Философия Миронов В.В. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.09.2016
ISBN: 9785392023684
Язык:
Объем текста: 289 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение. Что такое философия?

Раздел 1. История философии. Глава 1. Возникновение философии: от мифа к логосу

Глава 2. Античная и средневековая философия

Глава 3. Философия эпохи возрождения и нового времени

Глава 4. Классическая немецкая философия

Глава 5. Философия марксизма

Глава 6. Русская философия XIX — начала XX в.

Раздел 2. Основные направления современной западной философии

Глава 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм)

Глава 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)

Глава 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом)

Раздел 3. Философия бытия: познание, человек, культура. Глава 1. Бытие и его фундаментальные свойства

Глава 2. Познание

Глава 3. Общество как объект философии

Глава 4. Человек

Глава 5. Ценности

Глава 6. Культура как объект философского исследования



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2. АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ


§ 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Традиционно развитие греческой философии рассматривается как некий цикл от ее зарождения через расцвет и зрелость к упадку. Зарождение древнегреческой философии мы рассмотрели выше при описании процесса становления философии и выделения ее из мифа. Теперь остановимся вкратце на основных этапах ее развития.


В центре всего классического периода расцвета античной философии лежат представления и разработка учений о цельном чувственно-материальном Космосе.


Этап ранней классики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит) характеризуется интуитивным рассмотрением чувственно-материального Космоса. Это своеобразная интуитивная натурфилософия.


Поиски первоэлементов мира ведутся здесь в их материальных, реальных, осязаемых нашими органами вещах, явлениях и стихиях, которые окружают человека. Человек живет на земле, это его основа, поэтому безусловно верным было бы предположить, что это и основа Космоса. Однако земля неподвижна, а мир движется, значит, должны быть основы этой текучести мира, и их находят в воде и воздухе. Но и земля, и вода, и воздух как бы всегда присутствуют, всегда есть, а в мире существует еще смерть и уничтожение, и в качестве такой стихии, отражающей данные процессы, выбирается огонь, который трактуется как особый элемент материи, подвижный и тонкий. В свою очередь, поскольку и огонь не был вечен, требовалось некоторое более абстрактное, хотя и менее чувственно-конкретное представление, отражающее вечность мира и материи. В качестве этого выступает эфир как особая разновидность огня-света.


Философы понимали, что любое явление, любой исследуемый объект многообразен и обладает свойствами, которые не всегда могут быть обнаружены чувствами. Поэтому ионийской традиции Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, разрабатывающих учение о физической материи как первичной по отношению к форме, противостоит пифагорейская традиция, в которой важное место занимает форма, с помощью которой материя, обладающая потенциальными свойствами, становилась конкретным предметом (оформлялась). Реализацией этого представления стало пифагорейское учение о числах.


Другие философы попытались совместить материю и форму. Представители элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон и др.) утверждали, что первичной выступает именно форма. Напротив, атомистическое направление (Левкипп, Демокрит) отдавали примат материи. В результате дискуссий возникает синтетическое направление, в рамках которого предпринимается попытка связать материю и форму, множественность и единство и рассмотреть их как взаимопереходящие друг в друга. Эмпедокл рассматривал такой переход как результат космических переворотов, которые осуществлялись с определенной периодичностью. Диоген Аполлонийский, напротив, — как постепенный переход одного в другое.


Все эти процессы, происходившие в умах философов, постепенно сформировали то, что мы сейчас называем основным достижением античности, а именно диалектику как особый метод рассмотрения объектов с выделением в них противоположных сторон, но находящихся в единстве, как возможность синтетического, объединяющего рассуждения о многообразии окружающего нас мира, о разнородности процессов в нем.


Одно из центральных мест в античной философии занимает развитие учения о логосе. В обыденном значении логос не что иное, как просто речь, как некое упорядоченное обращение. Поэтому можно встретить данный термин в значении беседы, суждения, решения или даже всеобщего математического смысла, порядка. Кроме того, в греческой традиции логос рассматривался как жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме логос обозначал диалог действующих лиц, в отличие от хорового выступления. Однако в современную культуру входит иное понимание данного термина, прежде всего его философская интерпретация. И здесь логос означает процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений, противостоящий нерациональному мышлению. Логос — это не речь обычного человека, а особое свойство чувственного Космоса. Он как нечто объективное, субстратное является выражением деятельности Космоса по упорядочиванию мира, это все, что противостоит хаотичному и бесформенному.


