|
ОглавлениеОсновные особенности римского права Право по определению римских юристов Основные черты римского частного права Правовые системы римского права Основные особенности цивильного права Основные особенности преторского права Муниципия (местное самоуправление) Основные причины, способствующие быстрому развитию юриспруденции в классический период Правоспособность по римскому праву Институции Гая о правоспособности Дееспособность по римскому праву Юристы классического периода о положении рабов Либертины (вольноотпущенные) по римскому праву Правовое положение римских граждан Юристы классического периода о римских гражданах Юридические лица в римском праве Агнаты и когнаты в римском праве Попечительство в римском праве Брак матримониум в римском праве Юристы классического периода о брачном сговоре Наследование по завещанию в римском праве Наследование по завещанию по преторскому праву в римском праве Наследование по завещанию по цивильному праву в римском праве Наследование по Законам XII таблиц Установление наследника в завещании Наследственная трансмиссия в римском праве Вступление в наследство в римском праве Выморочное имущество в римском праве Соединения вещей в римском праве Личное (обязательственное) право Анимус и корпус в римском праве Общая характеристика владения в римском праве Установление владения в римском праве Прекращение владения в римском праве Юристы классического периода о владении Право собственности в римском праве Цивильные способы возникновения собственности Преторские способы возникновения собственности Квиритская собственность (частная собственность) Преторская (бонитарная) собственность Первоначальный способ возникновения права собственности Производный способ возникновения права собственности Прекращение права собственности в римском праве Бонитарное обладание в римском праве Защита владения в римском праве Защита собственности в римском праве Городские и сельские сервитуты Гражданский процесс в римском праве Когниционный процесс в римском праве Легисакционный процесс в римском праве Формулярный процесс в римском праве Экстраординарный (необычный) процесс в римском праве Уголовное право в римском праве Уголовный процесс в римском праве Имущественные иски по объему и цели Конкретные виды исков, которые чаще всего рассматривались в римском праве Легат с вещными действиями в римском праве Легат с обязательным действием в римском праве Виндикационный иск в римском праве Негаторный иск в римском праве Особенность договорного права в римском праве Особенности условий, оговорок в договоре римского права Условия действительности договоров Мировые сделки в римском праве Договор купли-продажи в римском праве Институции Гая о договоре купли-продажи Договор хранения в римском праве Залоговое право в римском праве Институции Гая о договоре найма Договор товарищества в римском праве Институции Гая о договоре товарищества Договор поручения в римском праве Институции Гая о договоре поручения Обязательственное право в римском праве Институции Гая об обязательствах Виды обязательств, которые различали римские юристы Просрочка обязательств в римском праве Нравственные обязательства в римском праве Поручительство в римском праве Ведение чужих дел без поручительства в римском праве Развитие частных деликтов в римском праве Повреждение чужого имущества в римском праве Квазиконтракты в римском праве Безыменные контракты в римском праве Незаконные действия в римском праве Судебные принципы римского права Наиболее важные законы в римском праве (в датах) Наиболее важные постановления сената о римском праве (в датах) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПраво вещноеЭто право, направленное определенным образом на достижение благ носителем этих прав. Результат этих прав достигается непосредственно через признание прямых полномочий, которые субъект осуществляет над вещью и которые обходятся без активного содействия других субъектов. Вещное право ограничивается тем, чтобы притязать на проявление ими чисто негативного отношения: воздержания или невмешательства по отношению к объекту такого права. Например, в Дигестах Юстиниана уточняется, что право тесно связано с вещью. «Никому не запрещается доступ на берег моря с целью рыбной ловли, лишь бы данное лицо воздерживалось от входа в виллы, сооружения и памятники, так как эти (предметы) не относятся к праву народов, как море... Но почти все реки и гавани являются публичными. Пользование берегами является публичным на основании права народов, равно как и пользование самою рекою. Поэтому каждый волен причаливать на судне к берегу, привязывать канат к деревьям, растущим на берегу [сушить сети и вытаскивать из моря], складывать какой-либо груз на берегу, равно как и плавать по реке. Но собственность принадлежит тем, чьи имения прилегают к реке; поэтому им принадлежат и деревья, растущие по берегам. Ловящим рыбу в море предоставляется устраивать для своего пребывания хижину на берегу. Так что они становятся хозяевами земли, на которой они строят, но лишь до тех пор, пока сохраняется строение; после же разрушения строения земля как бы в силу права, вытекающего из возвращения (ius postliminii), приходит в прежнее положение, и если другой возводит строение на том же месте, то это место становится его местом. Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в общинах (civitates) театры, стадионы и т. п., и если что-либо другое из принадлежащего общине является общим. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности, и потому Божественные братья дали рескрипт в том смысле, что раба общины можно допрашивать под пытками для доказательства обстоятельств, говорящих как против члена общины, так и в пользу его. Поэтому и отпущенный на свободу раб общины не обязан испрашивать разрешения магистрата, если он вызывает в суд кого-либо из членов общины. Вещи священные, и религиозные, и святые не находятся в составе чьего-либо имущества. Священные вещи — это те, которые посвящены (богам) обществом, а не частными лицами: если кто-либо частным образом установит для себя святыню, то эта вещь является не священной, а светской. Равным образом, если здание сделалось священным, то даже после разрушения строения место продолжает оставаться священным. Но религиозным делает место кто угодно по своей воле, если погребает мертвеца на своей земле. [Но на общем кладбище можно погребать даже без согласия прочих.] На чужой земле разрешается погребать с согласия хозяина: и хотя бы согласие выражено после погребения мертвеца, место делается религиозным. Пустую гробницу скорее всего следует считать религиозным местом, как об этом свидетельствует Вергилий (Марциан)». Внимание! Авторские права на книгу "Римское право в вопросах и ответах" (Пиляева В.В.) охраняются законодательством! |