Юридическая Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Загадки танатологии. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 25.09.2017
ISBN: 9785392263349
Язык:
Объем текста: 184 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение. Основы судебно-медицинской танатологии. Что нам дает изучение мумий?. Загадочное искусство бальзамирования. Костюм из нефрита для принца Лю Шена. «Алтайская принцесса». Мадагаскар. Тайна племени ибалои. Мумия Тутанхамона. Мумия Эхнатона. Мумия Нефертити. Секреты позолоченных мумий. Проклятие долины фараонов. Мумии животных и птиц. Мумия Рамсеса I. В целости и сохранности. Поющие мертвецы из Черчена. Спокойно ли спят знаменитые покойники?. Чудеса с кровью Святого Януария. Угличская трагедия

Нетленные святые. Барнабас Чичиков. Мощи из Белостока. Несмываемая кровь Давида Риччо. Папа Сильвестр II. «Спящая красавица» Марфа Собакина. Мощи Юрьевского монастыря. Юрий Долгорукий. Пленники торфяных болот. Еще одна загадка острова Пасхи. Окаменевший труп. Опальный светлейший князь. Альпийская находка. Лама Даши-Доржо Итигилов. Настоятель Ву Кхак Минь. Офелия. Жертва разоблачает убийцу. Римская красавица. Происшествие с сестрой Розелин. Загадка Жана ле Вассера

Пусть тело мое не знает тления. Случай с герцогом де Круа. Мумия монаха Иоакима. К истокам Нила. Жировоск. Случай длительной консервации трупа в условиях соляной шахты. Мавзолей Железного хромца. Нет покоя праху Гёте. Железный человек. О сроках полной и частичной мумификации трупов. Утраченный секрет. Бальзамирование в России. Эстетика анатомии. Крионика. Современные методы бальзамирования. Заключение. Список основной использованной литературы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Пусть тело мое не знает тления


Нетленность мертвого тела во все времена считалась признаком святости. Однако в случае с останками графа Кристиана Фридриха фон Калбутца (1651–1702) можно сказать как раз обратное. Будучи человеком необузданных страстей, он имел 11 законнорожденных детей, а также был отцом 40 незаконнорожденных малюток. Преследованиям сластолюбивого графа подвергались все женщины округи.


В 1690 г. граф убил пастуха из соседнего Бюквица из-за того, что его молодая жена отвергла ухаживания графа. Вдова подала на графа в суд в городе Нойштадте, но тот избежал наказания за убийство, произнеся «очищающую клятву»: «Если я убийца, пусть Господь не позволит моему телу подвергнуться тлению». Письменные свидетельства о суде и обвинения существуют в действительности, а вот данная графом клятва дошла до наших дней лишь в пересказе и не может быть проверена.


В 1702 г. граф Кристиан Фридрих фон Калбутц скончался в своем родовом замке. Гроб с телом графа был помещен в склеп в церкви XIII в. в деревне Кампел. Новый владелец поместья в 1794 г. занялся переоборудованием и реконструкцией церкви и решил перенести гробы из склепа и захоронить их в землю на церковной территории. Когда проверяли гробы, выяснилось, что только одно из тел мумифицировалось. Предположили, что это тело графа фон Калбутца, что и подтвердилось записями в церковных книгах.


В период между 1895 и 1983 гг. останки фон Калбутца подвергались осмотрам. Труп не был забальзамирован, во внутренних органах не обнаружили ни следов ядов, ни других химических веществ, которые могли бы предотвратить разложение тела. Не было в склепе и признаков газов или лекарственных препаратов, которые могли бы сделать это. Согласно одному из медицинских заключений, сластолюбивый граф фон Калбутц мог умереть от раковой опухоли, и вызванный этим недостаток питательных веществ в организме способствовал выраженному высыханию трупа.


