Юридическая Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.06.2016
ISBN: 9785392213832
Язык:
Объем текста: 247 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Единство и дифференциация правового регулирования как общетеоретические категории и их проявление в праве социального обеспечения

Глава 2. Единство и дифференциация правового регулирования как черта метода и принцип права социального обеспечения

Глава 3. Критерии дифференциации правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Глава 4. Проявление единства и дифференциации в правовом регулировании социального обеспечения государственных служащих

Глава 5. Внутривидовая дифференциация в правовом регулировании социального обеспечения военнослужащих и членов их семей



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Единство и дифференциация правового регулирования как черта метода и принцип права социального обеспечения


§ 1. Характеристика единства и дифференциации как черты метода правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан


Дальнейшая характеристика единства и дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения требует обращения к анализу категории «метод правового регулирования», которая традиционно ассоциируется с научной дискуссией об элементах системы позитивного права, позволившей прийти к устоявшейся точке зрения о том, что «система права — это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, подотрасли и институты права». Элементами системы права, таким образом, можно назвать норму права, институт права, подотрасль и отрасль права, а критериями отраслевой дифференциации — предмет и метод правового регулирования.


При характеристике категории «отраслевой метод правового регулирования» в науке теории права был сделан вывод о том, что его структура включает в себя следующие элементы: 1) характер общего юридического положения субъектов (т. е. правосубъектности, правового статуса); 2) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (т. е. юридических фактов); 3) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 4) характер юридических мер воздействия (т. е. санкций). Эта концепция разрабатывалась и поддерживалась как в общетеоретических, так и в отраслевых исследованиях.


В науке права социального обеспечения метод данной отрасли рассматривался многими учеными прежде всего в работах по общей части права социального обеспечения, нацеленных на характеристику его отраслевой самостоятельности. Однако есть и те исследования, что прямо посвящены методу права социального обеспечения и ориентированы на его всестороннее изучение. К ним, например, относятся труды Р. И. Ивановой и В. А. Тарасовой, а также Д. И. Рогачева.


В. С. Андреев характеризовал метод права социального обеспечения с точки зрения его алиментарного характера, указывая на то, что обязательства по предоставлению обеспечения возложены на государство в лице его органов управления или учреждений (по поручению государства данные функции могли выполняться профсоюзами или органами колхозов). К особенностям метода права социального обеспечения он относил также и то, что одним из субъектов таких отношений был гражданин или семья, а другим — государство или уполномоченные им органы, а само обеспечение осуществлялось за счет специальных общественных фондов потребления.


Впоследствии В. С. Андреев отказался от использования термина «алиментарный», который в ходе развернувшейся в литературе научной дискуссии был подвергнут критике. Например, К. С. Батыгин считает, что этот признак слишком узок для характеристики общественных отношений по социальному обеспечению. Т. В. Иванкиной отмечено, что «понятие алиментарности заимствовано из семейного права, где под ним понимается вполне определенный и четко очерченный характер отношений, вытекающих из брачно-семейных связей. Между отношениями распределения общественных фондов потребления и отношениями по взысканию алиментов в соответствии с нормами семейного права полностью отсутствует сущностное единство».


Впрочем, нельзя сказать, что эта позиция была единодушно поддержана. Как отмечала Т. В. Красильникова, «характерно для пенсионных правоотношений и то обстоятельство, что имущественное предоставление (выплата денег) осуществляется органами социального обеспечения безвозмездно, чем данные отношения сходны с алиментными отношениями в семейном праве».


Наиболее рациональной представляется точка зрения Р. И. Ивановой, которая проанализировала выдвинутые против термина «алиментарность» возражения и пришла к выводу о том, что все они «сводятся к следующим главным аргументам: 1) алиментарный характер присущ только содержанию, предоставляемому в рамках семейных отношений; 2) с определенными оговорками допускается употреблять алиментарность по отношению к тем видам социального обеспечения, которые предоставляются гражданам за счет прибавочного продукта; 3) по мнению одних ученых, бесплатность и безэквивалентность — самостоятельные признаки социального обеспечения (его видов), не имеющие отношение к термину алиментарность; другие — считают невозможным, ошибочным применение признака безэквивалентности к тем видам социального обеспечения, которые предоставляются по “трудовой системе”». По ее собственному мнению, «алиментарность обеспечения при социализме носит социальный характер. В данном случае термин “социальный” подчеркивает, что содержание предоставляется на уровне связи “индивид — общество”, а не “индивид — семья”. Такое содержание является алиментарным потому, что осуществляется за счет особого общественного фонда потребления — фонда социального обеспечения — безэквивалентно, бесплатно, без каких-либо вычетов и взносов из заработка трудящихся на эти цели». Как известно, фонд социального обеспечения являлся составной (но не обособленной) частью общественных фондов потребления, причем он создавался «за счет средств государства, предприятий, учреждений, организаций, колхозов без каких-либо вычетов на эти цели из заработной платы трудящихся».


