Юридическая Гуськов Анатолий Яковлевич Конфликтология

Конфликтология

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 30.10.2012
ISBN: 9785392090303
Язык:
Объем текста: 178 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Основы конфликтологии

Глава 2. Современный социальный конфликт

Глава 3. Политический конфликт: понятие, типология, функции

Глава 4. Правовой (юридический) конфликт

Глава 5. Этноконфликтология

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5. Этноконфликтология


Этнические (межэтнические, национальные, межнациональные) конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями или группами в составе различных этносов, а в более масштабном виде – между двумя или несколькими этносами. Отличительным признаком этнических конфликтов является то, что участвующие в них группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному) признаку.


Первооснову этнического разнообразия составляют постепенно сложившиеся по мере их возникновения и развития на протяжении многих тысячелетий первобытные племена с генетически и климатически обусловленными различиями в образе жизни, психологии, языке и восприятии окружающего мира объединившихся в них людей. Постепенно в каждом таком племени, а затем по мере их слияния и в более сложно организованных этнических группах – народностях формировались свойственные только им характерные поведенческие реакции и формы общения людей, обычаи и традиции повседневной жизни, которые в этнологии (от греч. ethnos – народ и logos – понятие, учение) – науке, изучающей закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этносов, – получили название «этническая структура повседневности».


На почве этих различий по мере исторического процесса национального развития этносов в различных формах (со временем – в виде национальных и многонациональных государств), опустошительных войн между ними, сопровождающихся завоеванием, уничтожением или покорением более слабых народов, процессами образования и распада древних империй, постепенно появляются более сложно организованные общественные отношения и различия этносов в духовной (первоначально – в религиозной), культурной, экономической, социальной, политической, государственной и иных сферах их жизнедеятельности. Совокупность этих различий может перерастать в противоречия, которые в случае их обострения при определенных условиях приводят к этническим (межэтническим) или национальным (межнациональным) конфликтам. Этническая (национальная) конфликтология, или этноконфликтология, является одной из дисциплин, которая занимается изучением таких конфликтов в рамках конфликтологии как науки о причинах, форме и динамике социальных конфликтов, путях и механизмах их урегулирования.


5.1. Основные понятия и термины этнологии


При описании природы, причин и способов разрешения межэтнических конфликтов в России и за рубежом используется соответствующая этнологическая и этнополитическая терминология. Наиболее широко употребляются в этноконфликтологии следующие перечисленные и кратко разъясняемые ниже этнологические термины.


Народность – одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния и консолидации племен, перерастая со временем в этнос.


Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психологического склада, а также самосознанием, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.


Суперэтнос – межэтническая общность, имеющая общегосударственный (общенациональный) уровень культурно-исторического единства по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д., например «американский народ», бывший «советский народ» (по мнению ряда специалистов, к суперэтносу должен быть отнесен и весь многонациональный народ России).


Субэтнос – часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спе­цификой и элементами общего этнического самосознания. Обычно существование субэтноса связано с осознанием групповых особенностей тех или иных компонентов культуры. Субэтносы образуются, как правило, при миграции части этноса, ее обособление может сопровождаться изменением хозяйственной деятельности (поморы), социального статуса (казаки) и т. п. Наличие субэтносов характерно для многих этносов, особенно значительных по численности или населяющих обширную территорию.


Этническая группа – часть этноса, которая в силу ряда причин отделена от ядра этноса и функционирует вне его, в инонациональной среде. Этнические группы не имеют собственных государственных образований, но могут иметь национально-территориальные образования в составе многонациональных государств.


Этническая диаспора (от греч. diaspora – рассеяние) – часть этнической общности, дисперсно или фрагментарно расселившаяся вне страны (или какого-либо другого национально-государственного либо национально-территориального образования) своего происхождения.


Нация (от лат. natio – племя, род) – исторически сложившаяся на определенной стадии общественного развития устойчивая общность людей, тождественность (идентичность) которой основывается на постоянном воспроизведении себя в качестве особого, отличного от других образования по языку, образу жизни (включая его экономический аспект), психическому складу, культуре, защите территориальной целостности, отношению к прошлому и иным компонентам его специфики. Возникновение нации исторически связывается с распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического самосознания, движением за создание национальной государственности.