Существует еще и предание, которое гласит, что призрак фон Калбутца покинул склеп и совершил, по крайней мере, еще одно убийство в 1806 г. Однако сообщения о призраке вероломного графа не появлялись почти два столетия. Мумия графа, которая и сегодня демонстрируется туристам, весит 6 кг — всего лишь тень живого фон Калбутца, который весил 70 кг.


Случай с герцогом де Круа


В Эстонии, рядом со зданием древней церкви Нигулисте, построенной еще в середине XIII столетия на одной из старинных улиц средневекового Таллинна — Ратискаеву, с севера от нее, находится капелла Клодта, которая на некоторых старинных планах города называлась «капеллой де Круа». Такое название капеллы условно и связано с нахождением в ней мумии герцога де Круа.


История эта относится ко временам деяний Петра Великого. Когда в 1698 г. молодой русский царь Петр I выезжал из Амстердама, некий герцог де Круа был представлен ему. Он подал Петру письмо германского императора, который лестно отзывался о талантах герцога и рекомендовал его как опытного и храброго генерала. Спустя два года, уже в России, герцог де Круа встречается с Петром I в Новгороде. Уже началась Северная война, и Петр нуждался в опытных военачальниках. Петр I принимает герцога на службу и направляет его в действующую армию под Нарву. Однако, вместо того чтобы храбро сражаться во славу России, герцог де Круа очень быстро «отдался на пароль» (под честное слово) шведскому полковнику графу Штейнбоку, бросив своих солдат на произвол судьбы.


О возвращении предателя на российскую службу и речи быть не могло. Стесненный в средствах, оставшийся без службы герцог де Круа последние годы жизни провел в Ревеле (ныне Таллинн). Умер он в 1702 г. К этому времени он сумел наделать очень много долгов, и кредиторы запретили его хоронить, надеясь на то, что наследники не оставят тело герцога непогребенным и заплатят его долги. Тело поместили в подвал церкви Нигулисте. Но наследники де Круа, если такие и имелись, не спешили с погашением долгов покойного герцога. Скоро о нем забыли все, даже его заимодавцы. Обнаружили мумифицированное тело герцога де Круа лишь в начале XIX столетия. В 1819 г. прибалтийский генерал-губернатор маркиз Паулуччи приказал поместить мумию герцога на катафалке в одной из капелл церкви Нигулисте и накрыть стеклянным колпаком. Надпись на катафалке гласила: «Герцог сделался знаменит как славою громких дел, так и их разнородностью». Многие находили в этой посмертной эпитафии скрытый подтекст.


Находившаяся в капелле мумия герцога де Круа неизменно привлекала внимание путешественников. Князь Петр Андреевич Вяземский, побывав в церкви Нигулисте, посвятил покойному герцогу одно стихотворение. Лицейский друг А. С. Пушкина Антон Антонович Дельвиг, также побывав в капелле, где хранилась мумия герцога, в одном из писем к другу сообщил, что знаменитый де Круа «лицом похож на Сергея Львовича (отца Пушкина), только поважнее».


В 1870 г. новый генерал-губернатор князь Волконский решил «прекратить это безобразие» и предать земле тело герцога. Но тут выяснилось, что перед самой сдачей в плен под Нарвой Петр I произвел герцога де Круа в генералиссимусы. Об этом факте успели забыть все, даже при императорском дворе. А генералиссимуса по уставу полагалось хоронить со всеми воинскими почестями, в присутствии всей царской фамилии, всей гвардии и дипломатического корпуса. На рапорте князя Волконского император Александр II, воспротивившийся этому, решительно написал следующую резолюцию: «Похоронить тихо». Уже в XX столетии реставраторы церкви Нигулисте обнаружили мумию герцога де Круа в склепе капеллы Клодта. Останки герцога были преданы земле лишь в 1979 г.


Мумия монаха Иоакима


Более 50 лет на кафедре судебной медицины Ярославской государственной медицинской академии хранилась мумия монаха Иоакима Ульянова.