Р. И. Иванова и В. А. Тарасова, признавая, что метод права социального обеспечения имеет диспозитивный характер, определяли его как «метод социально-алиментарных притязаний и предоставлений, означающий особое сочетание юридических приемов и способов воздействия (запретов, велений, дозволений и материальных предоставлений) на социально-обеспечительные отношения, которое (сочетание) обеспечивает осуществление бесплатного, безэквивалентного распределения материальных благ и услуг из фондов социального обеспечения на справедливой основе, без применения договорных начал на принципах всеобщности, единства и дифференциации условий обеспечения, всесторонности, высокого уровня жизнеобеспечения, самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации».


В современной научной литературе нет единства мнений относительно категории «алиментарность». По мнению М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой, «употребление такого термина применительно к предмету права социального обеспечения вызывает возражения принципиального характера, поскольку он затушевывает истинную экономическую природу отношений, входящих в предмет». Авторы рассматривают эту проблему на примере двух групп таких отношений. Первая включает социальное обеспечение работника (либо его семьи) в порядке обязательного социального страхования; вторая — социальное обеспечение человека как члена общества без учета его трудового вклада. М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой сделан вывод, что отношения первой группы не являются алиментарными, а отношения второй группы могут быть отнесены к числу таковых с определенной долей условности.


В то же время В. С. Аракчеев рассматривает идею алиментарности как весьма плодотворную, так как она «позволяет отграничить пенсию от иных денежных обязательств, обособить право социального обеспечения от трудового, административного, гражданского права, обосновать его самостоятельность». К числу признаков социального обеспечения В. С. Аракчеев относит его направленность на удовлетворение алиментарных потребностей.


М. В. Филиппова отмечает, что «признак социально-алиментарного характера отношений по социальному обеспечению сохранил свою актуальность и по сей день для отношений как социально-страховых, так и по обеспечению за счет средств бюджета. И в том, и в другом случае обеспечение предоставляется при наступлении указанных в законе обстоятельств без требования встречных действий от обеспечиваемого лица». Аргументируя свою позицию, М. В. Филиппова поясняет, что право на получение страхового обеспечения непосредственно связано с уплатой страховых взносов лишь в системе обязательного пенсионного страхования, тогда как во всех иных случаях такое право возникает при наличии статуса застрахованного лица (применительно ко всем застрахованным, кроме лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой).


М. В. Лушникова и А. М. Лушников указывают на то, что «социальное обеспечение в современных условиях строится на дилемме социальной солидарности и индивидуальной социальной ответственности». При этом «индивидуальная социальная ответственность в социальном обеспечении сопряжена с дополнительными добровольными системами социального обеспечения, которые сегодня практически во всех странах в той или иной мере являются необходимой составляющей общей системы социальной защиты населения». Представляется, что сущность индивидуальной социальной ответственности можно рассматривать более широко, подразумевая не только участие личности в добровольных формах социального обеспечения, но и добросовестную реализацию прав и обязанностей, принадлежащих ей в обязательном социальном страховании, государственном социальном обеспечении и т. д. Интересна точка зрения Г. А. Гаджиева, который полагает, что «социальное государство означает, что первичны обязанности личности перед обществом, а не общества перед личностью, что человек должен быть ответственным за себя и членов своей семьи».


Подводя итоги дискуссии о категории «алиментарность» в праве социального обеспечения, следует согласиться с позицией М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой, поскольку вопрос о применимости данного понятия зависит прежде всего от вида социального обеспечения, от того, для каких категорий граждан и в каких случаях он предназначен.


Так, в обязательном социальном страховании, где право на получение социального обеспечения обусловлено уплатой страховых взносов, алиментарные начала отсутствуют. Единственным исключением в данном случае выступает обязательное медицинское страхование неработающего населения. Несмотря на то, что в силу ст. 8 Закона о медицинском страховании полномочиями по уплате взносов за эту категорию лиц наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, величина таких взносов не обуславливается трудовыми доходами граждан и определяется законом. При этом их правовое положение ничем не отличается от статуса иных застрахованных, за которых страховые взносы уплачиваются страхователями — работодателями (застрахованные из числа самозанятых уплачивают взносы самостоятельно).


В системе государственного социального обеспечения алиментарные принципы присущи отношениям по предоставлению большего, чем в социальном страховании, числа видов социального обеспечения: социальных пенсий или мер социальной поддержки некоторых категорий безработных граждан (например, впервые ищущих работу). То же можно сказать и в отношении социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями в части, касающейся реализации реабилитационных мероприятий в отношении указанных граждан, так как право на получение соответствующих услуг и технических средств реабилитации возникает независимо от предыдущей трудовой или иной общественно полезной деятельности лица.


При этом в социальном обеспечении военнослужащих, а также иных категорий государственных служащих, ветеранов, лиц, пострадавших от радиационных катастроф алиментарные начала отсутствуют. В данном случае возникновение социальных прав или особенностей их реализации связано с предыдущим трудом гражданина, его заслугами перед государством и обществом, необходимостью компенсации вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина.


