Юридическая Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Загадки танатологии. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 25.09.2017
ISBN: 9785392263349
Язык:
Объем текста: 184 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение. Основы судебно-медицинской танатологии. Что нам дает изучение мумий?. Загадочное искусство бальзамирования. Костюм из нефрита для принца Лю Шена. «Алтайская принцесса». Мадагаскар. Тайна племени ибалои. Мумия Тутанхамона. Мумия Эхнатона. Мумия Нефертити. Секреты позолоченных мумий. Проклятие долины фараонов. Мумии животных и птиц. Мумия Рамсеса I. В целости и сохранности. Поющие мертвецы из Черчена. Спокойно ли спят знаменитые покойники?. Чудеса с кровью Святого Януария. Угличская трагедия

Нетленные святые. Барнабас Чичиков. Мощи из Белостока. Несмываемая кровь Давида Риччо. Папа Сильвестр II. «Спящая красавица» Марфа Собакина. Мощи Юрьевского монастыря. Юрий Долгорукий. Пленники торфяных болот. Еще одна загадка острова Пасхи. Окаменевший труп. Опальный светлейший князь. Альпийская находка. Лама Даши-Доржо Итигилов. Настоятель Ву Кхак Минь. Офелия. Жертва разоблачает убийцу. Римская красавица. Происшествие с сестрой Розелин. Загадка Жана ле Вассера

Пусть тело мое не знает тления. Случай с герцогом де Круа. Мумия монаха Иоакима. К истокам Нила. Жировоск. Случай длительной консервации трупа в условиях соляной шахты. Мавзолей Железного хромца. Нет покоя праху Гёте. Железный человек. О сроках полной и частичной мумификации трупов. Утраченный секрет. Бальзамирование в России. Эстетика анатомии. Крионика. Современные методы бальзамирования. Заключение. Список основной использованной литературы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Нетленные святые


Как и в приведенных примерах, большинство случаев длительного сохранения тел умерших связано с именем святых. Это объясняется изменением культуры погребальных обрядов, которую принесло с собой христианство. Прежде всего это была массовая смена языческого погребального обряда (путем кремации) на христианский, включавший погребение в земле. Далее, во время гонений возник обычай совершать богослужение не иначе, как на гробах мучеников. Это укрепляло веру в скорое пришествие Христа и воскресение мертвых, а также решимость отстаивать веру в любых обстоятельствах. Однако со временем гонения прекратились, христианство стало государственной религией Римской империи, стали строиться христианские храмы, и указанный обычай трансформировался: теперь для богослужения достаточно было иметь в алтаре если не саркофаг с останками, то хотя бы небольшую часть тела мученика или иного святого. Это вынуждало христиан вскрывать захоронения людей, отличавшихся святой жизнью. Такая практика привела к тому, что трупы, подвергшиеся естественной консервации, стали привлекать к себе большое внимание. Нетленность начала восприниматься как чудесное доказательство святости умершего.


Беда Достопочтенный отмечал необычайную сохранность тела святой Этельреды — основательницы монастыря на острове Или в Кембриджшире. Через 16 лет после смерти ее тело выглядело так, будто она только что заснула.


Святую Цецилию, римскую христианку, принявшую мученическую смерть в 177 г., в течение месяца в 1599 г. показывали народу; ее тело не изменилось, и на нем была видна рана от частичного обезглавливания.


Спустя два дня после смерти святой Терезы Маргариты в 1770 г. — монахини ордена Святого сердца — на теле покойной не осталось никаких признаков болезни, которая при жизни превратила ее в распухшую пурпурную массу. Это и неудивительно: гиперемия и отеки, имевшиеся при жизни, на трупах часто исчезают.


Тело святой Бернадетты из Лурда, которое до настоящего времени демонстрируется в Невере во Франции, не разложилось после ее смерти в 1879 г.


После того как польский святой Анджей Бобола был замучен в 1657 г., регулярные осмотры установили, что его тело не подверглось тлению. Когда Красная армия в 1922 г. взяла Пинск, тело святого было вынесено из собора, на нем были видны смертельные раны.


