Философия Ивин А.А. Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. Монография

Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.08.2015
ISBN: 9785392195930
Язык:
Объем текста: 319 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава I. Философия ценностей

Глава II. Оценки и нормы в науке и в социальной жизни

Глава III. Описательно-оценочные высказывания

Глава IV. Логика абсолютных оценок

Глава V. Логика сравнительных оценок

Глава VI. Логика норм

Глава VII. Оценки и проблема понимания

Глава VIII. Проблема обоснования оценок и норм

Глава IX. Оценки и история



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава VI.
Логика норм


1. Задачи деонтической логики


Деонтическая логика, или логика норм, – раздел современной формальной логики, занимающийся исследованием норм и норматив­ных понятий.


Анализируя форму, или структуру, рассуждений, по­сылками или заключениями которых являются нормативные (прескриптивные) высказывания, деонтическая логика отделяет необоснован­ные способы рассуждения от обоснованных, или правильных, и сис­тематизирует последние. В настоящее время она слагается из мно­жества деонтических систем, или «логик», различающихся исполь­зуемыми символическими средствами и, соответственно, множествами доказуемых утверждений.


Различные деонтические логики в большинстве своем имеют существенные общие черты, предполагается структурная одинако­вость всех многообразных норм: команд (императивов), моральных и правовых норм, правил игры и правил грамматики, логических и методологических правил и т.д.


Если деонтическая система строится как расширение логики действия, различаются действие и (сознательное) воздержание от действия; если в основу деонтической логики кладется логика взаимодействий, проводится различие между типами деятельности, связывающей двух субъектов.


Рассуждения о должном, разрешенном и запрещенном подчиняются, как и все другие рассуждения, принципам логики. И в этой области и можно, и нужно быть последовательным и доказательным. Вопросы о должном нередко вызывают разногласия и споры. Но это происходит, разумеется, не потому, что нормы стоят за пределами логики и в вопросах долга никого нельзя убедить с помощью логически совершенного рассуждения.


Требования логики распространяются не только на мораль, право, но и вообще на любые рассуждения о должном. Последовательными и доказательными должны быть не только моральное рассуждение или приговор суда, но и рекомендации какой-либо комиссии, решение государственного органа и т.д. Нельзя давать противоречивые, а значит, невыполнимые указания, не следует требовать невозможного, одновременно и разрешать и запрещать и т.д.


Логическое выведение одних норм их из других, уже принятых норм является важным способом теоретического обоснования норм.


Далее будут рассмотрены некоторые общие проблемы логики норм и проанализирована связь между нормами и оценками.


Нормативные высказывания


Нормативное высказывание – это высказывание, устанавливающее какую-то норму поведения.


Нормативное высказывание можно определить как высказывание, обязывающее, разрешающее или запрещающее сделать что-то под угрозой наказания.


Нормативными являются, в частности, высказывания: «Не следует лгать», «Никто не может нести ответственность дважды за одно и то же преступление», «Никто не может быть произвольно лишен жизни», «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет» и т.п.


Языковые формулировки нормативных высказываний многообразны и разнородны. Иногда такие высказывания имеют форму повелительного (императивного) предложения («Не курить!», «Прекратите разговаривать!» и т.п.). Чаще нормативное высказывание представляется повествовательным предложением с особыми нормативными понятиями: «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично». Вместо указанных понятий могут употребляться также другие слова и обороты: «должен», «может», «не должен», «позволено», «рекомендуется», «возбраняется» и т.п.


В языковом представлении нормативного высказывания решающую роль играет контекст, в котором выражается норма. Можно говорить об обычных, или стандартных, формулировках нормативных высказываний. Но вряд ли можно сказать, что существует грамматическое предложение, в принципе, не способное выражать такое высказывание. Попытка определить нормативное высказывание на чисто грамматических основаниях не приводит к успеху.


Более удачными представляются попытки уточнить понятие нормативного высказывания (и, соответственно, понятие нормы) путем противопоставления нормативных высказываний описаниям, анализа внутренней структуры норм и исследования многообразных разновидностей норм.


2. Редукция норм к оценкам


Обычно нормы оценки рассматриваются независимо друг от друга. Попытки установить связь норм и оценок редки, причем заранее предполагается, что вопрос об этой связи весьма сложен. Чаще всего утверждается, что оценки как-то «лежат в основе» норм или каким-то образом «влекут» нормы. Попытки выявить точный механизм этой связи приводят к громоздким и содержательно неясным конструкциям.


В действительности, как показывает логика оценок, эта связь проста. Нормы представляют собой частный случай ценностного отношения между мыслью и действительностью. Как таковые, нормы являются частным случаем оценок. Именно тем случаем, которые представляется нормативному авторитету настолько важным, что он находит нужным установить определенное наказание за приведение действительности в соответствие со своей оценкой.


Правовая норма – это социально навязанная и социально закрепленная оценка. Средством, с помощью которого оценка превращается в норму, является санкция, или «наказание» в широком смысле слова, налагаемое обществом на тех, кто отступает от установленных им предписаний.


Наказание многолико и разнородно, начиная с лишения жизни и кончая абстрактным «осуждением истории». Соответственно, граница области норм не является четкой. В частности, правовые нормы – это жестко закрепленные социальные оценки, со строго фиксированной санкцией. Методологические правила – оценки, отказ от которых грозит возникновением каких-то, не оговоренных заранее затруднений в исследовательской деятельности. Правила игры – оценки со своеобразной санкцией: человек, пренебрегающий ими, выбывает из игры («играет в другую игру»). Грамматические нормы – оценки с расплывчатой санкцией, во многом сходной с санкцией за нарушение правил игры, и т.д.