Существуют две интерпретации понятия «нация»: нация в этническом смысле (этническая нация) и нация в гражданском смысле (гражданская нация) (см. об этом ниже).


Национальность – термин, употребляемый для обозначения народностей, наций и других этнических общностей и групп, исключая племена (другой смысл данного термина – обозначение принадлежности человека или группы людей к определенной этнической общности).


Титульная нация – нация, давшая название государству; в Российской Федерации – давшая название республикам (государствам) в составе России (например, татарская нация, удмуртская нация, чеченская нация).


Народ (в обычном смысле) – это население государства или входящего в его состав территориального образования, в том числе многонационального (например, многонациональный народ Республики Татарстан). В более широком научном смысле народ – субъект истории, совокупность тех социальных групп данного общества, которые являются его основной производительной и преобразующей силой, главной движущей силой его общественного развития.


Помимо этого, термин «народ» в этническом смысле (вместе с прилагательным, обозначающим национальную принадлежность) аналогично термину «национальность» употребляется для обозначения любых этнических общностей, кроме народностей: этносов, суперэтносов, субэтносов, наций, национальных меньшинств и др.


Этническое (национальное) меньшинство – часть этноса, которая консолидированно, с ощущением внутреннего единства проживает в инонациональной среде в государстве или в одном из его регионов в отрыве от основного массива своего этноса, но ощущает с ним родство и связь по самоназванию, языку, культуре и некоторым другим чертам этнической специфики.


Этническая структура повседневности – образ жизни и бытовой обиход этносов, их структура питания, семейные обычаи и традиции, взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, крепость родственных связей, кровные узы и традиции и пр.


Этническая (национальная) психология – совокупность чувств, настроений, представлений, привычек, традиций, обычаев, а также характерологических черт, присущих данному этносу.


Этническое самосознание – сознание и чувство принадлежности к своему этносу, осознание его отличия и сходства при соотнесении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением ее объективного бытия. Внешне этническое самосознание проявляется в форме самоназвания этноса. Центральное место в этническом самосознании занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родным языком и землей и т. п. Осознание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей этнической общностью, отличной от всех других, пробуждают присущую этническому самосознанию целую гамму чувств: чувство сопричастности к судьбам своей этнической общности, любви к исторической этнической родине, к своему народу, его этническим особенностям, культуре, чувство гордости или тревоги за судьбы своего народа, готовность к жертвам ради его исторического выживания и благополучия.


Национальная (этническая) идеология – совокупность ценностных идеалов, идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов определенного этноса или народа (в этническом смысле), нации (в этническом смысле), национальности и направлены на изменение, преобразование существующих общественных отношений в интересах этого этноса, народа, нации, национальности.


Национальная идея – термин, который имеет ряд интерпретаций, из которых наиболее распространены следующие две: первая – систематизированное обобщение национального самосознания в его историческом бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов; вторая – краткое обозначение сути национальной идеологии в виде девиза или фразеологической формулы, содержащей наиболее знаковые ключевые слова данной идеологии (например, применительно к русской национальной идеологии XIX века в качестве такой формулы выступало словосочетание «православие, самодержавие, народность»).


Национально-культурная автономия (от греч. autonomia – самоуправление) – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение людей, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.


Комплиментарность (положительная или отрицательная комплиментарность) – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих». Явление комплиментарности лежит в основе этнического сближения (положительная комплиментарность) или разделения (отрицательная комплиментарность) людей, проявляется более четко на уровне этнических групп и более высокоорганизованных этнических образований: хотя отдельные представители чужого этноса могут вызывать личную симпатию, весь этот этнос может ощущаться как нечто чуждое.


Ксенофобия – (от греч. xenos – чужой и phobos – страх) – навязчивая неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к людям другой веры, культуры, национальности, враждебная нетерпимость к любым иным человеческим общностям.