Киево-Печерская лавра с ее сухим известковым грунтом и вечным сквозняком стала настоящим складом нетленных мощей — мумифицированных трупов знатных монахов, которых здесь хоронили на протяжении 500 лет.


Однако ничего сверхъестественного в такой сохранности некоторых мертвых тел нет, поскольку исследование обычно позволяет обнаружить на месте захоронения обычные условия, способствующие мумификации.


В католичестве и православии святые мощи являются предметом поклонения верующих и считаются большой ценностью. Их почитание выражается в установлении праздника в дни обретения мощей и перенесении их из одного города в другой, в построении над ними храмов и алтарей, в поклонении, лобызании, возжжении свечей и каждении. Истоки поклонения мощам, являющимся, по сути, амулетами, восходят к язычеству, к представлениям о чудесных свойствах мумифицированных тел.


Так, в 1719 г. российский император Петр I выменял у римского папы Климента XI бесценное произведение искусства — античную статую Венеры Таврической, которая до сих пор экспонируется в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, — на мощи святой Бригитты.


Произошло это следующим образом. В начале XVIII столетия к русскому государству была присоединена Прибалтика. В столице Эстляндии Ревеле (ныне Таллин), в захудалом монастыре обнаружили останки католической святой Бригитты, считавшейся «просветительницей эстов». С XVI в., когда эстонцы стали лютеранами, они совершенно забыли святую Бригитту, столь много для них сделавшую в свое время, и не оказывали ее останкам никакого внимания. А православной церкви тем более не было никакого дела до чужих святынь. Вот так мощи святой Бригитты оказались забытыми.


В это время находившийся в Риме капитан Юрий Кологривов, выполняя поручение императора Петра I, договорился о покупке только выкопанной из земли великолепной мраморной статуи. Но незадолго перед этим римский папа Климент XI, большой ценитель и покровитель искусств, категорически запретил продажу иностранцам итальянских древностей. Вот тут-то и пригодились забытые мощи святой Бригитты. Просвещенный глава католической церкви прекрасно понимал художественную и материальную ценность найденной статуи, которая не шла ни в какое сравнение с останками малоизвестной святой. Но даже он не смог пойти вразрез со сложившейся церковной традицией почитания мощей святых, и в результате сделка состоялась.


Однако не следует думать, что мощи обязательно должны представлять собой полностью мумифицированное тело. Иногда это бывают отдельные подвергшиеся мумификации фрагменты тела — кисти рук, стопы, отдельные пальцы. Но иногда отсутствуют и они.


Во время Французской буржуазной революции была вскрыта рака с мощами святой Женевьевы, покровительницы Парижа. При этом вместо нетленного тела святой были обнаружены мешочки с землей, шерсть, флакон с темноватой жидкостью и т. д.


В первые годы советской власти был издан декрет о запрещении хранения мощей в храмах, а в 1919–1920 гг. было произведено 58 вскрытий так называемых нетленных мощей. Вскрытия производились в присутствии представителей советской власти, населения и духовенства, с участием врачей-экспертов. Серебряные гробницы, блистающие драгоценными камнями, чаще всего содержали истлевшие и превратившиеся в пыль кости, но иногда в них действительно обнаруживались мумии. Тем не менее ни у кого из присутствующих не вызывало сомнений, что служители культа обманывали народные массы. Так, профессор А. П. Громов писал: «Мумии нередко использовались служителями церкви в религиозных целях под видом “святых мощей”».


Между тем по православному вероучению мощами считаются не только нетленные тела или части тел, но также кости, волосы и т. д. В качестве критериев их признания святыми используются святая жизнь их обладателя и совершающиеся с их помощью чудеса, а отнюдь не мумификация. Поэтому объекты, которые православные и католики считают мощами, чаще всего не представляют никакого интереса с научной точки зрения.


Так, по данным профессора Ю. А. Молина и его коллег, занимавшихся идентификацией церковных деятелей, мощи преподобного Корнилия Паданского представляли собой скелет с частично сохранившимися в области нижних конечностей мумифицированными мягкими тканями, а преподобного Арсения Коневского — смесь отдельных костей, их фрагментов и зубов.


