Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2014
ISBN: 9785392161812
Язык:
Объем текста: 185 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Модуль 1. История государства и права древнего востока. Тема 1. Предмет, метод истории государства и права зарубежных стран

Тема 2. Предыстория государства и права

Тема 3. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации

Модуль 2. История государства и права античного мира и Византии. Тема 4. Государства Древней Греции

Тема 5. Государства Древнего Рима и Византии

Тема 6. Право античного мира и Византии

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 3.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГО!СУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Лекция 4.
Особенности и закономерности возникновения и развития государств Древнего Востока


План лекции:


1. Становление и развитие государства в странах Древнего Востока.


2. Роль земледельческой общины в развитии древневосточных государств.


3. Общие и специфические черты политической организации древневосточных обществ.


Понятие «Древний Восток» в исторической науке традиционно используется для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки. Именно на Востоке сформировались государства, мировые религии, право.


Одним из аспектов изучения истории этих государств является проблема взаимодействия общества и природы в условиях высокой зависимости человека от окружающей среды. Очень важна и проблема причинно-следственных связей, приведших к возникновению государства и права.


Самыми благоприятными для обитания человека явились долины Нила, Евфрата, Янцзы, Хуанхэ, Инда и Ганга. В этих областях раньше, чем в других регионах, получила развитие система земледелия, основанная на ирригации и характеризующаяся устойчивыми урожаями. В связи с этим здесь появился прибавочный продукт, что привело к разложению первобытнообщинного строя и зарождению классового общества и государства.


Общественное и государственно-правовое развитие государств Древнего Востока имеет свою специфику, прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанное на натуральном хозяйстве, а потому замкнутой в себе как экономически, так и политически. Восточная община во многом повлияла на развитие государственного хозяйства и определила характер политической власти в этих обществах. Консервация общинных структур сдерживала развитие частной собственности на землю, поэтому в восточных обществах долго преобладали полупатриархальные формы эксплуатации прежде всего посредством внеэкономического принуждения в интересах правителя, жречества, родоплеменной верхушки. Удельный вес труда рабов был невелик, но постоянно возрастал. Процветали и становились все более разнообразными и формы эксплуатации свободных и покоренных племен.


Протогосударства образовались именно в древневосточных цивилизациях (в Древней Месопотамии, в Древнем Египте, в Древней Индии и Китае) в процессе разложения родовой общины. Они возникли в результате разделения труда, усложнения управленческих функций. Лица, осуществляющие управление, превратились в сословие знати, стоящей над рядовыми общинниками. Первоначально государственные структуры складывались на основе отдельных племен, либо племенных союзов и в их территориальных границах. Возглавлялись они нередко потомками племенных вождей. В результате завоеваний мелкие государства превращались в большие, относительно централизованные. Сельская община в таких государствах оказывала огромное влияние на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Община была непосредственным владельцем земли. Ее собственнические права на землю определялись наличием собственно общинных земель и правом контроля над земельными наделами общинников. Но государство при этом являлось верховным собственником земли и получало с общинников ренту – налог.


На Востоке отсутствовали четкие социально-классовые границы, а социально-правовой статус индивида не всегда совпадал с его социально-экономическим положением. Тем не менее можно выделить три основных социальных слоя: 1) господствующие верхи, куда входили светская и духовная аристократия, верхушка армии, состоятельные группы земледельческих общин; 2) свободные мелкие производители – крестьяне и ремесленники, добывающие хлеб своим трудом; 3) различные категории лиц, лишенных средств производства, к которым относились и рабы.


Раннее государство является более развитой политико-административной структурой и отличается от протогосударств более обширной территорией, заселенной людьми, принадлежащими к различным родам и племенам. Также в ранних государствах существует иерархическая, сложная система администрации, которая делится, как правило, на три уровня: центральный, региональный и местный.


На центральном уровне уже существует специализация функций управления (контроль за ремесленным производством, военная деятельность, руководство аппаратом управления, забота об общественных храмах). На среднем уровне специализация функционирует слабее, а на низшем, как правило, отсутствует. Главное значение на низшем уровне приобретает функция организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб, сооружение храмов, усыпальниц монархов, строительство общественных дорог, оборонительных стен). Все эти работы являлись обязанностью крестьян-общинников, которые работали на них в свободное от сельскохозяйственных работ время. При этом они не рассматривали эти функции как принудительные отработки, они считались почетными и престижными.


В ходе этих работ возрастал авторитет глав общин, которые являлись главными организаторами общественных работ.


В раннем государстве произошло возникновение религиозной идеологии, которая воздействует на общественное сознание. Господство предполагает существование идеологической системы. Правитель предстает в глазах современников или в качестве сына бога (сын бога Солнца Ра, в Египте), или самого бога.


