Юридическая Здравомыслов Б.В.; под ред. Покровского С.А. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Сборник научных трудов

Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Сборник научных трудов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.12.2016
ISBN: 9785392237470
Язык:
Объем текста: 119 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава I. Революционеры-демократы о преступлении

Глава II. Революционеры-демократы о причинах преступности

Глава III. Революционеры-демократы о наказании

3аключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава II.
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ О ПРИЧИНАХ ПРЕСТУПНОСТИ


Большое внимание русские революционеры-демократы уделили в своих произведениях причинам, порождающим преступность. Они сумели вскрыть и показать многие непосредственные источники преступлений.


Такое внимание к вопросам о непосредственных причинах преступлений вполне понятно. Раскрытие источников преступлений, анализ явлений, обусловливающих наличие и рост преступности в царской России, были в руках демократов одним из действенных средств для обличения порочности, гнилости самодержавия и крепостничества.


Взгляды революционеров-демократов на причины преступности проникнуты общей идеей непримиримой борьбы с самодержавием и крепостничеством.


1. Значительное место отведено раскрытию корней преступности в антагонистическом обществе в произведениях А. И. Герцена.


Герцен утверждал, что преступления в феодально-крепостническом и буржуазном обществах порождаются внешними, социальными причинами, коренятся в условиях существования необеспеченных классов.


Особое внимание он уделяет при этом порочности государственной машины и всего общественного строя царской России.


Преступность, указывает Герцен, пронизывает прежде всего весь чиновничье-бюрократический аппарат сверху донизу. Самодержавно-крепостническая Россия представляет собой живую пирамиду из преступлений, злоупотреблений и подкупов, является «сообществом грабительства и добычи и опирается на шестьсот тысяч органических машин с штыками».


Рассказывая в «Былом и думах» о случае с будочником, совершившим убийство прохожего с целью грабежа, Герцен писал: «…чему было дивиться, что при этом правительстве какой-нибудь из его агентов прирезал двух, трех прохожих? Будочники второй и третьей степени разве лучше своего товарища на Синем мосту? А сам-то бyдочник будочников?».


Последняя фраза относилась к Николаю I. За такой прямой намек на связь преступности с государственной системой России, с самодержавием Герцен был сослан в Новгород.


В качестве причин, порождающих преступность и вынуждающих людей совершать преступления, Герцен указывает на необеспеченность существования низших классов, голод и нищету.


В своем юношеском произведении «Вильям Пен» (1839 г.) Герцен словами одного из действующих лиц — Карла Фокса — бросает обвинение обществу, основанному на антагонизме, доводящему людей до преступлений:


Разбойника куют, казнят позорно
За то, что он, спасаясь от голодной смерти,
Безумный, одичалый от несчастья,
Кого-нибудь ограбил и убил,
И рядом с виселицей для него
Те ж руки триумфальные врата
Разбойникам другим сооружают
За то, что грабят днем они, не ночью,
За то, что извели без всякой нужды
Мильоны англичан и их семейства
Пустили по миру бродить.


В последней строфе прямо указывается на то, что вся деятельность господствующих классов порождает преступления, создает возможность совершать преступления на «законных» основаниях.


Бедность и нищета не раз упоминаются Герценом как источники преступлений. По образному выражению, употребляемому Герценом в «Письмах из Франции и Италии» (1847 г.), бедность «образует воров», то есть является одним из непосредственных источников преступлений.


В упомянутом произведении «Вильям Пен» Герцен приходит к выводу о том, что само общественное устройство феодальной Англии неизбежно порождает преступления. Осуществляемое в таких случаях правосудие является по существу палачеством:


И что у вас права? Капканы, чтобы ловить
Людей неосторожных, вы которых
На преступление зовете сами
Общественным нелепым учрежденьем;
Топор и бич — вот ваше право.
И судьи ваши — палачи, от короля
До волостного альдермэна.


Одним из источников преступлений Герцен считает существование крепостного права. Он прямо обвинял Екатерину II в том, что она совершила преступление, узаконив крепостное состояние крестьян.


Царизм, отмечал Герцен, как неограниченная власть должен был по необходимости покровительствовать посягательствам помещиков на права крестьян, поддерживать помещика во всех его спорах с крестьянами. Закон ничего точно не определял, ничего не санкционировал. Было только злоупотребление со стороны правительства и пассивность со стороны народа.


Герцен доказывал, что преступность внутренне присуща господствующим классам, обусловливается условиями их существования.