Толерантность национальная (противоположность ксенофобии) (от лат. tolerantia – терпение) – черта национального характера, заключающаяся в терпимости к образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.


Национализм – идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних этносов другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.


Национальный патриотизм – преданность своему народу (в этническом смысле), нации (в этническом смысле), любой этнической группе, приверженность их интересам, любовь к национальной культуре, традициям, обычаям, языку, сопричастность к делам, чаяниям и заботам своего этноса. Иногда национальный патриотизм отождествляется с национализмом, что неверно, ибо национальный патриотизм – это совокупность положительных установок в отношении своего этноса, а национализм обращен вовне, в нем главное – противопоставление своего этноса другому.


Шовинизм – (от фамилии ветерана наполеоновских войн Н. Шовена, рьяного приверженца завоевательной политики Наполеона) –крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, воинствующее противопоставление интересов одного этноса интересам всех других, разжигание чувства презрения и ненависти к другим этносам.


Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. сaedere – убиваю) – одна из крайних форм проявления нетерпимости, осуществление различных антигуманистических действий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение инонациональных, расовых или религиозных групп населения, одно из тягчайших преступлений против человечества.


Коренные малочисленные народы – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствования и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.


Репрессированные народы Российской Федерации – этнические общности граждан Российской Федерации, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных и национально-территориальных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора в местах спецпоселений.


* * *


Необходимо отметить, что в научной литературе, в официальном языке органов государственной власти, а в еще большей степени в повседневной русской речи до сих пор идет смешение понятий «этнос», «народ», «нация», «национальность».


Кроме того, в научной среде не затихают споры о том, что применительно к России и другим многонациональным государствам понимать под нацией. Существует полтора десятка различных определений данного понятия. Большинство современных ученых-этнологов по отношению к этому термину разделились на две группы, которые условно можно назвать западниками и самобытниками. Этнологи-западники, следуя доминирующим на Западе этнологическим концепциям и исходя из общемировой практики и норм, полагают, что нация – это социально-политическая категория и должна рассматриваться как согражданство всех (независимо от национальной принадлежности) граждан данного государства; именно в этом смысле, например, United Nations переводится у нас как Организация Объединенных Наций (английской слово nation в переводе на русский может означать и нацию, и государство). Из данного понимания вытекает, в частности, что нацией должна считаться и часть какого-либо народа или национальности, выделившаяся из них в качестве независимого государства.


В отличие от западников, согласно точке зрения самобытников, понятие «нация-государство» справедливо лишь для мононациональных государств; в многонациональных же государствах под нациями следует понимать населяющие их народы (как мононациональные общности) с высоким уровнем национального развития, т. е. имеющие свою территорию преимущественного расселения, язык, культуру (в широком смысле как совокупность всех видов социально-прогрессивной творческой деятельности – художественно-эстетической, социально-экономической, общественно-политической, правовой и т. п.), нравы и обычаи. Таким образом, этнологи-западники рассматривают нацию не как нацию-государство, а как нацию-народ, что близко к существующему за рубежом понятию «этническая нация» («этнонация»), или «культурная нация». Следовательно, с точки зрения самобытников, применительно к России можно говорить, например, о русской нации, татарской нации, но никак не о российской нации. При этом принимается во внимание и то, что многие народы, входящие в состав России, считали и продолжают считать себя именно нациями.


Таким образом, если не вдаваться в нюансы формулировок различных определений понятия «нация», в целом речь идет о двух принципиально разных подходах к пониманию нации: нация в гражданском смысле (гражданская нация, или нация-государство) и нация в этническом смысле (этническая нация, или этнонация, т. е. нация-народ как мононациональная общность). Применительно к мононациональному государству эти две интерпретации совпадают, и споры о том, что следует считать нацией, возникают тогда, когда это касается народов, проживающих в составе многонационального государства. Очевидно, что таких споров в значительной степени можно избежать, если четко разграничивать гражданскую нацию как совокупность всех граждан государства (независимо от его национального состава) и этническую нацию (этнонацию) как высокую ступень развития того или иного этноса. Однако термины «гражданская нация» и «этническая нация» не получили пока широкого распространения ни в отечественной этнологии, политологии и политической социологии, ни в общественном сознании.


