Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2014
ISBN: 9785392161812
Язык:
Объем текста: 185 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Модуль 1. История государства и права древнего востока. Тема 1. Предмет, метод истории государства и права зарубежных стран

Тема 2. Предыстория государства и права

Тема 3. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации

Модуль 2. История государства и права античного мира и Византии. Тема 4. Государства Древней Греции

Тема 5. Государства Древнего Рима и Византии

Тема 6. Право античного мира и Византии

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 6.
ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА И ВИЗАНТИИ


Лекция 13.
Афинское право


План лекции:


1. Источники афинского права.


2. Основные институты афинского права.


В республиканских Афинах высоко ценили роль права и закона, придавая большое значение законности. Именно мыслители Древних Афин подарили миру гениальные идеи правового государства и гражданского общества. Созданная система афинского права оказала влияние на формирование и развитие права других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза. Учения Антифона, Демосфена, Аристотеля, Платона и Гесиода в значительной степени предопределили формирование римского права, а тем самым и современной правовой культуры.


Источником древнеафинского права был обычай, сформировавшийся в Аттике. В процессе становления политической власти, а затем государства многие нормы получили новое истолкование. Некоторые племенные обычаи превратились в территориальные нормы права. На первых этапах это соответствовало интересам эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов.


С конца VII века до н. э. основным источником права становится законотворческая деятельность высших органов власти, вместе с тем параллельно продолжают существовать и обычаи.


В 621 году в Древней Греции появился письменный источник права – законы Драконта, отличавшиеся особой жестокостью. До сих пор многие исследователи полагают, что сам Драконт являлся мифической личностью. В оригинале его законы до нас не дошли, и судить о них мы можем только на основе сочинений древних авторов. Смертной казнью карались не только умышленное убийство и святотатство, но и кража овощей, а также праздность. Прогрессивность нового законодательства заключалась в отмене кровной мести, введении новых правил судопроизводства и стремлении к охране сформировавшейся частной собственности.


Следующим этапом развития древнеафинского права стало законодательство реформатора Солона, относившееся к 594 году до н. э. Оно затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.). Именно в годы его правления закон превращается в единственный источник, регулировавший правоотношения в обществе. В этот период были отменены архаические законы Драконта, за исключением ряда статей об убийстве.


Бурная законотворческая деятельность V–IV веках до н. э. привела к накоплению богатого правового материала, отличавшегося неупорядоченностью и противоречивостью. Постановления народного собрания, принятые в отношении отдельных лиц, иногда противоречили закону. Основные институты гражданского и уголовного права не получили институционального закрепления в Афинах, неся печать родового строя.


В отличие от стран Древнего Востока основой развития афинской экономики и гражданского права стала частная собственность на землю. Несмотря на высокий уровень развития имущественных отношений и торгового оборота, в законах отсутствовали детальные предписания о правах собственников. Право Афин гарантировало защиту интересов собственников относительно владения, пользования и распоряжения вещью, предоставляя ему возможность обращения в судебные инстанции с иском о защите перечисленных прав.


Афинское право различало владение как фактическое обладание с правом использования и собственность как владение с правом распоряжения. Понятия собственности как абсолютного права лица тогда еще не существовало.


Параллельно с частной собственностью в Афинах существовала и государственная. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на видимое (земля, рабы, скот и т. д.) и невидимое (деньги, драгоценности).


Становление частной собственности способствовало развитию товарно-денежных отношений, следствием чего стало развитие обязательственного права. Договоры заключались в письменной форме, но общепринятых правил их оформления не было тогда разработано. В период правления Солона уже были известны договоры купли-продажи, найма, ссуды, поручительства. Афинское право различало обязательства из договоров («вольные») и из причинения вреда («невольные»). Сделка считалась действительной с момента достижениями сторонами взаимного согласия по основным положениям.


Существовали три основных способа обеспечения исполнения договоров: задаток, поручительство третьего лица и залог. Особое значение в афинском праве приобрел залог земли – ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного права распоряжения. Заложенные предметы, относившиеся к движимому имуществу, сразу переходили во владение кредитора.


Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу: повреждении или истреблении, принесении убытков и т. д. Они влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере.


Брак в Древних Афинах заключался в форме договора и носил патриархальный характер. Афинянки вели замкнутый образ жизни, не имея личных, имущественных и политических прав. Брачный возраст устанавливался в 12 лет для девочек и 15 лет – для мужчин. Если в течение 10 лет совместной жизни жена не родила ребенка, муж имел право взять другую жену. Законнорожденными считались только те дети, оба родителя которых были гражданами Афин.


