Юридическая Шафир А.М. Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование. Монография

Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.05.2018
ISBN: 9785392276929
Язык:
Объем текста: 109 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Энергетический рынок и энергетические отношения

Глава 2. Энергетические ресурсы как объект энергетических отношений

Глава 3. Экономическая и правовая природа топливно-энергетических балансов

Глава 4. Понятие и экономико-правовая сущность энергофондов

Глава 5. Модель договора на энергоснабжение через присоединенную сеть и специфика опосредствуемых им экономических отношений

Глава 6. Понятие и правовая природа мощности в отношениях по снабжению энергоресурсами

Глава 7. Сфера потребления энергоресурсов как объект энергетических отношений

Глава 8. Энергетическое право и предмет его регулирования



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
Понятие и правовая природа мощности в отношениях по снабжению энергоресурсами


§ 1. Экономико-правовая сущность понятия мощности энергии


Концепция обязательств по энергоснабжению через присоединенную сеть (СЧПС) как самостоятельного договорного типа, обособившегося в системе гражданско-правовых обязательств, и включающего в качестве видов договоры на снабжение по присоединенной сети электрической, тепловой энергией, газом, нефтью, нефтепродуктами и холодной водой, позволяет по новому ответить на вызывающий серьезные дискуссии в юридической литературе вопрос о понятии и правовой природе мощности в энергетике, которая здесь рассматривается как один из объектов правоотношения по СЧПС.


Для понимания экономико-правовой сущности исследуемого явления принципиально важно разделить понятия мощность электрической энергии (энергии) и мощность генерирующих устройств (генерирующая мощность), что не всегда делается в законодательстве и в литературе. В федеральных законах, регламентирующих энергетическую сферу, упоминания об энергии и мощности, как правило, сводятся к двум вариантам: в первом предполагается синонимичность этих категорий, во втором данные понятия разделяются как имеющие самостоятельное значение.


В ФЗ от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», где в редакции от 26 марта 2003 г. № 38-ФЗ практически впервые появилось упоминание о мощности, она не рассматривалась в качестве самостоятельного объекта оборота, поскольку оплачивалась одновременно с электроэнергией по двуставочному тарифу. Применение этих тарифов означало, что абонент оплачивал по фиксированной ставке величину присоединенной мощности (кВА или кВт) и дополнительно оплачивал количество потребленной энергии (кВт∙ч). Тариф на электроэнергию включался в двухставочный тариф как переменные затраты, а тариф на мощность как условно-постоянные затраты потребителя.


В то же время в Федеральном законе от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.) и в утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 (ред. от 28 июля 2017 г.) «Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности» (далее — Правила ОРЭМ) проявился иной подход, в соответствии с которым мощность реализуется на рынке как самостоятельный товар наряду с энергией. Согласно п. 42 Правил ОРЭМ «в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии на оптовом рынке осуществляется торговля мощностью — особым товаром, продажа которого влечет возникновение у участника оптового рынка обязательства по поддержанию принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего указанному обязательству у иных участников оптового рынка права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности. Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю, а также исполнение покупателем обязательства по приему мощности от поставщика осуществляются в объеме, фактически поставленном данным поставщиком на оптовый рынок, с учетом выполнения поставщиком установленных настоящими Правилами требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии».


Данную позицию законодателя можно признать достаточно точно отражающей экономическую сущность понятия мощности как деятельности энергоснабжающей организации по поддержанию генерирующего оборудования в состоянии, обеспечивающем получение потребителем энергии определенного количества и качества. В то же время, содержащуюся в законодательстве правовую квалификацию складывающихся между снабжающей организацией и потребителем отношений в качестве договоров купли-продажи мощности считаем ошибочной, не соответствующей характеру опосредствуемых договорами на энергоснабжение правоотношений.


В литературе по вопросу об экономической и правовой сущности понятия мощности существуют различные точки зрения. Авторы, не признающие мощность самостоятельным товаром, мотивируют это тем, что она представляет собой лишь количественный показатель электроэнергии. А.Н. Лысенко считает, что сама по себе мощность не может представлять ничего, кроме количественного показателя электроэнергии. С. Стофт пишет, что «мощность — это интенсивность потока электроэнергии». Аналогично рассуждает и С.А. Свирков, отмечающий, что мощность не является самостоятельным товаром, поскольку представляет собой количественный параметр другого товара — энергии.


