Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2014
ISBN: 9785392161812
Язык:
Объем текста: 185 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Модуль 1. История государства и права древнего востока. Тема 1. Предмет, метод истории государства и права зарубежных стран

Тема 2. Предыстория государства и права

Тема 3. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации

Модуль 2. История государства и права античного мира и Византии. Тема 4. Государства Древней Греции

Тема 5. Государства Древнего Рима и Византии

Тема 6. Право античного мира и Византии

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 5.
ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО РИМА И ВИЗАНТИИ


Лекция 11.
Римское государство


План лекции:


1. Особенности образования государства в Риме.


2. Проблема социальной организации римского общества.


3. Правовое положение населения и государственный строй в период республики (V–I века до н. э.).


4. Кризис республики и установление военных диктатур.


5. Рим в период империи: принципат и доминат.


6. Изменение в системе власти Римского государства в период империи: принципат и доминат (I век до н. э. – V век н. э.).


Время возникновения города Рима – 753 год до н. э. в Лации, в нижнем течении Тибра. Древнейшие легенды, переданные античными авторами об архаическом Риме, сообщают, что Рим был основан Ромулом. Город вырос из поселений на холмах Палатине, Эсквилине, Цэлии, Квиринале, Виминале и др. В историографии существуют две теории о возникновении Рима:


1. Теория синойкизма разрозненных поселений, подтвержденная археологически, в результате которой возникла новая общность с центром на Палатинском холме (Франчиши П. Де).


2. Рим был колонией города Альбы Лонги, выведенной по приказу царя Нумитора (Тондо С.). Приход колонистов предстает внешним толчком, вызвавшим синойкизм прежде разрозненных поселений (пагов). В последнем случае обе теории согласуются (сведения Дионисия Галикарнасского). Синойкизм связывается с легендарным Ромулом – началом царской эпохи Рима (VIII– VI века до н. э.).


В VIII–VII веках до н. э. Средняя часть Италии (Лациум) была раздроблена на ряд общин, которые находились между собой в союзе. В середине VIII века до н. э. три племени (латины, сабины, этруски) объединились в единую общину, центром которой стал город Рим. Местоположение города благодаря климату, судоходной реке, в устье которой добывалась соль, соседству с морем способствовало его развитию. В окрестностях Рима развивалось скотоводство и земледелие, через Рим проходили торговые пути, связывающие Италию с Грецией и Востоком.


Рим представлял собой небольшую общину (территория города составляла около 3 км2). Коренное население, составлявшее римскую общину, называлось патриции. Это были полноправные римские граждане. В этот период римской истории низшей ячейкой общества являлся род. Что такое род?


Род – это много людей, происходящих от одного родоначальника. Это поколения семей (фамилий) (Цицерон, Исидор Гиспальский).


Родичи (gentiles): 1. «Потомки Эмилия будут Эмилиями и сородичами» (Варрон). 2. «Это те, кто называются одним и тем же именем (nomine). Это те, кто происходит от местных жителей. Те, чьи предки никогда не были рабами. Те, кто не лишены гражданских прав» (Цицерон).


Принадлежность к gens гарантировала полноправное гражданство. В момент формирования полиса (civitas) более существенно было рождение от местных родителей и особенно общность имени.


Функции рода:


1. Через род устанавливалось гражданство.


2. Религиозные, сакральные (общие культы рода, святилища).


3. Судебные. Дионисий сообщает, что согрешившую жену судил муж вместе с сородичами.


Римский род представлял собой замкнутую единицу во главе с выборным старейшиной. Родичи имели общее место поселения и погребения, носили одно родовое имя, произведенное от реального или мифического прародителя. Например, род Юлиев вел свое происхождение от Аскания – Юла, являвшегося внуком самой богине Венере. О числе членов рода говорит такой факт: 306 родичей Фабиев, погибшие в начале V века до н. э. в битве при реке Кремере, составили все мужское боеспособное население этого могущественного рода. (Цит. по: Бердникова С. А.)


3. Социально-экономической основой рода являлась коллективная собственность рода на землю. Основной земельный фонд распределялся между большими отцовскими семьями (фамилиями), включавшими в себя 3–4 поколения потомков главы семьи.


По мере имущественной дифференциации внутри рода власть захватывают наиболее богатые семьи. Таким образом, сформировалась наследственная аристократия, пользовавшаяся привилегированным положением.


Общее число патрицианских родов составляло 300. Каждые 10 родов объединялись в курию. Курия (дословно «сомужество») представляла собой сакральное братство воинов и имела административно-военный характер (В. И. Синайский, 1913). Предшественниками курий были «мужские тайные союзы» (дома). До Сервия Туллия территорией курии являлся паг. Паг выполнял функции укрепления, куда во время вражеского набега пряталось сельское население. Во главе курии стоял курион (магистр пага, patroni pagi). Курион командовал местным ополчением, защищавшим укрепление, собирал с жителей пага подоходный налог, совершал во время празднества Паганалии необходимые священнодействия и жертвоприношения (Дионисий). Магистры пагов (курионы) также выполняли сакральные функции в культе Юпитера Компагия, одновременно являясь жрецами-фламинами. За это им было гарантировано место в сенате вместе с курульным креслом и тогой-претекстой. Число курульных фламинов (жрецов) соответствовало числу курий (30). Курионы, по-видимому, обладали всей полнотой религиозной, административной и военной власти в своем паге. Видимо, они, каждый в своей курии, председательствовали на куриальных комициях, так как сначала каждая курия собиралась отдельно. Естественно, с расширением римской территории значение магистров пагов принизилось и их членство в сенате стало анахронизмом (Кофанов Л. Л.).


Итак, курия – это объединение мужчин-воинов пага, община равных, одновременно место, где они собирались, занимались сакральными делами, устраивали общие праздники. Курии существовали еще до Ромула и имели структурообразующий характер.


