Юридическая Глазкова Л.В. Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.12.2015
ISBN: 9785392202201
Язык:
Объем текста: 164 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Государственное управление и право в период от древнерусского государства до Октябрьской социалистической революции

Глава 2. Государственное управление и право в период создания и развития советского государства

Глава 3. Реформы государственного управления и права в период с 1985 по 2000 г. и с 2000 г. по настоящее время

Глава 4. Противодействие коррупции в органах государственной власти

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА В ПЕРИОД С 1985 ПО 2000 Г. И С 2000 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


3.1. Попытка реформирования советской системы государственного управления, предпринятая М. С. Горбачевым


11 марта 1985 г. пост Генерального секретаря ЦК КПСС наконец достался молодому партийному деятелю — Михаилу Горбачеву. Осознавая необходимость демонтажа командно-административной системы и отказа от других догм социализма, новый Генеральный секретарь провозгласил курс на перестройку. Все консервативные противники реформ один за другим теряли свои посты. За два года, уже к началу 1987 г. было заменено 70% состава Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% состава ЦК КПСС.


Политические реформы изменили избирательное право. Принятый 1 декабря 1988 г. новый закон о выборах, разрешавший свободное выдвижение неограниченного количества кандидатов в депутаты, позволил в 1989 г. провести первые альтернативные выборы.


Реформаторы стремились к еще большей демократизации государственной власти, в связи с чем приняли решение о введении двухуровневой системы высших представительных органов страны в составе Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета. Вся полнота власти была передана Съезду народных депутатов, который наделялся правом рассмотрения любых вопросов управления страной. Верховный Совет стал постоянно действующим высшим органом власти, обладающим законодательными, распорядительными и контролирующими полномочиями. I Съезд народных депутатов (1989 г.), сформировавший Верховный Совет СССР, избрал его председателем М. С. Горбачева.


Реформы преследовали цель отделения коммунистической партии от государства, прекращения практики руководства партийных организаций всеми структурами власти. Однако это не коснулось высших должностных лиц. Со времен Брежнева руководитель КПСС одновременно считался и руководителем государства. Продолжая эту традицию, III Съезд народных депутатов, учредивший пост Президента СССР, 15 марта 1990 г. на этот пост избрал М. С. Горбачева. Ему предоставлялись широкие полномочия: право законодательной инициативы и право вето, участие в формировании правительства, а также право как Верховного главнокомандующего объявлять чрезвычайное положение, президентское правление, мобилизацию, военное положение и т. д. С 1990 г. ему непосредственно подчиняется правительство, переименованное из Совета министров в Кабинет министров. Учреждается пост вице-президента.


Политические реформы сопровождались экономическими, призванными усилить самостоятельность предприятий и развить рыночные отношения. Закон «О государственном предприятии», принятый в 1987 г., расширил самостоятельность заводов и фабрик, позволив им самостоятельно распоряжаться частью прибыли. В июне 1990 г. Закон «О предприятиях в СССР» разрешил кооперативное движение и предпринимательскую деятельность. В этом же 1990 г. начинается приватизация (разгосударствление) собственности. Бывшие руководители предприятий и крупное чиновничество, первыми осознавшие выгоды приватизации, сумели стать новыми собственниками фабрик, заводов, торговых комплексов и многочисленных предприятий сферы бытового обслуживания. Не упустили своего и дельцы теневого бизнеса.


Исследователи отмечали, что организованная преступность также трансформировалась: если раньше приходилось иметь дело в основном с бюрократическим, административным вариантом организованной преступности, то теперь наступило время ее рыночных форм. Например, «сфера арендного подряда, которая характеризуется исключительно высокой рентабельностью и свободой в использовании материальных и материально-технических ресурсов. Раньше преступному клану приходилось концентрировать усилия на создании на предприятиях неучтенных запасов товарно-материальных ценностей, коррумпировать бюрократизированную сферу распределения товарно-материальных потоков». Введение арендного подряда упростило схемы хищений, используемые теневыми дельцами и нечистыми на руку должностными лицами.


Период с 1991 по 2000 г. был впоследствии назван «золотым временем российской мафии», когда лидеры организованной преступности сращивались с государственным аппаратом.


Основы законодательства СССР и союзных республик (февраль 1990 г.) предоставили гражданам право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Контроль за землепользованием возлагался на местные Советы народных депутатов. Как показала практика, чиновничество сполна воспользовалось предоставленными контрольными функциями… в интересах собственного кармана. Исследуя причины этого явления, В. С. Нерсесянц указывал на следующее: «После “развитого социализма” Россия попыталась вернуться на буржуазный путь развития. Однако избранный путь преобразований привел не к капитализму, а к весьма неразвитым, добуржуазным социальным, экономическим, политическим и правовым формам и отношениям. Возник особый тип собственности и права, сложившийся в результате создания такой собственности, которая еще не свободна от государственной власти. Государство в качестве собственника представлено исполнительной властью, которая и наделена полномочиями управления огосударствленной собственностью, то есть функциями власти и собственника одновременно».


К типично добуржуазным (феодальным) явлениям относится и сложившееся в России право привилегий, когда государство как власть-собственник (точнее, действующие от его имени должностные лица различных уровней) определяет, кому, как, на каких условиях предоставить собственность. В этом причины все более распространявшегося с начала 90-х гг. взяточничества, роста должностных злоупотреблений и сращивания экономической, профессиональной и организованной преступности.


В тех условиях большое значение для правильного определения субъекта должностного преступления сыграло постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».


