Юридическая Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Грамматика правопорядка. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.04.2018
ISBN: 9785392275823
Язык:
Объем текста: 258 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение: концептуальная история юридической науки

Глава 1. Юридическая теория: предмет и структура

Глава 2. Наука права в поисках самой себя: от юриспруденции повседневности к метатеории

Глава 3. Юридическая картина мира: правовые воззрения эпохи и институты

Глава 4. Правовая реальность: онтология и эпистемология

Глава 5. Антропология права: между культурными традициями и институциональными нововведениями

Глава 6. Юридическая наука в системе междисциплинарных связей

Глава 7. Интерпретативная теория права как феномен социогуманитарного юридического знания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Наука права в поисках самой себя: от юриспруденции повседневности к метатеории


Глава продолжает дискуссию, начало которой положено статьей профессора В. В. Лазарева «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика)», и посвящена вопросам предметного и концептуального развития юридической науки. По мнению автора, вопрос способности к саморефлексии границ собственных теоретико-методологических оснований является единственным индикатором способности юридической науки быть адекватным средством отображения правовой реальности во всем многообразии исторических форм ее проявлений.


Юридическая наука — часть правовой реальности, меняющаяся в зависимости от социокультурного контекста ее существования. Ее изучение с точки зрения формирования исторических систем юридического знания или стилей правового мышления и правопонимания открывает широкое поле развития исторической эпистемологии права. Юридическая наука — это одновременно и системы юридических знаний, и системы юридической деятельности по их производству. Ими формируются и определяются исторические формы существования самой науки права.


Введение в научный оборот и разработка концепта «понимающая юриспруденция», по мнению автора, позволит совместить в определении структурной логики развития юридической науки ее основные темы, язык построения юридической теории и аргументацию, выявить действительную роль внешних (социально-политических) и внутренних (социокультурных) механизмов ее исторической эволюции. Основной мотив и содержание материала главы заключены в формуле «юриспруденция в поисках самой себя».


1. Постановка вопроса


Любая наука в своем непрерывном движении к истине накапливает груз собственных проблем и определений, наполняя их теми значениями и смыслами, в которых вырабатывается и устанавливается ее собственная предметная и методологическая идентичность. Юриспруденция не исключение.


Образующие ее систему элементы — основания и принципы, методы и подходы, категории и понятия — это одновременно и ее история, и теория, и практика, но также одновременно и ее концептуальные границы. Теоретическая и прикладная юриспруденция, сравнительная и историческая юриспруденция, когнитивная и коммуникативная юриспруденция, классическая и неклассическая юриспруденция — все эти конструкции понимания оснований и форм существования и выражения реальности права выстроены в собственной логике. Логике не только описания и объяснения феномена права, но также в определенной системе восприятия, переживания и отношения к праву. Другими словами, дисциплинарные различия выступают функцией юридических и метаюридических фактов и ценностей, юридических и метаюридических значений и смыслов, в совокупности составляющих систему координат развития и воспроизводства правовой реальности и изучающей ее науки.


Существенным моментом теоретико-правовой и социокультурной эволюции правовой науки в целом и ее концептуальном, аксиологическом и нормативном измерениях является критика ее исходных онтологических и эпистемологических оснований. Возможный формат критических суждений варьируется в диапазоне относительно мягких, уточняющих и дополняющих представлений, по крайней мере, в рамках сложившейся и общепринятой парадигмы ее развития и абсолютно жестких и отрицательных определений правомерности существования дисциплины.


Сегодня юриспруденция, переживая обе версии критического отношения к себе, вновь стоит перед проблемой поиска новой онтологии и эпистемологии научной дисциплины, ее современного языка, предмета и содержания. Новую юриспруденцию как вызов и ответ запросам социально-политической и социокультурной действительности, в конечном счете, ждет судьба старой юриспруденции. Она также открыта для критики, внутри которой только и может быть найдено действительное содержание юридической теории в целом.


Дискуссия о современном состоянии и перспективах развития юридической науки — длящееся явление. Она не имеет ни начала, ни конца. Это перманентный процесс рефлексии на предмет самое себя и составляет исторический смысл ее существования.


Радикальная постановка вопроса существования теории государства и права, периодически осуществляемая в литературе, получает свое логическое продолжение в различных вариантах новой волны критики эпистемологических и социокультурных оснований правовой теории.


В повестке дня современного этапа в развитии юридической науки резонно ставится вопрос соответствия старой предметно-тематической, жанровой и категориально-понятийной архитектуры научной и учебной дисциплины современным реалиям развития государственно-правовых явлений и процессов. Ответ на это объективное требование концептуальной эволюции юридической теории может быть найден только на пересечении множества конкурирующих и взаимодополняющих версий понимания права. Каждая из них — интеллектуальная и культурная ценность сама по себе, поскольку представляет и выражает свой собственный аспект юридической действительности во всем многообразии ее актуальных и потенциальных состояний и репрезентаций.


2. Понимающая юриспруденция


Юридическая наука в различных форматах своего существования — и теоретическом, и эмпирическом, предметно и методологически осваивая исторически приписанную ей область исследования — государственно-правовую реальность, на определенной фазе своей концептуальной эволюции и логикой собственного развития должна обратить критическое внимание и на самое себя. Иначе говоря, она может и должна стать для себя самой предметом саморефлексии в части собственных теоретико-методологических оснований. Изучение в различных аспектах и модусах своего концептуального существования — это и свидетельство зрелости самой научной дисциплины. Но это также и одновременно аналитическая возможность обнаружить новые актуальные и перспективные области собственных научных исследований, прежде всего возможность выявить новые смыслы и значения в различных версиях понимания и, как следствие, определения понятия государства и определения понятия права.


