Юридическая Грачева Ю.В., Маликов С.В., Чучаев А.И. Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы)

Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы)

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392191543
Язык:
Объем текста: 241 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Советское уголовное уложение: предыстория и общая характеристика

Глава II. Уголовный закон

Глава III. Преступление

Глава IV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Глава V. Наказание

Глава VI. Особенная часть (общая характеристика некоторых глав)

Свод законов русской революции часть пятая. Уголовное уложение издание 1918 года

Сравнительные таблицы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава VI.
Особенная часть (общая характеристика некоторых глав)


Особенная часть Уголовного уложения открывается разделом 2, посвященным преступлениям против государства и государственного управления. Следует заметить, что статьи не имеют названий, как правило, состоят из нескольких частей. При этом квалифицирующие признаки могут формулироваться и в отдельных статьях.


Глава 2 (ст. 56–70) содержит нормы об ответственности за государственную измену. По своему объему она уступает лишь на одну статью гл. 6, объединяющей нормы об ответственности за противодействие правосудию (соответственно 14 и 15). Государственная измена определяется следующим образом: «Российский гражданин, виновный в способствовании или благоприятствовании враждебных против России действиях…». В качестве квалифицирующих признаков указаны существенное содействие неприятелю и шпионаж.


К данному преступлению законодатель также относит: 1) вступление в заведомо неприятельское войско и невыход из него; 2) побуждение иностранного правительства к военным или иным враждебным действиям против России, прекращению с ней военного союза, уклонению от заключения такого союза, обещание иностранному правительству содействовать его военным действиям против России; 3) способствование правительству или агенту иностранного государства в сборе сведений или предметов, касающихся внешней безопасности России, ее вооруженных сил или сооружений, предназначенных для военной обороны страны; 4) опубликование сообщений или передача другому лицу секретных данных или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, и др.


Большинство криминализированных деяний относится к видам разглашения военной тайны, в том числе изобретений и усовершенствований, касающихся обороны страны.


Судя по использованному приему законодательной техники, покушение не на все преступления признается уголовно наказуемым, так как только применительно к отдельным из них в статье имеется специальная оговорка: «Покушение наказуемо».


Подобное положение труднообъяснимо. Как уже указывалось, «покушение на преступления — наказуемо, но наказания, положенные в законе за сии преступные деяния, смягчаются на основаниях, статьею 41 установленных» (ст. 36 Уложения). Не влечет уголовного наказания лишь покушение на совершение проступка.


Следовательно, исходя из общего положения покушение на совершение преступления наказуемо всегда, но тогда теряет смысл указание на это (причем применительно только к отдельным деяниям) в статьях раздела 2 Уложения.


Глава 3 (ст. 71–74) Уложения объединяет нормы о «нарушениях договора о службе в Рабоче-Крестьянской Армии и Флоте»: 1) неявка в часть принятого на службу в Красную Армию или Флот, самовольное ее оставление раньше шестимесячного срока или опоздание из отпуска; 2) отказ или умышленное уклонение от исполнения обязанностей солдата в Красной Армии и Флоте. Отдельно криминализировано подстрекательство военнослужащего к совершению указанных выше деяний, хотя в целом подстрекательство регламентировано в разделе 1 Уложения (ст. 39). Целесообразность такого шага законодателя вызывает сомнения, фактически умаляет роль норм общей части уголовного закона в регулировании ответственности нескольких лиц, совершивших преступление в соучастии.


В ст. 74 Уложения выделены квалифицирующие признаки, относящиеся к преступлениям, предусмотренным ст. 71–73: совершение деяния во время похода, во время войны или в бою, при подготовительных к бою действиях или сопровождавших бой либо непосредственно следующих за ним. При этом наказание дифференцируется в зависимости от преступления. Наиболее строгому наказанию подвергается виновный в отказе или умышленном уклонении от исполнения обязанностей солдата в Красной Армии и Флоте. Максимальный срок наказания за квалифицированный вид данного преступления, по сравнению с основным, увеличивается в 10 раз (применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 71 и 73 Уложения, — только в 5 раз).


Достаточно объемной является гл. 4 Уложения «О неповиновении власти», в ней интегрированы нормы о девяти преступлениях (ст. 75–83):


1) неисполнение обязательного постановления;


2) сопротивление, сопряженное с насилием или угрозой его применения, в отношении служащего или оказывавшего ему содействие частного лица в целях противодействовать обнародованию или приведению в действие закона, обязательного постановления или законного распоряжения власти либо законному по службе действию;


3) повреждение печати или иного знака, наложенного по распоряжению должностного лица в указанных законом случаях;


4) принуждение путем насилия или угрозы его применения служащего к неисполнению своих обязанностей или злоупотреблению по службе;


5) присвоение власти («самовольное принятие на себя звания служащего с целью учинить действие, которое могло быть совершено только служащим», «самовольное учинение действия, которое могло быть учинено только служащим»);


6) выдача себя за другое лицо, вызванное в суд для исполнения обязанностей народного заседателя;


7) умышленное срывание, повреждение или искажение публично выставленных по распоряжению властей объявления или иного правительственного либо общественного документа, а также надписи.


Квалифицирующим признаком признавалось совершение преступления несколькими лицами (без признаков скопа), применение оружия или причинение телесного повреждения (ст. 76 Уложения). В соответствии со ст. 78 Уложения, «если принуждение учинено несколькими лицами, не образовавшими, однако преступного скопища, то тот из виновных, который употребил при сем оружие или причинил телесное повреждение», наказывается в два раза строже (до двух лет лишения свободы).


