Юридическая Под ред. Абовой Т.Е. Сделки в гражданском и семейном праве, формы защиты прав и интересов участников сделок. Сборник статей

Сделки в гражданском и семейном праве, формы защиты прав и интересов участников сделок. Сборник статей

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.11.2017
ISBN: 9785392272129
Язык:
Объем текста: 147 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел 1. Сделки в современном гражданском праве

Раздел 2. Сделки в современном семейном праве

Раздел 3. Защита прав и интересов участников сделок



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел 2.
Сделки в современном семейном праве


А. М. Нечаева,
главный научный сотрудник ИГП РАН,
доктор юридических наук,
профессор


Сделки и семейное право


В наше время особую актуальность приобрел вопрос о соотношении гражданского и семейного права. По мнению одних, семейное право — часть гражданского, с точки зрения других, оно относится к самостоятельной отрасли права. Отсюда не столь выраженное понимание термина «сделки», которым специально посвящается глава 9 Гражданского кодекса. Здесь же — в ст. 153 ГК дается ее определение: «сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». Все последующие статьи этой главы уточняют особенности гражданско-правовых сделок, форму их заключения, правовые последствия, признание их недействительными.


В Семейном кодексе нет никакого упоминания о сделках. Неслучайно поэтому в трудах известных цивилистов, посвященных сделкам в гражданского праве, не обращается внимание на сделки, как инструмент правового регулирования брачно-семейных правоотношений. Мало того, например, проф. А. Ю. Кабалкин считал, что «тот факт, что сделки, порождают гражданского-правовые отношения, позволяет отграничить их от волевых актов в сфере иных отраслей права.


Давая широкий перечень сделок проф. Р. О. Халфина, подчеркивала, что сделки занимают особое место в системе гражданского права. Но никакого упоминания о сделках в семейно-правовой сфере в ее трудах нет. Если рассматривать семейное право как часть гражданского, с чем нельзя согласиться, то можно предположить, что гражданско-правовой термин «сделка» принадлежит и семейному праву как части гражданского.


Другое дело — семейное право как самостоятельная отрасль. Тогда возникает вопрос о применимости понятия «сделка» к брачно-семейным отношениям. При этом, на наш взгляд, следует учесть ряд обстоятельств.


Во-первых, слово «сделка» относится к словам, принадлежащим не только цивилистике, но и к терминам общего значения, применимым к разным обязательствам. Иначе говоря, понятие «сделка» носит общетеоретический характер. Именно в таком качестве оно применимо в семейно-правовой сфере. Но надо сказать, достаточно редко, поскольку здесь сделка обычно используется для совершения действий негативного свойства. Во-вторых, понятие «сделка» совпадает полностью или во многом с терминами «соглашение», «договор». Вместе со сделками они образуют своеобразный триумвират с неразделенными границами. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести выдержки из различных словарей русского языка.


Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова определяет сделку как двусторонний договор, как сговор относительно чего-либо. А соглашение есть взаимное согласие на что-нибудь и договор, устанавливающий связь, взаимоотношения и права каких-нибудь сторон. Что же касается договора, то он рассматривается как соглашение, условие, заключаемое между двумя или несколькими лицами, взаимное обязательство. В словаре русского языка (составитель С. И. Ожегов) сделка — это соглашение, договор, устанавливающий какие-либо условия, касающиеся взаимных обязательств (мирный, издательский).


Словарь синонимов языка 1971 года не дает определения сделки, обращая внимание на слово «согласие», которое трактуется как договоренность, взаимное решение, мнение и т. п., к которому приходят в результате обсуждения, переговоров либо как взаимно принятое обязательство. Что же касается договора, то им считается соглашение, контракт, которое трактуется как условие о взаимных обязательствах, заключаемое организациями между собой организациями и отдельными лицами.