Христиане остальных направлений чаще всего считают почитание святых и их мощей греховным идолопоклонством, а некоторые (например, баптисты) полагают, что нетление мертвых тел вообще невозможно, так как противоречит Священному Писанию: Бог сказал Адаму: «Яко земли вей, и в землю отидеши», а это значит, что все, происходящее от земли, должно возвратиться в землю.


Даже в рамках православия отношение к нетленным телам может быть различным. На Афоне, например, монахи хоронят усопших в обычных грунтовых могилах. Через какое-то время кости выкапываются и переносятся в специальную усыпальницу — костницу. Если тело не истлело — значит душа покойного не очистилась от грехов, и за такого инока усердно молятся.


Что касается католиков, то они не считают искусственную консервацию мощей фальсификацией. Например, в небольшом г. Мон­реале возле Палермо есть капуцинский монастырь XVI в., а под ним — единственное в своем роде катакомбное кладбище. В 1599 г. скончался некий Сильвестре из Губбио, праведный монах. Братья воздали ему особые почести: погрузили тело в раствор мышьяка (так раньше поступали при эпидемиях, чтобы остановить заразу) и заставили его иссохнуть, а затем прислонили мумию к стене в одной из катакомб, чтобы молиться ей. Новый способ мумификации показался привлекательным и монахам, и паломникам. Через 50 лет здесь пребывали уже сотни покойников. Места на странном кладбище начали продаваться. В завещаниях указывался покрой одеяния, в котором надлежало выставить мумию завещателя в галерее. Иногда даже оговаривалась смена одежд — в зависимости от времени года (обрядовые хлопоты возлагались на капуцинов). Катакомбы подразделены на «тематические» залы: мужчин, женщин, детей, монахов и «VIP», где захоронено множество знатных палермцев и несколько иностранцев — испанцы, французы и даже один господин из Сан-Франциско.


Вообще, искусственное бальзамирование редко применялось в христианских странах не потому, что оно противоречит религиозным воззрениям, а потому, что не существовало эффективных методов. Например, для бальзамирования тела папы Александра VI были приглашены алхимики, которые получили для этой работы большую сумму денег. Однако с задачей они не справились и, видя, что тело безнадежно испорчено, вынуждены были забрать остаток денег и скрыться.


Мотивы фальсификации мумий, таким образом, могут быть разными — религиозными, политическими или чисто коммерческими, и сама фальсификация может быть умышленной или вызванной невежеством и заблуждениями. Иногда фальсифицируют не сами мумии, а только их историческую и культурную принадлежность.


Например, в Вильнюсе в подвале костела по крупным религиозным праздникам верующим раньше показывали несколько сот нетленных мощей святых, которые при детальном исследовании сохранившейся одежды и документов оказались погибшими солдатами отступавшей в 1812 г. через Вильнюс армии Наполеона. Однако можно ли на этом основании утверждать, что речь идет о мошенничестве? Религиозные представления в сочетании с невежеством вполне могли привести к тому, что люди, обнаружившие чьи-то мумифицированные тела, на основании их нетления решили, что перед ними мощи святых. Определенное количество религиозных чудес, в том числе демонстрирующих нетление, является умышленной фальсификацией, однако доказать это удается редко. Гораздо проще понять мотивы лиц, идущих на фальсификацию с последующей продажей мумии.


Так, в период, когда иссохших древних египтян стали ценить арабы и европейцы по причине их якобы исключительной лечебной эффективности, купцы в Александрии наладили даже производство фальшивых мумий из тел казненных преступников. Их наполняли битумом, запеленывали и выставляли на солнце, придавая им сходство с древними мумиями.


Ярким примером фальсификации времени и обстоятельств мумифицирования может служить и следующая история.


Барнабас Чичиков


Неподалеку от юго-западного побережья Африки лежит в Атлантическом океане небольшой островок Айкабо, издавна облюбованный птицами, выводящими на его утесах свое потомство. Почти вся его надводная часть сложилась из несметного количества гуано — птичьего помета, который во все времена считался высокоценным удобрением. Эти залежи обнаружил в начале XIX в. капитан американского брига «Бэтти Уильямс», промышлявшего в Южной Атлантике тюленей. Поняв, что он напал на золотую жилу, капитан Мак-Иллер плюнул на тюлений промысел, до отказа загрузил бриг птичьим пометом, и продал гуано, получив баснословный барыш.


