|
Грамматика правопорядка. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
05.04.2018 |
ISBN: |
9785392275823 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
258 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение: концептуальная история юридической науки
Глава 1. Юридическая теория: предмет и структура
Глава 2. Наука права в поисках самой себя: от юриспруденции повседневности к метатеории
Глава 3. Юридическая картина мира: правовые воззрения эпохи и институты
Глава 4. Правовая реальность: онтология и эпистемология
Глава 5. Антропология права: между культурными традициями и институциональными нововведениями
Глава 6. Юридическая наука в системе междисциплинарных связей
Глава 7. Интерпретативная теория права как феномен социогуманитарного юридического знания
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 3. Юридическая картина мира: правовые воззрения эпохи и институты
Глава посвящена фундаментальной теме теоретической юриспруденции, связанной с онтологическими и аксиологическими основаниями формирования и функционирования права. Общий формат главы — структура и содержание представленного материала, корреспондирует ключевым положениям монографии Г. А. Гаджиева «Онтология права. Критическое исследование юридического концепта действительности» (М.: Норма, 2013).
Введение в научный оборот категории «юридическая картина мира», по мнению автора, открывает новые возможности и перспективы концептуализации ключевого предмета теоретического правоведения — социокультурных, ментальных и когнитивных условий и факторов эволюции правовых систем и корреспондирующих им систем юридических знаний.
Смена отдельных модусов существования и выражения права в значительной степени определяется и зависит как от универсальных архетипов юридического восприятия и понимания правовой действительности (метатекста), так и текущих исторических форм юридических картин мир (контекста).
1. Постановка вопроса
Видимо, не требует каких-либо дополнительных обоснований представление о праве как сложной (многосоставной, многоуровневой и многоаспектной) категории — явлении, процессе и институте. Очевидно также и желание обнаружить, описать и объяснить как общие или универсальные основания воспроизводства юридических форм социального общения, так и особенные или конкретно-исторические модусы их восприятия, понимания, существования и развития.
Историческая традиция здесь представлена широким спектром научных позиций. Монографическое исследование Г. А. Гаджиева в известном смысле не только удовлетворяет эту органичную потребность понимания логики структурной эволюции права, но самой постановкой вопроса онтологических оснований права выявляет необходимость определения нормативных и концептуальных сдвигов в системе собственного языка теоретической юриспруденции.
Ключевые положения исследования сформулированы в двух разделах монографии, а именно ее введении и заключительной главе, которая, по существу, резюмирует исходные рабочие определения базовой категории работы — юридический концепт действительности. Интерес представляют как первоначальная авторская логика рассуждений о данном предмете, так и система переопределений отдельных составных частей, образующих его текстуальное содержание.
Реконструкция хода авторской мысли не входит в задачу статьи. Интерес представляет прежде всего собственно концептуальное ядро работы, относительно которого и выстраивается предложенная версия определения онтологических оснований права. Базовое положение — система «онтологии права начинается с выявления основных ее категорий, к числу которых необходимо отнести категории правовой действительности, онтологической структуры права, а также юридического концепта действительности», — требует необходимых пояснений. По существу, с самого начала построения теории онтологических оснований права имеет место определение одного неизвестного через другие неизвестные.
На наш взгляд, под онтологическими основаниями права могут и должны пониматься такие структурные элементы социальной действительности, наличие которых определяет и сущность, и существование права как такового. Это то, без чего права нет, и это то, что конституирует и правовую реальность и определяет реальность права. Таких безусловных оснований, или первоначал, два — это социальная свобода и социальное принуждение. Право, в этом смысле, есть не что иное, как юридически организованная свобода или свобода в рамках формальных гарантий и ограничений, основанных на совмещении внешних (имплицитных) и внутренних (эксплицитных) практик, заложенных в онтологии и аксиологии социального порядка как правопорядка.
Право или правовая реальность это не незначительная часть бытия. Это само социальное бытие, но только в одной из онтологически заданных форм существования социального бытия. Право имманентно сущему. Оно пребывает не над и не вне социальной реальности. Оно пребывает внутри социальной реальности. Оно и есть сама эта реальность, поскольку социальное как таковое уже фактом своего существования предполагает определенный порядок отношений или свое собственное имплицитное право, внутреннее право социального порядка до его превращения в формальный порядок. Правовое или юридическое, или нормативно-должное — это такое фундаментальное качество социальной реальности, которое обеспечивает существование социального порядка в форме правопорядка как наиболее адекватной и нормативно обеспеченной форме порядка per se. Исторические формы нормативно-должного есть одновременно и исторические формы существования права. Абсолютно прав профессор Л. С. Мамут: «Онтическое, не опосредствуемое деонтическим, исключено».
Исторические формы существования права или правового общения связаны и определяются историческими формами социального и политического общения, поскольку юридический порядок, отображая социальный порядок, одновременно его формирует в логике требований, вытекающих и связанных логикой политического общения или логикой предпочтения интересов одних социальных групп интересам других социальных групп.
Онтологические основания права сосуществуют и воспроизводят себя в системе онтологических оснований социального и политического общения, т. е. на их пересечении. Друг относительно друга они выступают одновременно как внутренние и внешние, эндогенные и экзогенные, постоянные и переменные, взаимозависимые факторы и условия общественного развития в целом. Онтологические основания социального общения связаны и определяются в системе социальных категорий идентичность и стратификация, поскольку любая форма социального общения и в своей возможности, и в своей действительности имеет место только в границах их совместного существования и самоопределения. В свою очередь, онтологические основания политического общения, связанные с организацией и осуществлением функций публичного политического властвования, выстраиваются в логике различных иерархий или зависимостей и легитимности, поскольку существование политических иерархий имеет место и определяется рамочными условиями признания их права на существование.