В 1942 г. при прокладке траншеи у стен Воскресенского монастыря рабочие наткнулись на дубовый гроб, вскрыв который, обнаружили прекрасно сохранившиеся останки — плотная, как пергамент, кожа, обтягивающая скелет, имелись волосы на голове и борода. Поразительно, но оказалась цела и монашеская одежда. На груди мумии лежала грамота с жизнеописанием. Из нее узнали, что тело принадлежит монаху Иоакиму, который посвятил себя Богу и решил принять тяжелую смерть за свои грехи, добровольно отказавшись от приема пищи. Последние две недели перед смертью монах пролежал в дубовой колоде, которая и стала ему гробом. Иссушив себя, монах умер в 1598 г.


После обнаружения мумии ее передали на кафедру судебной медицины Ярославского мединститута, где она, находясь в стеклянном саркофаге, долгие годы служила учебным пособием. В 1996 г. владыка Михей поставил вопрос о передаче тела монаха Иоакима Ульянова Православной церкви для захоронения, в результате чего мумию перевезли в Углич, в храм Дмитрия на полях.


К истокам Нила


Доктор Давид Ливингстон так и не нашел истоков Нила. Он рыскал по девственным дебрям и саваннам годами, стремясь осуществить два дела своей жизни: отыскать истоки Нила и в одиночку покончить с работорговлей.


Латинская поговорка caput Nili quaerere — «искать истоки Нила» — означала заниматься заведомо безнадежным, бессмысленным делом. С тех самых, еще римских пор этим безнадежным делом занималось множество лю­дей, причем с возрастающим успехом. Был найден исток Голубого Нила. В 1858 г. Джон Сник открыл второе по величине пресноводное озеро мира, Викторию, и утверждал, что непосредственно из него Нил и вытекает. Ливингстон, напротив, предполагал, что он начинается гораздо южнее и в го­раздо меньшем озере, Бангвеулу — о нем рассказывали туземцы во время его второй экспедиции. Позднее склонность к одержимости собственными прозрениями приведет ученого-миссионера к очевидному заблуждению.


Он опознал Нил в Луалабе, мощной центральноафриканской реке, явно для Нила «не подходящей» — ни по расположению, ни по объему потока в том месте, в котором ее видел Ливингстон (в действительности Луалаба — это верхнее течение Конго).


«Имею честь сообщить вашей светлости, что мне наконец удалось найти истоки, из которых рождается величайшая река», — пишет он загодя проект доклада министру иностранных дел. Не проставлены только дата и координаты. Доклад прибыл в Англию вместе с телом Ливингстона... Крайне удивительно, что все члены экспедиции сохраняли строжайшую и неуклонную верность этому упрямому визионеру. Вряд ли они хорошо понимали его цели и идеалы. Зачем он покинул свой далекий остров и губит себя (вместе с ними) в поисках какого-то особого ручья — в то время как похожих, кстати говоря, на каждом шагу сотни? И все же — ни одной измены, ни одного дезертира, ни одного бунта или кражи. Словно все они, черные и белые, прониклись важностью ми­стического похода, в который их позвал доктор Ливингстон, и из суеверных соображений боялись уклониться от судьбы.


Да, нельзя сказать, чтобы эта экспедиция приносила одно сплошное удовольствие. 25 апреля 1873 г. они достигают очередной деревни. Ливингстон просит собрать на площади нескольких самых «вменяемых» мужчин и, превозмогая приступ, сам выходит беседовать с ними. Все тот же сакраментальный вопрос: слышали ли они когда-нибудь о четырех соединенных источниках на расстоянии нескольких дней пути далее к западу? Вожди трясут головами.


