Юридическая Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник

Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.02.2016
ISBN: 9785392195114
Язык:
Объем текста: 473 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава VI. Суверенитет в конституционном праве

Глава VII. Конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина

Глава VIII. Гражданство

Глава IХ. Конституционно-правовые основы гражданского общества

Глава X. Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений

Глава XI. Конституционные формы народовластия

Глава XII. Конституционные основы государственной власти

Глава XIII. Избирательное право и избирательные системы современного государства

Глава XIV. Конституционно-правовой статус главы государства

Глава XV. Парламент — высший представительный и законодательный орган государственной власти

Глава XVI. Конституционно-правовой статус правительства

Глава XVII. Конституционные основы судебной власти

Глава XVIII. Конституционно-правовые основы прокурорско-надзорной власти

Глава XIX. Конституционно-правовые основы органов государственной власти в субъектах федерации

Глава XX. Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления

Глава XXI. Особенности конституционного права зарубежных государств, входивших в состав Российской империи, Советского Союза



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава XIX.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ


§ 1. Статус субъектов федерации


Под конституционным статусом субъекта федерации понимается совокупность закрепленных в конституции характеристик политико-территориального образования в федеративном государстве. Конституционно-правовой статус субъекта федерации выходит за рамки федерального конституционного регулирования, поскольку дополнен нормами федеральных законов, а также конституционными нормами самих субъектов. Наиболее общей категорией по отношению к упомянутым является правовой статус субъекта Российской Федерации, который включает в себя нормы законодательства данного субъекта федерации и заключенных им договоров.


Статус субъекта федерации может быть сходен со статусом автономной единицы, в зарубежной практике часто по объему полномочий автономии не уступает субъекту федерации. Такие признаки, как участие в формировании и функционировании общегосударственной власти, наличие конституционно закрепленных полномочий, право на самоорганизацию в установленных пределах, подконтрольность территориальных образований центральной власти, свойственны как субъекту федерации, так и автономным образованиям.


Определяющее значение в установлении статуса территориальной единицы имеет степень ее участия в распределении или изменении учредительных полномочий между центром и территориями. Для изменения конституции федеративного государства требуется согласие субъектов, а территории региональных государств не принимают непосредственного участия в этом процессе. Поправки к главам 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Аналогичная точка зрения существует и в доктрине германского конституционализма, согласно которой различие между федеративными и децентрализованными унитарными государствами состоит в том, что полномочия субъектов не могут быть изменены федеральными органами в одностороннем порядке, поскольку не федерация определяет эти полномочия и не она делегирует их субъектам (сохраняя при этом возможность их отзыва в любое время). Согласно идее федерализма, субъекты задуманы как исконные хранители полномочий, легших в основу полномочий федерации. Чтобы предотвратить командную роль федерации по отношению к ее субъектам, необходимо их совместное участие в разграничении полномочий, что могло бы предотвратить конфликты подобного рода.


Российское законодательство не содержит определения понятия субъекта федерации. В конституционном праве различных государств субъект федерации определяется как государственно-территориальная единица, государственное образование либо государственная автономия. Субъекты федерации имеют различные видовые наименования: в Австралии, Бразилии, Индии, Мексике, США, Эфиопии — штаты; в Аргентине, Канаде, Пакистане — провинции; в Австрии, Германии — земли; в Бельгии — сообщества и регионы; в Швейцарии — кантоны. Однако различия в наименовании не обусловлены различным правовым статусом, а связаны с историческими и языковыми особенностями.


Статус субъектов Российской Федерации обусловлен комплексом факторов. Например, форма политико-территориального устройства и основания федерализма являются частью советского наследия сверхцентрализованного и де-факто унитарного СССР.


Конституция РФ предусматривает, что субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако в сегодняшних условиях Российская Федерация развивается как сверхцентрализованное государство с сильным центром, доминирующим как по правотворческим и исполнительным полномочиям, так и по финансовым ресурсам. Конституция России запрещает федеральному центру вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов федерации, фактически — федеральный законодатель не оставил возможности субъектам формировать не только сферу совместного ведения в пределах осуществления собственных полномочий, но и сферу ведения субъектов России. Предоставленная субъектам федерации конституционная возможность осуществления опережающего правового регулирования принятия нормативных правовых актов по предметам совместного ведения не находит своей практической реализации, а предметов собственного ведения у субъектов фактически не осталось. Такую модель федеративных отношений рассматривают как формально юридический федерализм.


Статус субъектов федерации основан на таких принципах, как государственный суверенитет; государственная целостность и единство системы государственной власти; верховенство основного закон и единство конституционно-правовой системы; равноправие субъектов федерации; недопущение ущемления прав и интересов федерации или ее субъектов и необходимость их согласования (в доктрине германского конституционного права этот принцип называют принципом «верности федерации»).