Брак можно было расторгнуть как по инициативе мужа, так и жены. Однако для мужчин процедура развода была значительно упрощена. Безбрачие осуждалось общественным мнением и рассматривалось как пренебрежение к культу предков.


Справочник


Особого положения заслуживает положение женщины в Афинах. Она не имела ни политических, ни гражданских прав. Афиняне по обыкновению похвалялись тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (т. е. направляясь в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине дома.


Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Однако права наследодателя были значительно ограничены в отношении возможности передавать наследство по завещанию. Правом наследования обладали только законнорожденные сыновья. Отец мог лишить наследства любого из детей за непослушание, а особенно за совершение позорящего поступка.


Уголовное право Древних Афин было менее развито по сравнению с гражданским. Различались преступления против государства, личности, собственности, морали, семейных устоев. Наиболее тяжкими считались: государственная измена, обман народа, действия, направленные на изменение государственного строя. Закон различал умышленные убийства, которые наказывались смертной казнью, и по неосторожности, которые влекли изгнание.


Имущественные преступления могли рассматриваться и как против личности, и как против общества. В первом случае они наказывались возмещением убытков и денежными штрафами, а во втором – изгнанием или смертью. Очень разнообразны были наказания: четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Широкое распространение получила конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам. Вора-рецидивиста обращали в раба, а пойманного с поличным ночного грабителя разрешалось убивать на месте преступления. Самым гуманным было, по-видимому, отравление – способ, которым был казнен философ Сократ.


Справочник


Одним из распространенных видов наказаний являлась атимия. Атимия – лишение гражданских прав (буквально бесчестие). Этому наказанию подвергались за целый ряд провинностей, от моральных проступков (например, непочитание родителей, распутная жизнь, занятие проституцией) до уголовных и политических преступлений (воровство, подкуп, уклонение от исполнения гражданских обязанностей и воинской службы, покушение на существующий строй и т. д.) В зависимости от тяжести преступления атимия могла быть полной или частичной, временной или наследственной. Граждане, подвергнутые полной атимии, лишались следующих прав: права участвовать в народном собрании, права избираться магистратом, права быть судьей, выступать истцом и свидетелем в судебных процессах. Полная атимия также влекла за собой некоторые ограничения в области семейных и наследственных прав: подвергнутый атимии терял свою власть над женой и детьми, не мог их опекать, представлять их интересы в суде, был существенно ограничен в праве завещать и получать наследство. Лишенному многих гражданских прав запрещалось входить в храмы и на агору.


По мнению Д. Макдауэлла, тяжесть этого наказания, то есть полной атимии, в различные периоды афинской истории не была одинаковой. Так, в VI – начале V века до н. э. атимия носила более жесткий характер и фактически была равносильна объявлению вне закона. Не опасаясь наказания, каждый мог убить подвергнутого атимии, присвоить его имущество. Во второй половине V–IV века до н. э. атимия означала лишь потерю привилегий афинского гражданина, но не лишала полного покровительства закона. По крайней мере, покушение на его личность и имущество могло обжаловаться в суде его родственниками и друзьями. Атимос (подвергнутый атимии) не терял права владеть землей в Аттике, мог вступать в брак, должен был нести военную службу, то есть он все же признавался субъектом общественной жизни.


Частичная атимия предполагала лишение гражданина некоторых отдельных прав, например права быть жрецом, выступать в народном собрании (например, в народном собрании было запрещено выступать гражданам, уличенным в плохом обращении с родителями) или права занимать какую-нибудь должность и т. д.


Атимия могла быть наследственной и передаваться от отца к сыну. Она налагалась за такие преступления, как попытка свержения демократии и отмены существующих законов, взяточничество, кража государственного имущества.


Атимия могла быть временной, когда лишению гражданских прав подвергались до выполнения определенных условий. Например, государственный должник подвергался атимии до возвращения долга, или присужденный к штрафу подвергался атимии до выплаты штрафа. Временной атимии подвергался сложивший с себя полномочия магистрат до тех пор, пока не сдаст отчета о своих финансовых расходах. Если подвергшийся атимии продолжал пользоваться лишенными правами, то его ожидало более суровое наказание, вплоть до смертной казни (Меланченко И. В. Афинская демократия).


Судебное разбирательство начиналось с предварительного расследования, в ходе которого обвиняемый и истец давали показания, собирались вещественные доказательства и заслушивались свидетели. Собранные показания помещались в специальный сосуд, запечатывались и в таком виде предоставлялись суду. Женщины и несовершеннолетние не могли выступать свидетелями в суде. Второй стадией судебного процесса было заседание суда. Сначала решался вопрос о виновности лица. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к обсуждению меры наказания. Голосование присяжных было тайным. Высшей судебной и апелляционной инстанцией являлась гелиэйя.


