Скидки Под ред. Степанова С.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к ч. 4 (учебно-практический). 4-е издание

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к ч. 4 (учебно-практический). 4-е издание

Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Скидки
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.05.2015
ISBN: 9785392189021
Язык:
Объем текста: 348 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть четвертая. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Глава 69. Общие положения

Глава 70. Авторское право

Глава 71. Права, смежные с авторскими

Глава 72. Патентное право

Глава 73. Право на селекционное достижение

Глава 74. Право на топологии интегральных микросхем

Глава 75. Право на секрет производства (ноу-хау)

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО


Авторское право в объективном смысле представляет собой подотрасль гражданского права, систему норм, которая:


— определяет основания возникновения и порядок осуществления прав на объекты авторских прав;


— регулирует отношения, возникающие в связи с созданием объектов авторских прав;


— регулирует отношения, возникающие в связи с использованием, гражданским оборотом и защитой исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства;


— регулирует личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нематериального продукта, продукта человеческой мысли, в области литературы, науки или искусства.


Выделение подотрасли происходит по объектному критерию. Именно специфика объектов предопределяет особенности правового регулирования соответствующих общественных отношений и позволяет выделить подотрасль не только в системе гражданского права в целом, но и в системе правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.


В настоящее время нормативную основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием объектов авторских прав, использованием, гражданским оборотом и защитой исключительных прав на произведения литературы, науки и искусства составляют часть 4 ГК РФ, которая несет основную регулятивную нагрузку. Однако регулирование соответствующих отношений, осуществляемое нормами части 4 ГК РФ, нельзя признать исчерпывающим. Безусловно, к соответствующим правоотношениям подлежит применению общая часть Гражданского кодекса РФ, как в части регулирования имущественных отношений, возникающих в связи с оборотом исключительных прав, так и в части регулирования отношений, возникающих в связи неимущественными правами авторов произведений. Иные федеральные законы содержат весьма незначительный объем норм авторского права, законодатель старательно «вычистил» все иные федеральные законы от указанных норм тем не менее ряд положений все-таки сохранились в них. В частности, нормы авторского права сохранились в ФЗ РФ «О средствах массовой информации», Семейном кодексе РФ, ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и ряде других, при этом следует отметить, что нормы указанных законов устанавливают некоторые особенности регулирования соответствующих правоотношений именно в зависимости от особенностей того или иного объекта авторских прав.


Количество иных актов, содержащих нормы гражданского права, регулирующих авторские правоотношения, также является незначительным, что следует признать очевидным преимуществом. ГК РФ предусматривает принятие ряда подзаконных актов, например п. 2, 4 ст. 1262, п. 4 ст. 1286, п. 2 ст. 1294, п. 2 ст. 1326 ГК РФ. С учетом положений п. 4, 7 ст. 3 Гражданского кодекса РФ следует признать, что органы государственной власти РФ вправе принимать нормативные акты, содержащие нормы авторского права только в случае, если соответствующее право предоставлено им ГК РФ или иным законом. Иначе помимо поименованных в Гражданском кодексе РФ подзаконных актов нет и быть не может.


Безусловно, существенное значение в сфере регулирования авторских правоотношений имеют международно-правовые акты, например Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.), Всемирная Конвенция об авторском праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.) и др.


Существенное значение при применении законодательства о регулировании отношений, возникающих по поводу объектов авторских прав, имеет судебная практика. Безотносительно теоретического спора о том, является ли судебный прецедент источником права, следует учитывать разъяснения, данные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ “Об авторском и смежных правах”», постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства об авторском и смежных правах», информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности», постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5, Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ».


Разъяснения высших судебных инстанций относительно вопросов применения законодательства об авторском праве, действовавшего до вступления в силу части 4 ГК РФ, во многом сохранят свою актуальность, поскольку более половины норм части 4 ГК РФ являются воспроизведением норм ФЗ РФ «Об авторских и смежных правах» и иных законов.


В субъективном смысле авторское право есть комплекс отдельных правомочий, закрепленных законом и принадлежащих автору, в связи с созданием произведений науки, литературы и искусства.


