Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Культурология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392010561
Язык:
Объем текста: 389 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Научные основы культурологии

Глава 2. Типология культур

Глава 3. Агенты и институты культуры

Глава 4. Цивилизация и культура

Глава 5. Первобытная культура

Глава 6. Культура Египта

Глава 7. Античная культура

Глава 8. Культура Китая

Глава 9. Культура Индии

Глава 10. Европейская культура

Глава 11. Культура России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА


Период культуры раннего и классического Средневековья охватывает по меньшей мере десять веков, с V по конец XIV в., т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья — V—XI вв., а классического — XII—XIV вв.


Средневековье — такой же протяженный во времени, насыщенный культурными событиями и творческим поиском период в мировой культуре, каким были культурные эпохи Древней Греции, Древнего Египта или Месопотамии. Это великие культуры, имеющие за плечами более чем тысячелетнюю историю. На смену ему пришло Новое время, которое принято начинать с эпохи Просвещения. Предтечей ему послужили две очень важные культурные эры европейского искусства — Ренессанс и Реформация.


§ 1. Классическое Средневековье


Классическое Средневековье охватывает период XII—XIV вв. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия.


Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий). Ранняя схоластика (XI—XII вв.: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена) ставила идеи выше вещей. При этом высшей идеей был Бог, и схоласты пытались рационально аргументировать его существование. Зрелая схоластика (XII—XIII вв.: Фома Аквинский, Альберт Великий, Абеляр) под влиянием учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в предметах. Поздняя схоластика (XIII—XIV вв.: Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись от рационального объяснения христианских догматов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана — credo, quid absurdum (верую, ибо это непостижимо).


В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии стояли Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225—1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия с опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение которого «Сумма теологии» обобщало основы средневекового мировоззрения.


Появление университетов. Средневековая философия занимала видное место в университетском образовании. В XI—XII вв. в Европе открываются первые университеты (от лат. universitas — объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств), богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет).


Университет делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны и факультеты (от лат. facultas — возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. Сорбоннский университет был признанным центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию.


С XII по XV в. в Европе возникло 46 университетов, они приняли эстафету у монастырских школ предшествующего периода и подняли культуру образования на еще большую высоту.


Романский стиль. В западноевропейском искусстве раннего Средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского Средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византийского искусства, но представлял уже нечто новое. Зародившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного дела из города Комо, он вскоре распространился по всей Италии. Термин «романский», как и многие другие научные понятия, описывающие прошлое человеческой культуры, был введен французскими археологами только в XIX в. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архитектурой (в латинском языке romanus — римский), с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т. д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные особенности романской архитектуры — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.


«Наполовину храм Божий, наполовину крепость для обороны» — так назвал Вальтер Скотт романские соборы Англии. Часто крепость-дворец выполняла функцию резиденции архиепископа или монастыря. В эпоху раннего Средневековья монахам приходилось быть не только духовными учителями, но и воинами, в совершенстве владевшими искусством обороны. История романского собора в Дареме (Англия) начинается в 995 г., когда монахи, жившие на острове Линдисфарне в Северном море, из страха перед грозными викингами начали искать надежное укрытие для мощей Св. Кутберта. Наконец эти смельчаки по чудесному знамению нашли подходящее место у излучины реки и в начале XI в. построили там церковь, а потом крепость.


Тяжеловесность массивных стен подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Высокие башни — главный элемент архитектурной композиции. Монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, становятся ведущим видом храмового декора. Таковы соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), в Клюни (Бургундия), в Каене (Нормандия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).


Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Центральное место в живописи и скульптуре занимают темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонения от реальных пропорций. При этом сохраняется напряженная духовная выразительность.


В эпоху романского стиля расцветает книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ювелирное искусство. Важную роль во всех видах романского искусства играет орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.


Готика. На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуре монастырей приходит культура соборов.


Эпоха готики, расцвет которой относится к XIII—XV вв., совпала со временем становления и развития городских центров в период классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).


