|
ОглавлениеРаздел I. Естественно-правовая школа первой половины XX века Раздел II. Философия права П. И. Новгородцева Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЗаключениеФилософия естественного права занимает в русской философской культуре заметное место. Придя с Запада, она постепенно стала подлинно национальным явлением, внеся своеобразие как в русскую философскую мысль, так и в мировую философию права. Л. И. Петражицкий и П. И. Новгородцев провозгласили необходимость возрождения естественного права в России независимо от такого же призыва, сделанного Р. Штаммлером в Европе. Данный факт говорит, в частности, о том, что к концу XIX в. русская философско-правовая мысль обрела полную зрелость и самостоятельность. Если в XVIII — первой половине XIX в. естественно-правовые идеи развивались как отражение европейского духовного опыта, то уже с последней трети XIX в. естественное право в России развивается во многом на собственной культурно-идейной основе (Б. Н. Чичерин, В. С. Соловьев). Эта интеллектуальная школа, представленная в русской мысли первой половины XX в., глубоко впитала в себя национальное своеобразие отечественной философии и политико-правовой культуры, приобрела оригинальное и яркое содержание, резко отличающее ее от аналогичных образцов на Западе. Во главе процесса возрождения естественного права в России стояли юристы (П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, Е. Н. Трубецкой, А. С. Ященко и др.), они составляли ядро школы естественного права. Но неверно было бы сказать, что естественно-правовая философия развивалась только ими. Естественно-правовые идеи развивали философы, общественные деятели, творческая интеллигенция. Естественно-правовая философия объединила широкий круг либеральных мыслителей, что предопределило насыщенность идеями и особый колорит данного философско-правового направления. Философы С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Б. П. Вышеславцев, Ф. А. Степун, Г. П. Федотов, Е. В. Спекторский и другие внесли своеобразие своей мысли в философию естественного права. Характерной особенностью естественного права является то, что ее исходные базовые установки (идея неотчуждаемых прав человека, дихотомия права и закона, ограничение государства правом) позволяли развивать данные ценности на самой разной методологической основе — на базе неокантианства, неогегельянства, религии, персонализма, экзистенциализма, фрейдизма и др. Естественно-правовая философия стала той универсальной формой, которая смогла вместить в себя самое разнообразное содержание. Отсюда всё богатство идей и концепций, получивших развитие в рамках естественно-правовой философии. |