В современном русском языке аналогично двум интерпретациям, которые может иметь понятие «нация» (этническая нация как моноэтническая общность и гражданская нация как согражданство, независимо от национальности, всех граждан данного государства), так же в разных смыслах может использоваться и слово «народ»: народ как моноэтническая общность (по аналогии с понятием «нация-народ», или «этническая нация») и народ как все многонациональное население государства или части его территории, например, такой, как субъект федерации (по аналогии с понятием «нация-государство», или «гражданская нация»). Соответствующие интерпретации понятий «народ» и «нация» практически эквивалентны, но слово «народ» как исконно русское гораздо чаще используется в обиходной речи и нормативных правовых документах органов государственной власти и местного самоуправления, чем имеющее иностранное происхождение и уже в силу этого менее употребительное слово «нация».


Все попытки переноса некоторых терминов западной этнологической и политической терминологии из научного обихода в сферу широкого практического применения, в том числе в правовой области, пока не увенчались успехом, поскольку эта терминология не приживается и не воспринимается большинством сотрудников органов государственной власти, не говоря уже о большинстве граждан РФ – представителей различных народов России, для которых русский язык – это язык межнационального общения.


Исключение составляет лишь употребление заимствованных из зарубежного политического лексикона таких словосочетаний с использованием определения «национальный», характеризующих Россию как нацию-государство, как «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная экономика» и т. д., потеснивших в официальном и обиходном языке такие аналогичные и ранее более широко использовавшиеся словосочетания, как «государственные интересы», «государственная безопасность», «государственная экономика» и др.


Эти терминологические противоречия проявляются и в правовой сфере. В таком нормативном правовом акте высшей юридической силы, как Конституция Российской Федерации, используются лишь понятия «народ» и «народы России» и не применяются термины «этнос», «нация» (в обоих смыслах: как гражданская нация или этническая нация) и производные от них. Согражданство же всех граждан России в Конституции Российской Федерации именуется не нацией, а многонациональным народом России. Смысл использования именно такой терминологии и словосочетаний состоит в том, чтобы сделать эти законодательные акты и используемые в них термины максимально понятными и приемлемыми для большинства граждан страны.


Лишь в последующем в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и в федеральных законах, посвященных вопросам национальной политики, наряду с терминами «национальная общность», «национальная община», «национальная группа» (в которых определение «национальный» выступает в качестве производного от существительного «национальность», а не «нация») стали употребляться такие термины, как «этническая общность», «этническая община», «этническая группа».


С точки зрения этноконфликтологии указанные терминологические различия не столь безобидны, как это может показаться на первый взгляд. Некоторые националистически настроенные представители национальной элиты ряда народов России, не имеющих высокого уровня своего национального развития, упорно пытаются тем не менее представлять свой народ как нацию. Это порождает повышенную самооценку данного народа в собственных глазах и представление о его якобы несоответствии тому статусу, который он занимает в Российской Федерации. Отсюда появляются, например, претензии некоторых национальных меньшинств на изменение своего государственно-политического статуса в Российской Федерации, создание ими своих национально-территориальных образований на территории России вплоть до субъектов федерации – республик (государств) в составе России и последующий выход, в соответствии с неправильно интерпретируемым правом народов на самоопределение (подробнее об этом см. в разделе 5.3).


5.2. Причины, лежащие в основе этнических противоречий и конфликтов


Вся история развития человечества, начиная с древнейших времен и до наших дней, сопровождается многочисленными этническими конфликтами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются по несколько десятилетий (например, конфликты между ирландцами и англичанами в Ольстере, фламандцами и валлонами в Бельгии, англо- и франкоканадцами в Канаде). Этнические конфликты XIX–XX веков привели к распаду большинства европейских колониальных империй с образованием на их развалинах новых независимых национальных и многонациональных государств. Ряд этнических конфликтов возник в ходе распада социалистической системы в республиках бывшего СССР (в том числе в России) и Югославии, этнические конфликты зарождаются и продолжаются не только во многих африканских и азиатских странах, но и в странах американского континента (не исключая США), в ряде государств Западной и Восточной Европы.