«Какие чудовищные преступления, — с горечью восклицает он в “Былом и думах”, — безвестно схоронены в архивах злодейского, безнравственного царствования Николая I. Мы к ним привыкли, они делались обыденно, делались как ни в чем не бывало, никем не замеченные, потерянные за страшной далью, беззвучно заморенные в немых канцелярских омутах или задержанные полицейской цензурой».


Герцен дает глубокую и яркую характеристику современного ему русского общества, вскрывает его порочность и преступность. Все господствующие слои общества, — пишет он, — духовенство, дворянство и чиновничество неизменно занимаются пьянством и развратом, чиновничество, сверх того, «ворует по мелочи» и подличает перед начальством. Дворяне, по выражению Герцена, «открыто берут чужое», впрочем, не брезгуют и тайными поборами, взяточничеством и т. д.


Резкое обличение преступности правящих классов феодального общества содержится и в первоначальной редакции «Вильяма Пена»:


Все эти лорды, сиры, камергеры —
Лакеи подлые и больше ничего.
Награбили откуда денег тьму такую?
Пол государственных доходов?
Исторгнутых с клоками мяса
У бедняков, у поселян…


Устами героя этого произведения Вильяма Пена Герцен говорит далее о незаконности возникновения и существования государств, основанных на насилии, корысти и произволе.


Вильям Пен утверждает:
Все царства беззаконно начинались,
И плод их беззаконен был,
И смерть лежала в их груди. Нам грех
Примеры брать с не озаренных светом;
Они на силе и корысти утверждали
Основу царств…


Герцен приходит к выводу, что структура любого общества, в котором есть угнетатели и угнетенные, противоположность нищеты и богатства, где царит произвол, обусловливает наличие пороков и преступлений, остающихся безнаказанными, если их совершают представители господствующих классов.


Нет равенства, пишет Герцен в статье «Пролегомена» (1867 г.), при неравенстве между верхами и массами, погрязшими во мраке. Нет братства между хозяином, перед которым открыто «употребление и злоупотребление» своим имуществом, и рабочим, который сам является объектом «употребления и злоупотребления», ибо сам ничего не имеет.


Эта характеристика вскрывает фальшь деклараций буржуазии о свободе, равенстве и братстве. Она показывает, что сама структура общества обусловила, в частности, наличие злоупотреблений со стороны буржуазии и что максимальное развитие преступность получает именно в среде буржуазии, а не в среде народа.


В «Письмах из Франции и Италии» (1847 г.) Герцен пишет, что, если опуститься на самое дно общественной лестницы, там можно найти столько же добра и нравственности, сколько падения и преступного и что разврат самый гнусный — принадлежность буржуазии, а не народа, не рабочего.


Установив зависимость между условиями жизни общества и преступностью, верно подметив отдельные источники преступлений, Герцен приходит к выводу о нереальности борьбы с преступлениями путем суровых репрессий, о невозможности искоренить преступления при существующих общественных отношениях. Эта мысль проводится Герценом в письме к императору Александру II (1857 г.). Непосредственным поводом для письма послужила книга барона Корфа, содержащая панегирик царствованию кровавого Николая I. В письме Герцен дает прямо противоположную оценку ряду общественных явлений. Рисуя трагедию тех искренних патриотов, которые хотели быть полезными в это время, Герцен пишет: «Побившись бесполезно с юношеской идеей облагородить наши суды, основанные на взятках, нашу полицию, основанную на кулаке, при удушливой цензуре, при невежестве первых трех классов, при безответственности власти, этим людям приходилось сложить руки с отчаянием или, благословясь, начать самим красть и сечь!»


В первоначальной редакции «Вильяма Пена» Герцен высказал также мысль о превентивном значении законодательства, ибо именно предупреждение преступлений, а не суровое наказание должно служить основной мерой искоренения пороков:


То право хорошо, которое
Предупредить порок умеет,
А ваше право все — топор и бич.


Видя бесплодность борьбы с преступностью в эксплуататорском обществе, Герцен считал, что в грядущем обществе будут ликвидированы источники преступности и будет осуществлена задача предупреждения преступлений.


Герцен внимательно и глубоко изучал воззрения западных социалистов-утопистов и особенно Роберта Оуэна. Он положительно оценивал многие из высказываний Оуэна. В частности, те из них, где Оуэн правильно связывал совершение преступления с общественным устройством.


С одобрением относился Герцен к отрицанию Оуэном наличия у человека врожденных преступных качеств, к его призывам не наказывать, а воспитывать человека, совершившего преступное деяние. С особым сочувствием передавал Герцен мысли Оуэна о том, что преступления порождаются определенными условиями жизни, общественными условиями. Герцен полностью присоединяется к выводу Оуэна относительно нелепости наказания лица, понуждаемого социальными условиями к преступлениям, о необходимости изменения общественного устройства, толкающего человека на совершение преступлений.