Исключения из системы алиментарных отношений есть и в социальном обслуживании. До 1 января 2002 г. пенсия лицам, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, полностью не выплачивалась, хотя круг обстоятельств, при наличии которых социальные услуги оказываются бесплатно, определял Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 16). С 1 января 2015 г. условия предоставления социальных услуг бесплатно определяются на основании ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».


Что касается государственной социальной помощи малоимущим гражданам, то она носит преимущественно алиментарный характер. Особого изучения вместе с тем требует социальная помощь, предоставляемая на основе социального контракта.


Свой подход к пониманию метода права социального обеспечения предложила Е. Е. Мачульская, именующая его «методом позитивного обязывания государственных органов или учреждений предоставить физическому лицу конкретный вид социального обеспечения на возмездно-неэквивалентных или бесплатных началах в случаях, установленных законом». К числу отличительных особенностей правового регулирования отношений по социальному обеспечению Е. Е. Мачульская относит следующие обстоятельства: 1) правовое положение субъектов основано на отношениях координации; 2) своеобразие фактического состава возникающих правоотношений выражается в сочетании волеизъявления лица с актами государственных органов социального обеспечения; 3) невозможность установления содержания правоотношений по волеизъявлению сторон; 4) применение имущественной ответственности восстановительного характера только к физическим лицам; 5) наличие судебного и административного порядка разрешения споров. Впрочем, изложенная позиция критиковалась в науке.


По мнению М. В. Филипповой, метод правового регулирования находит реализацию с помощью механизма правового регулирования, которому в социально-обеспечительных отношениях свойственно использование: 1) преимущественно императивных предписаний; 2) нормативного закрепления оснований возникновения права на обеспечение в виде социальных рисков как обстоятельств, фактически не зависящих от воли людей; 3) императивного порядка установления прав и обязанностей, которые возникают в силу сложного фактического состава, включающего в себя в том числе волеизъявление обеспечиваемого субъекта; 4) особого рода применения как акта констатации оснований обеспечения в ответ на такое волеизъявление; 5) правовосстановительных и правоограничительных санкций в отношении обеспечиваемого гражданина, а также санкций правовосстановительного характера в отношении обеспечивающего органа.


В свою очередь М. В. Лушникова и А. М. Лушников определяют метод современного права социального обеспечения как «метод социально-обязательственных притязаний и социально-солидарных предоставлений социальных благ членам общества, вытекающих из закона или договора, в целях обеспечения достойного уровня жизни».


М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова выделяют ряд признаков метода права социального обеспечения: «императивно-диспозитивное регулирование; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; недопустимость, как правило, договорного регулирования; обусловленность возникновения, изменения или прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей); относительная автономность субъектов по отношению друг к другу; абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; применение правовосстановительных и правоограничивающих санкций». По мнению ученых, метод права социального обеспечения — это «совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений».


Актуальная характеристика метода права социального обеспечения предложена Д. И. Рогачевым, который полагает, что ему присуще «особое сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном (перманентном) доминировании первого, а также применение в нормах права социального обеспечения стимулирования как производного способа правового регулирования».




Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

В монографии рассматриваются теоретические и экономические основы единства и дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения. Анализируется сущность единства и дифференциации как черты метода и принципа данной отрасли. Формулируется содержание понятия «критерий дифференциации правового регулирования», приводится классификация критериев. Характеризуется дифференциация социального обеспечения граждан с учетом специфики их профессиональной деятельности, а также внутривидовая дифференциация в праве социального обеспечения.<br /> Проявление единства и дифференциации в праве социального обеспечения исследуется на примере социального обеспечения государственных служащих, в том числе лиц, проходящих (проходивших) военную службу, и членов их семей, характеризуются особенности реализации военнослужащими права на медицинскую помощь, пенсионное обеспечение и другие виды социального обеспечения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2016 г.<br /> Монография предназначена для научных и практических работников, преподавателей и лиц, обучающихся по программам подготовки юристов, а также всех, кто интересуется проблемами права социального обеспечения.

199
Юридическая Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Юридическая Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Юридическая Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

В монографии рассматриваются теоретические и экономические основы единства и дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения. Анализируется сущность единства и дифференциации как черты метода и принципа данной отрасли. Формулируется содержание понятия «критерий дифференциации правового регулирования», приводится классификация критериев. Характеризуется дифференциация социального обеспечения граждан с учетом специфики их профессиональной деятельности, а также внутривидовая дифференциация в праве социального обеспечения.<br /> Проявление единства и дифференциации в праве социального обеспечения исследуется на примере социального обеспечения государственных служащих, в том числе лиц, проходящих (проходивших) военную службу, и членов их семей, характеризуются особенности реализации военнослужащими права на медицинскую помощь, пенсионное обеспечение и другие виды социального обеспечения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2016 г.<br /> Монография предназначена для научных и практических работников, преподавателей и лиц, обучающихся по программам подготовки юристов, а также всех, кто интересуется проблемами права социального обеспечения.

Внимание! Авторские права на книгу "Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография" (Антипьева Н.В.) охраняются законодательством!