Статья 1255. Авторские права


1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.


2. Автору произведения принадлежат следующие права:


1) исключительное право на произведение;


2) право авторства;


3) право автора на имя;


4) право на неприкосновенность произведения;


5) право на обнародование произведения.


3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.


1. Комментируемая статья определяет содержание авторских прав, интеллектуального права автора, подобно тому, как п. 1 ст. 209 ГК РФ определяет содержание права собственности. С определенной степенью условности можно сказать, что ст. 1255 ГК РФ аналог ст. 209 ГК РФ, выполняет ту же самую функцию, только в отношении иных объектов гражданских прав.


Норма ст. 1255 ГК РФ имеет более чем принципиальное значение, поскольку определяет, какие именно права принадлежат автору произведения науки, литературы и искусства. Иных прав, чем указанных и определенных в указанной норме, нет. Это особенно важно понимать при осуществлении защиты авторских прав, поскольку обращение в суд возможно только за защитой нарушенных и оспариваемых прав, именно одно из указанных авторских прав может быть защищено способами, предусмотренными законом.


Конкуренция между авторскими и иными правами.


Возможны ситуации, когда авторские права могут быть ограничены в угоду иным неимущественным правам иного лица. Так, художнику принадлежит авторское право на портрет, бюст, изготовленный по заказу изображенного лица, однако повторять и распространять портреты и бюсты художник вправе лишь с согласия лица, с которого написан портрет или сделан бюст, поскольку право на изображение гарантировано законом (ст. 152.1 ГК РФ).


При определенных обстоятельствах содержание письма (корреспонденции) может являться объектом авторских прав, однако, поскольку законодательством гарантируется тайна связи (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), в связи с этим реализация имущественных прав в отношении письма, подпадающего под признаки объекта авторских прав, автором-отправителем возможна только с согласия адресата.


2. Традиционно проводится классификация прав, принадлежащих автору, на имущественные и неимущественные права. К числу личных неимущественных прав относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения. Автору принадлежит одно имущественное право на произведение — исключительное право, в содержание которого входят различные правомочия (см. комментарий к ст. 1270 Кодекса). В русской цивилистике использовались весьма удачные термины для отражения такой классификации: моральные и материальные права, что точно отражало их сущность. Права моральные отражают духовную сферу автора, обеспечивают его интеллектуальную связь с творением, гарантируют личный мир автора от неправомерного вторжения в него, подобно тому, как положениями Главы 8 ГК РФ гарантируется защита нематериальных благ лица. В свою очередь права материальные обеспечивали имущественную составляющую жизни автора.


Поскольку ГК РФ посвятил каждому из указанных прав отдельную норму, содержание и характеристика последних будет дана при анализе соответствующих статей кодекса.


3. Закрытость перечня авторских прав вполне объяснима, содержание авторского права не может определяться произвольно автором. Само по себе авторское право представляет собой компромисс между интересами автора и интересами общества. С одной стороны, интересы автора требуют защиты, с тем чтобы последний мог творить, преумножать общественное достояние и при этом не прозябать в нищете. С другой стороны, общество имеет право на ознакомление с результатами интеллектуальной деятельности его членов не только по причинам нравственного порядка, но и с целью продвижения научно-технического прогресса, развития экономики. Соответственно, отсутствие какой бы то ни было защиты уничтожило бы все стимулы творить, с другой стороны, неограниченные права автора позволили бы скрывать соответствующие произведения, что в свою очередь неизбежно вызовет отрицательные последствия на развитии всего общества.


Во всяком случае, если бы необходимо было дать определение авторскому праву, то в состав этого определения должны было бы войти: 1) господство лица над выраженными во внешней форме продуктами его индивидуального духовного творчества, обнимаемыми понятием произведения искусства в широком смысле слова (литературы, художества, музыки) и 2) известная степень господства общества над произведением искусства своего сочлена.


С. А. Беляцкин


Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации


1. Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:


1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;


2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);


3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


2. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.


3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.


4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.


При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.


1. Комментируемая норма определяет основания предоставления охраны исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства в зависимости от различных критериев.


