|
ОглавлениеГлава 1. Теоретические основания изучения гендерных норм Глава 2. Нормы мужского поведения Глава 3. Нормы женского поведения Глава 4. Психодиагностические методики изучения гендерных норм Приложение 1. Бланк опросника «Нормы мужского поведения» Приложение 2.Бланк опросника «Нормы женского поведения» Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 2. Нормы мужского поведенияВ предыдущих параграфах было представлено обоснование выделения двух типов гендерных норм: традиционалистского и эгалитарного. Основу традиционалистского типа составляют нормы поведения, предполагающие жесткое разделение мужских и женских ролей и неравенство в статусных позициях мужчин и женщин. Сфера деятельности женщины преимущественно ограничивается домом и семьей, а работа женщины вне дома не рассматривается в качестве вида деятельности, значимого для ее развития и самореализации. Предполагается, что женщина прежде всего должна реализовать себя в ролях матери и жены. Для мужчин приоритетной считается именно внесемейная сфера жизнедеятельности, где он должен проявлять себя как профессионал и человек, достигший материального благополучия и высокого социального статуса. Содержание гендерных норм эгалитарного типа можно охарактеризовать следующим образом: семья и дети не должны рассматриваться только как область ответственности женщины, а профессиональная деятельность и карьера ассоциироваться только с мужчиной, поскольку самореализация в профессиональной и семейной сферах одинаково важны для мужчин и женщин. То есть социальные роли не могут однозначно отождествляться с полом их исполнителя, все социальные роли должны быть взаимозаменяемыми, так как могут исполняться и мужчинами, и женщинами. Рассмотрим более детально особенности выделенных типов норм мужского поведения, исходя из распространенной научной традиции изучения социально-психологических феноменов, в соответствии с которой исследование какого-либо феномена предполагает следующую последовательность: определение сущностных (содержательных) характеристик феномена, выявление причин или условий его возникновения, анализ последствий функционирования данного феномена. Другими словами, логика анализа гендерных норм предполагает поиск ответов на следующие вопросы: 1) каковы содержательные составляющие норм мужского поведения? 2) какие условия способствовали формированию конкретного типа норм, регулирующих поведение мужчин? 3) какое влияние оказывает определенный тип норм на развитие личности и психологическое самочувствие мужчин? 2.1. Нормы мужского поведения традиционалистского типаСодержательные составляющие норм традиционалистского типа как модели маскулинности У разных исследователей можно встретить различные по формулировкам, но близкие по смыслу основания для построения эталонной модели мужского поведения, которая соответствует традиционалистскому типу гендерных норм. В научной литературе при изучении содержания норм мужского поведения, как правило, используется словосочетание «модель маскулинности», основу которой составляет набор характеристик, олицетворяющих образ «настоящего» мужчины, соответствующий определенному социокультурному и историческому контексту. В рамках американской культуры Роберт Брэннон одним из первых предложил такую модель мужского поведения. Он сформулировал четыре основных правила, следование которым позволит представителям мужского пола соответствовать канону нормативной, т. е. «настоящей», состоявшейся маскулинности: 1) необходимость отличаться от женщин; 2) необходимость добиваться успеха и опережать других мужчин; 3) необходимость быть сильным, независимым и не показывать слабость; 4) необходимость обладать властью над другими. Психолог Джозеф Плек показал, что формирование мужской идентичности обусловлено «идеологией мужественности», т. е. набором социальных норм, содержащих предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать. Структура этих ролевых норм складывается из следующих составляющих: 1) норма успешности и статуса, которая означает, что ценность мужчины определяется величиной его заработка и достигнутыми успехами в профессиональной деятельности; 2) норма умственной твердости, предполагающая, что мужчина будет знающим, компетентным в разных вопросах, всегда будет адекватно оценивать и контролировать ситуацию; 3) норма физической твердости, подразумевающая, что мужчина будет физически сильным, мужественным и не будет избегать опасности; 4) норма эмоциональной твердости, согласно которой