В целом постановление исходило из ранее уже сформировавшегося понимания субъекта, включавшего два критерия:


1) содержание полномочий (организационно-распорядительные, административно-хозяйственные или функции представителя власти);


2) место службы лица (государственное или общественное учреждение, организация или предприятие).


В п. 2 постановления разъяснялось, что к представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их заместители и члены исполнительных комитетов Советов народных депутатов, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры, лесничие и др.).


Организационно-распорядительные обязанности в постановлении характеризовались как осуществление руководящих функций (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т. п.). В качестве примера приводились должности руководителей министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т. п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).


Административно-хозяйственные обязанности в соответствии с постановлением заключались в управлении или распоряжении государственным, кооперативным или общественным имуществом; в установлении порядка его хранения, переработки, реализации, в обеспечении контроля за этими операциями; в организации бытового обслуживания населения и т. д. Такими функциями были наделены начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, ателье, заготовители и др.


В качестве субъектов должностных преступлений рассматривались также лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности в общественных объединениях, таких как политические партии, профессиональные союзы, молодежные, женские, детские и ветеранские организации, а также в научных, технических, физкультурно-оздоровительных и других обществах.


Очевидно, что такая широкая трактовка субъекта должностного преступления приводила к возможности привлекать к уголовной ответственности любых работников, наделенных подобными полномочиями, за исключением религиозных организаций, не относившихся ни к государственным, ни к общественным структурам.


Судебная практика при определении субъекта должностного преступления также исходила из вышеприведенных критериев. Так, Турзин был осужден по ч. 2 ст. 173 УК РСФСР (неоднократное получение взяток). Турзин, работавший мастером ремонтного цеха автохозяйства, оказался включенным в состав комиссии ГАИ ГОВД по проведению государственного технического осмотра автотранспорта. Будучи членом упомянутой комиссии, Турзин получал взятки от граждан за то, что, не осматривая принадлежащие им автомашины или зная о технической неисправности и неудовлетворительном внешнем виде автотранспортных средств, подписывал квитанции о технической исправности автомашин. В кассационной жалобе ставился вопрос об отмене приговора и прекращении дела за отсутствием состава преступления, поскольку Турзин не являлся должностным лицом.


Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР приговор оставила без изменения, указав следующее. Как видно из решения исполкома городского Совета народных депутатов, Турзин был включен в состав комиссии по проведению государственного технического осмотра автомашин и, таким образом, являлся должностным лицом по решению органа власти.


Дальнейшее развитие предпринимательства в стране потребовало уточнения понятия должностного лица, поскольку стали очевидными отличия государственных и общественных управленцев от лиц, руководивших коммерческими структурами.


С 1990 г. Советский Союз оказался в еще более тяжелом экономическом положении в связи с падением цен на нефть, острой нехваткой финансов, усилением инфляции, недостатком оборотных средств у предприятий, оборудование которых давно устарело и нуждалось в замене. Экономический кризис сопровождался острым политическим: Литва, Латвия, Эстония приняли декларации о суверенитете и заявили о своем выходе из СССР. Идентичные документы принимались в Азербайджанской и Молдавской ССР.


12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР также принял декларацию о государственном суверенитете России и объявил о верховенстве республиканских законов над союзными (что противоречило нормам действовавшей Конституции СССР). Однако о выходе из Союза речь не шла, Россия выступала за обновленный союз суверенных республик. Был избран первый Президент РСФСР — Б. Н. Ельцин. Вице-президентом стал Герой Советского Союза бывший военный летчик А. В. Руцкой.


Первый съезд народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г. отменил конституционную норму о руководящей роли КПСС. Затем было принято постановление «О механизме народовластия в РСФСР», республиканская прокуратура отделена от союзной, учреждена должность Генерального прокурора РСФСР, учрежден Конституционный суд.


Таким образом, в 1990–1991 гг. в Советском Союзе при юридически действовавшей общесоюзной Конституции фактически стало создаваться новое право — право союзных республик, некоторые из которых заявили о своем выходе из состава Советского Союза, потребовали вывода общесоюзных войск (республики Прибалтики и Молдова), заявили о претензиях на часть союзного имущества (Россия). Советский Союз распадался, и уже ничто не могло остановить этот центробежный процесс.




Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

История борьбы с коррупцией, насчитывающая столько же лет, сколько пишется история различных государств, знает примеры удач и провалов на этом сложном пути. С коррупцией боролись и в Древнем Вавилоне, и в Греции, и в Риме. История России, начиная с древнейших времен, также изобилует примерами коррупционных дел и отчаянными стараниями искоренить это зло. В данной монографии предпринята попытка осознать, чему учит эта история, какие ошибки и достижения были на этом пути, какие уроки нужно извлечь из опыта предков и как в нынешних условиях победить коррупцию.

129
Юридическая Глазкова Л.В. Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

Юридическая Глазкова Л.В. Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

Юридическая Глазкова Л.В. Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

История борьбы с коррупцией, насчитывающая столько же лет, сколько пишется история различных государств, знает примеры удач и провалов на этом сложном пути. С коррупцией боролись и в Древнем Вавилоне, и в Греции, и в Риме. История России, начиная с древнейших времен, также изобилует примерами коррупционных дел и отчаянными стараниями искоренить это зло. В данной монографии предпринята попытка осознать, чему учит эта история, какие ошибки и достижения были на этом пути, какие уроки нужно извлечь из опыта предков и как в нынешних условиях победить коррупцию.

Внимание! Авторские права на книгу "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" (Глазкова Л.В.) охраняются законодательством!