На этапе средней классики активно разрабатываются проблемы диалектики.


Диалектика рассматривается софистами (Протагор, Горгий и др.) как определенный прием обоснования доказываемых положений, часто вовсе безотносительно к их истинности в современном значении этого слова, что позволяет ее использовать часто для обоснования прямо противоположных утверждений. Такое использование часто обозначают как "негативная диалектика".


Однако в этот же период возникает и несколько иное понимание диалектики, разрабатываемое в сократовской философии (Сократ, Ксенофонт), которое можно обозначить как "позитивная диалектика", с которой многое исследователи и связывают начало философии как таковой. Не случайно в периодизациях историко-философского процесса предшествующий период называется досократовским, а философы, его представляющие, — досократиками.


Зрелая классика характеризуется более широким использованием диалектики, которая применяется ко всему чувственно-материальному Космосу. Платон расширяет сферу применения сократовской диалектики, используя данный метод применительно буквально ко всему, в том числе и к натурфилософской области. Ему удалось объединить интуитивно-физическую данность и систему диалектически развитых категорий при описании чувственно-материального Космоса. С одной стороны, для Платона диалектика оставалась в сократовской традиции особым способом поиска истины. С другой — он строит собственное понимание чувственно-материального Космоса как синтеза ума и необходимости, идеи и материи. Материя трактуется как нечто неопределенное и бесформенное, а идея, напротив, — как нечто оформленное, ограниченное.


В поздней классике (Аристотель) разрабатывается мысль о всеобщем становлении, а идея выступает в качестве оформляющей силы. Порождаемый идеей облик вещи называется эйдосом (некая причинно-целевая конструкция). Весь Космос трактуется как огромный эйдос, причинно-целевая конструкция всего мира, "эйдос эйдосов", "идея идей" — "ум-перводвигатель". Он является причиной самого себя, он мыслящий, но и мыслим. Это некое самомыслящее существо. У Аристотеля, таким образом, "вечная идея не просто является чем-то неподвижным и недеятельным, но все время находится в действии, в становлении, в творчестве, в жизненном искании, в преследовании тех или иных, но всегда определенных целей". Не существует вещи самой по себе и идеи самой по себе, такое противопоставление чисто мысленное, реально они взаимно переходят друг в друга.


Период, который часто обозначается как закат античной философии, характеризуется рассмотрением чувственно-материального Космоса не как объекта, а как субъекта, в котором заключаются воля, чувства, аффекты, который осознает себя сам и который может быть творцом истории.


В раннем эллинизме (IV—I вв. до н.э.) выделяются три школы — эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, которые по-разному стали трактовать чувственно-материальный Космос: не только как нечто объективно данное, но на него переносились и все субъективные человеческие переживания, в этом плане он рассматривался как "мировой субъект" (А. Ф. Лосев).


Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций, Гораций) исходит из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство, некая аксиома. Атомы стали мыслительными конструкциями, аналогиями ощутимости бытия, которые могли менять свое направление, а источник их движения находился в них самих. Такой же ощутимостью были и бога, которые уже поэтому ни от чего не могли зависеть: "ни они не воздействуют на мир, ни мир не может воздействовать на них".


Подлинным источником познания, который никогда нас не обманывает, являются чувства. Объективно существующие вещи "источают" потоки атомов, каждый из этих потоков внутренне содержит образ вещи, который запечатлевается в душе. Результат этого воздействия есть ощущения, которые истинны, если соответствуют вещам, и ложны, если способны передавать иллюзорную видимость соответствия вещам. Ощущения являются основой для формирования представлений, которые сохраняются в памяти. Их совокупность может быть названа прошлым опытом. Имена человеческого языка фиксируют представления. Значением имен служат представления, соотнесенные через образ (поток атомов) с вещью.



Философия. Учебник

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии.<br /> Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею.

59
Философия Миронов В.В. Философия. Учебник

Философия Миронов В.В. Философия. Учебник

Философия Миронов В.В. Философия. Учебник

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии.<br /> Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею.