Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Культурология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392010561
Язык:
Объем текста: 389 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Научные основы культурологии

Глава 2. Типология культур

Глава 3. Агенты и институты культуры

Глава 4. Цивилизация и культура

Глава 5. Первобытная культура

Глава 6. Культура Египта

Глава 7. Античная культура

Глава 8. Культура Китая

Глава 9. Культура Индии

Глава 10. Европейская культура

Глава 11. Культура России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ


Культурологию интересует не только мир искусства — живопись, архитектура или скульптура, — но также народные танцы, формы развлечения и массовые зрелища, традиции и обычаи, формы межкультурного поведения, институты образования и науки. В таком случае субъектами культурного творчества выступают а) индивиды; б) малые группы; в) большие группы. Можно сказать, что культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. Мы сталкиваемся здесь с тремя вопросами:


1. ЧТО именно создается из культурных ценностей: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т. д.?


2. КАК создаются и распространяются культурные произведения?


3. КТО выступает создателем произведений искусства, слушателем, зрителем, критиком, ценителем, меценатом и т. п.?



Агентами культуры, быть может, сами того не подозревая, могут стать люди, вовсе не причастные к созданию художественных произведений, например паломники, путешественники, первооткрыватели, миссионеры и даже императоры, совершающие завоевания других стран. В глубокой древности из-за неразвитости путей сообщения путешествия между странами и континентами были сопряжены с большими трудностями. Тем не менее находились энтузиасты, которые помогали культурному обмену народов. Среди них были торговцы, монахи, ученые, путешественники, вплоть до солдат и офицеров, которым приходилось воевать за рубежом. Китай наряду с ассимиляцией иностранной культуры распространял также по миру и свою национальную культуру. 2200 лет назад западноханьский полководец Чжан Цзянь во время своих походов проторил путь в западные страны, в частности в Центральную Азию. Вслед за китайским шелком, который давно уже вывозился иностранными купцами из Китая, на Запад проникли шелковица, табак, порох, компас, техника медеплавления, рецепт изготовления бумаги, техника печатания сменными литерами, а также чай, персики, сливы, цитрусовые, овес. Когда 1200 лет назад китайский буддийский монах Цзянь Цжэнь отправился в Японию, он взял с собой 85 человек ремесленников — мастеров резьбы на яшме, скульпторов, художников, граверов, литейщиков, умевших отливать предметы с надписями, вышивальщиц, переписчиков, резчиков по камню — изготовителей стел и т. п. В Японии наряду с преподаванием буддизма Цзянь Чжэнь ознакомил японцев с техникой танского зодчества, ваяния, с китайской традиционной медициной и фармакологией. Культурный обмен между Китаем и Японией, а также Кореей существовал еще во времена Восточной Хань. Важной вехой в истории развития культурных связей Китая с другими странами были морские экспедиции мореплавателя Чжэн Хэ (1371 — 1435), жившего 500 лет назад, в династию Мин. За 28 лет семь раз он отправлялся в Атлантический океан, покрыв в общей сложности 50 тыс. км и побывав в 30 с лишним странах Азии и Африки. Постепенно места, испытавшие на себе сильное влияние китайской культуры, образовали так называемый «ареал ханьской культуры». Отсюда влияние китайской культуры распространялось уже дальше.


По аналогии с агентами и институтами социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской терминологией.


Субъекта, или, как мы договорились, агента культуры еще именуют актором. Актор (англ. actor — действующее лицо), используемый в иностранной, а в последнее время и в отечественной социологии термин, обозначающий индивида, предпринимающего какие-либо действия, активно сотрудничающего, демонстрирующего, выступающего, борющегося и т. п. Иначе говоря, актор — это субъект социального действия.


К агентам культуры относят: 1) большие социальные группы, прежде всего этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка; 2) профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности, музыковеды, краеведы, искусствоведы, краеведы, историки, этнографы, филологи, философы и физики, критики, цензоры, архитекторы, строители, реставраторы; 3) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники; 4) аудитории — читательскую, зрительскую, массовую, специализированную, газетно-журнальную, научную, популярную, молодежную, пожилую, женскую и т. д.; 5) малые социальные группы, в частности, добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в первую очередь относятся творческие объединения типа союзов художников, писателей и композиторов; 6) специализированные объединения и кружки, например кружок петрашевцев; 7) круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, приверженцы определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определенной религии (например, буддисты), религиозные секты и др.; 8) культурные среды, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям;9) семья, в которой происходит первичная социализация и инкультурация человека; 10) особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики. Вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп: 1) создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники; 2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры; 3) распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы; 4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория; 5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил; 6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков и т. д.