В ранних государствах люди считали, что правитель наделен определенными сверхчеловеческими способностями, и все течение природной и социальной жизни подчинено его влиянию. Правитель может вызвать дождь, останавливать бурю, делать животных более плодовитыми, а урожай более обильным. Выполнение этих обязанностей считалось главной его задачей, и от того, насколько успешно он с ней справлялся, зависела продолжительность его царствования.


Таким образом, обеспечение религиозного благополучия имело важное значение для нормального функционирования раннего государства, создавало психологически комфортные условия для непосредственных производителей. За выполнение сакральных обязанностей подданные брали на себя расходы по содержанию правителя и его окружения, снабжали продуктами питания, одеждой, строили храмы и дворцы.


Постепенно складывалась система взаимного обмена услугами, одни обеспечивают покровительство богов, другие – трудятся на процветание общества, третьи – воюют и защищают сложившийся порядок. С появлением развитых форм религии возникли представления, обосновывающие необходимость разделения функций между социальными группами.


В период раннего государства возникли элементы новой формы собственности, а именно частной собственности, не существующей в протогосударствах.


Причинами возникновения частной собственности являлись: возрастание продуктов материального производства, которые превышали общественные потребности. Излишки появились как в результате совершенствования форм хозяйствования (путем увеличения пахотных угодий, повышения урожайности), совершенствования ремесленного производства, так и в результате военных действий (захватывают военнопленных, которых обращают в рабов, поступление дани с покоренных племен). Материальные излишки и рабочая сила постепенно становились товаром; образовался рынок, где обращались товары и услуги, а следовательно возникла необходимость в деньгах, как в средстве общего эквивалента. Появление частной собственности не привело к дальнейшей эволюции общества и означало перерастание раннего государства в развитое. В этот период развития государственности появляются новые институты: 1) система принуждения и институционализированного закона; 2) дальнейшее развитие частнособственнических отношений.


В протогосударстве власть лидера опиралась на его престиж и авторитет. Элементы принуждения и насилия, а также закон еще отсутствовали, хотя постепенно все это вызревало. Сакрализация правителя постепенно способствовала его авторитету и содержала в себе потенцию принуждения, поскольку ее носитель, наделенный священным могуществом, обладал правом на действия, которым его подданные не могли противостоять. Первоначально принуждение применялось в связи с военной функцией государства.


Появление внутри страны пленных, которых обратили в рабов (вначале коллективных, позже – частных) означало перенесение принуждения и насилия внутрь общества. При этом институционализация принуждения объективно ускорялась и, в силу того что раннее рабовладение имело коллективные формы, первым господином рабов являлось государство в целом.


Поэтому практика принуждения и насилия породила единообразный и общеобязательный регламент. Именно таким образом (хотя и с вариантами) проходил процесс возвышения развитого государства.


Становление и окончательное оформление власти-собственности означало важный шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической власти.


Мощная централизованная структура управления складывалась на протяжении тысячелетий. Привычная административно-распределительная форма отношений полностью подавляла частную собственность и рынок. Власть на востоке была первична, а отношения частной собственности, необходимые для регулирования хозяйства, – вторичными.


С теоретической точки зрения частная собственность представляла опасность для функционирования командно-административной системы, так как избыточный продукт попадал непосредственно в руки частных собственников, минуя стадию перераспределения государственными структурами. И правящие верхи были не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников. Но частно-собственнические отношения и рынок были поставлены под строгий контроль государства.


Коллективные формы ведения хозяйства, практикуемые в древневосточных обществах на протяжении многих предшествующих тысячелетий, превратили в аксиому общественного сознания представление о том, что собственность принадлежит всем одновременно и никому конкретно. Постепенное, шедшее с нарастающей интенсивностью делегирование верховной власти в руки сакрализованного правителя, о котором шла речь в предыдущих разделах, сопровождалось одновременным делегированием ему и функций верховного собственника.


Процесс деперсонализации верховной власти имел одним из своих важнейших следствий оформление институтов господствующей формы собственности, каковой являлась собственность государственная. Конечным результатом действия указанных тенденций явилось возникновение специфического феномена, составляющего квалифицирующий признак всех общественно-политических отношений на Востоке, так называемого феномена власти-собственности, две составные части которого (власть и собственность) слиты в нерасчленяемое единство. При этом следует со всей определенностью подчеркнуть, что в указанном единстве, рассматриваемом как с сущностной, так и с генетической точки зрения, неоспоримый приоритет принадлежал именно власти, а собственность всегда квалифицировалась как нечто вторичное и производное от нее. Реальные права собственности возникали из функций власти; принадлежность к власти превращала индивида в собственника; объем реальных собственнических прав в принципе соответствовал номинальному объему власти.


Становление и окончательное оформление феномена власти-собственности (в том числе феномена верховной власти – верховной собственности) означало важнейший шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической административно-командной системы.


