|
ОглавлениеГлава 1. Предмет и метод теории государства и права. § 1. Предмет теории государства и права § 2. Структура теории государства и права § 3. Функции теории государства и права § 4. Система методов теории государства и права § 5. Соотношение теории государства и права с другими науками § 6. Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста Глава 2. Происхождение государства и права. § 1. Основные теории происхождения государства и права § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе § 3. Происхождение государства (современные трактовки) Глава 3. Понятие, сущность и типология государства. § 1. Понятие государства Глава 4. Функции государства. § 1. Понятие и классификация функций государства § 2. Формы и методы реализации функций государства § 3. Общая характеристика внутренних функций государства § 4. Общая характеристика внешних функций государства Глава 5. Государственная власть и ее механизм. § 1. Понятие государственной власти § 2. Структура государственной власти § 3. Механизм государственной власти § 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата § 5. Понятие и классификация органов государства § 6. Государственное управление и самоуправление Глава 6. Формы государства. § 1. Понятие и элементы формы государства § 3. Форма государственного устройства § 4. Государственно-правовой режим Глава 7. Государство, право, личность. § 1. Понятие и принципы правового государства § 2. Гражданское общество и правовое государство § 4. Основные права и обязанности личности § 2. Технические и юридико-технические нормы Глава 9. Сущность права. § 1. Понятие и признаки права Глава 10. Нормы права. § 1. Понятие и признаки нормы права § 3. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта Глава 11. Источники (формы) права. § 1. Понятие формы и источника права § 2. Виды источников (форм) права Глава 12. Система права. § 1. Понятие и структурные элементы системы права § 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли § 3. Частное и публичное право § 4. Общая характеристика отраслей российского права § 2. Понятие и стадии законотворчества в рф § 3. Систематизация законодательства Глава 14. Реализация права. § 1. Понятие и формы реализации права § 2. Применение права как особая форма его реализации § 3. Понятие акта применения права и его виды Глава 15. Толкование права. § 1. Понятие толкования права Глава 16. Правоотношения. § 1. Правоотношение: понятие, признаки и структура § 3. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения Глава 17. Правомерное поведение. § 1. Понятие и признаки правомерного поведения § 2. Состав правомерного поведения § 3. Виды правомерного поведения Глава 18. Правонарушение. § 1. Понятие и признаки правонарушения § 2. Юридический состав правонарушения § 2. Цели и функции юридической ответственности § 3. Общая характеристика видов юридической ответственности Глава 20. Правосознание и правовая культура. § 1. Понятие, структура и виды правосознания § 2. Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности Глава 21. Законность и правопорядок. § 1. Понятие и принципы законности § 3. Правопорядок: понятие и структура § 2. Стадии механизма правового регулирования § 3. Эффективность механизма правового регулирования § 4. Способы и типы правового регулирования Глава 23. Правовые системы современности. § 1. Понятие и классификация правовых систем § 2. Романо-германская правовая семья § 3. Англосаксонская правовая семья § 4. Мусульманская правовая семья Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 2. Виды источников (форм) праваКаждая система права имеет определенные источники права. Применительно к разным системам права известны следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, юридическая доктрина. Правовой обычай. Учение о происхождении обычного права имеет свою историю. Римские юристы объясняли сущность происхождения устного обычного права и писаного законодательства одинаково. В республиканский период нормативность писаного закона признавалась соглашением народа, выраженным в голосовании. Нормативность обычного права признавалась тоже соглашением народа, но выраженным без голосования, молчаливо. Эти концепции происхождения обычного права без существенных изменений и отклонений сохранились вплоть до начала XIX в., когда историческая школа юристов пересмотрела этот вопрос. Один из основателей этой школы — Пухта отмечал, что источником обычного права является народное правосознание, которое считалось проявлением народного духа, а в народном духе якобы мистически заложены идеи права. Представление о народном духе как о мистическом носителе идеи права вскоре было оспорено. В XIX в. были распространены две точки зрения по вопросу о происхождении обычного права. Одна из них называлась теорией стихийного образования обычая, вторая — теорией первоначального индивидуального творчества. По первой теории, лежавшее в основе обычного права однообразное, массовое поведение людей слагается стихийно и инстинктивно. Представители другой точки зрения отмечали, что однообразное поведение слагается не стихийно, а путем первоначальной деятельности отдельных, более сильных индивидов, которым затем подражала остальная масса. Факты свидетельствуют о том, что нормы обычного права разных народов, разделенных пространством и временем, часто сходны и даже тождественны. В основе обычного права не может лежать нечто случайное, произвол или усмотрение отдельного лица. Обычаи первобытного общества не могли быть ни открыты, ни изобретены кем-либо, даже самой сильной личностью. В нашей юридической и философской литературе предлагается много самых различных определений понятия «обычай». Не вдаваясь в анализ понятия «обычай», отметим лишь, что мы присоединяемся к точке зрения тех авторов, которые выделяют его в качестве самостоятельного вида социальных норм. Происхождение обычаев как самого первого вида социальных норм, содержание и механизм регулирования общественных отношений при помощи обычаев определяют их отличие от иных видов социальных норм. На заре человечества правила поведения, сложившиеся в результате многократно повторяющихся актов общественной жизни, вначале бессознательно усваивались, а затем осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение. Весьма рано приобретают значение обычая производственные навыки. Строгое исполнение установившихся приемов работы было обусловлено коллективным характером трудовых процессов, взаимной связанностью операций, общей заинтересованностью в результатах труда. В наиболее важных случаях производственная деятельность приобретала ритуальный характер. Все значительные события в жизни человека также обставлялись торжественными обрядами и церемониями религиозного свойства. Низкий уровень развития производительных сил древнего общества делал человека зависимым от природы и порождал у него фетишизацию стихийных природных сил, фантастические религиозные взгляды на природу и человека. Но религия существовала не всегда. В начальный период истории человечества религиозное мировоззрение отсутствовало, и сознание людей на протяжении нескольких сотен тысячелетий оставалось безрелигиозным. Общество на всех этапах своего развития не может обходиться без социального механизма, функции которого состоят в регулировании общественных отношений, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность. Вначале этот механизм был чрезвычайно прост. Действия отдельных людей и их общностей регулировались стихийными привычками, не сформулированными в правилах. Длительный период привычки усваивались человеком непосредственно из жизни, путем простого подражания. Механизм социального регулирования усложнился, когда вместе с развитием производства, общественных связей и отношений человек из послушного раба привычек постепенно превращался в сознательного субъекта общественной деятельности и приобретал способность оценивать свои поступки. Примитивный характер производства материальных благ обусловливал простоту связей между людьми и четкий механизм нормативного регулирования. Единственным регулятором общественных отношений был обычай, и его соблюдение обеспечивало внутри рода необходимый порядок. Характерная особенность обычаев состояла в том, что они создавались непосредственно обществом, соблюдались добровольно, выражали и защищали интересы всех членов рода. Формирование обычая является длительным и сложным процессом. Возникнув, обычай живет долго, порой целые исторические эпохи и имеет консервативный характер. Исторический правовой обычай был первым источником права, регулировавшим общественные отношения в родившемся из первобытно-общинного строя государстве. Первые законодательные акты, принятые государством на ранней стадии его развития, представляли собой свод обычаев, действовавших еще в родовом строе. Первоначально и международное право формировалось на основе межплеменных обычаев, которым государства придали силу права. К числу таких обычаев относятся неприкосновенность представителей другой стороны, верность данному слову и ряд других аналогичных элементарных правил поведения, не обладавших ранее качествами права. Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. Учебник" ( Под ред. Малько А.В., Липинского Д.А. ) охраняются законодательством! |