В ночь на 1 мая 1873 г. доктор Ливингстон был в своей хижине не один — у постели остался один из сменных «медбратьев»-носильщиков. Но он заснул. И никто не видел, что именно произошло под утро. Возможно, собрав остаток сил, больной сполз со своего ложа из пальмовых листьев, чтобы помолиться. Или просто чтобы не умирать, лежа в неподвижности. Или он вовсе не при­ходил в себя, а сполз на землю, не отдавая себе в том отчета. Перед рассветом носильщик разбудил спутников путешественника Суси и Чуму. Ливингстон, опустившись на колени спиной ко входу, склонил ладони и голову на кровать — создавалось впечатление, что он говорит с Богом. Несколько минут они колеблются, не решаясь потревожить его. Потом окликают. Потом притрагиваются. Тело окоченело.


Суси и Чума несколько дней скрывали смерть своего господина. В этих районах Африки на сам факт смерти и на сопутствующие ему физиологические обстоятельства смотрят очень строго — в том смысле, что не позволят уклониться от утвержденных веками ритуалов. Неважно, белый или черный скончался в их владениях, они обязаны подвергнуть его тело ряду последовательных обрядов, иначе — горе племени. Однако после таких обрядов у оруженосцев не осталось бы ничего, что они могли бы увезти в Англию, а именно таково было их твердое намерение. Они соорудили небольшой временный сарай с частично съемной сетчатой крышей. Затем извлекли внутренние органы и захоронили в сосудах под хижиной. Просолили и выложили сушиться в сарае труп (сезон дождей прошел). Причем каждый день поворачивали, как на вертеле, и через 2 недели он был «готов». Затем омыли «пергаментное» лицо бренди. И зашили труп доктора в просмоленный парус. Потом «маленькая армия» вернулась к Индийскому океану и погрузила свою скорбную ношу на британский корабль.


Два десятилетия спустя мы уже застаем покойного Ливингстона типично викторианским «памятником» железной энергии, трудолюбию и смирению, позволившим скромному юноше из низов пробить себе дорогу и, в конце концов, подарить Великобритании целый новый мир.


Жировоск


Расцвет наук произвел революцию в человеческом сознании. В 1787 г. при перенесении кладбища «невинных» в Париже в общих могилах было обнаружено много сохранившихся трупов. Однако этот факт вызвал не домыслы, а стремление исследовать данное явление. Частично оно объяснялось мумификацией трупов людей, отравленных мышьяком. Однако благодаря Фуркруа и Туре было впервые обнаружено и детально описано и другое явление — образование жировоска.


Чтобы понять сущность и причины этого явления, его попытались воспроизвести экспериментально, и жировоск был получен Биша в воде, а Ожье и Менилем — в глинистой почве. Было установлено, что полное превращение мягких тканей в жировоск возможно через 17 месяцев при длительном нахождении трупа в воде или глинистой влажной почве без доступа воздуха, то есть при неблагоприятных для микробов условиях.



Дальнейшие исследования касались механизмов данного явления.


Все тело, превращенное в жировоск, имеет вид как бы окаменевшего, одетого в футляр, или вид муляжа из массы, напоминающей смесь жира с воском или смесь извести и стеарина, в виде грубозернистой массы белого (в воде) или желтого (в земле) цвета, распространяющей специфический запах прогорклого сыра. Эта масса легко режется ножом. Кости также при превращении в жировоск размягчаются и легко режутся ножом, что профессор Н. В. Попов в 1938 г. наблюдал у 70-летнего старика, труп которого лежал на дне Волги два года. Специфическим свойством трупов, превратившихся в жировоск, является длительная, десятками лет, сохранность форм трупа, иногда даже деталей: так, можно различить следы петли, ран, замечательна также продолжительность сохранения кровоподтеков; например, черты лица Вашингтона были различимы через 40 лет.


Таким образом, рациональный подход к необъяснимым на первый взгляд явлениям обогащает науку, тогда как мистицизм остается бесплодным.


Случай длительной консервации трупа в условиях соляной шахты


Процессы консервации трупа могут возникать и при других условиях, препятствующих процессу гниения. К группе консервирующих трупных изменений отнесен ряд посмертных процессов. Среди них — засаливание трупов — явление, при котором на труп воздействуют концентрированные растворы солей или соли в сухом виде, своим воздействием они прекращают процессы, разрушающие труп.


