Наука Кравченко А.И. Социология. Учебник для бакалавров

Социология. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.04.2017
ISBN: 9785392189601
Язык:
Объем текста: 624 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Методологический раздел

Теоретический раздел

Практический раздел



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Предисловие


Мы живем уже в XXI веке — эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями станут моделью поведения для будущих поколений. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование — все это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придется жить.


Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Всякий раз на лекции — а читать приходится в самых разных местах и для самых разных аудиторий — мне задают один и тот же вопрос. Почему же России так не везет: и политический режим в XX веке у нее был самым жестоким, и экономический базис отсталый, и социальной защиты населения нет никакой. Одним словом, если не считать высочайшей культуры и духовного богатства, самая нецивилизованная страна среди всех цивилизованных стран.


Постоянно приходится доказывать, что ответить на подобные вопросы могут и должны только гуманитарные науки — каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывая свой очень узкий фрагмент реальности. И только социология берет на себя смелость показать общемировые универсалии и доказать, вооружившись эмпирическими фактами и теоретическими законами, что Россия — не исключение из общего ряда, не заповедник зла. Все страны в разное время и в разной форме переживали те острые и болезненные процессы, которые наблюдаются сегодня у нас. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты — дать рекомендации по оздоровлению производства, а политологи — описать происходящие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом, мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира.


Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общества, функционально связанную с другими, — это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий и постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, — это нечто иное.


Попытаемся пойти по этому, прямо скажем, пока не самому популярному пути. Пойти не для того, чтобы в конце обрести абсолютную истину и возвестить о ней со спокойным сердцем, а скорее для того, чтобы посмотреть, что там можно встретить по дороге.


По этой дороге человечество идет вот уже две с половиной тысячи лет. Когда-то знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежд, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Искали ее европейские мыслители и много позже, а именно в эпоху Ренессанса и Просвещения, которую теперь уже можно именовать временем «старого гуманизма». Горизонты «нового гуманизма» открыла нам философия XIX и XX веков, с которой у современной социологии самые непосредственные связи. От философии жизни и неокантианства через экзистенциализм и религиозную философию идеология «нового гуманизма» идет к понимающей социологии, феноменологической социологии и этнометодологии.


Постичь смысл бытия человека в его взаимодействии с внешним миром, придать окружающей действительности личностное звучание, а уже через это осмыслить, измерить и изучить социальную стратификацию, бедность и неравенство, девиацию и движение народонаселения — такова генеральная линия социального познания на исходе XX века.



Социология. Учебник для бакалавров

Учебник охватывает полный курс предмета «Социология», в котором не только изложены основы социального поведения, проанализированы структура и механизмы развития общества, но и рассказано о невероятно сложных проблемах, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку. Большой интерес представляет практический раздел, в котором впервые указаны интернет-источники, предназначенные для проведения социологических исследований.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также для всех интересующихся социологией.

319
Наука Кравченко А.И. Социология. Учебник для бакалавров

Наука Кравченко А.И. Социология. Учебник для бакалавров

Наука Кравченко А.И. Социология. Учебник для бакалавров

Учебник охватывает полный курс предмета «Социология», в котором не только изложены основы социального поведения, проанализированы структура и механизмы развития общества, но и рассказано о невероятно сложных проблемах, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку. Большой интерес представляет практический раздел, в котором впервые указаны интернет-источники, предназначенные для проведения социологических исследований.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также для всех интересующихся социологией.