С теоретической точки зрения развитие институтов частной собственности, с особой силой проявившееся в эпоху развитого государства, представляло собой потенциальную опасность для устоев административно-командной системы. Поскольку избыточный продукт, производимый обществом во все возрастающем количестве, попадал в руки частных собственников непосредственно, т. е. минуя стадию его перераспределения централизованными государственными структурами, это угрожало целостности всей общественно-политической системы. Вместе с тем административно-командная система была не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников, поскольку развитие приватизационных процессов было вызвано к жизни всем ходом предшествующего общественного развития.


Единственно возможной ответной реакцией системы на объективно складывающуюся ситуацию было стремление поставить под строгий контроль развитие частной собственности, максимально ограничить сферу действия рынка товаров и услуг. Подобная реакция превратилась впоследствии в государственную политику, конечной целью которой была нейтрализация дезинтегрирующих тенденций, стабилизация всей общественно-политической системы, базирующейся на феномене власти-собственности. Отныне и навсегда было определено положение частной собственности по отношению к собственности государственной – положение второстепенное, подчиненное и зависимое. Частная собственность получила возможность функционировать исключительно лишь с соизволения и под покровительством властей.


Еще один важнейший процесс, завершение которого также приходится на эпоху развитого государства, связан с окончательной институционализацией системы принуждения. Сакрализация верховной власти изначально содержала в себе потенцию принуждения, поскольку ее носитель, наделенный сверхъестественным могуществом, обладал правом на действия, которым его поданные не могли противостоять. Но, поскольку внутриобщественные конфликты на первых порах еще не выражались с достаточной определенностью, угроза принуждения первоначально проявлялась лишь за пределами общества, будучи неразрывно связанной с военной функцией государства. Здесь она могла воплощаться в конкретные формы насилия, направленные против пленных, захваченных в ходе победоносных войн, а также против тех контингентов иноплеменников, которые поступали в виде «дани кровью» с покоренных и зависимых народов. Но когда эти категории чужаков оказывались имплантированными внутрь общества, приобретая статус рабов, формирующиеся способы и методы принуждения также перемещались вслед за объектами своего применения. При этом институционализация принуждения объективно ускорялась и в определенной степени упрощалась тем обстоятельством, что раннее рабовладение имело преимущественно коллективные формы. Так что первым фактическим «хозяином» иноплеменников-рабов являлось государство в целом, вследствие этого правовая регламентация институтов принуждения и насилия, направляемая централизованной, концентрированной волей, характеризовалась высокой степенью единообразия, а потому общеобязательности и императивности.


Дальнейшая активизация приватизационных процессов, о которых шла речь ранее, с неизбежностью коснулась и отношений рабовладения, – наряду с его господствующими коллективными формами возникли и укрепились частнособственнические формы. Кроме того, с течением времени рабы перестали быть единственными объектами воздействия институтов принуждения и насилия, количество таких объектов стало стремительно возрастать за счет представителей гомогенного населения, т. е. тех соплеменников, которые по различным причинам «заслужили» применения против них мер государственного воздействия. Уже достаточно хорошо апробированные на «чужаках» эти меры оказались тем более эффективными в борьбе против «своих» правонарушителей и преступников, начиная от внешне добропорядочных должностных лиц, уклонившихся от выполнения распоряжений вышестоящих властей, и кончая потерявшими человеческий облик насильниками и убийцами. Разумеется, и все возраставшее разнообразие морально осуждаемых действий, и рост числа субъектов подобных антисоциальных проявлений неизбежно вели к определенной дезинтеграции институтов принуждения и насилия – дезинтеграции, проявившейся как в изменении их восприятия общественным сознанием, так и в реальном функционировании соответствующих государственных механизмов. Однако можно со всей определенностью утверждать, что вплоть до самых заключительных этапов истории древневосточных государств институты принуждения и насилия, действовавшие в них, отличались гораздо более высокой степенью централизованной регламентации, чем это было свойственно античным европейским государствам Средиземноморского региона.


Институционализация принуждения и насилия явилась тем решающим стимулом, который привел в движение еще один важнейший процесс, завершившийся на стадии развитого государства. Речь идет об институционализации закона как такового – закона как материализованной государственной воле, воплощенной в регламентированной норме, обязательной для исполнения всеми членами общества. Нормы, регулирующие отдельные, первоначально разрозненные элементы общественных отношений, приобретали с течением времени тенденцию к консолидации в компактную, по возможности непротиворечивую систему, призванную разрешать коллизии, которые могут возникнуть в более обширных сферах человеческого бытия, одной или даже нескольких смежных сферах, которые ныне принято именовать отраслями права. Образцами такой законотворческой деятельности, их конкретными результатами могут служить сохранившиеся до наших дней первые систематизированные сборники или своды правовых норм, действовавшие в различных древневосточных государствах. Вполне естественно, что историческая традиция приписывает их авторство конкретным верховным правителям данного государства, – типичным образцом подобных сводов может служить так называемый Законник Хаммурапи, подробная характеристика которого составит особый раздел дальнейшего изложения.


