Психология Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография

Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.07.2017
ISBN: 9785392250394
Язык:
Объем текста: 171 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основания изучения гендерных норм

Глава 2. Нормы мужского поведения

Глава 3. Нормы женского поведения

Глава 4. Психодиагностические методики изучения гендерных норм

Заключение

Приложение 1. Бланк опросника «Нормы мужского поведения»

Приложение 2.Бланк опросника «Нормы женского поведения»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3. Нормы женского поведения


В предыдущей главе была обозначена распространенная в социальной психологии логика изучения социально-психологических феноменов, включающая определение сущностных (содержательных) характеристик феномена, выявление причин или условий его возникновения, анализ последствий функционирования данного феномена. Исходя из этой логики, анализировались нормы мужского поведения. Нормы женского поведения традиционалистского и эгалитарного типов также будут рассмотрены в соответствии с обозначенной последовательностью анализа.


3.1. Нормы женского поведения традиционалистского типа


Содержательные составляющие норм традиционалистского типа как модели фемининности


При изучении содержания норм женского поведения в научной литературе, как правило, используется понятие «фемининность» или словосочетание «модель фемининности». Фемининность понимается как набор желаемых психологических и поведенческих свойств и качеств, ожидаемых от женщин в конкретном социально-историческом контексте. Другими словами, речь идет о нормативных предписаниях в отношении женских качеств, проявляемых в поведении в конкретном обществе в определенное время.


На протяжении длительного времени набор характеристик, олицетворяющих нормативную фемининность, или образ «настоящей женщины», был довольно устойчив и непротиворечив. «Традиционно предполагалось, что фемининность биологически обусловлена, и ей приписывались такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность и т. п. Эти представления находились в соответствии с отнесенностью женщин к частной, а не к публичной сфере».


В работах разных исследователей можно встретить близкий по смыслу, но различающийся по формулировкам набор характеристик, составляющих модель фемининности. Так, в хорошо известном кросс-культурном исследовании психологов Джона Уильямса и Деборы Бест выяснялись типичные представления о мужчинах и женщинах, принятые в разных культурах. Опрос был проведен в 30 странах, количество опрашиваемых из каждой страны составляло от 50 до 120 человек, а общее число участников достигло почти 3000. Ученые использовали список качеств личности, состоящий из трехсот прилагательных, переведенных на разные языки. Результаты исследования показали, что типичный образ женщины включает такие черты, как пассивность, слабость, чувствительность, нежность, потребность в подчинении, следование авторитетам и опеке. Ученые обнаружили, что полученные ими результаты в целом подтвердились для всех стран.


В России в 2002 г. было проведено крупное социологическое исследование российских женщин как особой социальной группы, в котором выяснялись их жизненные стремления, основные проблемы, отношения в семье, представления об основных формах гендерного неравенства. Результаты показали, что главными составными качествами образа идеальной женщины оказались любовь к детям, хозяйственность и практичность, привлекательная внешность, доброта и верность в любви.


В исследовании, проведенном Ю. М. Слезкиной среди студентов Томского государственного университета, изучалось содержание идеала «настоящая женщина». Результаты исследования показали, что настоящей женщине должны быть присущи такие характеристики, как: любовь к детям, эмпатийные качества (она должна быть нежной, ласковой, понимающей), внешняя привлекательность (красота и обаятельность), причастность к приватной сфере (женщина должна быть хранительницей домашнего очага и хорошей хозяйкой). Составляющие этого идеала трактовались как характеристики доминантной модели фемининности. Автор уточняет, что понятие «доминантная» (применительно к модели фемининности или маскулинности) может применяться, если содержательные составляющие этой модели разделяются большинством членов общества; являются культурным идеалом, стремление к которому поощряется; представляют собой набор жестко структурированных правил, которые задают границы социально приемлемого поведения.


В статье С. В. Латиной на основе анализа публикаций ведущих западных специалистов в области гендерных исследований были выделены следующие составляющие нормативного эталона традиционной фемининности: эмоциональность, отзывчивость, готовность поддержать и выразить сочувствие, общительность, забота о детях, умелое ведение домашнего хозяйства.


В работе С. А. Ильиных при анализе содержания нормативной фемининности выделяются такие женские качества, как конформность, эмпатичность, доброта, заботливость. Автором подчеркивается, что эта нормативная модель фемининности ориентирует женщин на традиционно закрепившиеся в общественном сознании ценности семьи и материнства, в соответствии с которыми и выстраивается модель «правильного» женского поведения.