В основание предоставления охраны положены три критерия: территории обнародования и нахождения произведения, гражданства автора и наличия международного договора. Основываясь на указанных критериях, определяется охраноспособность произведения, которая в любом случае предоставляется авторам — гражданам РФ; в отношении произведений, которые обнародованы или находятся на территории РФ; а также в отношении произведений иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с международными договорами.


2. На данный момент развития законодательства об интеллектуальных правах следует признать, что при применении ст. 1256 ГК РФ следует исходить из презумпции предоставления охраны любому произведению, обнаруженному на территории РФ, поскольку с учетом глобализации мирового сообщества большинство государств присоединились к международным соглашениям в области авторских прав и в том числе к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. В частности, охрана программных продуктов корпорации Microsoft предоставляется по основаниям подп. 3 п. 1, п. 3 ст. 1256 ГК РФ и ст. 5 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, а именно, при обращении в суд за защитой нарушенных прав указанной корпорации будет необходимо доказать наличие произведения в объективированной форме на территории РФ и наличие основания для охраны произведения в соответствии с международным договором (подп. 3 п. 1 ст. 1256 ГК РФ), а также обосновать свои права на программный продукт в соответствии с законодательством США.


3. При применении ст. 1256 ГК РФ следует учитывать, что поскольку речь идет только об исключительных (имущественных) правах на произведение литературы науки и искусства, в силу положений абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ неимущественные права автора подлежат охране независимо от каких бы то ни было критериев, в том числе и установленных анализируемой нормой.


Статья 1257. Автор произведения


Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.


1. Статья 1257 ГК РФ дает легальное понятие автора произведения литературы, науки и искусства. Применительно к требованиям анализируемой нормы автором может быть признано только физическое лицо, но не юридическое. Следует отметить, что в соответствии с законодательством СССР некоторое время допускалось признание авторами юридических лиц. В настоящее время такое недопустимо.


2. Автором является лицо, творческим трудом которого создано соответствующее произведение, что не позволяет признать автором лицо, которое оказывало иное содействие в создании произведения, в частности материальное, организационно-техническое и др. Так, в отношении предполагаемой к публикации работы, «разъясняющей функции гипофиза», автором может быть признан только профессор Ф. Ф. Преображенский, в свою очередь, И. А. Борменталь автором не являлся, поскольку оказывал только техническое содействие. Не случайно Филипп Филиппович сообщил Ивану Арнольдовичу, что он непременно укажет о его помощи, «о том, что без него он бы не справился», при публикации работы, но никак не в числе авторов.


По законодательству некоторых стран автором может быть признано юридическое лицо, в частности такие правила существуют в США.


3. Творческий характер труда следует определять через определение того, использовались ли при создании произведения определенные способы познания — анализ и синтез.


…правовым критерием для отграничения авторской деятельности в литературе, науке, искусстве и технике от смежных видов интеллектуальной работы является аналитико-синтетический характер умственной деятельности, имеющий своим результатом создание новых идей, образов, понятий, суждений, силлогизмов или новой комбинации известных идей, образов, понятий.


В. Я. Ионас


4. Анализ понятия предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ) позволяет прийти к выводу о том, что деятельность автора нельзя признать предпринимательской, независимо от того, зарегистрирован ли автор в качестве индивидуального предпринимателя и занимается ли деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Указанный вывод основывается на том предположении, что в понятие предпринимательской деятельности не включена «эксплуатация умственных возможностей автора», было кощунственно предположить, что автор занимается использованием самого себя для получения прибыли.


Статья 1258. Соавторство


1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.


2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.


Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.


3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.


4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.


1. Статья 1258 ГК РФ определяет понятие соавторства и основы регулирования отношений между соавторами, возникающие в связи с созданием произведения творческим трудом нескольких лиц. Соавторство предполагает совместный творческий труд нескольких лиц, результатом которого является создание единого произведения. Совместность труда авторов может принимать различные формы, например И. Ильф и Е. Петров при написании повествований об Остапе Бендере совместно «думали вслух», при этом один из них записывал идеи. Совместное творчество может протекать в других формах: соавторы предварительно обсуждают концепцию произведения, идеи, структуру, распределяют между собой определенные части работы — примером такого совместного труда соавторов является настоящий комментарий.


