Юридическая Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Грамматика правопорядка. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.04.2018
ISBN: 9785392275823
Язык:
Объем текста: 258 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение: концептуальная история юридической науки

Глава 1. Юридическая теория: предмет и структура

Глава 2. Наука права в поисках самой себя: от юриспруденции повседневности к метатеории

Глава 3. Юридическая картина мира: правовые воззрения эпохи и институты

Глава 4. Правовая реальность: онтология и эпистемология

Глава 5. Антропология права: между культурными традициями и институциональными нововведениями

Глава 6. Юридическая наука в системе междисциплинарных связей

Глава 7. Интерпретативная теория права как феномен социогуманитарного юридического знания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Юридическая теория: предмет и структура


Глава посвящена одной из фундаментальных тем юридической науки, связанной с доктринальными и институциональными практиками ее построения и развития. Материал главы в определенной части своего содержания является репликой на доклад профессора В. В. Лазарева «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика)», опубликованный в Научных трудах Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Lex Russica. 2013. № 2.


Основная тема определяется потребностью расширения возможного круга оснований эпистемологических поворотов в развитии юридической науки в целом и теории государства, в частности. Введение в научный оборот категорий «юридический текст» и «юридический язык» качественным образом обновляет и меняет эпистемологическую перспективу в эволюции самой юридической теории. Эти общие правовые категории, по существу, вбирают в себя все возможные проявления юридического начала в целом — его онтологию и аксиологию, сущность и существование, образ и понятие права.


1. Постановка вопроса


Классическая юридическая наука представляет комплекс юридических дисциплин, в основание классификации которого положена отраслевая дифференциация системы права. Соответственно, выделяют и различают науку конституционного права, науку гражданского права, науку административного права и другие научные дисциплины. Каждая из них разрабатывает свой собственный аспект юридической реальности, формулируя свой предмет и исследовательскую проблематику, вырабатывает собственный научный инструментарий. Теории государства и права или юридической теории в рамках данного конгломерата специальных юридических наук отводится роль общеметодологической дисциплины — обобщающей их результаты и ориентирующей на новые исследовательские темы и проблемы.


Доклад кардинально меняет традиционный взгляд на логику взаимных отношений между различными уровнями развития юридического знания — общетеоретическим и отраслевым. Введение в оборот категорий вызовы и ответы в различных аспектах их выражения и существования позволило автору уйти от стандартных рассуждений на тему предмета и методов юридической науки и, соответственно, классической темы различения межотраслевых и междисциплинарных границ внутри системы права и системы юридической науки.


Вызовы и ответы, в версии понимания их функций в механизме развития юридической науки, представленной в данной статье, — это не только и не столько реакция на актуальные проблемы и подходы их практического решения. Это прежде всего открытие новых предметов и новых методов исследования как внутри, так и вне самой юридической науки. Это прежде всего открытие существования новых или ранее скрытых юридических реальностей за рамками сложившихся в юридической науке классических подходов и определений.


Вызовам и ответам, в свою очередь, корреспондирует то, что можно назвать эпистемологическими поворотами в понимании, постановке и обсуждении юридических проблем, как традиционных, так и новых. По существу, это и есть главный и основной предмет юридической теории — выявление новых проблем и тем юридической науки и форм их концептуализации.


В свое время, при подготовке программы магистерского курса «Антропология права», автор статьи обратил внимание на принципиально иной подход в построении предмета и структуры антропологической науки относительно юридической науки. А именно четкое деление научной дисциплины на ее содержательную и методологическую составляющие. В структуре содержательной составляющей дисциплины различают: социальную, экономическую, политическую, культурную и юридическую антропологию. В свою очередь, в структуре методологической составляющей дисциплины различают: философскую, эволюционную, структурную, функциональную, историческую и сравнительную антропологию.


За каждым элементом общего предмета и системы методов научной дисциплины стоят:


• собственная историческая традиция определения и построения предмета исследования и подходов к исследованию;


• собственная историческая традиция разработки и построения категориального и понятийного аппарата дисциплины.


В итоге была выстроена эластичная структура теоретического языка комплекса антропологических дисциплин в логике исторических изменений определения его предмета, научного словаря, номенклатуры основных проблем и подходов к их решению.


Исходная познавательная парадигма в концептуализации самой научной дисциплины определяется логикой транзитивности предмета и метода науки. В какой мере предмет исследования определяет метод исследования, в такой же мере метод исследования проектирует предмет исследования. И самое главное, ни предмет научной дисциплины, ни метод научной дисциплины не существуют сами по себе, но только в системе взаимных отношений и социокультурных координат.