Анализируя результаты приведенных выше теоретических и эмпирических исследований, а также данные, полученные в других работах, раскрывающих содержание модели фемининности, можно выделить типичные составляющие норм женского поведения традиционалистского типа: 1) установка на материнство и замужество; 2) значимость привлекательной внешности; 3) стремление быть хорошей хозяйкой; 4) готовность заботиться о семье и близких людях; 5) эмоциональная чувствительность, мягкость, уступчивость, слабость и беззащитность.


Рассмотрим выделенные составляющие традиционалистских норм подробнее.


1. Установка на материнство и замужество как социальная норма. В массовом сознании основу «правильного» женского поведения определяет замужество и материнство: «Каждая женщина должна выйти замуж и стать матерью». Жизненный успех женщины в традиционном смысле — это вовремя выйти замуж и родить детей. В представлениях большинства людей «женщина прежде всего мать». Материнство — радость и вместе с тем обязанность каждой женщины («я как женщина и как мать…»). Социализационно закрепленная предрасположенность к исполнению женщинами материнских функций (с учетом биологических предпосылок) рассматривается многими людьми как основная доминанта женского предназначения и существования в этом мире.


2. Привлекательная внешность и установка на сохранение привлекательности как важного женского ресурса взаимодействия с окружающими. «Настоящая женщина» должна быть стройной, ухоженной, обаятельной, привлекательной. Внешние данные женщины являются важной составляющей ее образа «Я». Культурные нормы, согласно которым женщин ценят в зависимости от их молодости, стройности и физической привлекательности, растиражированные СМИ, подрывают самооценку и затрудняют развитие позитивной Я-концепции женщин, не соответствующих по каким-то параметрам заданным «эталонам красоты».


3. Хозяйственность. Каждая женщина должна быть хорошей хозяйкой. С детства девочек приучают к работе по дому, ориентируя на необходимость приобретения умений и навыков выполнения многих видов хозяйственных дел, которые придется выполнять во взрослой жизни. Женщина должна уметь создать уют в доме и поддерживать порядок, должна уметь хорошо готовить, радуя мужа и детей вкусной домашней едой.


4. Готовность заботиться о семье и близких людях. Забота о семье и близких людях — важная характеристика «правильного» поведения женщины. Женщина должна принимать активное участие в жизни и событиях, происходящих с родственниками; она должна поддерживать контакты между членами семьи, регулировать возникающие разногласия и противоречия в отношениях родственников. Такие качества, как вовлеченность в личные отношения, контактность, склонность к эмоциональной близости, сострадательность, должны помогать женщинам заботиться о больных и пожилых членах семьи.


5. Эмоциональная чувствительность, мягкость, уступчивость, слабость и беззащитность — это женские качества, олицетворяющие «истинную женственность». Склонность к проявлению чувств, непосредственность (искренность) в выражении эмоций, ориентация на сглаживание углов, потребность в защите и помощи ожидаются от женщины в различных ситуациях. Эти ожидания задают некую «универсальную для всех женщин» схему поведения и взаимодействий, что может ограничивать проявление женщинами лидерских качеств, возможности опоры на собственные силы, сказываться на восприятии женщин как действующих «на эмоциях», а также выступать в качестве основы для оправдания стратегий взаимодействия, являющихся по сути манипулятивными (например, порождать представления об особой «женской логике», понимаемой как нечто необъяснимое, «неправильное»).


Перечисленные характеристики, выступающие в качестве важных нормативных ориентиров для женщин, являются своеобразным антиподом норматива эталонной маскулинности, другими словами, на фоне образа сильного и успешного мужчины («героя-борца-победителя») однозначно должен был появиться образ слабой женщины, которой свойственны мягкость, эмоциональность, заботливость, самоотверженность и самопожертвование ради семьи и детей. По поводу женской слабости и беззащитности как противоположности силе и мужеству «настоящих мужчин» Р. Коннел пишет: «Женщины всячески подчеркивают свою беззащитность. Для этого в ход идут узкие юбки, обувь на высоком каблуке, тонкие чулки и макияж, который нужно постоянно подправлять». В обыденном сознании фемининность отождествляется с пассивно-репродуктивным, природным началом человека, в то время как маскулинность соотносится с активно-творческой, культурной составляющей личности.


