Биографии и Мемуары Павленко Н.И. Елизавета Петровна

Елизавета Петровна

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Биографии и Мемуары
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.07.2017
ISBN: 9785392243419
Язык:
Объем текста: 328 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Глава первая. Цесаревна Елизавета Петровна

Глава вторая. Долгий путь к трону

Глава третья. После переворота

Глава четвертая. Шетарди был прав

Глава пятая. Тень над троном

Глава шестая. Первое десятилетие на троне

Глава седьмая. Шуваловы — некоронованные правители

Глава восьмая. Благочестие по-елизаветински

Глава девятая. Война по правилам царедворцев

Глава десятая. Кончина. Итоги двадцатилетнего царствования



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава восьмая.
Благочестие по-елизаветински


Выше отмечались свойства натуры Елизаветы Петровны, не украшавшие ее как императрицу: беззаботность, леность, неуемное пристрастие к увеселениям и роскоши, уклонение от выполнения обязанностей монархини. Из ее поведения на троне следует вывод, что она царствовала, но не управляла страной в еще большей мере, чем, например, ее предшественница Анна Иоанновна. Подобные ситуации при монархической форме правления не относились к уникальным. Достаточно вспомнить малолетних царей Ивана и Петра Алекеевичей, за которых в течение семи лет правила их старшая сестра Софья, неграмотную императрицу Екатерину I и двенадцатилетнего императора Петра II, в царствования которых управлял до своего падения «полудержавный властелин» А. Д. Меншиков, или, наконец, младенца-императора Иоанна Антоновича, именем которого правила страной немецкая камарилья. За увеселениями Елизавете Петровне было недосуг вникать в нудные дела внутренней политики, в суть внешнеполитических интриг западноевропейских дворов, обременять себя докучливой информацией собственных министров.


Настал черед, чтобы, отрешившись от пороков Елизаветы, отметить ее добродетели и главную из них — милосердие. Оно исходило не только от такой черты ее характера, как доброта, но и ее набожности, следования христианской заповеди о любви к ближнему. Из законодательства времени Елизаветы можно сделать вывод не о декларативной заботе о подданных, о якобы «матерном попечении» об их судьбе, как это заявляла Анна Иоанновна, а о реальном облегчении условий жизни подданных, причем не только их высших слоев, но и трудового населения. Отметим, что советская историография начисто отвергала эту черту царствования Елизаветы Петровны, поскольку исходила из догмы, что монарх в силу своего положения в социальной структуре общества способен проявлять заботу только о собственном благе и благе помещиков-дворян и, являясь антиподом (классовым врагом) трудового населения, если и совершал какие-либо действия в его пользу, то под давлением классовой борьбы, как вынужденную меру, означавшую уступку. Марксизм признает роль личности в истории, но в ограниченных рамках способности этой личности тормозить прогресс или способствовать его развитию, игнорируя при этом наличие или отсутствие общечеловеческих добродетелей или пороков у того или иного деятеля.


Начнем с набожности императрицы, в некоторых случаях приобретавшей черты фанатизма. Набожность Елизаветы Петровны оказывала влияние на ее церковную политику, а также на ее характер, отличавшийся кротостью и милосердием.


Внешние проявления набожности выражались в ее пеших походах в Троице-Сергиев монастырь. Замаливала она свои грехи в Киево-Печерской лавре, Савво-Сторожевском монастыре в Звенигороде, в поклонении Тихвинской Божьей Матери. Она свято соблюдала посты, непременно присутствовала на литургии в праздничные и воскресные дни и даже пела в церковном хоре. Более того, посещения церкви в праздничные и воскресные дни она требовала и от вельмож — указом 9 октября 1743 года она велела в дни, когда не было собраний в правительственных учреждениях, сначала присутствовать у святой литургии, а затем отправлять личные дела.