В то же время, правоведы, считающие мощность отдельным товаром, выдвигают разные причины и основания для такого подхода и, соответственно, дают различную правовую квалификацию этого явления. По мнению П.Г. Лахно и В.Ф Яковлева сама формулировка Закона дает основание считать мощность особым товаром и предметом обращения на оптовом рынке, в качестве которого он признает электрическую мощность вырабатывающих электрическую энергию агрегатов, т.е. определяемую условиями эксплуатации их способность производить те или иные объемы электрической энергии. Л. Лапач мощность наряду с энергией в равной степени рассматривает в качестве товара на оптовом рынке электроэнергии, причем, под мощностью понимает определенный договором ресурс энергопотребления в течение установленного периода времени.


Многие авторы квалифицируют мощность как деятельность поставщика энергии по обеспечению готовности генерирующего оборудования (агрегатов) к выработке электроэнергии установленных количества и качества, а плату за мощность — как механизм компенсации затрат, связанных с поддержанием генерирующего оборудования энергоснабжающей организацией в работоспособном состоянии даже тогда, когда электрическая энергия этими агрегатами не вырабатывается и никаких платежей за нее производителю не поступает. При этом большинство сторонников этой позиции вслед за законодателем квалифицируют складывающиеся правоотношения сторон как договор купли — продажи мощности.


Имеются, однако, и авторы, которые приравнивают систему компенсации затрат энергоснабжающей организации по поддержанию необходимой мощности к отчислению в общеполезных для отрасли целях, близкое к целевым налоговым платежам (парафискалитет).


Наконец, есть группы исследователей, одна из которых деятельность снабжающей организации по поддержанию мощности генерирующих устройств относит к числу услуг, а другая придерживается мнения о вещном характере этой деятельности, предлагая заключать «договор об установлении вещного обременения генерирующих мощностей, налагающих на владельцев станций обязанность содержания оборудования в порядке и в состоянии постоянной готовности к эксплуатации». К сторонникам последней позиции можно отнести и Б.М. Сейнароева, считающего, что плата за электрическую мощность является платой за ее абонирование и возможность в любой момент времени использовать величину заявленной мощности. Абонирование в указанном понимании является, по сути дела, вещным обременением, накладываемым на энергоснабжающую организацию. Как пишет автор, в случае недоиспользования договорной величины электрической мощности оплата производится потребителем за всю предусмотренную договором величину, а не за фактически использованную мощность. Таким образом, с одной стороны, потребитель оплачивает всю абонированную им мощность, с другой стороны, вся зарезервированная потребителем мощность поставщика энергии является «обремененной» с момента заключения договора и снабжающая организация не вправе использовать эти мощности для реализации в ущерб другим потребителям.




Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование. Монография

В представленной монографии автор развивает свою концепцию о договорах на энергоснабжение через присоединенную сеть как самостоятельном договорном типе в системе гражданско-правовых обязательств. Работа содержит принципиально новую идею о том, что в основе специфики данных договоров лежат опосредуемые ими специфические экономические отношения, охватывающие сферу потребления энергоресурсов. Автор также выдвигает идею о формировании Единого энергетического фонда РФ и энергофондов других субъектов как организационно-экономической структуры, регламентируемой нормами энергетического законодательства и формирующейся на этой основе комплексной отрасли энергетического права.<br> Нормативные акты приведены по состоянию на 1 сентября 2017 г. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rynok_energoresursov_i_ego_pravovoe_regulirovanie_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

229
 Шафир А.М. Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование. Монография

Шафир А.М. Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование. Монография

Шафир А.М. Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование. Монография

В представленной монографии автор развивает свою концепцию о договорах на энергоснабжение через присоединенную сеть как самостоятельном договорном типе в системе гражданско-правовых обязательств. Работа содержит принципиально новую идею о том, что в основе специфики данных договоров лежат опосредуемые ими специфические экономические отношения, охватывающие сферу потребления энергоресурсов. Автор также выдвигает идею о формировании Единого энергетического фонда РФ и энергофондов других субъектов как организационно-экономической структуры, регламентируемой нормами энергетического законодательства и формирующейся на этой основе комплексной отрасли энергетического права.<br> Нормативные акты приведены по состоянию на 1 сентября 2017 г. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/rynok_energoresursov_i_ego_pravovoe_regulirovanie_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Рынок энергоресурсов и его правовое регулирование. Монография" (Шафир А.М.) охраняются законодательством!