Справочник


Особой торжественностью отличался процесс в ареапаге. Здесь все дышало стариной. Судили ночью, чтобы судьи не видели лиц (недаром богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами). Присягали на освященных внутренностях животных. Камень, на котором стоял обвинитель, назывался камнем непрощения, камень обвиняемого – камнем обиды. Приговор выносился на третий день. До его обнародования обвиняемый мог избавить себя от наказания, добровольно покинув Афины.


Таким образом, древнеафинское право обладало высокой степенью демократизма. Оно разделяло и детализировало отрасли права, сформулировав многие принципы и дефиниции, употребляемые в современных правовых системах.


Контрольные вопросы


1. Раскройте основные источники афинского права.


2. Какой вид собственности был наиболее развит в афинском праве?


3. Какая классификация преступлений существовала в афинском праве?


4. В чем особенности судопроизводства в афинском праве?


Литература


1. Античная Греция: проблемы развития полиса. М., 1983.


2. Античная цивилизация /под ред. В. Д. Блаватского. М., 1973.


3. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1–3. М., 1995.


4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.


5. Громаков Б. С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим). М.: ВЮЗИ, 1986.


6. История Древней Греции / под ред. В. И. Кузищина. М., 2000.


7. Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции. М.: Изд-во МГУ, 1963.


8. Меланченко И. В. Афинская демократия. М., 2007.


9. Паршиков А. Е. Организация суда в Афинской державе // Вестн. Древней истории. 1974. № 2.


Лекция 14.
Римское право


План лекции:


1. Римское право древнейшего периода.


2. Римское право классического периода:


а) право собственности и обязательственное право;


б) брачно-семейное и наследственное право;


в) уголовное право и судебный процесс.


История римского права делится на три периода: 1) архаический (VI век – середина III века до н. э.), в течение которого римское право характеризуется неразвитостью основных институтов, архаичностью, полисной замкнутостью; 2) классический (середина III века до н. э. – III век. н. э.) – римское право достигает наивысшего развития как с точки зрения формы, так и содержания; 3) постклассический (IV–V века), это период кризиса Римского государства, право также характеризуется чертами упадка и деградации.


Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифологическим характером. Нормы светского права функционировали только в составе религиозных запретов.


Толкователями и комментаторами римского права являлись жрецы понтифики, которые одновременно были и судьями. Жрецы были первыми римскими юристами, они принимали участие в заключение сделок. Вторым источником историческая традиция упоминает законы римских царей. Согласно древним преданиям первые законы были составлены Ромулом (VIII век до н. э.). Греческий историк Дионисий Галикарнасский утверждал, что рекс Сервий Туллий собрал и издал около 50 законов. В Риме уже в древнейший период различались религиозные и правовые нормы. Наряду с правом существовали правовые предписания, имевшие божественное происхождение и не подлежавшие оспариванию. Римские юристы также упоминают о древнейших систематизациях царских законов. Однако мы не располагаем точными данными по этому вопросу.


Древнейшим памятником римского права являются законы 12 таблиц, составленные в 451 году до н. э. либо в 450 году (точная дата неизвестна).


До нас дошла легенда, что инициатива кодификации права в письменной форме исходила от плебеев, требующих записи действующего права. Патрицианские магистры часто допускали злоупотребления, осуществляя правосудие.


Кодекс был составлен комиссией из 12 децимвиров и утвержден народным собранием. Текст законов был записан на 12 досках – таблицах, отсюда и его название. Законы 12 таблиц были выставлены на римском форуме, чтобы никто не мог отговориться их незнанием. Их изучение входило в школьную программу. При нашествии галлов в 390 году до н. э. эти доски погибли, но были восстановлены по многочисленным отрывкам из произведений римских юристов, писателей и политических деятелей. Историки начиная с XVI века приложили много усилий, чтобы реконструировать древний текст.


Содержание 12 таблиц в значительной степени является записью обычного права, хотя в самом тексте есть ссылки на законодательство Солона.


Вместе с тем децимвиры в процессе кодификации права внесли некоторые изменения, которые не носили радикального характера. Очевидно это был компромисс между патрициями и плебеями.


Законы 12 таблиц высоко ценились позднейшими римскими юристами, они стали основным источником цивильного права в течение последующих трех столетий. Римский историк Тит Ливий называет законы источником всего публичного и частного права.


По свидетельству Цицерона, он в молодости, как и другие мальчики, выучил 12 таблиц как «необходимую песнь».