от мужчины ожидается проявление эмоциональной сдержанности в поведении: он не имеет права проявлять слабость и должен разрешать свои эмоциональные трудности без помощи других; 5) норма антиженственности, содержащая идею о том, что мужчинам следует избегать занятий и личностных черт, ассоциируемых с женщинами. Дональд Левант с коллегами выделяют семь измерений в нормативном каноне маскулинности: 1) требование избегать всего женственного; 2) требование придерживаться эмоциональной сдержанности; 3) акцент на жесткости, твердости и агрессии; 4) предписание быть самостоятельным; 5) акцент на достижении высокого статуса; 6) принятие обезличенной сексуальности; 7) гомофобия. Ориентация на обезличенные отношения (деперсонализированная сексуальность) как составляющая нормативного эталона «настоящего» мужчины является результатом усвоения запретов на проявление в общении с партнершей глубоких чувств и сомнений, характерных для «слабаков». Принятие обез- Под гомофобией понимаются различные формы негативной реакции на проявления гомосексуальности. Эмпирические исследования подтверждают, что стремление утвердить собственную мужественность часто осуществляется мужчинами через гомофобные шутки и оскорбления, которые имеют целью солидаризацию «со своими» и разотождествление с гомосексуальными мужчинами как менее статусными или маргинализированными. Анализ работ Дж. Плека и других исследователей позволил социологу Рэйвин Коннелл предложить понятие «гегемонной» (доминантной) маскулинности, в котором нашли отражение основные черты модели маскулинности, разделяемой преобладающей частью мужского сообщества. Гегемонная маскулинность представляет собой образец маскулинности мужчин, обладающих властью. Этот нормативный эталон, включающий умения быть сильным, успешным, способным, надежным и контролирующим ситуацию, является стандартом в психологических оценках, в социологических исследованиях и в пособиях, призванных научить молодых людей стать «настоящими мужчинами». Для гегемонной маскулинности характерны следующие особенности: во-первых, господство не только над женщинами, но и над другими группами мужчин (например, над молодыми мужчинами, гомосексуалами, низкоквалифицированными рабочими и др.); во-вторых, наличие обязательной гетеросексуальности; в-третьих, соответствие историческому контексту. Модель гегемонной маскулинности как способ формирования группы мужчин, обладающих властью, может различаться в разные исторические периоды. Американский исследователь Майкл Киммель подчеркивает, что главная черта гегемонной маскулинности — это обладание властью. Он выделяет следующие основания построения гегемонной маскулинности: антиженственность (маскулинность как бегство от всего фемининного); гомосоциальность (маскулинность как гомосоциальный спектакль, т. е. постоянная демонстрация своей мужской состоятельности перед другими мужчинами с целью получения признания собственной мужественности); гетеросексуальность (маскулинность как гомофобия). И. С. Кон, выделяя составляющие эталонной маскулинности, называет их константами мужского самоутверждения. Это следующие характеристики: 1. Потребность в самоутверждении. Общая модель мужского поведения и мотивации предполагает инструментальный стиль жизни, проекцию вовне, т. е. желание достичь успеха. 2. Потребность отличаться от женщин. Быть мужчиной — значит прежде всего не быть женственным. 3. Гомосоциальность. Ориентация на общение преимущественно или исключительно с представителями своего пола. Потребность в закрытом для женщин общении с себе подобными у мужчин очень выражена, а мужское товарищество и мужская дружба являются предметами культа и возрастной ностальгии. 4. Сексуальность, воспринимаемая и оцениваемая не как отношения, а как завоевание и достижение. Социолог Жанна Чернова в своем исследовании репрезентации маскулинности в российских мужских журналах 1990-х гг. пришла к выводу о том, что гегемонная маскулинность, характерная для буржуазного либерализма, становится эталоном и предписанием для «настоящих мужчин» современной России. Образ «настоящего мужчины» включает следующие черты: «Высокий уровень профессионализма, автономия, соревновательность, материальная независимость… гетеросексуальность, гомофобия и “двойной стандарт” в предписываемых себе и другим, находящимся на более низких уровнях социальной стратификации мужчинам, а также женщинам, нормах». Гегемонная маскулинность служит нормативным каноном, «нормативным образцом», на который ориентируются