Таким образом, если онтология права обнаруживает себя в системе социальных и политических онтологий, то в логике бинарных оппозиций и взаимосвязей она себя и определяет, и воспроизводит.
Отсюда, собственно, и вытекает первая методологическая проблема исследования данного феномена — проблема онтологической структуры права, состава его элементов, возможных и действительных аспектов его существования и проявления. Среда обитания права включает в себя множество измерений. Это своего рода пространственно-временной континуум, система социально-экономических, социально-политических и социокультурных координат, определяющих структуру, динамику и траектории движения правовой реальности, ее онтологии, феноменологии и аксиологии.
Отсюда вторая методологическая проблема исследования права — выявление и определение основных его категорий и их концептуализация. Концептуальная разработка права предполагает, в свою очередь, одновременно и разработку адекватного природе исследуемого явления научного языка, его описания и объяснения.
И наконец, третья методологическая проблема в исследовании права. Это проблема юридического дискурса. То есть проблема практического языка, на котором говорит право (язык юридических конструкций), и проблема теоретического языка, на котором рассуждают о праве (язык юридических понятий). Знание права и знание о праве взаимозависимые, но не тождественные (предметные и эпистемологические) аспекты существования и выражения права.
Проблема состоит в том, что понятие права является такой же органической частью правовой реальности, как и само право. Социальные отношения в своих юридических определениях и конструкциях опосредованы как конкурирующими материальными интересами, так и конкурирующими дискурсивными практиками. И вопрос первичности или вторичности материальных или идеальных оснований права сегодня так же далек от своего окончательного разрешения, как и вчера. Это не только основной вопрос философии, но также и основной вопрос права. По существу, вокруг него и вращается вся действительная проблематика и теоретической, и практической юриспруденции, ее культурно-исторические и концептуальные основания, ее язык, предмет и структура.
2. Юридический концепт действительности: понятие или проблема
Разработка темы онтологических оснований права в формате критического исследования юридического концепта действительности заключает в самой себе и проблему ее эпистемологических оснований. В рамках данной постановки вопроса, прежде всего, нуждается в определении сама граница значений и смыслов, которые несет в себе эта терминологическая конструкция. А это предполагает, в свою очередь, разработку в рамках общей теории онтологии права операциональную теорию ее рабочих определений и понятий, т. е. ее инструментальной базы. Изучение онтологических оснований права имеет не только предметное, но также и концептуальное и аналитическое значение, поскольку ими задаются рамки конкретной теории права, выявляются базовые категории и единицы анализа.
Грамматика правопорядка. Монография
Работа посвящена современному состоянию развития юриспруденции и выполнена в формате собрания текстов, объединенных задачей поиска новых концептуальных оснований дисциплины. Изучение вопроса предполагает широкий социо-культурный и междисциплинарный контекст научного и практического осмысления предмета и структуры юридической науки. Культурно-историческая перспектива в изучении права как языковой и когнитивной реальности, одновременно образной, символической и понятийной, составляет то направление и подход в его исследовании, которое позволяет раскрыть актуальные смыслы и значения права как формы осуществления человеческой субъектности в разнообразных цивилизационных практиках социального общения. Образование права связано социокультурными условиями и протекает в границах наличных представлений о праве.<br />
Исторические изменения этноконфессиональных и социально-политических условий эволюции правовых систем, сопровождаемые преобразованиями юридических картин мира, имеют своим продолжением расширение или сужение эпистемологических границ и исторических форм юридического знания. Поиск новых феноменологических и концептуальных измерений права и науки права – возможный ответ на системные вызовы и требования социальной практики.<br />
Текст адресован правоведам, специалистам в области политических и правовых учений, историкам правовой науки и всем интересующимся вопросами развития юридической науки в рамочных определениях антропологии права, социологии права и культурно-исторической юриспруденции.
Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография
Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография
Работа посвящена современному состоянию развития юриспруденции и выполнена в формате собрания текстов, объединенных задачей поиска новых концептуальных оснований дисциплины. Изучение вопроса предполагает широкий социо-культурный и междисциплинарный контекст научного и практического осмысления предмета и структуры юридической науки. Культурно-историческая перспектива в изучении права как языковой и когнитивной реальности, одновременно образной, символической и понятийной, составляет то направление и подход в его исследовании, которое позволяет раскрыть актуальные смыслы и значения права как формы осуществления человеческой субъектности в разнообразных цивилизационных практиках социального общения. Образование права связано социокультурными условиями и протекает в границах наличных представлений о праве.<br />
Исторические изменения этноконфессиональных и социально-политических условий эволюции правовых систем, сопровождаемые преобразованиями юридических картин мира, имеют своим продолжением расширение или сужение эпистемологических границ и исторических форм юридического знания. Поиск новых феноменологических и концептуальных измерений права и науки права – возможный ответ на системные вызовы и требования социальной практики.<br />
Текст адресован правоведам, специалистам в области политических и правовых учений, историкам правовой науки и всем интересующимся вопросами развития юридической науки в рамочных определениях антропологии права, социологии права и культурно-исторической юриспруденции.
Внимание! Авторские права на книгу "Грамматика правопорядка. Монография" (Веденеев Ю.А.) охраняются законодательством!
|