Видовой численный и именной состав субъектов Российской Федерации закреплен в Конституции РФ. На момент принятия Конституции 1993 года Российская Федерация состояла из 88 субъектов, в том числе 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 9 автономных округов. В 2014 г. численный и видовой состав: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа — всего 85 субъектов.


Наименование. Наименования субъектов Федерации отражают исторические и иные особенности развития территории, а названия республик и автономных округов — имя титульных наций и народов. Решение вопроса об изменении наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Так, в Уставе Свердловской области закреплено, что область самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования в порядке, установленном областным законом.


Изменение наименования включается в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ может использовать полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Изменение наименования субъекта Российской Федерации не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта.


Изменение наименования субъекта Российской Федерации необходимо отличать от таких действий, которые, хотя и связаны со сменой названия, но затрагивают основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, в целом Российской Федерации либо интересы других государств, а также предполагают изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.


Территория. Субъект федерации имеет свою территорию, которая является составной частью территории государства в целом. Границы между субъектами федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Территория субъекта закрепляется в его учредительных документах. Например, в Уставе Калужской области закреплено, что область расположена в Европейской части Российской Федерации и занимает территорию общей площадью 29,9 тыс. кв. км в пределах границ, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1944 г. № 801/1, и граничит с Брянской, Московской, Орловской, Смоленской, Тульской областями.


Субъекты Российской Федерации объединены в девять федеральных округов, которые не являются отдельным уровнем осуществления публичной власти и созданы в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.


В Российской Федерации, как, например, и в Малайзии, и в Объединенных Арабских Эмиратах, вся территория состоит из субъектов федерации. В иных зарубежных странах в состав федеративных государств могут включаться и иные территории, не являющиеся субъектами федерации, например федеральный округ, ассоциированное государство, федеральные владения (Австралия, Бразилия, Канада, США).


Принципиальное значение для федеративного государства имеет понимание того, что суверенность есть свойство исключительно центральной власти. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что государственная власть едина по своей природе в силу признания многонационального народа России единственным источником государственной власти, а также единственным носителем суверенитета. Кроме того, Российская Федерация, в отличие от классических федераций, сформировалась «сверху», то есть субъекты обрели свой конституционно-правовой статус по решению центральной власти, которая, разграничив предметы ведения, выступила в роли учредителя федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства, и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.


В Конституции Республики Татарстан содержится положение о том, что суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан. Однако по существу речь идет о самостоятельности субъекта Федерации в пределах собственных полномочий, реализуемых по предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ). Так, например, в федеральных конституциях Мексики и Швейцарии закреплен суверенитет власти штатов в вопросах, касающихся их внутреннего управления, в порядке, установленном соответственно Федеральной Конституцией и конституциями штатов; конституции штатов ни в коем случае не могут нарушать положения Федеральной Конституции. Это связано с автономией, а не с государственным суверенитетом в традиционном понимании этого термина.


Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции). Важным фактором существования единого государства является отсутствие права выхода из состава федерации (сецессии) и недопустимость включения в учредительные документы субъектов норм о праве сецессии, а при наличии в этих актах таких норм — их ничтожность. Несмотря на это, некоторые субъекты Российской Федерации [например, Республика Саха (Якутия)] предусматривают в своих конституциях право на самоопределение; право сецессии было закреплено в Конституции СССР 1977 г.


Равноправие. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Эти конституционные положения реализуются через формально-юридические гарантии, закрепленные как в Конституции, так и в законодательстве. Содержание данного конституционного принципа проявляется в равенстве прав и обязанностей; возможности принимать свои законы и иметь собственную правовую систему; самостоятельном установлении системы органов государственной власти; равных правах на законодательные инициативы; равном представительстве в Совете Федерации. Федеральная юрисдикция распространяется в равной мере на все субъекты федерации; статус любого субъекта Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия; споры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации решаются Президентом РФ, судами в соответствии с их юрисдикцией с помощью процедур, установленных самой Федерацией.




Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник

На основе сравнительного конституционного права, новейших федеральных и региональных законодательных и подзаконных актов, судебных решений, практики их применения раскрывается самобытность конституционного права России в сравнении с лучшими мировыми достижениями конституционно-правовой мысли.<br /> Законодательство актуально на 1 января 2016 г.<br /> Для студентов, слушателей, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, работников органов государственной власти, а также всех, кто интересуется вопросами организации государственной власти.

279
Юридическая Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник

Юридическая Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник

Юридическая Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник

На основе сравнительного конституционного права, новейших федеральных и региональных законодательных и подзаконных актов, судебных решений, практики их применения раскрывается самобытность конституционного права России в сравнении с лучшими мировыми достижениями конституционно-правовой мысли.<br /> Законодательство актуально на 1 января 2016 г.<br /> Для студентов, слушателей, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, работников органов государственной власти, а также всех, кто интересуется вопросами организации государственной власти.

Внимание! Авторские права на книгу "Конституционное право: университетский курс. Том 2. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н.) охраняются законодательством!