Один из курионов был главным. В его ведении находились 60 жрецов (с эпохи Ромула). Эти жрецы совершали общие обряды по трибам и куриям от имени всей римской гражданской общины (полиса). Они набирались из пожилых мужчин (не моложе 50 лет), выделявшихся внешностью и доблестью (по два человека от каждой курии). Должность жреца была пожизненной и освобождала от военной службы и других общественных обязанностей. У жрецов были помощники – жены, а также выбранные юноши и девушки (Дионисий). В курии существовала разветвленная система обслуживания культов.


Оседание военного отряда на землю, связанное с основанием Рима, превратило курию в административную единицу, принадлежность к которой определяло членство в римской общине. Именно по куриям распределялись депортированные в Рим жители покоренных городов.


10 курий объединялись в трибу, всего было 30 курий и три трибы. Трибы традиционно отождествляются с племенами. Трибы возглавлялись трибунами.


Непосредственное управление было сосредоточено в сенате, состоявшем из старейшин трехсот римских родов, потомственных аристократов. Важнейшее назначение сената состояло в организации выборов нового царя. После смерти очередного царя сенат избирал из своего состава десять временных правителей, которые по очереди правили государством по пять дней до выборов нового царя. Сенат обладал и судебной властью, решая вопросы голосованием. Собрание курий избирало царя (рекса), кандидатура которого предлагалась Сенатом.


Царь был политическим, военным и религиозным вождем. Власть его была сакральной в глазах населения Рима. Он также являлся и верховным судьей по наиболее значимым делам.


Социальная структура отличалась разнородностью. Кроме патрициев, статус которых описывался выше, на территории Рима проживали неграждане: плебеи, перегрины, клиенты. Плебеями являлись лично свободным, но лишенные гражданских прав жители Рима. Постепенно они превращались в мощную политическую силу. Клиентами и перегринами называли иностранцев, проживавших в Риме.


Царский период являлся переходным от родового строя к государственному. Окончательное становление государственности в Риме связано с деятельностью Сервия Туллия, шестого римского царя, правившего в 578–534 годах до н. э.


Важнейшей из его реформ стала цензовая (тимократическая), в результате которой население Рима делилось на шесть разрядов в зависимости от имущественного ценза. Каждый разряд выставлял определенное количество вооруженных мужчин, из которых формировались центурии (сотни) воинов. Все вместе они составляли 193 центурии, являвшиеся одновременно политическими и военными единицами.


Город делился на четыре трибы (территориальных округа). Каждая из них имела определенные политические права и самоуправление. Таким образом, старое деление на основе принадлежности к роду уходит в прошлое. Плебеи были теперь включены в состав римского общества, а происхождение и знатность не имели никакого значения. Но это была одна из первых уступок плебейскому населению. За два последующих столетия плебеи добились создания плебейского трибуната, равного с патрициями доступа к земельному фонду, признания легитимности смешанных (патрицианско-плебейских) браков.


Борьба патрициев против плебеев стала важнейшим фактором государственно-политической эволюции Рима и демократизации римской государственности.


Генезис римской государственности был обусловлен реализацией тех же закономерностей, что и в Древней Греции. Однако геополитические условия Рима значительно отличались от древнегреческих. Если в Афинах сформировалась демократическая республика, то в Риме – аристократическая. В Афинах народовластие было прямым, в Риме – опосредованным. В истории Древнего Рима социальный конфликт происходил в разнородной среде и стал мощным фактором эволюции государственно-политического уклада. Генезис государственности здесь происходил более быстрыми темпами, а государственная машина была более мощной.


Большинство исследователей признает факт огромного влияния эллинов на становление римской государственности, их идеологии, высокоразвитой культуры и институтов власти. Историки утверждают, что римское государство представляло собой совершеннейший образец универсального эллинистического государства. Во времена республики наиболее образованные слои римского общества предпочитали изъясняться на греческом.


Становление республиканской традиции в Риме было связано с изгнанием последнего римского царя Тарквиния Гордого в 509 году до н. э. Тогда народное собрание избрало двух консулов, которые должны были заменить рекса. С установлением консулата в политическую практику вводятся новые принципы организации власти: срочность, выборность, коллегиальность, светскость.


Период IV–I веков до н. э. – это период быстрого развития римского государства. Рим ведет успешные войны, в результате чего расширяется территория государства. Рим распространяет свое господство на весь Аппенинский полуостров, в состав Римского государства входят (если говорить современными терминами) Испания, Франция, Балканский полуостров, Сирия, Палестина, часть северного берега Африки. В результате войн численность рабов в Риме в четыре раза превосходит численность свободных, рабство из патриархального переходит в классическое, когда рабы становятся основной производительной силой общества.




История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран включает в себя конспекты лекций, контрольные задания, задачи, глоссарий, тесты. Рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов. Курс лекций разработан на основе обширного научно-исследовательского и источникового материала и позволяет сформировать целостное представление об основных тенденциях правового и государственного развития в период древности. Данный курс лекций раскрывает содержание базисных понятий дисциплины, содержит большой фактический и теоретический материал. Проверочные материалы помогут студентам в усвоении материала.

129
Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран включает в себя конспекты лекций, контрольные задания, задачи, глоссарий, тесты. Рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов. Курс лекций разработан на основе обширного научно-исследовательского и источникового материала и позволяет сформировать целостное представление об основных тенденциях правового и государственного развития в период древности. Данный курс лекций раскрывает содержание базисных понятий дисциплины, содержит большой фактический и теоретический материал. Проверочные материалы помогут студентам в усвоении материала.

Внимание! Авторские права на книгу "История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие" (Антоненко Т.Ф.) охраняются законодательством!