Итак, агенты культуры это: 1) только индивиды и группы, оказывающие непосредственное воздействие на формирование культурного потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию; 2) также учреждения, способствующие созданию, развитию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов. Тех и других, т. е. индивидов и учреждения, именуют субъектами культуры. Нередко учреждения культуры выделяют в самостоятельную категорию и называют институтами культуры. Поскольку терминология в данном случае еще не устоялась, оба наименования следует считать в равной мере употребимыми.


К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуществлять один-единственный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора может выступать главный редактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цензура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функцию — идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением.


Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты также называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства.


Рассмотрим теперь других агентов культуры, сыгравших значительную роль в ее развитии и распространении.


Автор и авторство


Оба понятия тесно связаны между собой. Первое указывает на агента культуры, а второе — на социальную практику. Если к такому дуэту добавить еще одно явление, а именно защиту авторского права, то мы получим новый элемент культурной инфраструктуры — культурный институт.


Автор (лат. autor — создатель, сочинитель, советчик), — обозначение статуса лица, претендующего быть творцом или собственником созданного им культурного продукта (текст, картина, скульптура, фильм и др.). Проблема автора (далее — А.) заключается в том, что рядовой читатель или зритель рассматривает его не персонально, а текстуально, ничего не зная о его жизни, личных качествах и житейских проблемах. По отношению к известным и/или любимым А. он широко пользуется дополнительной информацией или собственным воображением, достраивая его образ до желаемого идеала. В результате читатель часто разочаровывается, когда вымысел расходится с действительностью. Малоизвестные А. проходят вообще незамеченными. Некоторые А. становятся пожизненным идеалом, кумиром, которому читатель стремится во всем подражать или с которым советуется в трудные минуты. Они входят в повседневную жизнь людей на правах членов семьи или близких родственников. Цитирование выдающихся А. придает дополнительный вес в глазах окружающего сообщества, а незнание общеизвестных произведений часто служит показателем культурной некомпетентности. Выдающиеся авторы получают вторую жизнь благодаря посмертной популярности, которая довольно часто перевешивает прижизненное признание. Одни А. получают славу в своем отечестве, другие — только за рубежом. Но где бы он ни получил признание, авторское право охраняет его в любой стране. Для читателя А. не человек, но ансамбль риторических и нарративных приемов, которые искусно выстраиваются А. для того, чтобы погрузить читателя в атмосферу произведения, создать видимость достоверности, поразить воображение и пр. Нередко А. умело манипулирует читателем, а иногда становится чрезмерно навязчивым, диктуя свой образ мыслей и видение мира. Авторское видение превращается в значительную культурную проблему, когда оно выполняет несвойственные ему функции, например подменяет собственное мнение читателя, воспитывает в нем пассивность и некритичность, провоцирует на немотивированную агрессивность и т. д.