Традиционная нормативная модель фемининности не только противоположна по набору характеристик, соответствующих нормативному эталону маскулинности, она также олицетворяет зависимость и подчиненность женской позиции. В работе Р. Коннел такой тип фемининности определяется как «утрированная фемининность». Ее отличительная особенность заключается в том, что женщины, приверженные этой модели фемининности, ориентированы исключительно на интересы и желания мужчин, они демонстрируют полное согласие с подчиненной и зависимой позицией. Если гегемонная маскулинность понимается как культурное выражение доминирования мужчин, то утрированная фемининность является культурной формой зависимости женщин от мужчин. Р. Коннел поясняет, что гегемонная маскулинность не связана с плохим обращением с женщинами. Гегемонная маскулинность и утрированная женственность в каком-то смысле согласованы, притерты друг другу. Эта притертость способствует сохранению практик, институционализирующих доминирование мужчин над женщинами. Согласие с этим доминированием составляет главный элемент модели утрированной фемининности.


Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» на богатом материале из мифологии, литературы, исследований разных национальных традиций и ценностей, семейных моделей и системы воспитания девочек убедительно доказала, что причины зависимого положения женщин являются результатом не биологических различий или социально-экономических оснований неравенства, а продуктом исторически сформировавшихся представлений о женственности в культуре и обществе. Она считала главным препятствием на пути к женской свободе господствующую в обществе идею женского бытия как «вторичного» по отношению к мужскому, которое в истории и культуре мыслится как «первичное». Женщины сами принимают роль «второго пола», значимого только по отношению к мужчине, что формирует феномен зависимости в женском самосознании, не позволяющей женщине быть ответственной за собственную жизнь и претендовать на реализацию личностных способностей вне семейной сферы.


Особенно ярко модель утрированной фемининности репрезентирована в рекламных роликах. В своей статье, анализируя женские образы в рекламе, М. В. Тулузакова пишет: «Успех женщины, если верить рекламной продукции, во многом зависит от ее умения приспособить свое поведение и реакции к желаниям и ожиданиям мужчин. Это — умение вылечить простуду, вовремя подать тарелку дымящегося супа, отстирать до немыслимой белизны рубашку и постельное белье, на которое он приляжет, не снимая ботинок, это искусство накрасить ресницы немыслимой длины, наложить помаду, держащуюся невероятно долго…» Образ женщины, которая психологически зависима от мужчины, весьма часто используется в рекламе, закрепляя тем самым традиционалистские нормы «правильного» женского поведения. Это подчеркивает в своей статье А. Юрчак: «“Настоящая женщина” призвана сопровождать “настоящего” мужчину, являться дополнительной наградой за его победы. Она предстает в рекламе существом ограниченным, зависимым, домашним. Ей не надо быть умной и творческой личностью, а надо иметь пышные, блестящие волосы, стройную фигуру, привлекательную походку. А когда благодаря этим качествам мужчина найден, ей надо следить за семейным уютом, стирать, готовить, лечить так, чтобы он оставался доволен. Он — субъект действия, творец, величие которого дополнительно подчеркнуто умением вовремя проинструктировать и поощрить представительницу слабого во всех отношениях пола. Она — объект созерцания, исполнитель, ждущий внимания, указаний и поощрений».


В соответствии с традиционалистскими нормами, «настоящая» женщина должна представлять себя так, чтобы нравиться окружающим. Для этого необходимо не только уметь хорошо одеваться, но и обладать хорошими манерами — быть мягкой, доброжелательной и скромной. Как показывают исследования, эти предписания и сегодня определяют более выраженное желание нравиться у женщин, чем у мужчин. Находясь в обществе, женщины улыбаются больше мужчин и больше склонны корректировать свое мнение так, чтобы оно соответствовало мнению других. Женщины, в отличие от мужчин, представляют себя скромнее, в особенности на публике, и менее активно представляют себя имеющими высокий статус и власть. Женщины менее склонны к визуальному доминированию, чем мужчины. Они обычно уменьшают визуальный контакт, когда говорят сами, и сосредотачивают пристальное внимание на собеседнике, когда слушают.


Принимая свое зависимое положение и следуя общественным предписаниям, женщины используют разные стратегии, стремясь усилить свою «власть слабых». «Ресурсы заботы и сексуальной привлекательности составляют основу власти-манипулирования. Такая власть осуществляется путем использования обаяния, эротизации и сексуализации формальных отношений, апелляции к традиционной женственности, к слабости, зависимости, неспособности к действию и ответственности за него, необходимости снисхождения и защиты».


Модель утрированной женственности предписывает женщинам быть привлекательными, постоянно работать над своим телом, тратить значительные временные и материальные ресурсы для достижения транслируемого СМИ и рынком идеала, испытывать чувство вины при невозможности его достижения. В результате эта женская власть-манипуляция осуществляется через использование ресурсов сексуальной привлекательности за пределами сферы эротического желания и любовных отношений.