В этом отношении весьма актуальной и перспективной становится задача определения теоретико-методологического статуса теории государства и права не столько в рамках классической постановки вопроса о месте и роли этой дисциплины в системе социальных и юридических наук, сколько в аспекте разработки концептуальных определений самой теории государства и права, или метатеории. Теории государства и права уже пора, размышляя о государстве и праве, посмотреть и на себя как на объект и предмет собственной теоретической рефлексии с точки зрения и онтологических оснований, и эпистемологических границ, и структуры научной дисциплины.


Разумеется, юридическая наука на различных фазах своего становления и развития как научной, так и учебной дисциплины включала в свой предмет изучения проблематику средств и приемов теоретического анализа государства и права. Само выделение в общем корпусе юридической науки теории государства и права в различных форматах ее самоопределения — энциклопедия государства и права, общая теория права, общая теория государства и права, общая теория права и государства — не оставляет сомнений в существовании длящейся традиции и практики поиска адекватной системы организации юридических знаний.


Различение в рамках дисциплины собственно теоретической и эмпирической составляющих ее общей структуры, введение в научный оборот категории интегральная юриспруденция и других теоретико-методологических конструкций свидетельствуют о понимании необходимости расширения предмета исследования теоретической юриспруденции. Причем не только в плане углубления и детализации отдельных аспектов существования и изучения государства и права в их взаимных отношениях и определениях, но также и в плане включения в сферу аналитических определений и построений исследования системы и структуры юридического знания как составной части правовой системы в целом, ее онтологии и феноменологии.


Предметно-методологический статус теории государства и права традиционно рассматривается через выявление набора характеристик и функций, которые она выполняет в общей системе юридической науки. В рамках общепринятого стандарта понимания роли и места теории государства и права в системе социально-гуманитарного знания она определяется в качестве фундаментальной научной дисциплины политико-правового профиля, изучающей базовые основания и условия жизнедеятельности государства и права в системе их институтов и функций. Данная квалификация непосредственно вытекает из понимания социальной природы изучаемых явлений. Отсюда и содержание теории государства и права: это сущностные качества и свойства государства и права, их политико-правовое назначение и форма, составные элементы и связи, выраженные или представленные в системе категорий, понятий, определений, юридических конструкций и концепций.


Очевидно, что научное исследование любого социального явления предполагает одновременно и разработку категориально-понятийного аппарата, посредством которого и в рамках которого осуществляется познавательная деятельность. Поэтому в составе функций теории государства и права в литературе вопроса различают две основные функции: содержательную, или предметную, и эпистемологическую, или методологическую. Обе функции взаимодополняют и определяют друг друга. Таким образом, общий предмет теории государства и права включает в себя две составные части, а именно государство и право в их взаимных отношениях и определениях и, соответственно, категориальный и понятийный аппарат разрабатываемой теории.




Грамматика правопорядка. Монография

Работа посвящена современному состоянию развития юриспруденции и выполнена в формате собрания текстов, объединенных задачей поиска новых концептуальных оснований дисциплины. Изучение вопроса предполагает широкий социо-культурный и междисциплинарный контекст научного и практического осмысления предмета и структуры юридической науки. Культурно-историческая перспектива в изучении права как языковой и когнитивной реальности, одновременно образной, символической и понятийной, составляет то направление и подход в его исследовании, которое позволяет раскрыть актуальные смыслы и значения права как формы осуществления человеческой субъектности в разнообразных цивилизационных практиках социального общения. Образование права связано социокультурными условиями и протекает в границах наличных представлений о праве.<br /> Исторические изменения этноконфессиональных и социально-политических условий эволюции правовых систем, сопровождаемые преобразованиями юридических картин мира, имеют своим продолжением расширение или сужение эпистемологических границ и исторических форм юридического знания. Поиск новых феноменологических и концептуальных измерений права и науки права – возможный ответ на системные вызовы и требования социальной практики.<br /> Текст адресован правоведам, специалистам в области политических и правовых учений, историкам правовой науки и всем интересующимся вопросами развития юридической науки в рамочных определениях антропологии права, социологии права и культурно-исторической юриспруденции.

299
 Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Работа посвящена современному состоянию развития юриспруденции и выполнена в формате собрания текстов, объединенных задачей поиска новых концептуальных оснований дисциплины. Изучение вопроса предполагает широкий социо-культурный и междисциплинарный контекст научного и практического осмысления предмета и структуры юридической науки. Культурно-историческая перспектива в изучении права как языковой и когнитивной реальности, одновременно образной, символической и понятийной, составляет то направление и подход в его исследовании, которое позволяет раскрыть актуальные смыслы и значения права как формы осуществления человеческой субъектности в разнообразных цивилизационных практиках социального общения. Образование права связано социокультурными условиями и протекает в границах наличных представлений о праве.<br /> Исторические изменения этноконфессиональных и социально-политических условий эволюции правовых систем, сопровождаемые преобразованиями юридических картин мира, имеют своим продолжением расширение или сужение эпистемологических границ и исторических форм юридического знания. Поиск новых феноменологических и концептуальных измерений права и науки права – возможный ответ на системные вызовы и требования социальной практики.<br /> Текст адресован правоведам, специалистам в области политических и правовых учений, историкам правовой науки и всем интересующимся вопросами развития юридической науки в рамочных определениях антропологии права, социологии права и культурно-исторической юриспруденции.

Внимание! Авторские права на книгу "Грамматика правопорядка. Монография" (Веденеев Ю.А.) охраняются законодательством!