Сам термин «готика» (от ит. gotico — готский, по названию германского племени готов) возник только в эпоху Возрождения, причем в негативном значении. Но оно не имеет никакого отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не существовало. Этот типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери, строительство которого началось еще в XII столетии, является одним из самых известных в мире готических сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия. Готические здания здесь — это вознесенные к небу соборы.


Новая строительная техника позволяла прорубать в стенах более широкие окна, ибо здание отныне поддерживали не стены, а конструкции. И если вначале для витражей отводилось ограниченное пространство, то впоследствии оно непрерывно расширялось. Готические соборы в сравнении с романскими стали более высокими. Высота среднего нефа Шартрского собора составляет 36,5 м, а собора в Амьене — 42,3 м. Величина новых соборов, в которых могло разместиться население целого города, символизировала влияние Церкви на жизнь городской общины.


Рисунку здания придается вертикальный порыв, отражающий мироощущение, характерное для новой городской культуры. Средневековый человек придавал свету особый, символический смысл. Образ Христа как «светоча мира» очень часто встречается в живописи и литературе той эпохи. Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII в. краски становятся менее интенсивными, появляется эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную и художественную ценность, но и глубокий духовный смысл.


Скульптурное убранство готического собора несопоставимо с аскетической строгостью монастырей романского стиля. Роскошные порталы отражали возросшее благосостояние городов по сравнению с монастырями. В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери. Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию. Каждый элемент собора был наделен символическим значением: двенадцать опор хоров в церкви символизировали двенадцать апостолов. Пилястры означали епископов и Отцов Церкви. Вместе взятые, они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного.


Готика стала вторым после романского стиля архитектурным каноном Средневековья. В строительстве готических храмов появляются архитектурные новшества: стрельчатые арки, крестовые перекрытия, система внешних опор. Увеличивается высота центрального нефа, верхняя часть которого освещается с помощью больших окон, тогда как нижняя тонет в полумраке. Все это призвано было пробудить у паствы стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни. Рост самосознания горожан отразился в строительстве готических ратуш и цеховых помещений, которое основывалось на тех же архитектурных принципах, что и храмовое зодчество.


Придворная литература. Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии — «Поэма о Беовульфе», повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Из мифологического сказания героический эпос в классическом Средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.), который положил начало куртуазной (придворной) литературе.


Одним из зачинателей рыцарской литературы, которая, зародившись во Франции, распространилась в XII—XIII вв. по всей Западной Европе, был Вальтер фон дер Фогельвейде (1172—1230) — выдающийся представитель немецкой средневековой поэзии. Среди наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, числится Кретьен де Труа (1150—1190). Его романы посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам — рыцарям Круглого стола. В Германии этот литературный стиль отразила записанная около 1200 г. «Песнь о Нибелунгах» — стихотворный эпос по мотивам германских сказаний о гибели королевства бургундов (436 г.), а также целая серия стихотворных рыцарских романов, создававшихся зачастую на чужие сюжеты, таких как «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского (1220), «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха (1170—1220) и др. Среди них выделяется роман «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ (1170—1210), в котором условному рыцарскому идеалу противопоставляется земная любовь крестьянской девушки.


Придворная литература — составной элемент рыцарской культуры, которая складывалась при дворах владетельных государей и вельмож. Ее основой выступал культ воинской доблести в сочетании с христианской нравственностью и соответствующими времени эстетическими нормами. Эталон рыцаря сформировался в XII — начале XIII в. в замках французских аристократов и из Франции распространился по всей Западной Европе. Придворное воспитание в отличие от монастырского носило светский характер. Особое распространение и ценность оно приобрело в период крестовых походов, когда европейские рыцари под знаменами католической Церкви отправились в дальние страны защищать христианские идеалы. С тех пор рыцарская поэзия стала воспевать не только «мужские» ценности — честь, достоинство, мужество, но также и «женские» — верность даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. После окончания крестовых походов, где проповедуемые рыцарями ценности проверялись в боевых условиях, появились их ритуализированные двойники — рыцарские турниры, в более позднее время превратившиеся в дворянские дуэли.