При определении соавторства следует исходить из того, что каждое лицо, претендующее на соавторство произведения, должно отвечать понятию автора, установленному ст. 1257 ГК РФ, — участие такого лица в создании произведения должно быть непременно творческим. В связи с этим не образует соавторства редакторская правка созданного произведения (исправление погрешностей языка, орфографических, грамматических ошибок, стиля и т. д.), если таковая не связана с изменением существенных элементов произведения — художественной формы, системы образов, дополнением научных произведений комментарием и др.


2. Закон выделяет два вида соавторства — делимое и неделимое. Правовое значение выделения видов соавторства заключается в определении различного порядка реализации соавторами своих прав. При раздельном соавторстве автор вправе использовать свое произведение (часть произведения, созданного в соавторстве) по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.


Критерием разграничения является возможность разделения произведения на части, создание каждым из авторов отдельной части произведения. Указанный критерий является единственным, который установлен законодателем, вместе с тем следует предположить, что существуют и иные способы идентификации произведения, как созданного раздельным трудом соавторов, в частности раздельным соавторством следует признавать произведение, состоящее из разнопорядковых объектов авторского права, например повесть и иллюстрации, музыка и слова песни, фильм и музыка к нему. Или все производные произведения, созданные творческим трудом нескольких лиц на основе произведения, принадлежащего одному автору, следует признавать неделимым, независимо от того, что, например, переводчики разделили книгу на главы и переводили независимо один от другого.


3. Осуществление прав в отношении произведения, созданного совместным трудом соавторов, осуществляется в соответствии с правилами п. 2 и 3 анализируемой нормы. В соответствии с общим правилом, определенным в п. 2 ст. 1258 ГК РФ, авторские права осуществляются совместно, что означает, что для реализации прав, установленных ст. 1255 ГК РФ, требуется согласие всех соавторов. Иной порядок осуществления прав может быть установлен соглашением соавторов. Закон не определяет каких-либо требований ни к форме, ни к содержанию указанного соглашения, соответственно, при разрешении указанных вопросов следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства.


Видится, что порядок осуществления авторских прав в отношении произведения, созданного в соавторстве, по своей конструкции напоминает порядок осуществления права собственности долевыми сособственниками. Осознание указанного момента позволит в большей степени понять общий смысл правового регулирования отношений между соавторами.


Права соавторов неделимы, в силу специфики объектов авторских прав нельзя потребовать выдела доли в объекте в натуре, осуществление прав может быть только совместным и никак иначе, что связано прежде всего с «интеллектуальным характером» прав на соответствующее произведение. Современному гражданскому законодательству России неизвестно понятие «доли в праве» на объект авторских прав.


Осуществление неимущественных прав авторов может быть только совместным, неимущественные права соавторов по определению неделимы, соответственно, недопустимо по соглашению сторон устранить кого-либо из авторов от участия в решении вопроса обнародования произведения, даже в том случае, если осуществление прав по договору между соавторами поручено одному из них.


Имущественные права авторов также являются неделимыми, так, нельзя по соглашению сторон устранить одного из соавторов от разрешения вопроса о заключении договора о передаче исключительных прав на произведение третьему лицу, однако это имеет некоторые особенности. Коль скоро речь идет об имущественных правах автора, допустимо распределение имущественных выгод от использования произведения, но никак ни о чем другом. В частности, допустимо в силу соглашения поручить одному из авторов осуществление исключительных прав на произведение.


4. Положения п. 2 комментируемой статьи образуют механизм защиты прав соавторов от произвольного поведения коллеги последних. Учитывая природу неимущественных прав автора, последний может без объяснения причин запретить обнародование произведения, созданного в соавторстве, именно в связи с этим закон устанавливает правило о недопустимости действий одного из соавторов без достаточных оснований запретить использование такого произведения. При применении указанного правила следует учитывать, что оно распространяется только на произведения, соавторство в отношении которых является нераздельным и не применяется к произведениям, авторство в отношении которых является раздельным. При толковании понятия «без достаточных к тому оснований» следует предположить, что запрет использовать произведение не должен образовывать состав злоупотребления правом, а также должен быть направлен, иметь своей целью защиту прав автора, установленных законом. В противном случае такой запрет следует признать произвольным, необоснованным.