По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половине XX века в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70% были этническими.


Первопричиной всех этнических конфликтов являются генетически и исторически обусловленные этнопсихологические различия отдельных этносов. Сейчас в мире насчитывается свыше двух тысяч этносов, среди которых более 90% всего населения Земли составляют 267 этносов численностью 1 и более млн человек. При этом постоянно происходит увеличение численности больших и сокращение численности малых этносов.


В ходе исторического развития этносов в их среде происходили и продолжаются до сих пор сложные социально-культурные, социально-экономические и социально-политические процессы, сопровождающиеся формированием новых национальных и многонациональных государств, изменением уровня этнокультурного развития населяющих их этносов, их миграцией, борьбой за овладение богатыми природными ресурсами и выгодными по своему географическому положению территориями с расселением на них, а также сложными этнодемографическими процессами, приводящими как к увеличению численности, так и к депопуляции отдельных этносов.


При этом происходит, с одной стороны, расслоение или этническое разделение этносов, при котором возникает резкое расхождение стереотипов этнического поведения и ментальности с утратой положительной комплиментарности между вновь возникшими этническими целостностями, а с другой – ассимиляция, или слияние, этносов. При ассимиляции представители одного этноса или этнической группы, оказавшиеся в иноэтнической среде, вступают в многонациональные браки, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и начинают причислять себя к нему.


В результате формирующиеся в ходе этих сложных и многофакторных процессов этносы начинают различаться, иногда весьма существенно, по своей этнической психологии и этническому самосознанию, которые являются основными этническими признаками и детерминантами этноса. Это, в свою очередь, вследствие еще более сложных процессов неоднородного национального развития и зачастую конфликтного взаимодействии этносов порождает многие другие этнокультурные и этносоциальные различия между ними.


Эти различия проявляются:


– в существенно различной структуре повседневности отдельных этносов;


– в разном уровне их экономического и культурного развития;


– в их разной исторической судьбе и исторической памяти;


– в неравенстве при прочих равных условиях правового статуса и других различий в правовом положении этносов в составе многонациональных государств;


– в покорении, завоевании и насильственной ассимиляции одних этносов другими, а также в этнических репрессиях и геноциде по отношению к отдельным этносам в прошлом;


– в разном национальном самосознании;


– в разной национальной идеологии;


– в разном национальном характере и темпераменте;


– в религиозных различиях этносов;


– в распространении ксенофобии в этническом сообществе;


– в прочих этнических особенностях и различиях, вызывающих отрицательную комплиментарность и этническую неприязнь.


При определенных обстоятельствах подобные различия и их нарастание могут приводить к дальнейшему обострению отношений между этносами, которое, в свою очередь, провоцирует возникновение конфликтов.


5.3. Правовое регулирование национальной политики и его несовершенство как одна из причин обострения этнических отношений


С повсеместным утверждением в современном мире права и правового регулирования общественных отношений существование и развитие любого этноса невозможно без создания полноценной правовой основы и соответствующего правового регулирования этнических (национальных) отношений как в мировом сообществе в целом, так и в составе отдельных государств. Это особенно важно для многонациональных государств, в том числе для такой страны, как Россия.


Нормативные правовые акты по вопросам национальной политики и регулирования этнических отношений в России


В настоящее время вопросы национальной политики и этнических отношений в России регулируются рядом федеральных и региональных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


К числу федеральных актов, затрагивающих в той или иной степени данные вопросы, относятся:


– Конституция Российской Федерации;


– Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15.06.1996 № 909;


– Федеральный закон «О национально-культурной автономии»;


– Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;


– Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 760;


– Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;


– Федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов»;


– Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»;


– Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;


– Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».