В большом толковом словаре русского языка (БТС) сделка трактуется как договор о выполнении чего-либо. Одновременно дается перечень сделок: торговая, биржевая, коммерческая, денежная, выгодная, несправедливая, имущественная, между семьями, неблаговидная, тайная, мировая, полюбовная против собственных убеждений. В их числе и примирение сторон в юридическом судебном разбирательстве в любой ситуации судебного процесса. А соглашение трактуется как взаимное согласие, договоренность; договор, устанавливающий взаимные обязательства сторон. Он рассматривается, как письменное или устное соглашение, условие о взаимных обязательствах.


Таким образом, в различных словарях русского языка понятия сделка, договор, соглашение фигурируют как термины в своей основе совпадающие, имеющие общетеоретический характер. Их объединяет правило о соблюдении взаимных обязательств, перечень которых безграничен. Вместе с тем там, где он фигурирует, акцент делается на сделки, договор соглашения, имеющие материальный, имущественный, деловой характер. Что же касается словарей, энциклопедий, имеющих конкретную направленность — правовое регулирование тех или иных общественных отношений, то и здесь отсутствуют ссылки на использование этих терминов в сфере применения семейного права.


Так, в Юридической энциклопедии под общей редакцией Б. Н. Топорнина приводятся соображения проф. А. Ю. Кабалкина относительно гражданско-правового понимания договора, сделки, каждый из которых имеет свои особенности. По его мнению, понятие «договор» у́же понятия «сделки»; договор всегда сделка, но последняя может не быть договором, поскольку является односторонней. Но при этом нет упоминания о включении названных терминов в число инструментов семейно-правового регулирования. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации 2012 года дает свои разъяснения в рамках классической цивилистики, останавливая свое внимание на особенностях сделок, соглашений, договоров как инструмента регулирования только сугубо гражданских правоотношений.


Отсутствие границ между этими понятиями, которые попали в категорию универсальных, теоретических положений позволяет их использовать в семейных правоотношениях, но не в качестве инструмента гражданско-правового регулирования. А его автоматический перенос на семейно-правовую сферу, во-первых, не соответствует ст. 2 Гражданского кодекса, где говорится об отношениях, регулируемых гражданским законодательством, ст. 1 Семейного кодекса, посвященной основным началам семейного законодательства и ст. 2 этого кодекса, предусматривающей отношения, регулируемые семейному законодательству. Кроме того, автоматический перенос гражданско-правового понятия «сделка» в сферу регулирования семейных правоотношений не соответствует требованиям Семейного кодекса.


Во-первых, рассматривающим споры о воспитании детей он предлагает соблюдать п. 3 ст. 65 СК, ориентирующий, прежде всего на соблюдение нравственных и иных личных качеств родителей, а не на степень их материального обеспеченности. Во-вторых, ч. 2 п. 1, ст. 63 СК предусматривает не что иное как обязанность родителей заботиться о духовном и нравственном развитии своих несовершеннолетних детей.


В-третьих, ч. 2, п. 2 ст. 124 СК, п. 6 ст. 1481 СК обращает внимание на готовность усыновителя, опекуна (попечителя) заботиться о духовном, нравственном развитии несовершеннолетнего. Вот почему сделке в гражданско-правовом ее понимании нет места в семейном кодексе. Но остается открытым вопрос о возможности использования сделки (договора, соглашения) как общетеоретического понятия в семейно-правовой сфере. Для ответа на этот вопрос имеет смысл ознакомиться со словарем русской ментальности, предлагающим современное понимание названных терминов, входящих в систему мировоззренческих понятий.


Оказывается, что договор, будучи взаимным словесным соглашением о каком-либо деле, логическим образом понуждающим обе стороны к обязательному исполнению условленного, относится к одному из древнейших и самых важных социокультурных понятий. Сделка же есть «взаимное соглашение (согласие) между двумя сторонами, обоюдно выгодный сговор для совершения определенных действий (обычно неблаговидных): сделка с совестью». Здесь же дается перечень видов сделок: денежная, имущественная, историческая, крепкая, маленькая, мировая, неизбежная, несправедливая, обширная, общественная, полюбовная, тайная, торговая. В этом же словаре даются ссылки на литературные примеры того или иного вида сделок. В частности, на труды Аксакова следующего содержания: «Северная Америка вся насквозь проникнута эгоистическим холодным расчетом и вся представляет обширную общественную сделку людей между собою, лишенную всякой любви, сделку спокойную, крепкую, ибо основанную на себялюбивом расчете». Что же касается соглашения, то оно понимается как сознательный компромисс интересов. Достигнутое соглашение проявляется в согласованных, а поэтому результативных действиях.