Есть литературные данные, указывающие на возможность консервации трупов при попадании их в нефть. Консервирующим действием по отношению к биологическим тканям обладают формалин, некоторые спирты и другие химические вещества. Низкая температура — один из факторов, способных сохранять трупы в неизмененном виде долгое время.


Условия нахождения трупа от момента смерти до момента его исследования могут изменяться. И тогда вместо одних посмертных процессов начинают развиваться другие.


В случаях естественной консервации трупы могут сохраняться длительное время, что позволяет эксперту решать ряд важных для следствия вопросов (о причине смерти, характере повреждений и др.), включая вопрос о давности захоронения.


Последний вопрос, как правило, возникает при расследовании дел, связанных с обнаружением скелетированного трупа. Решение вопроса о сроках захоронения трупа по костным останкам основано на оценке характера их изменений (разложения), степень выраженности и сроки появления которых могут быть отмечены при исследовании.


Рациональными методами исследования костей для определения давности захоронения трупа, наряду с визуальным осмотром, являются: микроскопия, эмиссионный спектральный анализ, воздействие ультразвука и др., при этом обязательным является анализ морфологических и физико-химических свойств почвы, в которой был погребен труп.


В ключе данного вопроса, как нам представляется, для специалистов будет небезынтересным наблюдение одного случая длительной консервации трупа в условиях соляной шахты.


В г. Тегеране (Иран), в Национальном археологическом музее находится уникальный экспонат. Экспозиция музея главным образом была посвящена истории и археологическим находкам древней Персии. Но один из экспонатов привлек наше внимание как специалистов в области судебной медицины.


За стеклом находились останки человека, обнаруженные в прошлом веке при проведении раскопок в одной из солевых шахт. Останки были представлены достаточно хорошо сохранившимися фрагментами мягких тканей лица, лицевого скелета и части левой ноги в виде выступавшей из кожаного сапога головки большеберцовой кости.


Пояснительный текст на стенде «SAIT MAN» содержал следующую информацию. Зимой 1993 г. шахтеры, работающие в соляной шахте, наткнулись на тело (останки) человека с длинными волосами и бородой, а также рядом «артефактов». «Артефакты» включали: часть ноги в кожаном сапоге, три железных ножа с костяными рукоятками, обрывки шерстяной одежды, серебряную иглу и золотую серьгу, фрагменты кожаной веревки, сумок, осколки (черепки) глиняной посуды, а также несколько поврежденных костей.




Загадки танатологии. Монография

Танатос – древнегреческий бог смерти, изображаемый в виде крылатого мальчика с погасшим факелом в руках. Танатоса ненавидели другие олимпийцы, люди не приносили ему даров, и только в Спарте поклонялись безрадостному богу. Сегодня жрецами в его царстве являются ученые-танатологи, раскрывающие тайны жизни и смерти.<br /> В книге Евгения Христофоровича Баринова рассказывается об истории удивительной науки, загадках и открытиях, совершаемых исследователями.<br /> Издание будет интересно как специалистам в области судебной медицины – студентам и преподавателям, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей, медициной и естественными науками.

179
 Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Танатос – древнегреческий бог смерти, изображаемый в виде крылатого мальчика с погасшим факелом в руках. Танатоса ненавидели другие олимпийцы, люди не приносили ему даров, и только в Спарте поклонялись безрадостному богу. Сегодня жрецами в его царстве являются ученые-танатологи, раскрывающие тайны жизни и смерти.<br /> В книге Евгения Христофоровича Баринова рассказывается об истории удивительной науки, загадках и открытиях, совершаемых исследователями.<br /> Издание будет интересно как специалистам в области судебной медицины – студентам и преподавателям, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей, медициной и естественными науками.

Внимание! Авторские права на книгу "Загадки танатологии. Монография" (Баринов Е.Х.) охраняются законодательством!