Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Культурология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392010561
Язык:
Объем текста: 389 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Научные основы культурологии

Глава 2. Типология культур

Глава 3. Агенты и институты культуры

Глава 4. Цивилизация и культура

Глава 5. Первобытная культура

Глава 6. Культура Египта

Глава 7. Античная культура

Глава 8. Культура Китая

Глава 9. Культура Индии

Глава 10. Европейская культура

Глава 11. Культура России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 8.
КУЛЬТУРА КИТАЯ


На протяжении многих веков Китай был изолирован от западной цивилизации, сам собой представляя целый мир. В XIII в. в Китае насчитывалось 110 млн жителей, что составляло около 30% всего населения земного шара. Священная Римская империя в те времена имела не более 10 млн. Сейчас в Китае более 1,3 млрд жителей.


Китай — одна из четырех стран мира, где прежде всего зародилась блестящая цивилизация. По уровню развития древней цивилизации, насчитывающей 7 тысячелетий, Китай стоит в одном ряду с Древним Египтом, Вавилоном и Индией. По официальным данным, в стране существует более 5 тыс. ценнейших исторических и культурных памятников.


Исторические этапы. Археологические находки свидетельствуют, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (ок. 400 тыс. лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго-востоку от Пекина. Еще в III тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во II тыс. до н. э. образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытые сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины.


Очагом древнекитайской цивилизации был бассейн Хуанхэ, а также бассейн Янцзы. В бассейне Янцзы были обнаружены первобытные сельскохозяйственные орудия и зерна риса, насчитывающие 7 тыс. лет.


Культурологи выделяют два исторических этапа, в течение которых формировалась протокитайская цивилизация. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (III—II тыс. до н. э., названа по месту первых находок в провинции Хэнань). Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние — ближе к периферии. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. Она датируется XXIV—XV вв. до н. э., локализуется в основном в Хэнани. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа площадью 3,75 кв. км, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн, площадью 100 кв. м (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н. э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства.


Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Другая культура эпохи неолита, Луншань, получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. От Луншаньской культуры Древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.


Первая китайская династия Ся продолжалась с 2205 до н.э. по 1557 до н.э., по другой хронологии — с 1989 до н.э. до 1756 до н.э. Правление второй династии Инь приходится на XVIII в. до н.э. и завершается в XII в. до н. э. В этот период на территории Китая формируется раннерабовладельческое государство. Последовавшая затем династия Чжоу отметилась в истории Китая строительством ирригационных сооружений, созданием централизованного протофеодального государства и развитием земледелия. Но не только этим. В эпоху Чжоу была написана знаменитая «Книга перемен» — сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое. А кроме того, еще несколько выдающихся произведений, в частности «Книга истории» и «Книга поэзии» — сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В этот сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни.


Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в VII в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в «Книге перемен» традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. В эпоху позднего Чжоу зародилось конфуцианство, хотя доминирующее положение в обществе оно заняло лишь несколько столетий спустя. В 771 до н. э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она продолжала существовать до 256 до н. э. В конце III в. в Китае возникла централизованная империя Цинь, ее сменила империя Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).


Считается, что с 221 г. до н. э. в истории Китая открылась новая страница: рождается империя Цин — тоталитарное государство, структура которого с небольшими переменами существует и в наше время. Во главе государства стоит император, обладающий абсолютной властью, такой, какой не имел ни один из европейских властителей.


В I—XI вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. Наиболее известными местами буддийских святынь являются горы: Утайшань (Шаньси), Эмэй (Сычуань), Цзюхуашань (Аньхой), Путошань (Чжэцзян). В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.


В развитии феодальной культуры выделяют несколько этапов: 1) ранний период (IV—VI вв.), 2) период расцвета (VII—XIII в.) и 3) поздний период (XIV—середина XIX в.), завершающий долгую историю китайского средневековья.