Разнообразие видов возможной человеческой деятельности – от преобразования природы и общества до игры крестики и нолики – лежит в основе разнообразия тех наказаний, которыми сопровождается нарушение нормы, и разнородности поля самих норм.


Идею, что нормы – это частный случай оценок, можно представить по-разному. В частности, она может быть выражена с помощью следующего определения:


Обязательно действие А = Действие А является позитивно ценным, и хорошо, что воздержание от данного действия влечет за собой наказание.


Например, норма «Следует уважать старших» состоит из двух оценок. Первая из них говорит, что уважение к старшим является позитивно ценным; вторая позитивно оценивает то, что за неуважение к старшим полагается определенное наказание.


С помощью данного определения стандартная логика норм может быть сведена к логике абсолютных оценок. Деонтическая логика является, таким образом, ветвью логики оценок.


Нормы как оценки, стандартизированные с помощью санкций, являются частным и достаточно узким классом оценок. Во-первых, нормы касаются человеческих действий или вещей, тесно связанных с действием, в то время как оценки могут относиться к любым объектам. Во-вторых, нормы направлены в будущее, оценки же могут касаться как прошлого и настоящего, так и того, что вообще существует вне времени.


Отличие норм от других оценок связано, таким образом, с санкцией. Оно имеет в конечном счете социальную природу.


Различие между нормами и оценками не предполагает, что они никак не связаны между собой. Напротив, их связи многообразны и тесны, хотя и не носят – за одним исключением – характера логического вывода. Это единственное исключение является простым: из нормы, предписывающей некоторое действие, логически следует позитивная оценка данного действия тем, кто установил данную норму, и позитивная оценка наказания за воздержание от признанного обязательным действия.


Например, из нормы, предписывающей быть честным, логически следует позитивная оценка честности людьми, выдвигающими данную норму, и позитивная оценка того, что несоблюдение этой нормы должно наказываться. Этим определением норма «Обязательно действие А» раскладывается на две оценки: позитивную оценку действия А и позитивную оценку наказания за невыполнение данного действия (воздержание от него).


Предложены разнообразные способы сведения логики норм к другим разделам логики.


Так, согласно известному определению А.Р. Андерсона, дей­ствие обязательно, если и только если его отсутствие необходимо ведет к ухудшению, которого в принципе можно было бы избежать:


Op = Df L (~ p ⊃ S).


Здесь Op означает «обязательно действие, ведущее к состоянию, описываемому высказыванием р», или, короче, «обязательно р», – материальная импликация, ~ – отрицание, L – логическая необходимость, S – константа, представляющая санкцию. Определение можно передать также словами: «обязательно действие р, если и только если воздержание от этого действия строго имплицирует наказание».


В дальнейшем Gp означает «состояние, описываемое высказыванием р, является позитивно ценным», или, короче, «позитивно ценно (хорошо) р», О (p/q) – «обязательно р в условиях q», & – конъюнкция, → – релевантная импликация.


Согласно Андерсону, «обязательно р» равносильно «логически необходимо, что если не-р, то санкция (наказание, ухудшение и т.п.)».




Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. Монография

В книге анализируется современное состояние философских, логических и методологических исследований оценочных и нормативных рассуждений. Особое внимание уделяется роли оценок и норм в человеческой деятельности, представлениям о структуре оценок и норм и их взаимных связях, вопросу об истинности оценок и норм, актуальным методологическим проблемам «нормативных наук» (этика, эстетика, правоведение, искусствоведение и др.), способам вхождения оценок и норм в науку и другие области культуры. Описываются важные усовершенствования первой логики абсолютных оценок, построенной автором в 1968 г. и прошедшей уже испытание временем. Излагается новая логическая теория сравнительных оценок, использующих шкалу «лучше — равноценно — хуже». Показывается, что нормативные утверждения могут быть сведены к абсолютным оценкам, использующим шкалу «хорошо — безразлично — плохо». Намечаются новые области практического приложения результатов логики оценок и деонтической (нормативной) логики, перспективы дальнейших философских и логических исследований оценок и норм.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей, прежде всего на представителей социальных и гуманитарных наук: правоведов, философов, социологов, экономистов, политологов, лингвистов, искусствоведов и др.

209
Философия Ивин А.А. Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. Монография

Философия Ивин А.А. Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. Монография

Философия Ивин А.А. Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. Монография

В книге анализируется современное состояние философских, логических и методологических исследований оценочных и нормативных рассуждений. Особое внимание уделяется роли оценок и норм в человеческой деятельности, представлениям о структуре оценок и норм и их взаимных связях, вопросу об истинности оценок и норм, актуальным методологическим проблемам «нормативных наук» (этика, эстетика, правоведение, искусствоведение и др.), способам вхождения оценок и норм в науку и другие области культуры. Описываются важные усовершенствования первой логики абсолютных оценок, построенной автором в 1968 г. и прошедшей уже испытание временем. Излагается новая логическая теория сравнительных оценок, использующих шкалу «лучше — равноценно — хуже». Показывается, что нормативные утверждения могут быть сведены к абсолютным оценкам, использующим шкалу «хорошо — безразлично — плохо». Намечаются новые области практического приложения результатов логики оценок и деонтической (нормативной) логики, перспективы дальнейших философских и логических исследований оценок и норм.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей, прежде всего на представителей социальных и гуманитарных наук: правоведов, философов, социологов, экономистов, политологов, лингвистов, искусствоведов и др.

Внимание! Авторские права на книгу "Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. Монография" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!