Предмет дисциплины существует через метод, а метод дисциплины обнаруживает себя внутри предмета. Они взаимоопределяют и конституируют друг друга. Для каждой сферы социальной практики (процессов и отношений), например юридической, границы предмета исследования конституируются и определяются его методологическими рамками. Соответственно, например, в общей системе юридической антропологии выделяют структурную или институциональную антропологию, функциональную антропологию или антропологию социальных обменов (трансакций), эволюционную антропологию или этноюриспруденцию со своей проблематикой, аналитическим аппаратом, определениями и понятиями.


Подобное симбиотическое сосуществование предмета и метода исследования является адекватным выражением того, что в литературе вопроса определяется как интегративная наука и интегративная юриспруденция. Интегративная теория не в плане объединения различных аспектов исследуемого явления или исследовательских подходов. Это одна сторона понимания процесса становления и развития новой постклассической юриспруденции.


Интегративная наука, прежде всего, в плане возможности обнаруживать и формировать новые смыслы и значения в содержании и структуре существующего юридического знания о государственно-правовых явлениях благодаря совмещению или взаимоналожению различных методологических схем построения общего предмета исследования, и в плане способности обнаруживать и проектировать новые юридические реальности (правовые онтологии).


Иначе говоря, юридическая реальность как таковая (и как юридический образ и явление или как социально-нормативный факт и концепт) возникает и существует на пересечении предмета исследования и способов ее восприятия и понимания, описания и объяснения. Метод исследования фиксирует предмет исследования. Сколько аналитических подходов, столько и концептуальных предметов. Сколько концептуальных предметов, столько и возможных реальностей (онтологий).


Юридическая реальность существует одновременно в объективном и субъективном смыслах, в форме сущего и должного, фактического и нормативного, материального и идеального. То есть в границах конкретных социально-нормативных фактов и определенной, исторически заданной юридической картины мира.


В этом смысле юридическая наука в целом и теория государства и права в частности есть одна из возможных форм существования юридической реальности или нормативно-должного. Наряду с доктринальной, формальной и фактической юридической реальностью. Или правовыми идеями и ценностями, правовыми нормами и институтами, правовыми политиками и правовыми практиками. Сама юридическая наука включена предметно и институционально в наличную правовую структуру.




Грамматика правопорядка. Монография

Работа посвящена современному состоянию развития юриспруденции и выполнена в формате собрания текстов, объединенных задачей поиска новых концептуальных оснований дисциплины. Изучение вопроса предполагает широкий социо-культурный и междисциплинарный контекст научного и практического осмысления предмета и структуры юридической науки. Культурно-историческая перспектива в изучении права как языковой и когнитивной реальности, одновременно образной, символической и понятийной, составляет то направление и подход в его исследовании, которое позволяет раскрыть актуальные смыслы и значения права как формы осуществления человеческой субъектности в разнообразных цивилизационных практиках социального общения. Образование права связано социокультурными условиями и протекает в границах наличных представлений о праве.<br /> Исторические изменения этноконфессиональных и социально-политических условий эволюции правовых систем, сопровождаемые преобразованиями юридических картин мира, имеют своим продолжением расширение или сужение эпистемологических границ и исторических форм юридического знания. Поиск новых феноменологических и концептуальных измерений права и науки права – возможный ответ на системные вызовы и требования социальной практики.<br /> Текст адресован правоведам, специалистам в области политических и правовых учений, историкам правовой науки и всем интересующимся вопросами развития юридической науки в рамочных определениях антропологии права, социологии права и культурно-исторической юриспруденции.

299
 Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Веденеев Ю.А. Грамматика правопорядка. Монография

Работа посвящена современному состоянию развития юриспруденции и выполнена в формате собрания текстов, объединенных задачей поиска новых концептуальных оснований дисциплины. Изучение вопроса предполагает широкий социо-культурный и междисциплинарный контекст научного и практического осмысления предмета и структуры юридической науки. Культурно-историческая перспектива в изучении права как языковой и когнитивной реальности, одновременно образной, символической и понятийной, составляет то направление и подход в его исследовании, которое позволяет раскрыть актуальные смыслы и значения права как формы осуществления человеческой субъектности в разнообразных цивилизационных практиках социального общения. Образование права связано социокультурными условиями и протекает в границах наличных представлений о праве.<br /> Исторические изменения этноконфессиональных и социально-политических условий эволюции правовых систем, сопровождаемые преобразованиями юридических картин мира, имеют своим продолжением расширение или сужение эпистемологических границ и исторических форм юридического знания. Поиск новых феноменологических и концептуальных измерений права и науки права – возможный ответ на системные вызовы и требования социальной практики.<br /> Текст адресован правоведам, специалистам в области политических и правовых учений, историкам правовой науки и всем интересующимся вопросами развития юридической науки в рамочных определениях антропологии права, социологии права и культурно-исторической юриспруденции.

Внимание! Авторские права на книгу "Грамматика правопорядка. Монография" (Веденеев Ю.А.) охраняются законодательством!