5. Правило п. 4 комментируемой нормы наделяет любого из соавторов независимо от вида соавторства правом осуществлять защиту авторских прав на соответствующее произведение. При применении указанной нормы следует исходить из следующего: в соответствии с правилами процессуального законодательства лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права или охраняемого законом интереса, соответственно, один из соавторов произведения, созданного в раздельном соавторстве, не вправе обратиться в суд с требованием о защите прав части такого произведения, автором которой он не является. Кроме того, в отношении неимущественных прав следует предположить, что автор вправе защищать только свои неимущественные права в отношении произведения, но не как неимущественные права другого соавтора. Если автор обратится с требованием о защите нарушенных неимущественных прав и будет установлено, что его права соответствующим правонарушением не затронуты, то ему должно быть отказано в иске как ненадлежащему истцу (например, если при издании произведения было искажено имя соавтора, который не является истцом по делу). В части защиты имущественных прав соавторы являются своего рода «солидарными кредиторами», если будет нарушено одно из прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, один из соавторов вправе требовать прекращения такого нарушения, независимо от воли других соавторов. Представляется, что по любому из таких дел суду следует обсуждать вопрос о привлечении всех соавторов к участию в деле в качестве третьих лиц, если последние не изъявят желания выступить в качестве соистца.


Статья 1259. Объекты авторских прав


1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения, а также от способа его выражения:


литературные произведения;


драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;


хореографические произведения и пантомимы;


музыкальные произведения с текстом или без текста;


аудиовизуальные произведения;


произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;


произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;


произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;


фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;


географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;


другие произведения.


К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.


2. К объектам авторских прав относятся:


1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;


2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.


3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.


4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.


В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.


5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.


6. Не являются объектами авторских прав:


1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;


2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;


3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;


4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).


7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.


1. Вопреки устоявшемуся утверждению, следует отметить, что перечень объектов авторских прав является закрытым, никакой иной объект, не указанный в ст. 1259 ГК РФ, не может получить правового режима объекта авторского права. Однако это не означает, что круг объектов авторских прав ограничен уже известными нам явлениями. Перечень закрыт, однако открытым является понятие произведения. Любой продукт интеллектуального труда, отвечающий признакам произведения, следует квалифицировать как объект авторских прав. Ситуация подобна той, которая складывается в отношении вещей, закон не содержит всего перечня вещей, а лишь указывает на объектоспособность вещи как таковой, соответственно, любое явление, которое подпадает под признаки вещи, автоматически признается объектом гражданских прав. Аналогичная логика применима и в отношении объектов авторских прав. Так, арбитражной практикой признается объектоспособным с точки зрения авторского права внешний вид (дизайн) изделий промышленного производства, если внешний вид изделия отвечает признакам произведения, соответственно, предметы дизайна по терминологии п. 1 комментируемой статьи относятся к «другим произведениям». Можно привести и другой пример. Так, до недавнего времени не было такой разновидности произведения, как «инсталляция», что, однако, не воспрепятствовало квалификации последней как произведения искусства и предоставлению правовой охраны, когда указанные произведения были впервые обнародованы.


Соответственно, базовым понятием, определяющим объект авторских прав, является понятие произведения.


Произведение — совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.


В. И. Серебровский


2. Традиционно наукой гражданского права выделяются следующие признаки произведения: наличие творческого начала в создании произведения (произведение является результатом интеллектуальной деятельности автора); объективная форма произведения (см. п. 3 ст. 1259 ГК РФ); новизна (оригинальность произведения), способность к воспроизведению (копированию).