Слух о сенсационной находке Мак-Иллера прокатился по портам Америки и Европы, и в Англии тотчас же возникла компания по продаже помета с острова Айкабо.


Добывать гуано тяжело: тучи пыли, испепеляющая жара… Но за каторжную работу хозяева судов платили хорошие деньги, и на остров устремились на заработки люди со всех стран Европы и Америки. Народ этот был тертый, умевший за себя постоять, и на Айкабо то и дело вспыхивали перестрелки, переходившие в жестокие побоища. Убитых закапывали тут же в гуано. Только за один 1826 г. на острове в междоусобных баталиях погибло 135 человек.


Так и шло время в тяжелом труде, в попойках и драках, пока английский матрос Патрик Томплиссон не наткнулся на закопанный в гуано старинный дубовый сундук, заполненный золотыми монетами, драгоценными камнями и изделиями из золота и серебра. Скрыть от соседей свою находку он не смог, и из-за сундука завязалась настоящая битва, в которую вовлеклись сотни людей.


Когда все сокровища распихали по карманам и страсти малость поутихли, гуанокопатели поняли: остров был когда-то пристанищем пиратов, прятавших на нем награбленные сокровища. Предположение оказалось верным: впоследствии на Айкабо не раз находили то сундуки, то ящики с драгоценностями. Частенько в толще гуано рабочие обнаруживали старинные доспехи, оружие, одежду и тела убитых сотни лет назад пиратов.


Уже тогда кое-кто обратил внимание на удивительную сохранность трупов — их совершенно не касался тлен. Правда, это обстоятельство мало кого заинтересовало. Обобрав карманы покойников, сняв с них серьги и перстни, выходцев из далекого прошлого вновь отправляли в залежи птичьего помета.


Так год за годом кипела адова работа на Айкабо: зарабатывались бешеные деньги, одни обогащались, другие разорялись, разбивались черепа и судьбы, но суда с гуано сновали туда-сюда, словно по расписанию. Все шло по заведенному порядку до тех пор, пока Британское адмиралтейство не направило к острову фрегат «Непреклонный» под командой Оливера Джонса. Королева Виктория решила наложить руку на залежи гуано, приносившие баснословные прибыли. Капитан Джонс действовал решительно и непреклонно: отряд королевской морской пехоты выкинул с острова всех конкурентов, и под гром артиллерийского салюта над ним взвился «Юнион Джек». Отныне Айкабо становился собственностью английской короны, которой управлял губернатор. Вскоре там разместился небольшой гарнизон, постоянные партии добытчиков гуано, и началась планомерная разработка залежей удобрения.


В 1866 г. к острову подошла быстроходная бригантина «Фортуна», приписанная к Нью-Бедфорду (США). Ее владелец и капитан, респектабельный джентльмен Барнабас Уильсон, нанес визит губернатору острова. Когда губернатор узнал, что именно интересовало американца на Айкабо, он временно потерял дар речи. Уилсон, он же «полковник», он же «эсквайр», а на самом деле предприимчивый делец и спекулянт, решил сделать деньги на мертвецах. Именно за ними он и прибыл на остров. Узнав от медиков, что трупы, зарытые в гуано, не разлагаются, а мумифицируются, он вознамерился организовать торговлю мумиями!


После недолгого торга Уильсон получил от губернатора разрешение на вывоз с острова дюжины пиратских трупов, закопанных сотню лет назад. Заполучив необычный груз и прихватив найденные в гуано старинные шлемы, кирасы, пистолеты, сабли, рваные сапоги и камзолы, словом, весь пиратский реквизит, «эсквайр» снялся с якоря и пошел в Александрию.


Совершив недолгую поездку в глубь Египта, он приобрел у местных дельцов, торгующих крадеными предметами древности, несколько саркофагов, сосудов, папирусных свитков и прочей исторической утвари.


Не прошел он и мимо редакций нескольких газет, щедро заплатив им за будущие услуги. Скоро крикливые газетные заголовки оповестили мир о сенсационных находках в нубийской пустыне, о выдающемся открытии века, совершенном неутомимым археологом-любителем Барнабасом Уильсоном.