Строгое соблюдение церковной обрядности отнюдь не являлось показной религиозностью — императрица искренне исповедовала православие, верила его догматам и доступными ей средствами пыталась увеличить число приверженцев православия среди своих подданных, многие из которых были либо язычниками, либо магометанами.


Известны многократные заявления дочери Петра Великого о намерении продолжать дело отца. В действительности ни в одной сфере жизни страны невозможно обнаружить столь радикальных отступлений от преобразовательных начинаний Петра Великого, как в церковной политике его дочери. Нельзя сказать, чтобы эта политика была продуманной и приобрела систему, ее скорее можно объяснить уступчивостью императрицы, нежеланием ссориться с духовными иерархами, настойчиво требовавшими восстановления утраченных позиций со времени проведения Петром I церковной реформы.


Кардинальный вопрос об отношениях между светской и духовной властью был решен еще в царствование отца Петра царя Алексея Михайловича во время его схватки с патриархом Никоном, которую последний безнадежно проиграл. Первенствующую роль светской власти, подчинившей себе духовную, закрепил Петр I учреждением Синода вместо патриарха. Императору, однако, не удалось осуществить еще одну важную меру — отобрать у духовенства земельные владения с сидевшими на них крестьянами, с которых оно извлекало немалые доходы, то есть лишить церковь экономической независимости. Изъятие у церкви земельных владений государством называется секуляризацией (secularus — светский). Если ликвидация патриаршества и замена его Синодом, члены которого находились на жалованье у государства, сопровождались установлением политической зависимости духовной власти от светской, то осуществление секуляризации означало утрату экономической независимости духовенства, превращение церкви в послушную служанку государства.


В 1701 году Петру удалось осуществить частичную секуляризацию владений епархий и монастырей, когда были определены штаты монастырей, то есть число находящихся в них монахов и монахинь, и установлены размеры денежного и натурального довольствия на каждого монашествующего. Доходы с вотчин, получаемые cверх штатных расходов, шли в пользу государства.


До сих пор в точности неизвестны причины, почему царь в 1721 году отменил установленный ранее порядок и передал вотчины в полное управление монастырей и епархий. Возможно, его убедили доводы Синода, что вотчины черного и белого духовенства «от гражданских управителей пришли в скудность», то есть были ими разорены. Можно, однако, признать заявление Екатерины I в объявленном ею Манифесте 15 июля 1726 года о том, что Петр «соизволил восприять было намерению» оставить церковные дела в ведомстве Духовной коллегии (Синода), а дела хозяйственные изъять у нее, но смерть его помешала осуществить задуманное.


Намерение супруга реализовала его вдова: под предлогом того, что внимание Синода приковано к управлению вотчинами в ущерб чисто церковным заботам, Манифест разделил его на два департамента по шесть человек в каждом, причем первый департамент состоял исключительно из духовных иерархов, а второй — из светских чинов. Должность первого департамента состояла в том, чтобы «управлять всякие духовные дела Всероссийской церкви и содержать в добром порядке и благочинии духовных, тако ж типографиею». На попечение второго департамента передавалось все, что относится к экономии, а также суд и расправа. Практически два департамента были двумя изолированными друг от друга учреждениями, выполнявшими несхожие обязанности. Первый департамент долгое время оставался неизменным, в то время как второй менял и название, и подчиненность: вскоре после реформы 1726 года он стал называться Коллегией экономии, а в апреле 1738 года ее подчинили Сенату под тем предлогом, что «в оной Коллегии состоят сборы и другие экономические дела», подлежащие ведению Сената, а не Синода.


До секуляризации оставалось сделать один шаг, но совершить его, как это нередко бывает в истории, помешал слепой случай. В марте 1740 года президент Коллегии экономии сенатор граф Платон Иванович Мусин-Пушкин подал императрице Анне Иоанновне записку, обвинявшую духовенство во множестве грехов: алчности, административной несостоятельности в управлении вотчинами, игнорировании интересов государства, в результате чего накопилась недоимка в 100 тысяч рублей. Автор записки предлагал монастырские и епархиальные власти отрешить от управления вотчинами и передать их светским чинам, назначаемым Коллегией экономии. Императрица наложила резолюцию: «Учинить по сему представлению».