Наибольшие сложности при квалификации того или иного произведения как обладающего признаками объекта авторских прав в числе указанных признаков вызывает первый — наличие творческого начала. Так, до настоящего времени не утихают споры относительно объектоспособности с точки зрения авторского права картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Творческое начало в изображении геометрической фигуры на плоскости и раскрашивании ее в определенный цвет неочевидны, что позволяет многим сделать вывод том, что столь высокая стоимость указанного рисунка определяется именем создателя, т. е. приобретение указанной картины равносильно приобретению предмета туалета Мерилин Монро. Видится, что творческое начало следует обнаруживать не столько в способе создания произведения, сколько в идейном мире автора, что, однако, не исключает необходимости обнаружения иных признаков произведения, в том числе и оригинальности. Практика применения законодательства исходит из предположения о том, что любое произведение имеет в своей основе творческое начало, пока не доказано иное.


3. Весьма принципиальным является указание в п. 1 комментируемой статьи на то, что не являются квалифицирующими признаками объекта авторских прав достоинство и назначение произведения. Качество созданного произведения, а также возможная его бесполезность никакого правового значения не имеют. Показательным будет пример иска родителей к одному из крупных коммерческих банков, который использовал в своем рекламном проспекте рисунки детей, взятых последним с конкурса детского рисунка, который был проведен на средства банка. Следует обратить внимание на то, что достоинство и назначение произведения не имеют правового значения именно при определении объектоспособности такового. При предоставлении правовой охраны достоинство и назначение произведения могут иметь значение при определении размера компенсации, о взыскании которой просит правообладатель в соответствии со ст. 1301 ГК РФ.


4. Авторские права на произведение возникают в силу факта создания (поступок в системе юридических фактов), что в свою очередь обусловливает отсутствие необходимости государственной регистрации прав, что, впрочем, не исключает возможности фиксации иным способом факта возникновения авторских прав, например путем депонирования экземпляра рукописи в соответствующей организации. Частным случаем такого «депонирования» является добровольная регистрация программ для ЭВМ. Правообразующего значения такая регистрация иметь не будет, однако в случае возникновения спора по поводу авторства на соответствующую программу ЭВМ факт регистрации будет иметь значение доказательства, которое, естественно, может быть опровергнуто иными доказательствами.


Характеру объекта соответствуют и разные черты его правового режима. Те результаты, для которых приоритетное значение имеет форма, могут охраняться на основе факта создания. Раз они уникальны, для них не требуется никакой экспертизы, регистрации. Охрана им предоставляется по системе, которую можно назвать «созидательской». Те результаты, для которых приоритетное значение имеет содержание, могут охраняться только при их специальном оформлении, проведении экспертизы, специальной регистрации. Эту систему предоставления охраны можно назвать «регистрационной».


В. А. Дозорцев


5. Пункты 5 и 6 комментируемой статьи определяют перечень произведений, которым отказывается в правовом режиме объектов авторских прав. Указанное исключение происходит по различным причинам: необходимости обеспечения беспрепятственного развития общества (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), публичности власти (подп. 1, 2 п. 6 ст. 1259 ГК РФ), невозможности охраны прав лица в силу его неизвестности (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ), отсутствия творческого начала и обеспечения права всех и каждого собирать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Указанные положения, за исключением последнего, не вызывают принципиальных возражений. Новостные программы в зарубежных странах существенно отличаются от таковых, распространяемых в России. Иностранные журналисты сухо излагают факты, не более того, в свою очередь российская журналистика традиционно подвергает каждое событие анализу, что выводит его за рамки «информационного сообщения» (для примера, сравните Euronews и любую новостную программу российского производства).


6. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает правила охраноспособности названий произведений и персонажей. Общее правило — название произведения, персонаж признаются объектом авторского права только в том случае, если они отвечают критериям объектоспособности, признакам произведения. Так, название «Ночной дозор», имя Волкодав, как представляется, не содержат в себе критериев творческого начала, так как являются лишь обозначением караула, сторожевой охраны, обозначением свойств известного лица. В свою очередь, название «Кин-Дза-Дза», имя Грумбумбес обладают творческим началом, являются оригинальными, соответственно подлежат охране. Так, решением суда было отказано в защите авторских прав на словосочетание «33 коровы» по мотиву того, что оно общеупотребительно, соединение слов в единое словосочетание не является обособленным литературно-художественным образом, самобытным наименованием, специфически присущим индивидуальному творчеству какого-либо одного определенного автора.