Знакомство с приводимым текстом явно широкого профиля позволяет заметить, что он имеет широкий диапазон, предназначен для регулирования самых разнообразных общественных отношений, в том числе и тех, что находятся в рамках правового регулирования. Отсюда и понимание сделки как многозначного понятия, которое превратилось в термин общетеоретического значения. Но даже столь обширный предлагаемый перечень сделок не содержит тех, что напрямую связаны с регулированием семейных правоотношений, имеющих лишь им свойственные особенности. К тому же и в этом словаре фактически поставлен знак равенства между терминами: сделка, договор, соглашение, что затрудняет обнаружение свойственных им особенностей, отчего в свою очередь трудно судить об автоматическом их переносе в семейно-правовую сферу в качестве одного из инструментов семейно-правового регулировании.


Трудности в использовании понятия «сделка» при регулировании брачно-семейных правоотношений порождает и специфика самого семейного права. Оно заключается в том, что физическое лицо является субъектом самых различных правоотношений. Как член семьи он участник, прежде всего, тех правоотношений, что предусмотрены Семейным кодексом, а также тех законов федерального, регионального значения, которые непосредственно связаны с семейным законодательством. Это не мешает ему быть субъектом гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений, которые отличаются большим разнообразием. В одних случаях правила административно-правового характера включаются в текст конкретной статьи семейного кодекса.


Например, когда приходится обращаться в органы записи актов гражданского состояния с заявлением о расторжении брака (административное право), или решать вопросы, связанные с устройством детей, лишившихся родительского попечения, (административное право), в суд с иском о расторжении брака (гражданское процессуальное право), или решать вопросы, связанные с устройством детей, лишившихся родительского попечения (административное право).


Особую сложность представляет связь семейного и гражданского права, поскольку ряд правил семейного права имеет прямое отношение к цивилистике. Речь идет об имущественных отношениях между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а в некоторых случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, другими родственниками и иными лицами. Именно эти отношения, согласно ст. 2 СК, входят в круг регулируемых семейным законодательством, но на первом месте здесь личные, а не имущественные отношения, которым посвящается специальная глава 8 СК, названная: договорный режим имущества супругов, куда входят статьи, посвященные брачному договору, его заключению, содержанию, изменению и расторжению. Уделяется внимание в Семейном кодексе и ответственности по обязательствам имущественного характера.


И, наконец, в число имущественных отношений перечисленных лиц входят алиментные обязательства членов семьи (раздел V Семейного кодекса). Только п. 3 ст. 31 СК относит к обязанностям супругов заботу о благосостоянии своих детей, термин, малоизвестный российскому семейному законодательству, но широко распространенный в законодательстве других государств, делающий акцент на материальном обеспечении несовершеннолетних. Кроме того, Семейный кодекс предусматривает два режима имущества супругов — законный и договорный, содержит правовые особенности каждого из них.


Таким образом, на первый взгляд, имеется достаточно оснований для автоматического переноса гражданско-правового понятия «сделка» в семейно-правовую сферу. Но она рассматривается Гражданским кодексом как инструмент решения сугубо деловых проблем, перечень которых дает ст. 2 ГК, посвященная отношениям, регулируемым гражданским законодательством, что подтверждается существующим перечнем сделок, договоров, соглашений, нашедших свое отражение в различного рода словарях, в том числе юридических. Поэтому невозможен автоматический перенос гражданско-правового термина в семейно-правовую сферу отношений.