Претворить в жизнь резолюцию не удалось: инициатор реформы П. И. Мусин-Пушкин попал в немилость и был отстранен от должности, ибо оказался причастным к кружку А. П. Волынского. Спустя полгода после вынесения резолюции скончалась и императрица. Дело заглохло.


Со вступлением на престол Елизаветы Петровны духовные власти воспрянули духом и, зная набожность императрицы, не ошиблись в своих надеждах. Со всех сторон раздавались жалобы на притеснения, которые им пришлось терпеть во времена бироновщины. Ректор Московской духовной академии Кирилл Флоринский заявил: «Доселе дремахом, а ныне увидохом, что Остерман и Миних с своим сонмищем влезли в Россию, яко эмиссарии дьявольские... и дражайшее всего в России, правоверие и благочестие не точию превратят, но и до корня истребят». Новгородский архиепископ Амвросий с кафедры развивал ту же мысль: Елизавета «преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие то все были враги наши, которые под видом будто верности отечество наше разоряли... Под образом будто хранения чести и здравия и интереса государства, о коль бесчисленное множество, коль многие тысячи людей благочестивых, верных, добросовестных, невинных, Бога и государство весьма любящих в Тайную (канцелярию. — Н. П.) похищали, в смрадных узилищах и темницах заключали, гладом морили, пытали, мучили, кровь невинную проливали».


Архиепископ Дмитрий (Сеченов) в 1742 году в присутствии императрицы заявил в проповеди, что со времени смерти Петра Великого и Екатерины находившиеся у власти недруги «прибрали все отчество наше в руки, великий яд злобы на верных чад российских отрыгнули, коликое гонение на церковь Христову и на благочестивую веру воздвигли».


Подобные заявления находили у благочестивой императрицы угодный для духовенства отклик. Один за другим последовали указы о предоставлении белому духовенству льгот, освобождение их дворов от постоев воинских команд; освобождение от несения караульной службы по ночам; освобождение от необходимости участвовать в тушении пожаров; освобождение от наказания священнослужителей и монахов за ложный донос по «слову и делу». В знак особого уважения к Троице-Сергиеву монастырю он в 1744 году именным указом был переименован в Троице-Сергиеву лавру. Изменение названия одной из Древнейших обителей сопровождалось предоставлением ей ряда существенных льгот. Так, лавра освобождалась от уплаты пошлин за покупаемые на Украине три тысячи ведер вина в год, от уплаты налогов за принадлежавшие ей мельницы, а ее подворья в Москве и Петербурге — от постоев воинских команд и др.




Елизавета Петровна

О русской императрице Елизавете Петровне (1709–1761/62), дочери Петра Первого, сложилось впечатление, навеянное известными строками А. К. Толстого: «Веселая царица была Елиcавет». Не оспаривая ее любвеобильности, страсти к нарядам и удовольствиям, предоставляемым троном, автор попытался усложнить этот образ, объяснить побудительные мотивы ее поступков и дополнить ее портрет штрихами, на которые не только историки, но иногда и современники обращали мало внимания.

179
 Павленко Н.И. Елизавета Петровна

Павленко Н.И. Елизавета Петровна

Павленко Н.И. Елизавета Петровна

О русской императрице Елизавете Петровне (1709–1761/62), дочери Петра Первого, сложилось впечатление, навеянное известными строками А. К. Толстого: «Веселая царица была Елиcавет». Не оспаривая ее любвеобильности, страсти к нарядам и удовольствиям, предоставляемым троном, автор попытался усложнить этот образ, объяснить побудительные мотивы ее поступков и дополнить ее портрет штрихами, на которые не только историки, но иногда и современники обращали мало внимания.

Внимание! Авторские права на книгу "Елизавета Петровна" (Павленко Н.И.) охраняются законодательством!