразителей религиозного сознания. Здесь присутствует широкий спектр позиций — от примитивного фанатизма, готового самыми крайними средствами устранять представителей иной точки зрения, до философского агностицизма и свободомыслия, допускающего возможность такого общения для соответственно настроенных людей (в результате семейного воспитания, образования, жизненной позиции, социально-профессионального статуса).


Современные коммуникации транслируют в определенных пропорциях каждую из выделенных позиций. При этом объемы их непрерывно меняются в современном обществе в зависимости от соотношения тенденции ревитализации религии и тенденции секуляризации духовной жизни современного общества. Последняя в значительной степени обусловлена прагматизацией подавляющего большинства сфер жизни социума. Однако хаос, порождаемый непредсказуемыми последствиями столкновения исключающих друг друга прагматических устремлений, повышает степень непредсказуемости ряда общественных процессов. И, как следствие, способствует росту ощущения тревоги, беспокойства, незащищенности и катастрофизма.


Религия всегда была и остается формой духовного противостояния хаотичному алармизму, переживанию тревоги и беспокойства, ведя людей к достижению катарсиса путем поощрения смирения и покорности. Средства массовой информации нуждаются в аудитории. Катастрофические и апокалиптические сюжеты в контексте трагедии человеческого существования являются для них испытанным средством осуществления этой политики. Но тем самым они не только воспроизводят, но и умножают социально-психологическую базу потребности в религиозной компенсации, выступая таким образом в функции вторичного фактора стимулирования религиозных настроений. Наряду с их прямым воспроизводством в конфессиональных формах, а также в образах, свободных от прямой конфессиональной ангажированности. При этом последние часто содержат мощный образно-религиозный, религиозно-философский, нравственно-религиозный заряд. Поэтому следует отвергнуть как упрощение известное объяснение религии как продукта встречи дурака и обманщика, представленное во французской традиции свободомыслия XVIII в.




Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Издание, подготовленное авторами МГИМО, посвящено исследованию межкультурной коммуникации в условиях глобализации. В книге на интересных и актуальных примерах рассматривается международный опыт современной политики и дипломатии. Особое внимание уделяется проблемам конфликтологии — возникновению и урегулированию конфликтных ситуаций с помощью диалога.<br /> Учебное пособие будет полезно широкому кругу специалистов-международников: политологам, журналистам, лингвистам-переводчикам, юристам, экономистам, работникам в сфере международного туризма.

199
Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Наука ред.-сост. Глаголев В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие

Издание, подготовленное авторами МГИМО, посвящено исследованию межкультурной коммуникации в условиях глобализации. В книге на интересных и актуальных примерах рассматривается международный опыт современной политики и дипломатии. Особое внимание уделяется проблемам конфликтологии — возникновению и урегулированию конфликтных ситуаций с помощью диалога.<br /> Учебное пособие будет полезно широкому кругу специалистов-международников: политологам, журналистам, лингвистам-переводчикам, юристам, экономистам, работникам в сфере международного туризма.

Внимание! Авторские права на книгу "Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие" (ред.-сост. Глаголев В.С.) охраняются законодательством!