Герцен вместе с тем критикует Оуэна за то, что он считал возможным достичь своих идеалов только путем воспитания и разъяснения. «Ахиллова пята Оуэна, — отмечает Герцен, — не в ясных и простых основаниях его учения, а в том, что он думал, что обществу легко понять его простую истину».


Правильно подметив одну из слабых сторон учения Оуэна, Герцен, однако, не смог подняться до подлинно научной его критики. Более того, критикуя Оуэна за переоценку воспитания и разъяснения как решающих факторов общественного прогресса, Герцен допускал подобные ошибки, отводя в ряде случаев фактором воспитания и просвещения основное место в борьбе с преступностью.


Взгляды А. И. Герцена на причины преступности в основном материалистичны, он усматривал эти причины в условиях существования людей в антагонистическом обществе.


Однако материализм Герцена не был последовательным. Он не связывал вопрос о причинах преступности с вопросами классовой борьбы.


Не будучи в состоянии в силу исторических условий выйти за пределы идеализма в понимании общественного развития, Герцен видел фактор общественного прогресса в разъяснении массам сущности законов и во всеобщем образовании. Он полагал, что с изменением существующих общественных отношений, с ликвидацией общественного неравенства сразу исчезнут все источники преступности.


Если представить себе будущую общественную форму, писал Герцен в дневнике за 1845 год, когда вопрос о голоде и обжорстве, о наготе и пышности приведется в порядок, когда невозможно будет оставаться без воспитания никому, когда самое значение слова «богач» будет бессмысленно, отпадет необходимость в постоянном применении уголовной репрессии, ибо в корне изменится быт и нравственность простого народа, постоянно пополняющего армии преступников.


2. Вопрос о причинах преступлений решался В. Г. Белинским более последовательно, чем Герценом. В отдельных случаях Белинский вплотную подходит к его правильному решению, вскрывая прямую связь преступности со всем общественным устройством любой страны.


В восьмой статье «Сочинения Александра Пушкина» (1844 г.) Белинский ясно и конкретно указал на отношения, присущие обществу, основанному на неравенстве, как на источник преступлений.


Белинский был убежден в достоинствах человеческой натуры, в том, что человеку свойственно стремление не к злу, а к добру и что врожденные стремления человека справедливы и благородны, а не порочны. Он считал, что зло, к которому причисляются пороки и преступления, коренится не в человеке, а в обществе, то есть в определенных общественных отношениях.


Указывая на отсутствие единого, свойственного любой общественной формации понятия о преступном, Белинский вместе с тем высказывал глубокие мысли о том, что источник преступлений одинаков для любого общества, в котором господствует общественное неравенство.




Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Сборник научных трудов

Представленная работа – первое в науке уголовного права исследование уголовно-правовых взглядов русских революционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова – была опубликована в 1959 г. и с тех пор не переиздавалась. В ней не только представлены воззрения демократов-революционеров на преступления, причины преступности и наказания, но и раскрыта сущность уголовного правосудия в России XIX в.<br> Рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется российской историей вообще и науки уголовного права в частности. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ugolovno_pravovye_vzglyady_russkikh_revolyutsionnykh_demokratov_a_i_gertsena_v_g_belinskogo_n_g_chernyshevskogo_n_a_dobrolyubova_sbornik_nauchnykh_trudov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

109
 Здравомыслов Б.В.; под ред. Покровского С.А. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Сборник научных трудов

Здравомыслов Б.В.; под ред. Покровского С.А. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Сборник научных трудов

Здравомыслов Б.В.; под ред. Покровского С.А. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Сборник научных трудов

Представленная работа – первое в науке уголовного права исследование уголовно-правовых взглядов русских революционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова – была опубликована в 1959 г. и с тех пор не переиздавалась. В ней не только представлены воззрения демократов-революционеров на преступления, причины преступности и наказания, но и раскрыта сущность уголовного правосудия в России XIX в.<br> Рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется российской историей вообще и науки уголовного права в частности. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ugolovno_pravovye_vzglyady_russkikh_revolyutsionnykh_demokratov_a_i_gertsena_v_g_belinskogo_n_g_chernyshevskogo_n_a_dobrolyubova_sbornik_nauchnykh_trudov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Сборник научных трудов" (Здравомыслов Б.В.; под ред. Покровского С.А.) охраняются законодательством!