В субъектах Российской Федерации, имеющих многонациональный состав (а это все республики в составе России, а также многие края и области Российской Федерации), по вопросам межнациональных отношений принимаются свои законы, подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти и программы развития и укрепления межнационального мира и согласия народов, проживающих в этих субъектах федерации.


Перечисленных законов и подзаконных нормативных правовых актов недостаточно для создания полноценной системы регулирования межнациональных отношений в России. Кроме того, эти нормативные акты далеки от совершенства и имеют ряд недостатков, существенно сказывающихся на состоянии межнациональных отношений в России и, более того, зачастую провоцирующих возникновение на территории страны этнических конфликтов.


Общим недостатком российской системы регулирования национальных отношений, имеющим прямое отношение к зарождению в стране этнических конфликтов, является то, что в российской правовой системе неодинаково представлены все народы России. Так, в Конституции РФ говорится лишь о коренных малочисленных народах и национальных меньшинствах (без их перечисления), а также косвенно (через приведенные в Конституции названия республик в составе России, автономной области и автономных округов) – о народах этих субъектов федерации, давших им соответствующие названия.


Кроме того, в Федеральном Законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» также отсутствует перечень этих народов, имеется лишь указание на то, что такой перечень утверждается Правительством РФ, т. е. устанавливается подзаконным нормативным правовым актом Правительства по представлению органов государственной власти субъектов федерации, на территориях которых проживают эти народы.


Постановление же Правительства РФ с утверждением единого перечня 47 коренных малочисленных народов России было выпущено лишь в марте 2000 г.


В отечественном праве нет также четко установленной дефиниции понятия «национальное меньшинство» и законодательно установленного перечня национальных меньшинств, о которых говорится в Конституции РФ.


Сейчас в России к национальным меньшинствам принято относить и малочисленные народы, и российские этнические диаспоры (иногда весьма многочисленные) тех народов, которые имеют свои национально-государственные образования за пределами Российской Федерации (например, проживающие в России украинцы), а применительно к субъектам федерации – как те нерусские народы, которые проживают, наряду с основным русским населением, в краях и областях, так и те нерусские народы и русские общины, которые не являются абсолютным или относительным большинством в населении отдельных республик в составе России. В то же время в республиках термин «национальное меньшинство» не используется по отношению к титульной нации данной республики даже в том случае, если она составляет в ней меньшинство.


Парадоксальным является также тот факт, что правовой статус такого самого многочисленного народа России, как русский народ, который является системообразующим народом всей многонациональной системы народов России, законодательно не закреплен не только в Конституции РФ, но и ни в одном федеральном законе РФ.


Единственный косвенный намек на сам факт существования в России русского народа есть лишь в статье 68 Конституции, где указывается, что государственным языком Российской Федерации является русский язык. Эта же норма, а также условия использования русского языка как государственного содержатся в Законе Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».


Во всем же остальном действующем в настоящее время законодательстве Российской Федерации нет ни прямого, ни косвенного упоминания русского народа. Единственным нормативным правовым актом РФ, в котором официально говорится о русском народе, является утвержденная Указом Президента РФ Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, в которой русский народ назван опорой российской государственности. Однако эта Концепция – не закон, а имеющий меньшую юридическую силу подзаконный нормативный правовой акт, но даже в нем о русском народе сказано всего лишь несколько слов.


До последнего времени об этническом составе населения РФ можно было судить лишь по подготовленному по результатам переписи 2002 г. Институтом этнологии и антропологии РАН (Российская академия наук) списку национального (этнического) состава населения Российской Федерации, в котором приведен перечень 142 национальностей и входящих в их состав 40 этнических групп, проживающих на территории России. Однако этот список не является официальным документом и не утвержден ни одним нормативным правовым актом России.


При подготовке переписи населения России 2010 г. приказом Росстата были утверждены возможные варианты ответов на вопрос переписного листа: «Ваша национальная принадлежность» из 1840 национальностей.