Пока газеты и телеграф разносили весть о находках, ловкий делец на борту своей «Фортуны» переодевал привезенные с Айкабо мумии в древнеегипетские царские одежды, заботливо укладывал «фараонов» в саркофаги, заполняя их предметами древности, купленными в Египте.


Не были забыты и пиратские доспехи — в них облачили тех покойников, которым не хватило саркофагов. До времени их припрятали. А «находки Нубийской пустыни» были показаны в Англии и Франции. Две гуанизированные мумии были куплены у пройдохи за 700 и 1200 фунтов стерлингов. Французское правительство тоже клюнуло на обман, приобретя две мумии за 9000 франков.


Окрыленный удачной сделкой, жулик отплыл к берегам Мексики, а оттуда на остров Пинос, знаменитый, по легендам, зарытыми пиратскими кладами. Однако Уильсона эти клады не интересовали, он, наоборот, сам намеревался здесь кое-что закопать. Это кое-что было трупами с Айкабо, экипированными в полуистлевшие пиратские лохмотья и вооруженными до зубов. Их сначала закопали, а потом в присутствии приглашенных свидетелей нашли, руководствуясь «подлинными и достоверными документами». В карманы и сумки «пиратов» Уильсон и его подручные положили кое-какое золотишко, разумеется, соответствующих эпох.


И снова газеты надрывались: «Найдены сподвижники Моргана!», «Соратники грозного Генри превращены индейскими жрецами в мумии!», «Старые карты не врут!», «Клады Моргана будут найдены!»


С триумфом прибыв в Соединенные Штаты, делец успешно продавал своих пиратов любителям старины за кругленькие суммы, попутно приторговывая ловко сфабрикованными картами с указанием мест зарытых пиратских кладов.


Партия трупов с Айкабо разошлась в короткий срок. Особым спросом пользовались у покупателей те трупы, на которых сохранились следы ранений, о которых Барнабас Уильсон травил красочные байки. Он уже подумывал о закупке следующей партии мумий, как вдруг разразился жуткий скандал: любитель старины обнаружил в камзоле купленного им пирата среди старинных монет новенький американский игль — десятидолларовую монету чеканки 1866 г., вероятно, забытую по недосмотру во время переодевания мумий.


Дело, как говорится, запахло жареным, и ловкий деляга, сорвавший на этой афере солидный куш, отбыл на «Фортуне» в Австралию и затерялся там.


Барнабас Уильсон был не первым и не последним в торговле мертвецами. Ловкие дельцы организуют настоящие разработки древних захоронений, невзирая на протесты ученых и угрозу уголовного наказания. Раз можно нажиться — значит плевать на всё!


Для судебных медиков данный случай интересен прежде всего тем, что благодаря ему стал известен новый вид консервирующих процессов, или, точнее, новый вариант условий мумификации. Кроме того, он показывает актуальность разработки и практического применения методов определения давности наступления смерти и причин консервации при исследовании мумифицированных останков. Это важно не только для раскрытия случаев мошенничества, но иногда и для расследования преступлений, что доказывает следующий эпизод.


Мощи из Белостока


О важности изучения закономерностей трупных изменений говорит пример, приведенный видным отечественным судебным медиком, профессором В. Ф. Черваковым, который по заданию следственных и административных органов производил исследования бальзамированных трупов, захороненных в XVII, XVIII и XIX столетиях. Подобные исследования представляют интерес для характеристики и оценки методов бальзамирования в различные исторические периоды, а также имеют определенное судебно-медицинское значение, в частности для решения вопроса об особенностях диагностики повреждений, имеющихся на мумифицированных трупах.


Судебно-медицинское исследование трупа мальчика Гавделюченко Гавриила, захороненного в Белостоке в апреле 1690 г., было произведено через 240 лет после смерти. В дореволюционных клерикальных газетах, листовках и различных церковных документах смерть Гавделюченко описывалась как ритуальное убийство. Утверждалось, что смерть мальчика последовала в результате нанесения ему множественных колотых и колото-резаных ран, причиненных с целью получения крови.


