|
ОглавлениеЧасть II. Язык. Знание. Реальность Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВведениеПотребность в исследовании развития и современного состояния проблематики смысла связана с внутренними трансформационными процессами, происходящими в самой философии, и обусловлена реалиями нынешнего общественного развития. Проблематика смысла становится актуальной для философских исследований, во-первых, в связи с «гносеологическим» поворотом, когда идея неизменной реальности, рассматриваемой в качестве «сущего», сама становится проблематичной, и на первый план выходит вопрос о том, каким образом человек познает этот мир, сущее, и, во-вторых, в связи с «лингвистическим» поворотом, когда акцентируется роль языка как одной из главнейших знаковых систем, посредством которых человек в качестве социального субъекта познает окружающий мир, организует и осваивает социальный опыт. Такого рода семиотико-гносеологическая ориентация характерна для прагматизма, феноменологии, аналитической философии, поэтому можно сказать, что именно в ХХ столетии смысл становится центральным философским понятием, характеризующим специфику опредмечивания мира в целом в языке. В то же время насущной потребностью современности становится постановка вопроса о возможностях практического применения гуманитарных наук, при определении которых необходимо избегать как их технологизации, так и политизации. С одной стороны, это человек перед лицом «машинной реальности», поиск новых философско-методологических предпосылок оперирования знаковыми системами, что связано со спецификой современных виртуальных технологий, состоящей в том, что в оперирование знаковыми системами, создаваемыми человеком, включаются машинные средства, компьютер; способов осмысления новых видов реальности, формирующихся в Интернете, компьютерных играх, видеоконференциях. С другой стороны, это осознание необходимости коммуникативного общечеловеческого диалога с целью достижения взаимопонимания и объединения в свете проблем, выдвигаемых перед современной цивилизацией угрозой одностороннего техногенного ее развития, межнациональной, межкультурной, социальной разобщенностью. Так, можно констатировать, что актуальной для современной России становится смысловая идентификация, осознание общих национально-исторических смыслов, способных консолидировать общество, выведение экономических, политических, национальных проблем в дискурсивную плоскость, предполагающую возможность рациональной аргументации и обоснования. Все это отражается в стремлении преобразовать человеческую культуру на основе гуманитарного исследования на основе рациональности. Ведущими темами становятся проблемы смыслопорождения и смыслопонимания, а также их утверждения в социуме. Предметом теоретической рефлексии является представление о неразрывной связи, единстве человека и мира, понимание смысла как рождающегося в результате интенциональной, предметной направленности человека, творящего самого себя в процессе свободной деятельности, смысла как связующей нити между субъектом и миром, как посредника между познающим, мыслящим субъектом и познаваемым объектом. Внимание! Авторские права на книгу "Знание. Общество. Смысл. Монография" (Демина Л.А., Пржиленский В.И.) охраняются законодательством! |