В соответствии со статьей 26 Конституции РФ национальная принадлежность в ходе опроса населения в 2002 г. и в 2010 г. указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками со слов опрашиваемых. При рассмотрении этих результатов следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что опрашиваемые имели право вообще не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн человек (почти 4,0%, в 2002 г. – 1,5 млн человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн человек сведения получены из административных источников, а 2 млн человек сознательно не указали свою национальную принадлежность.


По данным этих переписей, динамика изменения численности наиболее многочисленных народов России с 2002 г. по 2010 г. характеризуется следующими данными (национальности перечислены в порядке убывания численности соответствующих народов в 2010 г.):



 

Млн человек

2002 г.

2010 г.

Все население

145,17

142,86

в том числе указавшие национальную принадлежность

143,71

137,23

русские

115,89

111,02

татары

5,55

5,31

украинцы

2,94

1,93

башкиры

1,67

1,58

чуваши

1,64

1,44

чеченцы

1,36

1,43

армяне

1,13

1,18

аварцы

0,81

0,91

мордва

0,84

0,74

казахи

0,65

0,65

азербайджанцы

0,62

0,60

даргинцы

0,51

0,59

удмурты

0,64

0,55

марийцы

0,60

0,55

осетины

0,51

0,53

белорусы

0,81

0,52

кабардинцы

0,52

0,52

кумыки

0,42

0,50

якуты (саха)

0,44

0,48

лезгины

0,41

0,47

буряты

0,45

0,46

ингуши

0,41

0,44

другие национальности

4,85

4,81

не указавшие национальную принадлежность и лица, по которым сведения получены из административных источников

1,46

5,63




Из таблицы видно, что население страны за период между переписями 2002 г. и 2010 г. сократилось с 145,17 млн до 142,86 млн человек, т. е. на 2,3 млн человек, при этом численность русского народа сократилась со 115,89 млн до 111,02 млн человек (на 4,87 млн человек). В то же время существенно увеличилась численность ряда других народов России, в том числе большинства народов Северного Кавказа.


По всем же тем видам национальностей, которые, согласно указанному приказу Росстата, могли учитываться при обработке опросных листов, по переписи населения 2010 г. получены следующие данные (перечень этносов и этнических групп приводится в алфавитном порядке, субэтносы в составе отдельных этносов перечислены под названиями соответствующих этносов с отступом от начала строки):



 

 

городское и сельское население

городское население

сельское население

 

 

Все население России (чел.)

142856536

105313773

37542763

 

 

В том числе

(чел.):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процен­тах от числа лиц, указав­ших свою нацио­нальную принад­лежность:

№ №

п/п

Лица, указавшие свою национальную принадлежность

137227107

100126460

37100647

100,0

1

Абазины

43341

17565

25776

0,03

2

Абхазы

11249

9599

1650

0,01

3

Аварцы

912090

351433

560657

0,66

4

Андийцы

11789

1066

10723

0,01

5

Арчинцы

12

7

5

0,00

6

Ахвахцы

7930

52

7878

0,01

7

Багулалы

5

5

 

0,00

8

Бежтинцы

5958

34

5924

0,00

9

Ботлихцы

3508

2

3506

0,00

10

Гинухцы

443

10

433

0,00

11

Годоберинцы

427

4

423

0,00

12

Гунзибцы

918

 

918

0,00

13

Дидойцы

11683

365

11318

0,01

14

Каратинцы

4787

189

4598

0,00

15

Тиндалы

635

1

634

0,00




Конфликтология

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные вопросы курса «Конфликтология»: как базовые понятия конфликтологии, так и современные проблемы социальных, политических, правовых (юридических) конфликтов, этноконфликтов. Особое внимание уделяется прикладным аспектам. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

209
 Гуськов Анатолий Яковлевич Конфликтология

Гуськов Анатолий Яковлевич Конфликтология

Гуськов Анатолий Яковлевич Конфликтология

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные вопросы курса «Конфликтология»: как базовые понятия конфликтологии, так и современные проблемы социальных, политических, правовых (юридических) конфликтов, этноконфликтов. Особое внимание уделяется прикладным аспектам. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу "Конфликтология" (Гуськов Анатолий Яковлевич) охраняются законодательством!