Однако при судебно-медицинском исследовании трупа было обнаружено следующее: «...Мумифицированный труп мальчика ростом 106 см, весом 960 гр. Голова отделена от туловища в области 6-го шейного позвонка. Полость черепа пуста. В ней и в позвоночном канале находится небольшое количество серо-бурого цвета массы, в которой при помощи лупы определяются отдельные фрагменты насекомых и их личинок. Волосы на черепе отсутствуют. Свод черепа и лицевая его часть на значительном протяжении покрыты буроватой (на своде) и темно-бурой (в области лица) сильно мумифицированной кожей. Глазные яблоки отсутствуют. Глазные щели овальной формы; в них видна распадающаяся при прикосновении порошкообразная бурая масса. На коже лба, обоих щек, челюстей и на коже свода черепа — многочисленные круглой и овальной формы отверстия, проникающие только через кожу. Мелкие отверстия имеют ровные края; у более крупных края представляются неровными, как бы изъеденными. При внимательном исследовании описанных отверстий нигде в области последних повреждений черепных костей не обнаруживается. Аналогичные отверстия в большом количестве имеются и на коже груди, спины, живота, половых органов, верхних и нижних конечностей. Местами на туловище и конечностях отверстия на коже соединены друг с другом узкими ходами, выполненными порошкообразной массой. Зубов на нижней челюсти три, на верхней — два. В полости рта, в пустых ячейках передних зубов, в углублениях крыловидных отростков — грязно-бурая масса и высохшие личинки насекомых. На основании черепа обнаружен неправильной овальной формы костный дефект, переходящий в большое затылочное отверстие. Кости основания черепа — нижняя часть затылочной кости и обоих височных костей обнажены. Поверхность костей здесь гладкая, как бы лоснящаяся, пропитана маслянистыми веществами. В надключичных областях и в нижней трети шеи кожа отсутствует; здесь видны покрытые бурой порошкообразной массой сильно измененные мышечные пучки в форме бесструктурной высохшей массы. В подмышечных впадинах — распад серо-бурого цвета, по удалении которого повреждений боковых частей грудной клетки не усматривается. Задняя поверхность туловища и ягодичная область уплощены. Кожа на спине истлевшая, черно-бурого цвета. Остистые отростки позвонков и ребра резко выделяются кнаружи. Во многих местах на коже спины видны обрывки и отдельные нити плотно приставшей белой ткани. Половые органы сильно сморщены и изменены; кожа мошонки грязно-бурого цвета, в мелких складках. На коже половых органов и лобка многочисленные мелкие круглые отверстия. В области заднего прохода — два неправильных щелевидных отверстия, в которых видна обильная бурая порошковообразная масса.




Загадки танатологии. Монография

Танатос – древнегреческий бог смерти, изображаемый в виде крылатого мальчика с погасшим факелом в руках. Танатоса ненавидели другие олимпийцы, люди не приносили ему даров, и только в Спарте поклонялись безрадостному богу. Сегодня жрецами в его царстве являются ученые-танатологи, раскрывающие тайны жизни и смерти.<br /> В книге Евгения Христофоровича Баринова рассказывается об истории удивительной науки, загадках и открытиях, совершаемых исследователями.<br /> Издание будет интересно как специалистам в области судебной медицины – студентам и преподавателям, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей, медициной и естественными науками.

179
 Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Баринов Е.Х. Загадки танатологии. Монография

Танатос – древнегреческий бог смерти, изображаемый в виде крылатого мальчика с погасшим факелом в руках. Танатоса ненавидели другие олимпийцы, люди не приносили ему даров, и только в Спарте поклонялись безрадостному богу. Сегодня жрецами в его царстве являются ученые-танатологи, раскрывающие тайны жизни и смерти.<br /> В книге Евгения Христофоровича Баринова рассказывается об истории удивительной науки, загадках и открытиях, совершаемых исследователями.<br /> Издание будет интересно как специалистам в области судебной медицины – студентам и преподавателям, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей, медициной и естественными науками.

Внимание! Авторские права на книгу "Загадки танатологии. Монография" (Баринов Е.Х.) охраняются законодательством!