|
ОглавлениеОсновные особенности римского права Право по определению римских юристов Основные черты римского частного права Правовые системы римского права Основные особенности цивильного права Основные особенности преторского права Муниципия (местное самоуправление) Основные причины, способствующие быстрому развитию юриспруденции в классический период Правоспособность по римскому праву Институции Гая о правоспособности Дееспособность по римскому праву Юристы классического периода о положении рабов Либертины (вольноотпущенные) по римскому праву Правовое положение римских граждан Юристы классического периода о римских гражданах Юридические лица в римском праве Агнаты и когнаты в римском праве Попечительство в римском праве Брак матримониум в римском праве Юристы классического периода о брачном сговоре Наследование по завещанию в римском праве Наследование по завещанию по преторскому праву в римском праве Наследование по завещанию по цивильному праву в римском праве Наследование по Законам XII таблиц Установление наследника в завещании Наследственная трансмиссия в римском праве Вступление в наследство в римском праве Выморочное имущество в римском праве Соединения вещей в римском праве Личное (обязательственное) право Анимус и корпус в римском праве Общая характеристика владения в римском праве Установление владения в римском праве Прекращение владения в римском праве Юристы классического периода о владении Право собственности в римском праве Цивильные способы возникновения собственности Преторские способы возникновения собственности Квиритская собственность (частная собственность) Преторская (бонитарная) собственность Первоначальный способ возникновения права собственности Производный способ возникновения права собственности Прекращение права собственности в римском праве Бонитарное обладание в римском праве Защита владения в римском праве Защита собственности в римском праве Городские и сельские сервитуты Гражданский процесс в римском праве Когниционный процесс в римском праве Легисакционный процесс в римском праве Формулярный процесс в римском праве Экстраординарный (необычный) процесс в римском праве Уголовное право в римском праве Уголовный процесс в римском праве Имущественные иски по объему и цели Конкретные виды исков, которые чаще всего рассматривались в римском праве Легат с вещными действиями в римском праве Легат с обязательным действием в римском праве Виндикационный иск в римском праве Негаторный иск в римском праве Особенность договорного права в римском праве Особенности условий, оговорок в договоре римского права Условия действительности договоров Мировые сделки в римском праве Договор купли-продажи в римском праве Институции Гая о договоре купли-продажи Договор хранения в римском праве Залоговое право в римском праве Институции Гая о договоре найма Договор товарищества в римском праве Институции Гая о договоре товарищества Договор поручения в римском праве Институции Гая о договоре поручения Обязательственное право в римском праве Институции Гая об обязательствах Виды обязательств, которые различали римские юристы Просрочка обязательств в римском праве Нравственные обязательства в римском праве Поручительство в римском праве Ведение чужих дел без поручительства в римском праве Развитие частных деликтов в римском праве Повреждение чужого имущества в римском праве Квазиконтракты в римском праве Безыменные контракты в римском праве Незаконные действия в римском праве Судебные принципы римского права Наиболее важные законы в римском праве (в датах) Наиболее важные постановления сената о римском праве (в датах) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуИнституции Гая об обязательствахГлавное деление обязательств распадается на два вида: каждое обязательство возникает или из договора, или из правонарушения. Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением. Обязательство заключается передачею вещи, например когда дают взаем. Заем в тесном смысле возникает при тех вещах, которые определяются весом, счетом и мерой, как, например, наличные деньги, вино, масло, хлеб в зерне, медь, серебро, золото; эти вещи мы даем или счетом, или мерой, или весом для того, чтобы они сделались собственностью получающих и чтобы со временем были возвращены нам не те же самые вещи, но другие того же свойства и качества. Отсюда произошло и название займа (mutuum), так как то, что мной тебе дано, из моего делается твоим (meum+ tuum=mutuum). Вещью обязуется и тот, кто получил недолжное от того, кто по ошибке заплатил; против него может быть вчиняем иск по формуле; «если явствует, что такой-то обязан дать», как будто бы он получил заем. Вот почему некоторые полагают, что малолетний или женщина, которым дано без соизволения опекуна по ошибке то, что им не следует, столь же мало обязаны возвратить это по судебному требованию, как и на основании займа. Впрочем, сей вид обязательства, по-видимому, не происходит из договора, так как тот, кто дает в намерении заплатить, скорее хочет прекратить обязательственное отношение, чем заключить. Обязательство словами заключается посредством вопроса и ответа, например: Обязуешься торжественно дать? — Дам. Обещаешь? — Обещаю. Даешь ли честное слово исполнить свое обещание? — Даю честное слово. Ручаешься? — Ручаюсь. Сделаешь? — Сделаю. Но что касается следующего вида словесного обязательства: Обязуешься ли торжественно дать? Обязуюсь, — то он свойствен римским гражданам. Прочие же виды принадлежат общенародному праву и употребляются между всеми людьми — как между римскими гражданами, так и между иностранцами. Хотя бы эти стипуляции выражены были по-гречески, например, следующим образом: (дашь? дам); (обещаешь? обещаю); (ручаешься? ручаюсь); (сделаешь? сделаю), то они имеют значение и у римских граждан, если они только знают греческий язык. С другой стороны, эти словесные обязательства, хотя бы они были выражены по-латыни, применяются и у иностранцев, если они понимают только латинскую речь. Торжественное выражение: «Обещаешь дать? Обещаю» до такой степени свойственно только римским гражданам, что даже нельзя найти соответствующего термина в греческом языке, хотя, как говорят, эта формула образована по образцу греческого слова. Вот почему некоторые утверждают, что этой формулой может обязаться также в одном случае и иностранец, например, если наш император предложит вопрос о заключении мира представителю какого-либо иностранного народа в такой форме: обещаешь ли торжественно, что будет мир? или если самого императора таким же образом спрашивают; впрочем, эти слова отличаются уж слишком большой тонкостью, потому что, случись что-либо вопреки соглашению, дело разбирается не на основании договора, а взыскивается на основании права войны. Если один говорит и обещает без вопроса со стороны другого, то обязательство заключено, например, если вольноотпущенник клятвенно обязался дать патрону или подарок, или оказать почтение, или исполнить известные услуги; и если только в этом случае возникает обязательство вследствие клятвы; конечно, ни в каком другом случае люди не берут на себя обязательства вследствие клятвы, преимущественно когда дело заходит о праве римлян. Ибо в том, что касается прав иностранцев, то, рассматривая право каждого государства в отдельности, мы можем прийти к другому заключению. Внимание! Авторские права на книгу "Римское право в вопросах и ответах" (Пиляева В.В.) охраняются законодательством! |