Видится, что в отношении каждого из подобных объектов авторских прав следует устанавливать их критерии относимости к произведениям, единственное, что следовало отметить, что в любом случае должны признаваться объектом авторских прав названия произведений и персонажи, имена которых являются вымышленными и не имеют эквивалента в современном языке.


Письма как объект авторских прав. Может ли письмо (корреспонденция) быть объектом авторских прав. Зачастую сборники писем публикуются, являются предметом анализа (Шариков П. П. прочитал переписку Энгельса с Каутским). Письма бывают весьма оригинального содержания, встречаются письма со стихами, бывают с художественными рисунками и даже музыкальным содержанием — письма Мендельсона. В данном случае следует отталкиваться от содержания письма, если оно по своему содержанию отвечает признакам произведения, то таковое следует признать объектом авторского права (письмо литературного содержания). Письмо содержания нелитературного может также быть объектом права, но это не авторское право, это право собственности на материальный носитель.


Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения


1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.


2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).


Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).


3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.


4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.


5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.


6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.


7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.


Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.


1. Комментируемая статья регулирует отношения, возникающие в связи с созданием производных произведений и составных произведений. Критерием выделения указанных объектов среди прочих является особенность создания последних: при создании производных и составных произведений используются произведения иных авторов. Исключения составляют составные произведения, которые могут состоять из произведений, которые либо не являются объектами авторских прав, либо авторские права на которые прекратились по установленным законом основаниям.


2. В отношении производных и составных произведений основанием для признания их объектами авторского права законом установлены различные основания: в отношении производных произведений таковым является творческий характер перевода, иной переработки; в отношении составных произведений — творческий характер подбора и расположения материала.


3. Права авторов производных и составных произведений признаются действующим законодательством тогда и только тогда, если автор соответственно производного и составного произведения использовал оригинальные произведения с соблюдением прав авторов последних. Создание производного произведения для личных целей не образует нарушения авторских прав авторов оригинальных произведений, однако не влечет возникновения авторского права и автора производного произведения.




Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к ч. 4 (учебно-практический). 4-е издание

Настоящее учебное пособие необычно. Основной материал, необходимый для изучения полного курса гражданского права, сосредоточен в приводимом тексте Гражданского кодекса Российской Федерации. Авторы стремились не пересказывать нормы закона, а выделениями, выносками, краткими вспомогательными комментариями и разъяснениями помочь обучающимся овладеть первоначальными цивилистическими знаниями. В комментарии представлены не только основные достижения отечественной юридической науки, но и немалое число судебных актов, иллюстрирующих положения Гражданского кодекса.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических и неюридических учебных заведений, практикующих юристов, а также всех, кому необходимо получить основную информацию о статьях Гражданского кодекса Российской Федерации, и всех, кто интересуется вопросами гражданского права.

179
Скидки Под ред. Степанова С.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к ч. 4 (учебно-практический). 4-е издание

Скидки Под ред. Степанова С.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к ч. 4 (учебно-практический). 4-е издание

Скидки Под ред. Степанова С.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к ч. 4 (учебно-практический). 4-е издание

Настоящее учебное пособие необычно. Основной материал, необходимый для изучения полного курса гражданского права, сосредоточен в приводимом тексте Гражданского кодекса Российской Федерации. Авторы стремились не пересказывать нормы закона, а выделениями, выносками, краткими вспомогательными комментариями и разъяснениями помочь обучающимся овладеть первоначальными цивилистическими знаниями. В комментарии представлены не только основные достижения отечественной юридической науки, но и немалое число судебных актов, иллюстрирующих положения Гражданского кодекса.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических и неюридических учебных заведений, практикующих юристов, а также всех, кому необходимо получить основную информацию о статьях Гражданского кодекса Российской Федерации, и всех, кто интересуется вопросами гражданского права.

Внимание! Авторские права на книгу "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к ч. 4 (учебно-практический). 4-е издание" (Под ред. Степанова С.А.) охраняются законодательством!