Авторство — особое статусное отношение лица к созданному им произведению, имеющему культурную ценность, на котором он получает право поставить свое имя. Право владеть и распоряжаться интеллектуальной собственностью закрепляется во всех странах авторским правом. Сегодня борьба за авторство (далее — А.) и авторское право принимает исключительную актуальность, принимающую форму судебных процессов, юридических споров, международных и прочих правовых исков. Однако такое отношение, ставшее нормой в современном обществе, свойственно не всем культурно-историческим эпохам. Существуют целые эпохи и пласты культуры с так называемой «безавторской» литературой, особенно в древности. И сегодня далеко не всегда можно четко установить А. Некоторые жанры устной и письменной речи, в частности шутки, афоризмы, анекдоты, слухи, житейские истории, существуют в «безавторском» пространстве. В других случаях, например в анонимках, доносах, иногда в письмах в редакцию или звонках на телестудию, от А. намеренно отказываются. А. часто не учитывается при реализации замечаний рецензента в улучшенном варианте текста либо оно указывается в назывном порядке (так называемые «благодарности коллегам» в предисловиях к книгам). А. — порождение литературной культуры и рынка. Это один из основных маркеров так называемой «высокой» культуры в ее противопоставлении «популярной» культуре (поп-культуре). Оно служит для того, чтобы приписывать не только значение, но и оценку (как эстетическую или моральную, так и денежную) работам и авторам, идентифицированным литературной критикой (и менеджерами по маркетингу) как «значительные». Маркер «знаменитый автор» придает статус бестселлера любому произведению писателя, даже если оно плохо написано. Нередко такой маркер используют на культурном рынке, подписывая подделку именем знаменитого художника. А. — разветвленная социокультурная система, включающая создателя художественного продукта, издателей, рекламодателей, критиков, спонсоров, СМИ, наконец, аудиторию. Внутри этой системы складывается разветвленная иерархия авторитетов, на которой каждый автор стремится занять более высокую ступеньку. Однажды написанный текст обретает собственную жизнь и существует по законам той социокультурной системы, в которой он циркулирует. О нем распространяется дурная или добрая слава, его ругают или хвалят и делается все это без всякого участия автора. Авторы — результат социокультурного разделения труда, а А. — идеологическое явление, функция которого состоит в том, чтобы: а) определять привилегии, вознаграждение, призы, льготы и т. д.; б) создавать надежную систему защиты от посягательств со стороны неавторов; в) находить определенные способы понимания текста, включая догадки о том, «что Шекспир действительно имел в виду», которые мучают каждое новое поколение читателей. С А. тесно связана проблема художественного авторитета и авторитарности. Авторитет проявляется в том дополнительном уважении, которое аудитория приписывает выражению или тексту, вдруг узнав, что они принадлежат «самому Шекспиру». Посмертный авторитет отличается от прижизненного тем, что второй надо всегда поддерживать хорошими произведениями, а о первом можно уже не беспокоиться. Однако прижизненный высокий авторитет может сделать автора недосягаемым для критиков, снизить степень демократичности внешнего восприятия и внутренней требовательности художника к себе. Авторитет, переросший в авторитаризм, напоминает культуру, пришедшую к стадии своего упадка и вырождения. Гипертрофированное А. так же вредно для культуры, как и непризнание А. Для художника и ученого высшим вознаграждением является обнародование, публикация произведения, но если на нем не стоит имени автора, то все творчество лишается смысла. Проблема А. усложняется в коллективных видах творчества. В создании кинофильма участвуют сценарист, режиссер, продюсер, звездный состав актеров, квалифицированные операторы, осветители, мастера спецэффектов и др. И не всегда ясно, от кого именно зависел прокатный успех и кто на самом деле является его автором. В кино, как и в литературе, А. становится больше способом организации маркетинговой стратегии и приписывания оценок интеллектуальной собственности. А. можно классифицировать по следующим основаниям. Первое — индивидуальное А. и коллективное А. Монография или статья, подписанная одной фамилией, относится к категории индивидуального А., но если фамилий несколько, то речь должна идти о коллективном А. Наиболее распространенным видом А. является индивидуальное. По второму основанию необходимо различать истинное и ложное А. В первом случае на титуле произведения ставится фамилия того человека, который действительно его написал, во втором — фамилия (или фамилии) того, кого добровольно или принудительно, с согласия или без согласия истинного автора поставили на титуле книги или в заголовке статьи. Подчиненный, рассчитывая на служебное продвижение, оказывает услугу своему начальнику и ставит вместо себя его фамилию. Если он ставит ее рядом со своей, то речь идет о смешанном варианте, где присутствуют как истинный, так и ложный автор. Самостоятельной проблемой в культурологии является идентификация А., т. е. обнаружение имени подлинного создателя данного произведения. Автор может скрываться под псевдонимом, может вовсе не подписываться под своей работой либо приписать ее известному деятелю. Третий вариант чаще всего случается тогда, когда начинающий автор стремится придать своему произведению больший общественный резонанс, более высокий статус. Картины выдающихся или великих художников часто так искусно подделывают, что их трудно отличить от подлинника. На первый взгляд здесь нет проблемы идентификации А., поскольку на картине стоит подпись, скажем, Рубенса. Но истинным автором подделки является другой человек. Возникает эффект двойного А., при котором истинный автор скрывается под ложным, хотя ложный автор представляет гораздо большую культурную ценность, чем истинный. Разновидностью механизма идентификации А. выступает депонирование и регистрация объектов интеллектуальной собственности — всех объектов авторского права. В первую очередь это литературные, художественные, музыкальные, научные, фотографические, видео- и другие произведения. В нашей стране оно проводится Российским авторским обществом. Если автор намерен заранее обеспечить подтверждение своего авторства, он может задепонировать и зарегистрировать свое произведение в течение срока действия авторского права — в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. При такой процедуре выдается свидетельство, подтверждающее факт существования произведения к моменту его депонирования и регистрации в РАО. Депонирование и регистрация является добровольной. А. на данное произведение именно этого лица могут поставить под сомнение прежде всего коллеги, которые, проведя специальный лингвистический, текстуальный или экспертный анализ, докажут, что по своему стилю, глубине раскрытия содержания и другим важным параметрам оно похоже на произведения знаменитого писателя или ученого имярека. Проблематизация А. — процедура, обратная идентификации, представляет собой выдвижение ряда серьезных аргументов, заставляющих сомневаться в авторских правах данного лица. Самая известная проблематизация в нашей стране происходила в отношении «Тихого Дона» М. Шолохова.




Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Наука Кравченко А.И. Культурология. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Культурология» для высших учебных заведений. В нем рассмотрены предмет, метод и функции культуры, дано представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии общества, раскрыты типы и формы культуры. Большой интерес представляют главы, в которых автор знакомит читателя с динамикой мировой культуры, раскрывает ее исторические вехи, освещая наиболее яркие страницы человеческой цивилизации.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. Учебник" (Кравченко А.И.) охраняются законодательством!