Когда же речь идет о сделке (соглашении, договоре) как сугубо теоретическом термине, возникает проблема соотношения общей теории права, в частности семейного, с правилами, предназначенными для регулирования конкретных правоотношений. Вот почему, чтобы оценить теоретическое значение термина «сделки» с точки зрения семейного права, имеет смысл ознакомиться с возможностью его использования при обозначении признаков брака, которые семейный кодекс дает.


Однако общепринятым считается понимание брака как союза между мужчиной и женщиной, юридически значимого союза лиц разного пола. Следовательно, существует еще один термин, во многом близкий терминам договор, сделка, соглашение. Он понимается как тесное соединение, союз (отдельных лиц, групп, классов и т. п.). Союз может быть родственный, семейный, как объединение, соглашение для каких-либо совместных целей, действий, или как объединение, состоящее из нескольких государств, земель. По своему существу союз аналогично трактуется в Словаре русской ментальности следующим образом: союз — это тесное единение посредством связи, накладывающее взаимные обязательства, неисполнение которых влечет за собой разрыв. Союзы бывают: военные, драгоценные, желанные, искренние, мятежные, наступательные, оборонительные, прочные, священные, семейные, сладостные, торговые.


При сопоставлении перечней разновидности понятий сделка, соглашение, договор, с перечнем разнообразных союзов, заметно существенное различие между ними. Там, где перечисляются виды сделок, соглашений, договоров, делается явный крен в сторону деловых отношений, проникнутых имущественным интересом. А характеристика союза содержит в качестве своей основы — тесное единение, соединение, вступающих в него лиц. Брак же, с точки зрения семейного права, основан на чувствах, побуждающих к заключению брачного союза: «связь двух лиц — это не просто естественный животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо».


Вот почему использование общетеоретического термина «союз» применительно к семейно-правовой сфере можно считать обоснованным, что не мешает ему иметь свои особенности в области семейного права. Одна из них заключается в том, что главная цель брака — создание семьи. Если при этом преследуются иные цели, то есть «если супруги или один из них зарегистрировал брак без намерения создать семью» (п. 1 ст. 27 СК), то такой брак признается судом недействительным правилами, предусмотренным гл. V Семейного кодекса, которые не совпадают с теми, что закреплены в § 2 гл. 9 Гражданского кодекса.




Сделки в гражданском и семейном праве, формы защиты прав и интересов участников сделок. Сборник статей

В сборнике статей, состоящем из трех разделов, освещены общие требования к сделкам, условиям их действительности и недействительности, признания сделок заключенными или нет. Представлены отдельные виды сделок (договоры) в гражданском и семейном праве (с учетом изменений в их правовом регулировании), а также статьи, посвященные формам защиты прав и интересов участников сделок.<br /> Законодательство приведено по состоянию на апрель 2017 г.<br /> Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по проблемам сделок, в преподавании гражданского, семейного права, гражданского и арбитражного процесса в учреждениях высшего юридического профессионального образования, в деятельности законотворческих и правоприменительных органов.

179
 Под ред. Абовой Т.Е. Сделки в гражданском и семейном праве, формы защиты прав и интересов участников сделок. Сборник статей

Под ред. Абовой Т.Е. Сделки в гражданском и семейном праве, формы защиты прав и интересов участников сделок. Сборник статей

Под ред. Абовой Т.Е. Сделки в гражданском и семейном праве, формы защиты прав и интересов участников сделок. Сборник статей

В сборнике статей, состоящем из трех разделов, освещены общие требования к сделкам, условиям их действительности и недействительности, признания сделок заключенными или нет. Представлены отдельные виды сделок (договоры) в гражданском и семейном праве (с учетом изменений в их правовом регулировании), а также статьи, посвященные формам защиты прав и интересов участников сделок.<br /> Законодательство приведено по состоянию на апрель 2017 г.<br /> Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по проблемам сделок, в преподавании гражданского, семейного права, гражданского и арбитражного процесса в учреждениях высшего юридического профессионального образования, в деятельности законотворческих и правоприменительных органов.

Внимание! Авторские права на книгу "Сделки в гражданском и семейном праве, формы защиты прав и интересов участников сделок. Сборник статей" (Под ред. Абовой Т.Е.) охраняются законодательством!