Итак, анализ работ, описывающих модель фемининности как нормативный эталон женского поведения традиционалистского типа, позволяет говорить о том, что основу таких норм составляют характеристики, которые являются оппозиционными по отношению к традиционалистским нормам мужского поведения. Например: слабость как противоположная характеристика силе, пассивность как противоположность активности, мягкость как противоположность твердости и жесткости и др. Еще одно принципиальное отличие норм женского поведения традиционалистского типа заключается в том, что характеристики, включенные в перечень нормативного эталона, не просто описывают качества на другом полюсе шкалы личностных проявлений, присущих любому человеку. Эти характеристики определяют более низкий статус женщины в системе взаимодействий с мужчинами в разных сферах жизни, вторичность женской позиции по отношению к мужской. Это такие качества, как уступчивость, покорность, подчинение своих интересов потребностям и интересам мужчины, самопожертвование. Другими словами, в традиционалистских гендерных нормах позиции женщин и мужчин неравноценны, статус женщины вторичен по отношению к мужской позиции.


Социально-психологические факторы формирования норм женского поведения традиционалистского типа


Модель фемининности как нормативный стандарт женского поведения традиционалистского типа была широко распространена в разных странах на протяжении практически всего XX столетия. Определяющую роль в содержании гендерных норм играют социально-политические условия и культурные традиции, характерные для конкретного общества в определенный временной период.


Приверженность женщин традиционалистским нормам поведения на уровне индивидуального сознания обусловлена комплексом факторов, среди которых весьма значимыми являются:


• доминирующая в обществе гендерная идеология;


• особенности социальной политики в отношении женщин;


• культурные традиции типичного женского поведения;


• содержание стереотипов по поводу эталона женственности (фемининности), распространенных в массовом сознании;


• содержание первичной и вторичной гендерной социализации.


Доминирующая в конкретном обществе гендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин. Для традиционного типа социальной политики в отношении женщин характерно следующее:




Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография

В монографии представлены результаты теоретико-эмпирического изучения нового для социальной психологии феномена – гендерные нормы, который в научной литературе используется для анализа поведения мужчин и женщин. Результаты теоретического исследования позволили выделить методологические основания изучения гендерных норм, описать их функции, раскрыть содержательные характеристики и специфику проявления гендерных норм. В работе обоснована связь гендерных норм и моделей маскулинности и фемининности, детально раскрыто содержание норм мужского и женского поведения двух основных типов: традиционалистского и эгалитарного.<br /> В тексте монографии приводится описание методических подходов и психодиагностических средств изучения гендерных норм, а также представлены результаты разработки и апробации двух социально-психологических методик для изучения норм мужского и женского поведения («Нормы мужского поведения» и «Нормы женского поведения»), которые предназначены для изучения приверженности личности традиционалистским или эгалитарным нормам мужского и женского поведения. Эти опросники не имеют аналогов среди методик отечественных авторов.<br /> Содержание монографии может представлять интерес для специалистов социогуманитарной сферы научного знания, интересующихся проблемой детерминации социального поведения личности. Социально-психологические методики «Нормы мужского поведения» и «Нормы женского поведения» могут быть востребованы исследователями и практическими психологами, занимающимися изучением гендерных проблем.

179
 Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография

Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография

Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография

В монографии представлены результаты теоретико-эмпирического изучения нового для социальной психологии феномена – гендерные нормы, который в научной литературе используется для анализа поведения мужчин и женщин. Результаты теоретического исследования позволили выделить методологические основания изучения гендерных норм, описать их функции, раскрыть содержательные характеристики и специфику проявления гендерных норм. В работе обоснована связь гендерных норм и моделей маскулинности и фемининности, детально раскрыто содержание норм мужского и женского поведения двух основных типов: традиционалистского и эгалитарного.<br /> В тексте монографии приводится описание методических подходов и психодиагностических средств изучения гендерных норм, а также представлены результаты разработки и апробации двух социально-психологических методик для изучения норм мужского и женского поведения («Нормы мужского поведения» и «Нормы женского поведения»), которые предназначены для изучения приверженности личности традиционалистским или эгалитарным нормам мужского и женского поведения. Эти опросники не имеют аналогов среди методик отечественных авторов.<br /> Содержание монографии может представлять интерес для специалистов социогуманитарной сферы научного знания, интересующихся проблемой детерминации социального поведения личности. Социально-психологические методики «Нормы мужского поведения» и «Нормы женского поведения» могут быть востребованы исследователями и практическими психологами, занимающимися изучением гендерных проблем.

Внимание! Авторские права на книгу "Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография" (Клецина И.С., Иоффе Е.В.) охраняются законодательством!