мужчины и мальчики. Однако это не означает, что большинство мужчин, поддерживающих идеологическую основу доминирующей формы маскулинности, соответствуют характеристикам, входящим в данную модель. Гегемонная маскулинность скорее представляется желаемым образцом, идеалом, ее характеристики четко структурированы, а стремление следовать им социально поощряется. Альтернативные (по отношению к гегемонной модели) типы маскулинности, существующие в группах национальных, социальных и сексуальных меньшинств, маргинализируются, а мужчины, не склонные соответствовать стандартам «настоящего мужчины», могут стать объектом дискриминации. Итак, анализ работ, включающих рассмотрение составляющих модели «настоящего» мужчины, свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые различия, выделяемые разными авторами в содержании нормативной маскулинности, явно видно то общее, что объединяет эти описания. Набор данных характеристик строится на мужской доминантности и оппозиции всему женскому: гендерная поляризация, дифференциация и властная позиция — это основа конструирования образа «настоящего» мужчины. Содержание модели гегемонной маскулинности представляет собой совокупность норм мужского поведения традиционалистского типа, отличительной особенностью которых является поляризация и неравноценность мужских и женских ролей. Социально-психологические факторы формирования норм мужского поведения традиционалистского типа Модель маскулинности как стандарт мужского поведения традиционалистского типа формировалась в течение длительного времени, но наибольшее распространение она получила в западной культуре в XX столетии. Анализ социально-психологических факторов формирования гендерных норм предполагает учет макро- и микроусловий, т. е. обстоятельств, действующих как на уровне общества и социальных институтов, так и в сфере межличностного взаимодействия мужчин и женщин. Результаты междисциплинарных научных исследований позволили раскрыть роль широкого спектра условий в формировании гендерных норм. Приверженность мужчин традиционалистским нормам поведения на уровне индивидуального сознания обусловлена комплексом следующих факторов: • социально-политическими обстоятельствами и доминирующей в обществе гендерной идеологией; • приоритетами в социальной политике; • степенью распространенности в массовом сознании стереотипов по поводу канона маскулинности; • особенностями первичной и вторичной гендерной социализации; • гендерными ожиданиями со стороны значимых людей. Рассмотрим особенности влияния выделенных факторов на формирование норм мужского поведения традиционалистского типа. Доминирующая в конкретном обществе гендерная идеология через содержание гендерных ролей определяет нормативные поведенческие модели «правильного» женского и мужского поведения. «Быть мужчиной» — значит играть определенную социальную роль, «быть женщиной» — играть другую роль. Эти социальные роли, выделяемые по половому признаку, являются установками/ожиданиями, которые определяют, как мужчина и женщина должны действовать согласно нормам, принятым в данном обществе. Гендерная ролевая идеология (gender roles ideology) — суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре и обществе (как должны выглядеть и как должны вести себя мужчины и женщины в конкретном обществе). Другими словами, гендерную идеологию можно определить как согласованную систему взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Гендерная идеология — это механизм социальной организации и поддержания установленных нормативных моделей поведения мужчин и женщин. Принято различать традиционную и эгалитарную гендерную идеологию. Гендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин и мужчин как представителей больших социальных групп; данная политика формирует правовой и социальный статус этих групп, регламентирует их взаимоотношения с обществом, способствует формированию нормативных моделей маскулинности. Традиционный тип государственной политики — это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и в обществе между мужчиной и женщиной. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и кормильца семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. А естественным предназначением женщины считается самореализация в сферах материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Внимание! Авторские права на книгу "Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография" (Клецина И.С., Иоффе Е.В.) охраняются законодательством! |