Исключительное право на толкование законов имели понтифики (мостостроители) – члены жреческой коллегии, учреждение которой приписывается рексу Нуму Помпилию. Обстоятельства возникновения этой коллегии, равно как и название, неизвестны. Деятельность понтификов носила практический характер, они давали юридические консультации судьям, магистратам, участникам судебного процесса.


По преданию около 305 года до н. э. сын вольноотпущенника Клавдий Флавий похитил и обнародовал книги исковых форм и комментарии к законам, спрятанные до этого в секретных архивах понтификов. Также он предал гласности календарь присутственных и неприсутственных дней в суде, которые тоже хранились понтификами в глубокой тайне. В благодарность за это народ избрал Клавдия Флавия эдилом.


Возможно, эта легенда не совсем соответствует действительности, тем не менее это имело важные последствия, с ликвидацией юридической монополии жрецов открылись перспективы возникновения светской юриспруденции.


Другим направлением развития римского права после издания законов 12 таблиц стало законотворческая деятельность. Закон назывался lex. Юрист Гай утверждал: «Закон это то, что народ приказывает и установляет». Законы назывались по имени магистрата, внесшего его в народное собрание. Нередко доски с текстом законов выставлялись на форуме для всеобщего ознакомления, однако определенного порядка публикации законов в Риме не было.


В период республики было издано много законов, их основным содержанием являлись вопросы государственного устройства, администрации, землевладения. Римский закон в первую очередь организовывал деятельность государства, охранял его безопасность. Законы издавались по конкретным вопросам, имевшим значение в конкретный период.


Важнейшим источником права являлись эдикты магистратов, прежде всего преторов. Эдикты – это правила, установленные магистратом при вступлении в должность, которыми он будет руководствоваться в своей деятельности. Быстрое развитие экономической жизни в Риме, развитие рабовладения и обострение противоречий – все это привело к тому, что нормы цивильного права все более и более отставали от потребностей социально-экономического развития, а процесс ликвидации пробелов в праве путем принятия законов был весьма долгим и сложным, и поэтому консулы и преторы выходили за рамки прежнего права и регламентировали своей властью новые правоотношения.


Постепенно сложилась практика, что последующий претор, как правило, сохранял главное содержание эдикта предыдущего претора, но и вносил в него новые правила, устраняя устаревшие.


Со временем накапливалась совокупность преторских норм, переходящая из эдикта в эдикт. Право, сформулированное путем эдиктов, стало называться преторским. Таким образом, возник дуализм правовой системы Рима: она состояла из цивильного (римского, гражданского) и преторского права.


В период империи народное собрание быстро теряет свое значение. В период принципата силу закона приобретают постановления сената. Но поскольку сенат не имел законодательной инициативы, то его постановления назывались сенатус-консульты (консультации).


С I века н. э. до середины III века н. э. сенатус-консульты стали основной формой законодательства. В связи с отсутствием законодательной инициативы у сената, сенатус-консульты, по существу, являлись лишь оформлением предложений императора. С конца III века сенат практически утрачивает свою законодательную компетенцию.


Основным источником права постепенно становятся распоряжения императора. По мере перехода к доминату законодательная власть императора рассматривается как одно из проявлений его божественной природы. В силу этого император становится выше закона. Римские юристы обосновали неограниченную власть императора следующей сентенцией: «То, что угодно принцепсу, имеет силу закона. То, что император постановил, несомненно является законом».


Акты, издаваемые императором, действовали на всей территории государства и носили общее наименование конституций. Конституции делились на четыре вида: эдикты – общие распоряжения для всего населения империи; мандаты – инструкции должностным лицам; декреты – решения, вынесенные по поступившим в имперскую канцелярию судебным делам; рескрипты – ответы на запросы частных либо должностных лиц по поводу толкования или применения права.




История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран включает в себя конспекты лекций, контрольные задания, задачи, глоссарий, тесты. Рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов. Курс лекций разработан на основе обширного научно-исследовательского и источникового материала и позволяет сформировать целостное представление об основных тенденциях правового и государственного развития в период древности. Данный курс лекций раскрывает содержание базисных понятий дисциплины, содержит большой фактический и теоретический материал. Проверочные материалы помогут студентам в усвоении материала.

129
Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран включает в себя конспекты лекций, контрольные задания, задачи, глоссарий, тесты. Рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов. Курс лекций разработан на основе обширного научно-исследовательского и источникового материала и позволяет сформировать целостное представление об основных тенденциях правового и государственного развития в период древности. Данный курс лекций раскрывает содержание базисных понятий дисциплины, содержит большой фактический и теоретический материал. Проверочные материалы помогут студентам в усвоении материала.

Внимание! Авторские права на книгу "История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие" (Антоненко Т.Ф.) охраняются законодательством!