Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Культурология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392010561
Язык:
Объем текста: 389 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Научные основы культурологии

Глава 2. Типология культур

Глава 3. Агенты и институты культуры

Глава 4. Цивилизация и культура

Глава 5. Первобытная культура

Глава 6. Культура Египта

Глава 7. Античная культура

Глава 8. Культура Китая

Глава 9. Культура Индии

Глава 10. Европейская культура

Глава 11. Культура России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 7.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА


Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами ХV в. для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций Древнего мира.


§ 1. Культура Древней Греции


Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:


• эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.);


• гомеровский (XI—К вв. до н. э.);


• архаический (VIII—VI вв. до н. э.);


• классический (V—IV вв. до н. э.);


• эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.).


Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях — минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.


Культура архаической эпохи


В период архаики формируются греческие города-государства, развивается научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.


Наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок.585 — 525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611—546 до н. э.) — апейрон (беспредельное).


Пифагор (ок. 540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554—483 до н. э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540—480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.


Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. Первый греческий философ Фалес написал серьезные астрономические труды, предсказывал солнечные затмения, был купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным инженером, создавшим ирригационные приспособления, государственным деятелем.


В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо, ок. 610 — ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII—VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (1-я пол. VI в. до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н. э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.


К VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов.



Архитектурные ордеры:


А — дорический; Б — ионический; В — коринфский;


1 — карниз; 2 — фриз; 3 — архитрав; 4 — капитель; 5 — ствол колонны; 6 — база


Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 г. до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей. Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.


Античные вазы помимо своих художественных и утилитарных функций со временем приобрели еще одно значение — историко-документальное, так как изображения на них расширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.


Классический период


Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 гг. до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.


В период классики (с V в. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.


В V в. до н. э. окончательно складываются культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды — вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку — гражданину-герою.


Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Все это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV в. до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.


Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы — складной стул.


Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода. Мирон (V в. до н. э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций. Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.




Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебник" (Кравченко А.И.) охраняются законодательством!