В качестве самостоятельных преступлений признаны два вида покушения к склонению служащего к неисполнению им своих обязанностей или к злоупотреблению служебными полномочиями. Различаются они между собой способом совершения деяния; таковым в законе указаны насилие, угроза его применения, взятка.


Нормы гл. 5 Уложения (ст. 84–88) предусматривают ответственность за «посягательства на осуществление избирательного права». В законе выделяются три вида уголовно-правового запрета на воспрепятствование реализации указанного права. Они дифференцируются в зависимости от двух обстоятельств: во-первых, адресата деяния (законодательные учреждения, член законодательного учреждения, лицо, использующее право участвовать в выборах в центральное или местные представительные учреждения); во-вторых, способа деяния (насильственные действия, уголовно наказуемая угроза, злоупотребление властью, обман).


Кроме того, криминализировано разглашение тайны голосования на выборах в центральные и местные представительные учреждения, а также склонение путем обещания предоставления имущественной или иной выгоды лица, «пользующегося правом выборов, к воздержанию при выборах в центральные или местные представительные учреждения от осуществления своего избирательного права или к голосованию определенным образом».


Как уже указывалось, гл. 6 Уложения (ст. 89–104), содержащая нормы об ответственности за противодействие правосудию, является наибольшей по объему. В ней нашли отражение как «традиционные» преступления против интересов правосудия, так и специфические; вероятно, их признание таковыми обусловливалось историческим моментом, идеологическими, политическими и другими обстоятельствами. Так, преступными признавались: ложный донос (закон предусматривает два их вида: с указанием лица, якобы совершившего преступление, и без такового); ложные показания свидетеля, «сведущего лица или переводчика, или при дознании через окольных людей» (лжесвидетельство влекло более строгое наказание, если было совершено вследствие подкупа, а также допрошенным, давшим торжественное обещание); заведомо ложные показания истца или ответчика, данные вопреки торжественному обещанию; фальсификация доказательств в целях навлечь подозрение на определенное лицо в совершении преступления, если такое ложное доказательство стало предметом дознания или послужило поводом к возбуждению уголовного преследования; представление суду или органам дознания заведомо ложного доказательства в тех же целях; ложные показания, позорящие личность виновного, наносящих ему моральный или материальный ущерб; несообщение о замышляемых или совершенных преступлениях и др. В Уложении много внимания уделено регламентации ответственности за побег из-под стражи или из места заключения, а также освобождению лица из-под ареста или места лишения свободы.


Признание представления суду заведомо ложных сведений о своем имущественном положении, погребения или «сокрытия мертвого тела без погребения, прежде судебно-медицинского осмотра такого тела» и других деяний как преступлений против правосудия без сомнения было обусловлено текущим моментом.


Санкции статей, предусматривающих ответственность за преступления против государства или государственного управления, содержат лишь один вид наказания — лишение свободы. При этом его минимальный размер не указывается, следовательно, он определяется исходя из положений норм Общей части. Максимальный срок, как правило, устанавливается по формуле «не свыше…». Однако в некоторых случаях в санкции говорится о лишении свободы «без срока». В соответствии с Уложением «лишение свободы назначается или без срока или на срок от одного дня до пятнадцати лет». Определить юридическую природу наказания, назначаемого без срока, достаточно сложно. Можно предположить, что речь идет о пожизненном лишении свободы. В пользу этого говорит и используемое в тексте Уложения противопоставление: «или — или». Осужденные к лишению свободы без срока по отбытии пятнадцати лет могли быть освобождены из заключения.




Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы)

В работе представлено практически неизвестное современному российскому юристу Советское уголовное уложение, разработанное на основе Уголовного уложения 1903 г. Наркомюстом РФ к марту 1918 г. Являясь историческим источником – памятником права, оно отражает взгляды определенной категории ученых-юристов, ратовавших за преемственность в праве. В связи с этим в работе дается анализ основных положений уголовно-правовой доктрины, сложившейся к началу XX в.; раскрываются вопросы, относящиеся к уголовному закону, преступлению, обстоятельствам, исключающим преступность деяния, наказанию; дается характеристика ряда групп преступлений, отраженных в Особенной части Уложения. Приведены текст Советского уголовного уложения и сравнительные таблицы соотношения его норм с нормами Уголовного уложения 1903 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех интересующихся историей отечественного права вообще и уголовного права в частности.

249
Юридическая Грачева Ю.В., Маликов С.В., Чучаев А.И. Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы)

Юридическая Грачева Ю.В., Маликов С.В., Чучаев А.И. Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы)

Юридическая Грачева Ю.В., Маликов С.В., Чучаев А.И. Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы)

В работе представлено практически неизвестное современному российскому юристу Советское уголовное уложение, разработанное на основе Уголовного уложения 1903 г. Наркомюстом РФ к марту 1918 г. Являясь историческим источником – памятником права, оно отражает взгляды определенной категории ученых-юристов, ратовавших за преемственность в праве. В связи с этим в работе дается анализ основных положений уголовно-правовой доктрины, сложившейся к началу XX в.; раскрываются вопросы, относящиеся к уголовному закону, преступлению, обстоятельствам, исключающим преступность деяния, наказанию; дается характеристика ряда групп преступлений, отраженных в Особенной части Уложения. Приведены текст Советского уголовного уложения и сравнительные таблицы соотношения его норм с нормами Уголовного уложения 1903 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех интересующихся историей отечественного права вообще и уголовного права в частности.

Внимание! Авторские права на книгу "Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы)" (Грачева Ю.В., Маликов С.В., Чучаев А.И.) охраняются законодательством!