Феодальный строй сложился в стране очень рано, на рубеже III и IV вв. н. э., а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. На раннем этапе Средневековья, например, представления об устройстве мира полнее всего связывались с буддийской пластикой и прекрасными небожителями — музыкантами и танцовщицами, земля мыслилась обиталищем множества добрых и злых духов, милосердных божеств-спасителей. В конце VI — начале VII в. создан жанр литературной новеллы. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новеллы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме. Поэзия той эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: «Полное собрание танских стихов» включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительными фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. Даосское мировоззрение позволило поэту Ли Бо глубоко прочувствовать мир природы. Легенда гласит, что и погиб он, пытаясь поймать отражение луны в реке.


Полнее и ярче всего особенности феодального китайского искусства проявили себя уже на следующем этапе, когда страна вступила в пору развитого Средневековья. Новое объединение Китая завершилось созданием двух крупных государств — Тан (618—907) и Сун (960—1279), культурные достижения которых оставили в истории блестящий след. Духовная жизнь Китая пережила на протяжении трех веков высокий взлет. Подъем испытывали разнообразные области творчества — архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза. Расцвет культуры во многом был связан с развитием городов. В городах сосредоточивались библиотеки, разного рода учебные заведения; создавались стихотворные и прозаические произведения. С потребностью их распространения связано изобретение ксилографического способа печатания, который в XI в. сменился более совершенным способом печатания — разборным шрифтом. Государственные деятели того времени одновременно были поэтами, ценителями искусства. Умение сочинять стихи, знание живописи считались обязательными для всякого образованного человека. В XII в. Северный Китай покорили племена кочевников-чжурчжэней. В XIII в. Китай завоевали монголы. Монгольское иго было свергнуто в 1368 г. В конце правления династии Мин (1368—1644) вспыхнула крестьянская война 1628—1645 гг. Для ее подавления были призваны на помощь маньчжурские правители. Маньчжуры установили свое господство в Китае (их династия Цин правила в Китае в 1644—1911).


Средневековье — не только растянувшийся во времени период китайской истории, это также период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов. В эту эпоху возникли такие виды литературных сочинений, как городская новелла и роман, достигли большого совершенства поэзия и проза, театр и музыка, скульптура и зодчество, живопись и многообразные ремесла. Среди важнейших культурных открытий можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания — сначала с гравированных досок, а затем и при помощи разборного шрифта, что позволяло издавать книги во многих экземплярах и широко знакомить восточные страны с сочинениями китайских философов, поэтов и теоретиков искусства. Искусство Китая, обладавшее развитой художественной традицией, служило образцом для Японии, Кореи и Вьетнама. В свою очередь и Китай многое заимствовал из культуры Индии, Ирана и Афганистана. Из Индии на рубеже Средневековья пришел буддизм, из Ирана — искусство орнамента.



Список мест, внесенных в «Энциклопедию мирового наследства»


Культурно-историческое наследство (16 мест): 1) Великая Китайская стена; 2) Музей Гугун (Пекин); 3) гробница императора — основателя Циньской династии Цинь Шихуади (провинция Шаньси) 4) пещеры «Могао» (провинция Ганьсу); 5) развалины синантропов Чжоукоудянь; 6) дворец Потала (в Тибете); 7) усадьба Чэндэ и окружающие храмы (провинция Хэбэй); 8) Цюйфу — родина Конфуция (провинция Шандунь); 9) старинный архитектурный ансамбль на горе У Дань (провинция Хубэй); 10) местность с красивой природой на горе Лушань (провинция Цзянси); 11) древний город Лицзян (провинция Юньнань); 12) древний город Пиньяо (провинция Шаньси); 13) классические сады в провинции Цзяньсу; 14) летний дворец Ихэюань (в Пекине); 15) храм Неба (в Пекине); 16) каменные скульптуры Дазу (в Чунцин).



Алфавит


Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.). Основу языка составляет алфавит, или набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию. В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, в английском языке применяется латиница (26 знаков), в китайском языке — алфавит из 50 тыс. знаков (иероглифов). Термин «иероглиф» не китайского, а греческого происхождения: hieros — священный, glyphe — то, что вырезано. Каждый китайский иероглиф имеет ключ, т. е. графемы, которые находятся слева, сверху или снизу от основной части иероглифа. Кроме того, существует принятый в 1958 г. латинизированный алфавит китайского языка.




Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебник" (Кравченко А.И.) охраняются законодательством!