Европейский Ренессанс


Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Оно представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии Ренессанс происходил в XIV—XVI вв., в других странах — в конце XV—XVI вв.


Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы. В Италии разыскивали рукописи античных писателей, извлекали из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Но подобное, оказывается, уже происходило в мировой истории. В эпоху Каролингов и классического Средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в то время не наблюдалось.


В искусстве произошел переворот, сравнимый с коперниканским, в результате которого на смену птолемеевой картине мироздания с Землей в центре Вселенной пришла современная, полицентричная. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог. Как только он попал в центр культурной Вселенной, появились плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.


Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества — ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармоничной, творческой личности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, наконец, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.


Ренессанс в Италии


Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Когда сегодня говорят о Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно ее.


Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:


• ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV—XV в.;


• высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;


• поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в.


Помимо деления Ренессанса на исторические периоды важное значение для его понимания имеет разделение на художественные школы. Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая доминировала в раннем и высоком Ренессансе, вторая — в высоком и позднем.


Основоположником флорентийской школы являлся Джотто (ХII—ХIV вв.). В начале XV в. флорентийская школа становится авангардом гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли). Своего расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.


Венецианская школа наибольший расцвет пережила во второй половине Возрождения — в XV—XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто), а затем в XVIII вв. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.


Если говорить о хронологии, то обычно в самостоятельный этап выделяют Проторенессанс (период XIII — начала XIV в.). Его относят не к собственно Ренессансу, а к подготовительному этапу. Проторенессанс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265—1321), зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266—337), которые подготовили почву для искусства Возрождения.


Треченто (XIV столетие) характеризуется культурными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архитектуры (собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Флоренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке свое ars nova (новое искусство).


Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значительным считается «Божественная комедия» — эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А. С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте приписывают роль создателя итальянского литературного языка.


Если Данте заложил основы новоевропейской литературы, то другой гений — Джотто — явился основателем новоевропейской живописи. Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Джотто не просто открыл новый этап в истории живописи, но стал одним из ярких ее реформаторов. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную перспективу, он сообщил художественному пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной светотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, насыщенного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность.


К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов — Франческа Петрарки (1304—1374)и Джованни Боккаччо (1313—1375). Наряду с Данте они считаются создателями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».


Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическую повесть «Фьямметта» (1343), пасторали, сонеты. Самым значительным художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл.


Выдающимся мастером раннего Ренессанса считается Сандро Боттичелли (1445—1510). Среди его работ наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.


Представителями раннего Возрождения были архитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446), построивший купол Флорентийского собора и внесший большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы), и скульптор Донателло (ок. 1386—1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа.


С тех пор в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.


Период высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров — Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся, как ни странно, на период экономического и политического упадка Италии.


Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии.


Младший современник Леонардо, великий живописец Рафаэль вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери). Величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных залов Ватиканского дворца. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.


Последним титаном высокого Возрождения был Микеланджело — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508—1512). Общая площадь фрески 600 м2. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от Сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд». Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.


На период высокого и позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих живописца — Джорджоне (1476—1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт», Тициан (ок. 1489/90—1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого он обучался, главой венецианской школы. Общим для Джорджоне и раннего Тициана является ярко выраженный светский характер живописи и жизнеутверждающие мотивы. В отличие от мрачных флорентийцев венецианцы, кажется, находят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы.


Период позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.


Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494—1557) и Анджело Бронзино (1503—1572), работавших преимущественно в жанре портрета. К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518—1594), представителя венецианской школы позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозности замыслов. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника. Другой представитель венецианской школы, великий живописец Паоло Веронезе (1528—1588), создавший множество праздничных, светских по духу картин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма — фантастический пейзаж или пейзаж с руинами.




Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебник" (Кравченко А.И.) охраняются законодательством!