Обрисованный процесс политогенеза не только определил сущность общественной и политической организации, окончательно сложившейся в странах Древнего Востока, но и обрисовал возможные пути ее последующей эволюции. Квалифицирующими признаками этой организации, принципиально отличающими ее от античных обществ европейского образца, являлись: приоритетное положение государственной формы собственности над частной; отсутствие различий между рентой собственника и государственным налогом; феномен власти-собственности, фактически растворяющий гражданское общество в государстве.


Явившись порождением косности и консерватизма протекавших на Востоке общественно-политических процессов, древневосточное государство проявило тенденцию к максимальной устойчивости, самосохранению, принципиальному неприятию каких-либо объективных перемен и субъективных нововведений.


Традиционализм, консервативная стабильность определили дальнейшее развитие стран этого региона не по линейно-прогрессивному направлению, а по циклической траектории, когда изменения затрагивали преимущественно лишь количественные параметры, тогда как сущностные характеристики всей системы в своей основе оставались практически неизменными. Впрочем, было бы неправильно говорить о полной стагнации древневосточных обществ и отрицать какие бы то ни было происходившие в них перемены. Следует только иметь в виду, что сложившаяся система тщательно отбирала, умело адаптировала и оптимально использовала исключительно лишь те новшества, которые ее еще более укрепляли и стабилизировали. Те же новые веяния, которые грозили ослабить централизацию, поколебать всесилие верховной власти, подорвать систему религиозно-идеологических ценностей, стимулировать местный сепаратизм, активизировать индивидуалистические устремления подданных, – все эти и подобные им тенденции максимально энергично подавлялись всей мощью государственной машины, всей силой составлявших ее политико-правовых (в первую очередь карательных) механизмов.


Контрольные вопросы


1. В чем заключается специфика развития государств Древнего Востока?


2. Какую роль играла община в древневосточных обществах?


3. В чем состоит феномен власти-собственности в Древнем Востоке?


4. Раскройте общие закономерности эволюции древневосточных обществ.


5. Какую роль играла частная собственность в странах Древнего Востока?


6. Выделите особенности политической организации древневосточных обществ.


7. Что такое восточная деспотия?


8. В чем заключаются основные отличия раннего государства от развитого в Древнем Востоке.


Литература


1. Авдиев Б. И. История Древнего Востока. М.: Наука, 1970.


2. Альтернативные пути к цивилизации: кол. монография / под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. М.: Логос, 2000.


3. Васильев Л. С. История Востока. Т. 1, 2. М.: Высш. шк., 1993.


4. Годинер Э. С. Политическая антропология о происхождении государства // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.


5. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989.


6. Древний и средневековый Восток: сб. статей. М., 1987.


7. Древние цивилизации / под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.


8. История государства и права стран Азии и Африки. М., 1964.


9. История Древнего Востока / под ред. И. М. Дьяконова. М., 1983.


10. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. М., 2001.


11. Бадак А. Н., Войнич И. Е, Волчек Н. М. и др. История Древнего мира. Древний Восток Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. Минск, 1998.


12. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Минск, 1998.


13. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.


14. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000.


15. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.: Вост. литер. РАН, 1995.


Лекция 5.
Древнее Двуречье


План лекции:


1. Особенности возникновения и развития Месопотамии. Периодизация государства.


2. Правовое положение отдельных групп населения в Вавилоне.


3. Государственный строй Вавилона при Хаммурапи (XVIII век до н. э.)


Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н. э. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жили приблизительно 40–50 тыс. человек. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации.




История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран включает в себя конспекты лекций, контрольные задания, задачи, глоссарий, тесты. Рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов. Курс лекций разработан на основе обширного научно-исследовательского и источникового материала и позволяет сформировать целостное представление об основных тенденциях правового и государственного развития в период древности. Данный курс лекций раскрывает содержание базисных понятий дисциплины, содержит большой фактический и теоретический материал. Проверочные материалы помогут студентам в усвоении материала.

129
Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Юридическая Антоненко Т.Ф. История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран включает в себя конспекты лекций, контрольные задания, задачи, глоссарий, тесты. Рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов. Курс лекций разработан на основе обширного научно-исследовательского и источникового материала и позволяет сформировать целостное представление об основных тенденциях правового и государственного развития в период древности. Данный курс лекций раскрывает содержание базисных понятий дисциплины, содержит большой фактический и теоретический материал. Проверочные материалы помогут студентам в усвоении материала.

Внимание! Авторские права на книгу "История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Учебно-методическое пособие" (Антоненко Т.Ф.) охраняются законодательством!